Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ-ХI вв. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В свою очередь обострились проблемы социального обслуживания, так как с началом экономических п

Содержание

1. Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 8
1.1. Понятие социальной работы, её задачи 8
1.2. Понятие трудной жизненной ситуации 13
1.3. Организационно-правовое регулирование социальной работы в отношении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 14
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 23
2.1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления 23
2.2. Специфика социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 42
2.3. Социальная работа с гражданами без определенного места жительства, находящимися в трудной жизненной ситуации 50
2.4. Социальные проблемы и направления социальной защиты семьи в Рязанской области 55
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 63
3.1. Рекомендации по внедрению новых технологий в социальную работу с несовершеннолетними, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию 63
3.2. Долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы как вариант совершенствования социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 69
3.3. Пути совершенствования системы социальной реабилитации женщин и детей, подвергшихся насилию в семье 70
3.4. Модель социально-реабилитационной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитационного центра 73
2. Заключение 77
3. Список использованной литературы 82
4. Приложения 87

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 584.40 Кб (Скачать документ)

Проблемы ребенка и  его семьи настолько глубоки, что только педагогическими методами они не решаются. Для осуществления  реабилитации этих несовершеннолетних и их семей необходим межведомственный подход, помощь специалистов различных ведомств [28, с. 1-2].

Мы должны стремиться к  тому, чтобы наша деятельность была бы значима для того учреждения, в котором мы работаем, для того места, в котором мы живем, а значит и для всей страны в целом!

    1. Долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы как вариант совершенствования социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами

 

В целях создания благоприятных условий для обеспечения  комфортного проживания будет построен дом ветеранов в п. Солотча  на 205 мест. На базе дома ветеранов планируется  создание геронтологического отделения.

 Разработан проект целевой программы «Развитие государственных стационарных учреждений социального обслуживания», в соответствии с которой планируется создание новых объектов социальной инфраструктуры – строительство жилых корпусов стационарных учреждений социального обслуживания, отвечающих новым требованиям законодательства [25, с. 3-5].

 Будет совершенствоваться  работа:

 – по трудоустройству  пенсионеров на должности, не  пользующиеся популярностью среди  молодежи;

 – по решению  проблем трудоустройства инвалидов,  в том числе родителей, воспитывающих  детей-инвалидов, путем создания  специальных рабочих мест, соблюдения  установленных законодательством  квот для приема их на работу, в том числе и путем подготовки  обращений к работодателям и  разработки механизма стимулирования  работодателей, обеспечивающих устройство  на работу инвалидов. 

 Созданию  достойных условий жизни жителей  старшего поколения будут способствовать  планируемые меры по дальнейшему  повышению материального уровня  пожилых людей, предупреждению  риска их бедности, а усиление межведомственного взаимодействия в выявлении нуждающихся в социальной помощи пожилых граждан и инвалидов позволит обеспечить доступность социальных услуг независимо от места их проживания [25, с. 3-5].

 Для людей  старшего поколения будут создаваться  видеоматериалы, позволяющие на  наглядных примерах осваивать  новые технологии в телевизионных  программах, решаться вопросы о  расширении перечня телевизионных  программ с субтитрами.

 Создание  реестра социально ориентированных  некоммерческих организаций позволит  этим организациям получать экономическую  поддержку от органов государственной  власти и органов местного  самоуправления.

 Другим важным  направлением государственной политики  в сфере социального обслуживания  является повышение эффективности  социального обслуживания граждан  пожилого возраста и инвалидов,  а одной из важнейших социально-экономических  задач – обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населениия [25, с. 3-5].

 Принятие  программы «Доступная среда на 2012-2016 годы» обеспечит повышение  качества жизни инвалидов, создаст  условия для их реабилитации  и социальной интеграции в  общество, обеспечит доступность  услуг, в том числе транспортных (развитие службы «социальное  такси», приобретение общественного  транспорта, приспособленного для  перевозки инвалидов-колясочников). В проекте программы предусмотрены  мероприятия, способствующие адаптации  детей-инвалидов к социально-экономической  среде [25, с. 3-5].

    1. Пути совершенствования системы социальной реабилитации  женщин и детей, подвергшихся насилию в семье

 

      Проблема насилия в семье отражает нездоровую социально-нравственную ситуацию и дисгармонию существующую  в обществе. 

       Сложно говорить  о  каких - либо  кардинальных  мерах,  способных оградить  женщин и детей от  домашнего насилия, так как для  этого  должна  измениться к лучшему  социально-экономическая   обстановка   в   стране,   стать   более эффективной законодательная защита, а также должен быть усилен  контроль  за соблюдением  законов.

     Данную проблему также невозможно решить отдельно от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния.

      Для предотвращения самого факта семейного насилия надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом. И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации [29, с. 38-43].

      Нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нужны публикации не просто осуждающие факты семейного насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нужны новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье.

К мерам повышения эффективности  профилактических мероприятий можно  отнести и опережающий характер работы, т.е. не решать социальную проблему, а предотвращать ее, в том числе  благодаря реализации соответствующей  социальной политики государства, предусматривающей, в частности, гарантии прав человека и реальный механизм осуществления этих гарантий.

      Большее внимание должно быть уделено разработке законодательного обеспечения социальной защиты женщин и детей – жертв домашнего насилия  в области организации соответствующих служб, гарантирующих защиту и реализацию их прав. Приоритет в создании социальных служб должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований [34, с. 60].

      Необходимо создание специальных программ о насилии в семье, которые осуществляются независимо от программ социальной помощи, также необходимо обеспечение кооперации и координации государственных, общественных и частных услуг и программ федерального и местного уровней.

      Особое внимание следует уделить вопросам подготовки квалифицированных кадров, повышению их профессионализма, обучению приемам и методам распознавания и профилактики семейного насилия.   Обеспечение активного участия в профилактике работников различных сфер жизнедеятельности (медиков, психологов, юристов, сотрудников правоохранительных органов и т.д.). Для работы со сложными случаями должны быть созданы специальные подразделения, прошедшие углубленную и специализированную подготовку.

       В Министерстве социальной защиты населения в Рязанской области должен рассматриваться вопрос выплаты дополнительных материальных средств, специалистам, работающим с жертвами домашнего насилия. Более того, эти специалисты находятся в группе риска, поскольку ситуации домашнего насилия  непросты и очень заряжены эмоционально. Поэтому для предотвращения профессионального выгорания, а также чтобы работники не могли стать объектом манипуляций клиентов, в штате социальных учреждений необходима дополнительная ставка психолога.

      Необходимо обеспечение жертв домашнего насилия услугами, способствующими долговременной реабилитации через систему консультирования, переподготовку и адаптацию в области занятости и помощь в уходе за детьми. А также обеспечение услуг, способствующих долговременной коррекции поведения лиц, совершивших насилие.

      Возможно создание системы немедленной транспортировки из дома жертвы насилия в медицинский центр или убежище с дальнейшим направлением в соответствующие инстанции.

      Внедрение новых типов социальных центров, специализирующихся именно на помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию в семье, может значительно помочь в решении затронутой проблемы. В их задачи по реабилитации должны входить: консультирование по юридическим  вопросам, с целью защиты прав; оказание медицинской, психологической помощи; предоставление жилья; помощь по решению экономических проблем; моральная поддержка, проведение индивидуальных и групповых занятий, стабилизирующих эмоциональную сферу, подвергшихся насилию в семье; помощь в решении семейного конфликта; адаптация в сфере занятости (переподготовка, помощь в трудоустройстве); детям, пострадавшим от домашнего насилия, должна оказываться помощь в дальнейшем жизнеустройстве (определение под опеку, в государственные учреждения, в приемные семьи, либо возвращение в кровную семью при условии разрешения трудной ситуации); социальный патронаж семей, где были инциденты насилия, либо, находящихся в зоне риска [29, с. 51].

    1. Модель социально-реабилитационной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитационного центра

 

К сожалению, современное  состояние российского общества не только способствует разрешению различных  проблем детей и подростков, но, наоборот, обостряет её. Социальное неблагополучие проявляется в распаде  семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, пьянстве и  наркомании. В силу того, что сложившиеся  система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует  сегодняшней усложнившейся ситуации, растет число несовершеннолетних, поведение  которых является девиантным.

Социальная реабилитация – это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов. Социальный работник при этом выполняет мобилизующую и организационную роль. Он старается актуализировать и использовать все, что может помочь ребенку и его семье, выступая в качестве социального работника, устанавливающего и привлекающего для помощи все имеющиеся ресурсы: сам ребенок, родители, соседи, друзья, социальные институты и их специалисты. Одними из важнейших функций социального работника на этом поприще – посредническая и объединительная, идет ли речь о тех, кто составляет ближайшее окружение, и о самих детях или о представителях социальных служб, а также тех ведомств и организаций, которые по долгу службы могут и обязаны участвовать в решении судеб несовершеннолетних.

Основное содержание работы социального работника с семьей, попавшей в трудную жизненную  ситуацию – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в интересах ребенка.

В предлагаемой модели социально-реабилитационной работы с семьей выделено 5 блоков деятельности специалиста, направленных на достижение поставленной цели работы.

Цель – способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие в развитии и укреплении семьи, как социального института, активизация семейного потенциала [27, с. 56-70].

  1. Блок информационный.
  • предоставление информации населению об услугах, оказываемых территориальным социально-реабилитационном центром;
  • сбор информации о неблагополучных и семьях группы риска, используя информацию из различных источников (соседи, родственники, участковые инспектора, педиатры, школы, дошкольные учреждения и т.д.);
  • составление картотеки учета семей группы риска;
  • участие вместе с инспекторами органов опеки и других компетентных организаций в обследовании жилищно-бытовых условий неблагополучных семей, социального окружения ребенка, создание на этой основе социального паспорта семьи;
  • координация всех заинтересованных ведомств на местах по оказанию помощи и поддержки детям, а также их семьям, своевременный обмен информацией (в виде официального запроса одной из сторон и ответного письма);
  • обеспечение защиты прав и законных интересов детей и подростков (в том числе и участие в судебных заседаниях, возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)) [27, с. 56-70].
  1. Блок диагностический.
  • Сбор данных о социальной ситуации в семье (цель: определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для её разрешения; определение времени, истоки и причины зарождения социальной проблемы с использованием методов семейных биографий, беседы, наблюдения);
  • Определение проблемы семьи;
  • Постановка социального диагноза (ранжируя проблемы, выделяют главную, от которой зависит решение всех других или которая может быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний);
  • Организация проведения психолого-медико-педагогического обследования.
  1. Социальная профилактика
  • Системное наблюдение за жизнедеятельностью семьи состоящей на учете;
  • Информационное консультирование родителей (по вопросам трудоустройства, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении и т.д.);
  • Социальная поддержка семьи, актуализации потенциала самопомощи, организация педагогической, психологической, медицинской, социальной помощи родителям и детям.

Информация о работе Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку