- Социально-реабилитационная работа
- Осуществление необходимой комплексной реабилитации семьи;
- Разъяснение взрослым членам семьи, ведущим аморальный образ жизни, не проявляющим должной заботы о детях и не занимающихся их воспитанием, правовых последствий подобного поведения;
- Разработка рекомендаций родителям по решению проблемы;
- Ведение социального патронажа семей;
- Содействие контактам воспитанников с их семьями;
- Дальнейшее жизнеустройство несовершеннолетнего.
- Оценка эффективности социальной работы:
- Стабилизация семейной ситуации;
- Готовность родителей к воспитанию своего ребенка;
- Удовлетворительное санитарное состояние жилья;
- Трудоустройство родителей;
- Изменение социального статуса семьи [27, с. 56-70].
Заключение
В результате проведенного
исследования было определено понятие
социальной работы, социального обеспечения,
понятия трудной жизненной ситуации, рассмотрена
правовая база социального обеспечения
граждан, имеющих трудную жизненную ситуацию
в РФ, рассмотрена организация социальной
работы с такими гражданами в Рязанской
области, проведена оценка эффективности
данных организаций и работы в целом. Также
выявлены некоторые проблемы, существующие
на данном этапе в системе социальной
работы в Рязанской области.
Завершая работу, подведем
некоторые итоги. Прежде всего, на основе
актуального для социальной работы
понятия личности мы проанализировали
содержание основных этапов социализации.
Наиболее подробно были рассмотрены социальные
проблемы несовершеннолетних детей, лиц
без определенного места жительства, семьи,
пожилых лиц и инвалидов и пути их решения.
Система социального обслуживания
пожилых людей охватывает, в частности,
медицинскую психиатрическую помощь,
как стационарную, так и поликлиническую;
содержание и обслуживание в домах-интернатах,
помощь на дому нуждающимся в постороннем
уходе; трудоустройство желающих продолжать
пассивную трудовую деятельность.
Важно отметить, что основные
мероприятия при медико-социальной
реабилитации пожилых направлены на
максимально возможное сохранение
жизнедеятельности пожилого человека
в условиях семьи. Этому, в частности,
способствует создание групп самопомощи
– небольших, привязанных к определенному
месту групп, члены которых, имея общие
проблемы, помогают друг другу.
Наконец, особая роль при
оказании помощи инвалидам (наиболее близкой
к престарелым по характеру присущих
им социальных проблем группе) отводится
социальному работнику в учреждениях
здравоохранения. В задачу медико-социального
специалиста, обладающего знаниями психофизиологических
особенностей инвалидов соответственно
причине, приведшей человека к такому
состоянию, входит определение степени
возможности его участия в трудовой деятельности,
помощи в адаптации к новым условиям, определение
режима питания и формирование соответствующего
образа жизни.
Таким образом, в результате
проведенного нами исследования мы убеждаемся
в том, что выбранная тема весьма
актуальна в настоящее время,
так как в последнее время
многим Рязанским семьям необходима
социальная защита и социальная поддержка.
Поставленные в работе
задачи были выполнены: ознакомились с
общими проблемами семей; рассмотрели
социальные проблемы отдельных категорий
семей; проанализировали основные направления
социальной защиты семьи в Рязанской области.
Таким образом, мы пришли к
выводу, что социальная защита семьи
в Рязанской области представляет
собой различные виды социальных
услуг и помощи отдельным категориям
семей, нуждающимся в улучшении
качества жизни и повышении социального
статуса семьи, и лишь только начинает
организовывать оказание психологической
помощи семье.
На мой взгляд, органы
социальной защиты должны как можно
больше уделять внимание организации
психологической, педагогической и
социальной помощи различным категориям
семей и делать ее легкодоступной.
Будущее любой страны определяется
благополучием и здоровьем детей.
Чем хуже качество жизни детей, тем
выше риск роста в будущем масштабов
бедности, ухудшения показателей
здоровья, роста социальной напряженности
и экономической нестабильности.
Предотвращение и ослабление негативных
тенденций является одной из ключевых
задач государственной политики
в отношении детей.
Для более успешного решения
вышеуказанных проблем необходимо:
- проводить целенаправленную просветительскую работу с населением (в первую очередь, с помощью средств массовой информации) с целью оказания содействия в устройстве ребенка на воспитание в семьи российских граждан, привлечения внимания общества к проблемам несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- усилить роль органов образования и социальной защиты: создать в регионах центры социально-психологической реабилитации для несовершеннолетних, занимающихся попрошайничеством и бродяжничеством, а также для детей из малообеспеченных и неблагополучных семей; проводить обследования жилищно-бытовых условий подростков из неблагополучных семей.
- завершить создание дифференцированной разноведомственной сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, уделив особое внимание развитию сети учреждений для детей с проблемами в развитии, поведении, обучении, социальной адаптации, нуждающихся в помощи государства (лечебно-оздоровительных и реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами: образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа; специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и других);
- развивать систему учреждений образовательных, досуговых и оздоровительных учреждений дополнительного образования детей, предоставляющих условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации детей и подростков;
- с целью повышения эффективности работы с несовершеннолетними оказавшимися в трудной жизненной обстановке социально-реабилитационному центру внедрить программу «Срочная помощь». Реализация программы «Срочная помощь» позволит создать условия для социальной защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
- обеспечить несовершеннолетним социальную защиту и полноценную интеграцию в общество;
- поддержать и развивать воспитательный потенциал и социализирующую функцию семей, содействовать реализации резервов и возможностей семей, расширить возможности самопомощи.
В оказании помощи, проведении
социальной адаптации и социальной
работы с жертвами домашнего насилия
существуют следующие проблемы:
- Насилие в семье отличается высокой степенью латентности. Это объясняется, с одной стороны, нежеланием пострадавших обращаться в правоохранительные органы, а также неспособностью некоторых зависимых членов семьи обратиться в правоохранительные органы. С другой стороны, латентность насилия объясняется нежеланием и отчасти неспособностью правоохранительных органов обеспечить реальную защиту пострадавших.
- Нет официальной статистики по насилию в семье. Статистика о потерпевших характеризует весь массив потерпевших от всех видов преступлений, не выделяя при этом количество жертв от насильственных преступлений вообще и от насильственных преступлений, совершаемых в семье.
- Законотворчество в отношении социальной работы с женщинами и детьми – жертвами домашнего насилия осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации (ст. 2 , 21); Семейного кодекса Российской Федерации (ст. 56); Уголовного кодекса Российской Федерации (ст.134, 135, 156), Федерального закона «О гарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации».
- Однако нормативно-правовые акты действующие сейчас в Российской Федерации в отношении насилия над женщинами и детьми (в том числе домашнего насилия) направлены на ликвидацию последствий случившегося.
- К сожалению специальных законодательных актов, которые бы регулировали проблему насилия в семье, на данный момент не существуют.
- Непосредственно помощь женщинам и детям, подвергшимся насилию в семье, оказывают центры социального обслуживания населения различного уровня, а также центры социальной помощи семье и детям. Эти отделения включают в себя следующие социальные услуги: оказание до врачебной медицинской помощи, содействие в получении временного жилого помещения, оказания гражданам юридической помощи в целях защиты их прав, оказания экстренной медико-психологической помощи, в том числе по телефону доверия и.т.д.
- Однако проблема семейного насилия над детьми и женщинами остается нерешенной. Для повышения эффективности системы социального обслуживания жертв домашнего насилия, необходимо предпринять следующие меры: внедрение новых типов учреждений в практику социального обслуживания, модернизация методов, технологий, расширение спектра услуг предоставляемых учреждениями социального обслуживания, создание системы информирования о предоставляемых в социальных центрах услугах, а также меры по совершенствованию кадрового состава учреждений социального обслуживания.
Все эти
меры могут помочь при решении
такой важной проблемы, как социальная
реабилитация женщин и детей,
подвергшихся насилию в семье.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ред. от 30.12.2008)//Российская газета.-1993.-25 декабря.
- ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в ред. от 02.05.2012 № 40-ФЗ).
- ФЗ РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г. №122-ФЗ.
- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 31.12.2005).
- ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ). / Собрание законодательства РФ – 14.12.1995, № 63, ст. 2751.
- ФЗ РФ «Об основах системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120 (в ред. от 29.12.04).
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
- Закон Рязанской области от 03.04.2006г. № 47-оз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Закон Рязанской области от 2 февраля 2005 года № 12-ОЗ «О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей»
- Закон Рязанской области от 18 ноября 2005 года № 126-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Рязанской области»
- Постановление Правительства РФ «Перечень социальных услуг» от 25 ноября 1995 г.
- Постановление Правительства РФ «Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 4 августа 1993 г.
- Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнего, защите их прав».
- Буянова М.О., Гусов К.Н. Право социального обеспечения России: учеб. – М.: Проспект, 2008. – 640 с.
- Абраменкова В.В. Эволюция семьи России и современное детство / В.В. Абраменкова // Научно-популярный журнал "Семья России". – 2006. – С.12.
- Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. – М., 1997.
- Доклад министра социальной защиты населения Рязанской области В.Н.Глонти «Основные направления деятельности министерства социальной защиты населения Рязанской области в 2011 году и задачи на 2012 год».
- Жиликене М. Технология социального обслуживания проблемных семей с детьми//Социальное обслуживание.-2009.-№1.-С.83-85.
- Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. Учебное пособие для студентов. М., 1998.
- Келасьев В. Н. Социальная защита населения и власть. – М., 2007.
- Кирсанова Е.П. Зарубежный опыт социальной работы: проблемы и возможности использования в России.
- Курносова Л.И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением//Работник социальной службы.-2008.-№5.-С.51-79.
- Лопатина Н.Ф. Основа социальной работы – социальная помощь людям. Материалы XХХIХ научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2009 год. Том третий. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. 131 с.
- Масленникова Г.Г., Большакова С.Ю. Программа «СРОЧНАЯ ПОМОЩЬ» (социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) //Работник социальной службы.-2008.-№5.-С.7-12.
- НАРОДНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ (на период до 2020 года). Одобрена XXI Конференцией Рязанского регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 17 сентября 2011 года. / «Аргументы и Факты – Рязань», № 26, 03.11.2011 г.
- Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 395 с. - (Серия «Высшее образование»).
- Организация социально-реабилитационной работы с семьями и детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации (из опыта работы)./Сост. Л.Н. Лысенко, Г.А. Лукичева, А.Л. Павлов. – Вологда, 2005.
- Правительство Рязанской области, официальный сайт. Социальная сфера / Комплекс мер социальной защиты жителей Рязанской области / Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
- Проблемы работы социально-реабилитационных центров. /Цветаева М.А., г. Задонск, 2006 г.
- Предотвращение насилия в семье (опыт регионов) Методическое пособие. /Под ред. Захаровой Ж. А., Бородатой М. Н, Голофаевой М.И; М.,2005 С.22.
- Ромм М. В., Ромм Т. А. Теория социальной работы. – Новосибирск, 1999.
- Социальная работа: теория и практика. // Учеб. пособие. // отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С.Сорвина. – М.: ИНФРА – М. 2001.
- Социальные права граждан в вопросах и ответах / Под ред. В.Е.Крутских, В.Е.Сидорова: - М.: Норма – 2006. – 352 с.
- Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Любезнова Е. В. – 2006. - № 1. – С. 55-58.
- Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 528 с. – (Для бакалавров).
- Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. Обзорная информация. - М., 1994. Вып. 1.
- Социальные службы для подростков и молодежи. - М., 1993.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. – С-Пб, 2004. – 289 с.
- Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В. И. И д.р. - Киев, 2005. – 312 с.
- Стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы в Рязанской области. http://minobr.ryazangov.ru
- Теория социальной работы: учебник /Под ред. Е.И. Холостовой.- М.: Юрист, 2006. – 534с.
- Технология социальной работы: Учебное пособие /Под ред И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 240с.
- Токарева С., Маркелова Е. «Я и моя семья» //Беспризорник.-2009.-№1.-С.36-40.
- Фирсов М.В. Технология социальной работы: Учебное пособие.-М.: Академический проект, 2007.-432с.
- Челябова Э.И. Социальная политика в отношении несовершеннолетних из неблагополучных семей //Вопросы ювенальной юстиции.-2006.-№3.-С.31-33.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М, 2005. – 450 с.
- Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 2006. – 342 с.
- http://minsoc.ryazangov.ru/
- Приложения Приложение А
Список
подведомственных организаций министерства
социальной защиты населения Рязанской
области
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань»
- Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр социальных выплат Рязанской области"
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Центр социальной реабилитации инвалидов»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Рязанский геронтологический центр им. П.А. Мальшина»
- Государственное казенное учреждение Рязанской области «Рязанский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Ермишинский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Захаровский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Кадомский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Касимовский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Ардабьевский психоневрологический интернат»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Елатомский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Елатомский психоневрологический интернат»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Иванчиновский психоневрологический интернат»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Касимовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Лашманский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Клепиковский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Кораблинский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Милославский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Михайловский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Михайловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Новодеревенский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Пителинский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Пителинский психоневрологический интернат»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Пронский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Путятинский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное казенное учреждение Рязанской области «Путятинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Рыбновский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Романцевский психоневрологический интернат»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Ряжский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное казенное учреждение Рязанской области «Ряжский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Ряжский психоневрологический интернат»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Рязанский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Сапожковский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Сараевский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Сасовский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное казенное учреждение Рязанской области «Сасовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Скопинский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Побединский психоневрологический интернат»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Скопинский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Спасский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Ухорский психоневрологический интернат»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Старожиловский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Ухоловский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное казенное стационарное учреждение Рязанской области «Ухоловское профессиональное училище интернат»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Чучковский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Чучковский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов»
- Государственное казенное учреждение Рязанской области «Чучковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Шацкий комплексный центр социального обслуживания населения»
- Отделение профилактики социального сиротства и социальной реабилитации государственного бюджетного учреждения Рязанской области «Шацкий комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Вышинский психоневрологический интернат»
- Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Шиловский комплексный центр социального обслуживания населения»
- Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области «Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов»
- Государственное казенное учреждение Рязанской области «Шиловский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»