Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:27, курсовая работа
Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ-ХI вв. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В свою очередь обострились проблемы социального обслуживания, так как с началом экономических п
1. Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 8
1.1. Понятие социальной работы, её задачи 8
1.2. Понятие трудной жизненной ситуации 13
1.3. Организационно-правовое регулирование социальной работы в отношении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 14
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 23
2.1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления 23
2.2. Специфика социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 42
2.3. Социальная работа с гражданами без определенного места жительства, находящимися в трудной жизненной ситуации 50
2.4. Социальные проблемы и направления социальной защиты семьи в Рязанской области 55
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 63
3.1. Рекомендации по внедрению новых технологий в социальную работу с несовершеннолетними, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию 63
3.2. Долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы как вариант совершенствования социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 69
3.3. Пути совершенствования системы социальной реабилитации женщин и детей, подвергшихся насилию в семье 70
3.4. Модель социально-реабилитационной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитационного центра 73
2. Заключение 77
3. Список использованной литературы 82
4. Приложения 87
В учреждениях социального
обслуживания в дневное время
предоставляется социально-
В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
Социальные службы оказывают
помощь в профессиональной, социальной,
психологической реабилитации инвалидам,
лицам с ограниченными
Статья 17 Закона определяет перечень организационно-правовых форм социального обслуживания, на деятельность которых он распространяется:
Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи, способствовал Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнего, защите их прав». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и др. [13]
Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство РФ; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:
К сожалению, наличие нормативной
базы еще не обеспечивает эффективности
социального обслуживания. Практически
еще не утверждены и не разработаны
государственные стандарты
Пути достижения нового качества
социальной работы и системы социального
обслуживания в целом предполагают
полную и всеобъемлющую реализацию
принятых федеральных законов и
подзаконных актов, касающихся улучшения
социального обслуживания и социального
обеспечения различных
Таким образом, для работников социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе постепенно создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.
В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 прописаны понятия, нормы, правила и процедуры, определяющие статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями.
Данный закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг. В этом документе в главе III «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» определены формы социального обслуживания»:
Закон определяет условия оказания социальных услуг – платно или бесплатно, роль учреждений социального обслуживания в обществе, основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, определены права социальных работников и как осуществляется контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.
В законе «О социальной защите
инвалидов Российской Федерации» от
24 ноября 1995 года не только закреплено
обслуживание инвалидов, но поручено предприятиям
и организациям обеспечивать специальным
оборудованием и
В этих законах также раскрываются основные виды социального обслуживания: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в санаторных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей и др.
Также предусмотрена возможность
получения достаточных для
Социально-экономические преобразования на любом этапе развития общества всегда сопровождаются изменениями в социализирующих потенциалах основных институтов воспитания подрастающих поколений, снижением эффективности их влияния на взрослеющую личность, ведут к несформированности у детей свойств субъекта деятельности, общения, самосознания, вызывают определенные деформации в социальном опыте. Как результат, отмечается неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, неосвоенность минимума социальных ролей, затруднения в адаптации и интеграции в систему социальных отношений. Такие дети, чаще всего, оказываются в трудной жизненной ситуации и нуждаются в адресной социальной помощи и поддержке.
Трудной считается ситуация,
объективно нарушающая жизнедеятельность
человека, которую он не может преодолевать
самостоятельно. Следовательно, понятие
«трудная жизненная ситуация»
В основе трудной жизненной ситуации лежит совокупность факторов, причин, форм [35, с. 16]. Ее предлагают графически изображать таким образом [Рис.1];
Характер
проблем
Формы
выражения
Проявления
в социуме
Причины
Рис.1. Основные проблемы ребенка, оказавшегося
в трудной жизненной ситуации
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это – дети:
Следовательно – это дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена сложившимися обстоятельствами, характеризуется неопределенностью исхода, возможным неблагополучием в определенных сферах, которые они не в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью семьи.
К группе таких детей в первую очередь следует отнести тех, кто остался без попечения родителей.
Значительное число детей, учитываемых в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации в качестве оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами. Ежегодно субъектами системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних области вновь выявляется до 500 таких детей, около 40 женщин отказываются от новорожденных детей.
Благодаря развитию системы
семейного жизнеустройства
В Рязанской области на 1 января 2012 года проживает 3654 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Несмотря на то, что за последние три года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 12,8 %, большинство из них - «социальные сироты». Среди причин, по которым дети остались без родительского попечения, преобладает алкоголизм родителей, жестокое обращение с детьми, нахождение родителей в местах лишения свободы, как следствие – это лишение родительских прав или ограничение в родительских правах.
В Рязанской области остается высоким количество родителей, лишенных родительских прав в отношении детей: 2009 г. – 404 ребенка, 2010 г. – 315 детей, 2011 г. – 315 детей [40, с. 10].
Для данной категории детей предусматривается система социальных мер в виде содействия, поддержки, услуг, предпринимаемых для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе, создание защищенного пространства, в котором ребенок будет способен находить опору в самом себе при выходе из трудной ситуации (материальная помощь, социально-бытовое, медико-социальное, психолого-педагогическое, правовое консультирование, психотерапия, организация отдыха и оздоровления, обеспечение занятости, тренинги, обучение социальным навыкам и нормам поведения, включение в социально одобряемую деятельность).
Законом Рязанской области от 03.04.2006г. № 47-оз установлены следующие дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Рязанской области:
Возмещение расходов курсов осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Рязанской области;
Информация о работе Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку