Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:27, курсовая работа
Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ-ХI вв. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В свою очередь обострились проблемы социального обслуживания, так как с началом экономических п
1. Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 8
1.1. Понятие социальной работы, её задачи 8
1.2. Понятие трудной жизненной ситуации 13
1.3. Организационно-правовое регулирование социальной работы в отношении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 14
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 23
2.1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления 23
2.2. Специфика социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 42
2.3. Социальная работа с гражданами без определенного места жительства, находящимися в трудной жизненной ситуации 50
2.4. Социальные проблемы и направления социальной защиты семьи в Рязанской области 55
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 63
3.1. Рекомендации по внедрению новых технологий в социальную работу с несовершеннолетними, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию 63
3.2. Долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы как вариант совершенствования социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 69
3.3. Пути совершенствования системы социальной реабилитации женщин и детей, подвергшихся насилию в семье 70
3.4. Модель социально-реабилитационной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитационного центра 73
2. Заключение 77
3. Список использованной литературы 82
4. Приложения 87
Проблемы ребенка и
его семьи настолько глубоки,
что только педагогическими методами
они не решаются. Для осуществления
реабилитации этих несовершеннолетних
и их семей необходим
Мы должны стремиться к тому, чтобы наша деятельность была бы значима для того учреждения, в котором мы работаем, для того места, в котором мы живем, а значит и для всей страны в целом!
В целях создания
благоприятных условий для
Разработан проект целевой программы «Развитие государственных стационарных учреждений социального обслуживания», в соответствии с которой планируется создание новых объектов социальной инфраструктуры – строительство жилых корпусов стационарных учреждений социального обслуживания, отвечающих новым требованиям законодательства [25, с. 3-5].
Будет совершенствоваться работа:
– по трудоустройству
пенсионеров на должности, не
пользующиеся популярностью
– по решению
проблем трудоустройства
Созданию
достойных условий жизни
Для людей
старшего поколения будут
Создание
реестра социально
Другим важным
направлением государственной
Принятие
программы «Доступная среда на
2012-2016 годы» обеспечит повышение
качества жизни инвалидов,
Проблема насилия в семье отражает нездоровую социально-нравственную ситуацию и дисгармонию существующую в обществе.
Сложно говорить о каких - либо кардинальных мерах, способных оградить женщин и детей от домашнего насилия, так как для этого должна измениться к лучшему социально-экономическая обстановка в стране, стать более эффективной законодательная защита, а также должен быть усилен контроль за соблюдением законов.
Данную проблему также невозможно решить отдельно от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния.
Для предотвращения самого факта семейного насилия надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом. И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации [29, с. 38-43].
Нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нужны публикации не просто осуждающие факты семейного насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нужны новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье.
К мерам повышения эффективности профилактических мероприятий можно отнести и опережающий характер работы, т.е. не решать социальную проблему, а предотвращать ее, в том числе благодаря реализации соответствующей социальной политики государства, предусматривающей, в частности, гарантии прав человека и реальный механизм осуществления этих гарантий.
Большее внимание должно быть уделено разработке законодательного обеспечения социальной защиты женщин и детей – жертв домашнего насилия в области организации соответствующих служб, гарантирующих защиту и реализацию их прав. Приоритет в создании социальных служб должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований [34, с. 60].
Необходимо создание специальных программ о насилии в семье, которые осуществляются независимо от программ социальной помощи, также необходимо обеспечение кооперации и координации государственных, общественных и частных услуг и программ федерального и местного уровней.
Особое внимание следует уделить вопросам подготовки квалифицированных кадров, повышению их профессионализма, обучению приемам и методам распознавания и профилактики семейного насилия. Обеспечение активного участия в профилактике работников различных сфер жизнедеятельности (медиков, психологов, юристов, сотрудников правоохранительных органов и т.д.). Для работы со сложными случаями должны быть созданы специальные подразделения, прошедшие углубленную и специализированную подготовку.
В Министерстве социальной защиты населения в Рязанской области должен рассматриваться вопрос выплаты дополнительных материальных средств, специалистам, работающим с жертвами домашнего насилия. Более того, эти специалисты находятся в группе риска, поскольку ситуации домашнего насилия непросты и очень заряжены эмоционально. Поэтому для предотвращения профессионального выгорания, а также чтобы работники не могли стать объектом манипуляций клиентов, в штате социальных учреждений необходима дополнительная ставка психолога.
Необходимо обеспечение жертв домашнего насилия услугами, способствующими долговременной реабилитации через систему консультирования, переподготовку и адаптацию в области занятости и помощь в уходе за детьми. А также обеспечение услуг, способствующих долговременной коррекции поведения лиц, совершивших насилие.
Возможно создание системы немедленной транспортировки из дома жертвы насилия в медицинский центр или убежище с дальнейшим направлением в соответствующие инстанции.
Внедрение новых типов социальных центров, специализирующихся именно на помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию в семье, может значительно помочь в решении затронутой проблемы. В их задачи по реабилитации должны входить: консультирование по юридическим вопросам, с целью защиты прав; оказание медицинской, психологической помощи; предоставление жилья; помощь по решению экономических проблем; моральная поддержка, проведение индивидуальных и групповых занятий, стабилизирующих эмоциональную сферу, подвергшихся насилию в семье; помощь в решении семейного конфликта; адаптация в сфере занятости (переподготовка, помощь в трудоустройстве); детям, пострадавшим от домашнего насилия, должна оказываться помощь в дальнейшем жизнеустройстве (определение под опеку, в государственные учреждения, в приемные семьи, либо возвращение в кровную семью при условии разрешения трудной ситуации); социальный патронаж семей, где были инциденты насилия, либо, находящихся в зоне риска [29, с. 51].
К сожалению, современное
состояние российского общества
не только способствует разрешению различных
проблем детей и подростков, но,
наоборот, обостряет её. Социальное
неблагополучие проявляется в распаде
семейных и родственных связей, безнадзорности
и бродяжничестве детей, пьянстве и
наркомании. В силу того, что сложившиеся
система социально-
Социальная реабилитация – это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов. Социальный работник при этом выполняет мобилизующую и организационную роль. Он старается актуализировать и использовать все, что может помочь ребенку и его семье, выступая в качестве социального работника, устанавливающего и привлекающего для помощи все имеющиеся ресурсы: сам ребенок, родители, соседи, друзья, социальные институты и их специалисты. Одними из важнейших функций социального работника на этом поприще – посредническая и объединительная, идет ли речь о тех, кто составляет ближайшее окружение, и о самих детях или о представителях социальных служб, а также тех ведомств и организаций, которые по долгу службы могут и обязаны участвовать в решении судеб несовершеннолетних.
Основное содержание работы
социального работника с
В предлагаемой модели социально-реабилитационной работы с семьей выделено 5 блоков деятельности специалиста, направленных на достижение поставленной цели работы.
Цель – способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие в развитии и укреплении семьи, как социального института, активизация семейного потенциала [27, с. 56-70].
Информация о работе Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку