Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ-ХI вв. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В свою очередь обострились проблемы социального обслуживания, так как с началом экономических п

Содержание

1. Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 8
1.1. Понятие социальной работы, её задачи 8
1.2. Понятие трудной жизненной ситуации 13
1.3. Организационно-правовое регулирование социальной работы в отношении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 14
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 23
2.1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления 23
2.2. Специфика социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 42
2.3. Социальная работа с гражданами без определенного места жительства, находящимися в трудной жизненной ситуации 50
2.4. Социальные проблемы и направления социальной защиты семьи в Рязанской области 55
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 63
3.1. Рекомендации по внедрению новых технологий в социальную работу с несовершеннолетними, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию 63
3.2. Долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы как вариант совершенствования социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 69
3.3. Пути совершенствования системы социальной реабилитации женщин и детей, подвергшихся насилию в семье 70
3.4. Модель социально-реабилитационной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитационного центра 73
2. Заключение 77
3. Список использованной литературы 82
4. Приложения 87

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 584.40 Кб (Скачать документ)

В учреждениях социального  обслуживания в дневное время  предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам  преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том  числе несовершеннолетним, находящимся  в трудной жизненной ситуации.

В учреждениях социального  обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Социальные службы оказывают  помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную  жизненную ситуацию и нуждающимся  в реабилитационных услугах.

Статья 17 Закона определяет перечень организационно-правовых форм социального обслуживания, на деятельность которых он распространяется:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры (отделения) социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
  • геронтологические центры;
  • иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи, способствовал Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнего, защите их прав». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и  развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов  социальной защиты населения и др. [13]

Ежегодно перечень государственных  услуг утверждает Правительство  РФ; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных  органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:

  • Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь;
  • Социально-правовые услуги;
  • Социально-реабилитационные услуги;
  • Психологические услуги;
  • Педагогические услуги;
  • Социально-медицинские услуги.

К сожалению, наличие нормативной  базы еще не обеспечивает эффективности  социального обслуживания. Практически  еще не утверждены и не разработаны  государственные стандарты социального  обслуживания населения, хотя такие  попытки и предпринимались.

Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального  обслуживания в целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов и  подзаконных актов, касающихся улучшения  социального обслуживания и социального  обеспечения различных категорий  населения, создание надежного правового  механизма их реализации.

Таким образом, для работников социальных служб и отдельных  специалистов по социальной работе постепенно создается правовое поле, которое  позволяет успешно выполнять  свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке  различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную  ситуацию.

В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 прописаны понятия, нормы, правила и процедуры, определяющие статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями.

Данный закон юридически закрепляет сложившуюся систему  помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и  порядок оказания им социальных услуг. В этом документе в главе III «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» определены формы социального обслуживания»:

  1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское);
  2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания;
  3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях, социального обслуживания независимо от их наименования);
  4. срочное социальное обслуживание;
  5. социально-консультативная помощь. [3, с. 8]

Закон определяет условия  оказания социальных услуг – платно или бесплатно, роль учреждений социального  обслуживания в обществе, основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, определены права социальных работников и как осуществляется контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.

В законе «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года не только закреплено обслуживание инвалидов, но поручено предприятиям и организациям обеспечивать специальным  оборудованием и приспособлениями в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования вокзалами и аэропортами [4].

В этих законах также раскрываются основные виды социального обслуживания: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в  санаторных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального  обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей  и др.

Также предусмотрена возможность  получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный  и территориальный перечни и  гарантируются государством.

 

 

 

 

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

      1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления

 

Социально-экономические  преобразования на любом этапе развития общества всегда сопровождаются изменениями  в социализирующих потенциалах  основных институтов воспитания подрастающих поколений, снижением эффективности  их влияния на взрослеющую личность, ведут к несформированности у  детей свойств субъекта деятельности, общения, самосознания, вызывают определенные деформации в социальном опыте. Как  результат, отмечается неразвитость социально-коммуникативных  качеств и свойств личности, низкая способность к социальной  рефлексии, неосвоенность минимума социальных ролей, затруднения в адаптации  и интеграции в систему социальных отношений. Такие дети, чаще всего, оказываются  в трудной жизненной ситуации и нуждаются в адресной социальной помощи и поддержке.

Трудной считается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность  человека, которую он не может преодолевать самостоятельно. Следовательно, понятие  «трудная жизненная ситуация» определяется  как временная, объективно или субъективно  создающаяся; как неизбежное событие  в жизненном цикле, порождающее  эмоциональное напряжение и стрессы; как препятствие в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных  средств, с использованием одних  внутренних ресурсов.

В основе трудной жизненной  ситуации лежит совокупность факторов, причин, форм [35, с. 16]. Ее предлагают графически изображать таким образом [Рис.1];


 

 

Характер

 проблем

 

 

  Формы

выражения

 

 

 

 

 

 

Проявления

  в социуме

 

 

 

Причины

 

 

Рис.1. Основные проблемы ребенка,  оказавшегося

в трудной жизненной  ситуации

 

Дети, находящиеся в трудной  жизненной ситуации. Это – дети:

  • остались без попечения родителей;
  • оказались без надзора со стороны взрослых  и без дома;
  • имеют недостатки в психическом и физическом развитии, инвалидность;
  • являются жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий, насилия;
  • живут в семьях беженцев и вынужденных переселенцев, в малоимущих семьях и семьях неблагополучных;
  • находятся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, воспитательных колониях [7, с. 3].

Следовательно – это дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена сложившимися обстоятельствами, характеризуется неопределенностью исхода, возможным неблагополучием в определенных сферах, которые они не в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью семьи.

К группе таких детей в  первую очередь следует отнести  тех, кто остался без попечения родителей.

Значительное число детей, учитываемых в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации в качестве оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами. Ежегодно субъектами системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних области вновь  выявляется до 500 таких детей, около 40 женщин отказываются от новорожденных  детей.

Благодаря развитию системы  семейного жизнеустройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, профилактики вторичного сиротства, предупреждения причин отказов от новорожденных  детей и профилактики жестокого  обращения с детьми наметилась тенденция  постепенного снижения числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В Рязанской области на 1 января 2012 года проживает 3654 детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

  Несмотря на то, что за последние три года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 12,8 %,  большинство из них  - «социальные сироты». Среди причин, по которым дети остались без родительского попечения, преобладает алкоголизм родителей, жестокое обращение с детьми, нахождение родителей в местах лишения свободы, как следствие – это лишение родительских прав или ограничение в родительских правах.

В Рязанской области остается высоким количество родителей, лишенных родительских прав в отношении детей: 2009 г. – 404 ребенка, 2010 г. – 315 детей, 2011 г. – 315 детей [40, с. 10].

 Для данной категории детей предусматривается система социальных мер в виде содействия, поддержки, услуг, предпринимаемых для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе, создание защищенного пространства, в котором ребенок будет способен находить опору в самом себе при выходе из трудной ситуации (материальная помощь, социально-бытовое, медико-социальное, психолого-педагогическое, правовое консультирование, психотерапия, организация отдыха и оздоровления, обеспечение занятости, тренинги, обучение социальным навыкам и нормам поведения, включение в социально одобряемую деятельность).

Законом Рязанской области  от 03.04.2006г. № 47-оз установлены следующие  дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Рязанской области:

  • расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств областного бюджета, внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение [8, с. 6].

Возмещение расходов курсов осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Рязанской  области;

  • детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно - профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета;
  • детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно – оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из областного бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников;
  • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и не реализовавшие право на жилое помещение по не зависящим от них причинам, не утрачивают право на жилое помещение по достижении указанного возраста;
  • органы государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья;
  • работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Информация о работе Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку