Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ-ХI вв. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В свою очередь обострились проблемы социального обслуживания, так как с началом экономических п

Содержание

1. Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 8
1.1. Понятие социальной работы, её задачи 8
1.2. Понятие трудной жизненной ситуации 13
1.3. Организационно-правовое регулирование социальной работы в отношении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 14
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 23
2.1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления 23
2.2. Специфика социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 42
2.3. Социальная работа с гражданами без определенного места жительства, находящимися в трудной жизненной ситуации 50
2.4. Социальные проблемы и направления социальной защиты семьи в Рязанской области 55
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 63
3.1. Рекомендации по внедрению новых технологий в социальную работу с несовершеннолетними, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию 63
3.2. Долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы как вариант совершенствования социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 69
3.3. Пути совершенствования системы социальной реабилитации женщин и детей, подвергшихся насилию в семье 70
3.4. Модель социально-реабилитационной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитационного центра 73
2. Заключение 77
3. Список использованной литературы 82
4. Приложения 87

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 584.40 Кб (Скачать документ)

В соответствии с Законом  Рязанской области от 13 декабря 2006 года № 163-ОЗ «О дополнительной поддержке  граждан в связи с рождением  ребенка» выплачиваются единовременные пособия в связи с рождением  ребенка.

Согласно Закону Рязанской  области от 29 декабря 2008 года № 217-ОЗ «Об обеспечении полноценным  питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Рязанской области» производится выплата ежемесячной  денежной компенсации на получение  полноценного питания (при наличии  определенных медицинских показаний).

С целью повышения доступности  жилья реализуется областная  целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей», в рамках которой предоставляются субсидии на компенсацию первоначального  взноса молодым семьям. В муниципальных  образованиях области осуществляется работа по выдаче и погашению свидетельств на субсидии.

В Рязанской области реализуется  подпрограмма «Выполнение государственных  обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных  федеральным законодательством».

В очереди на получение  жилья состоят 478 семей льготных категорий.

Одним из главных направлений деятельности Министерства в 2011 году в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации  от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении  жильем ветеранов Великой Отечественной  войны 1941-1945 годов» и во исполнение федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в  Российской Федерации» продолжало оставаться исполнение полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению  жильем отдельных категорий граждан: инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года и проживающих на территории Рязанской области [28, с. 1-2].

По состоянию  на 1 января 2012 года подтвердили свое право на меру социальной поддержки  по обеспечению жильем за счет средств  федерального бюджета 3282 инвалида и  участника Великой Отечественной  войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой  Отечественной войны, из них 1691 чел. обратилось в 2011 году.

К настоящему времени 2192 ветеранам войны (в т.ч. 1084 – за 2011 год) мера социальной поддержки  по обеспечению жильем предоставлена. За период реализации федеральных полномочий из федерального бюджета выделены средства в объеме более 2,3 млрд. руб. (в 2011 году - 1,2 млрд. руб. для инвалидов, участников Отечественной войны, членов семей  погибших (умерших) инвалидам и участникам Отечественной войны; 20,1 млн. руб. для 38 ветеранов боевых действий) [28, с. 1-2].

Выполнение государственных  обязательств по обеспечению жильем ветеранов войны сдерживается недостатком  выделяемых из федерального бюджета  финансовых средств на их реализацию.

По состоянию на 1 июля 2012 года единовременная денежная выплата  для приобретения жилья за счет средств  федерального бюджета предоставлена  в объеме 446,3 млн. руб. 421 гражданину.

В 2011 году субсидии на оплату жилого помещения  и коммунальных услуг в сумме 140,5 млн. руб. были предоставлены около 25 тыс. семей с низким уровнем  доходов (7,5% от общей численности  семей в Рязанской области), которые  в силу определенных причин не могут  оплачивать жилищно-коммунальные услуги без серьезного ущерба для качества жизни и здоровья (в 2010 году - 20 тыс. семей). Средний размер ежемесячной субсидии составил 1121 руб. 30 коп. (в 2010 году – 1261 руб. 80 коп.). [17, с. 16].

 

Таким образом, социальная защита семьи в Рязанской области  представляет собой различные виды социальных услуг (материальная помощь, пособия и льготы, меры направленные на улучшение жилищных условий) отдельным  категориям семей, нуждающимся в  улучшении качества жизни и повышении  социального статуса семьи.

ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

    1. Рекомендации по внедрению новых технологий в социальную работу с несовершеннолетними, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию

 

В целях профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, создания условий для пресечения насилия в отношении детей  и подростков и обеспечения защиты их прав в Рязанской области организована работа шести государственных областных  учреждений социального обслуживания (ГОУСО) – социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и  отделения профилактики социального  сиротства и социальной реабилитации несовершеннолетних государственного учреждения «Шацкий комплексный центр социального обслуживания для несовершеннолетних» (далее Центры). Для более эффективной социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации необходимо внедрение программы «Срочная помощь» в работу центров. Аналогичная программа успешно реализована в Ивановской области. В результате осуществления мероприятий программы был создан реальный банк данных о семьях и детях групп «социального риска».

Цели программы «Срочная помощь»:

  • социальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и обратившихся в социально-реабилитационный центр;
  • профилактика правонарушений, безнадзорности среди подростков с девиантным поведением, состоящих на профилактическом учете в отделе социальной защиты, комиссии по делам несовершеннолетних, подразделении РОВД;
  • предоставление консультационной социально-правовой, социально-педагогической, социально-психологической, материальной помощи родителям в решении их личностных отношений с детьми [24, с. 7-12].

Задачи:

  • выявление причин социальной дезадаптации несовершеннолетних;
  • медико-психолого-педагогическая диагностика несовершеннолетних, направленная на установление форм и степени дезадаптации;
  • снятие стресса и выведение, несовершеннолетнего из кризисной ситуации;
  • проведение социальной реабилитации несовершеннолетнего, включая все ее аспекты: педагогического, медицинского, психологического, трудового, культурного и оздоровительно-физкультурного в соответствии с индивидуальными реабилитационными программами;
  • восстановление нарушенных связен со школой, привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности;
  • поддержка и укрепление семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, повышение ее воспитательного потенциала, общей культуры, формирование здорового образа жизни.

Принципы деятельности центра при реализации программы:

  • приоритет интересов ребенка и его благополучие;
  • опора в реабилитационной деятельности на позитивные начала в духовном и физическом развитии ребенка [24, с. 7-12].

Участники реализации программы:

      • Специалисты социально-реабилитационного центра  (педагог-психолог, специалист по социальной работе, социальный педагог, воспитатели, медицинские работники).
      • Специалисты службы по делам семьи, детей и женщин отдела социальной защиты.
      • Педиатр.
      • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
      • Методический отдела образования.
      • Центр детского творчества.

Механизм реализации программы  «Срочная помощь» представлена в приложении  Б.

Реализация программы  «Срочная помощь» позволит:

  • создать условия для социальной защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • обеспечить несовершеннолетним социальную защиту и полноценную интеграцию в общество;
  • поддержать и развивать воспитательный потенциал и социализирующую функцию семей, содействовать реализации резервов и возможностей семей, расширить возможности самопомощи [24, с. 7-12].

Очень бы хотелось написать о новом и очень актуальном направлении в педагогике – реабилитационной педагогике. В наше время очень много социальных сирот при живых родителях, и в нормальных семьях очень мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе, у них формируется большое количество комплексов, проблем. Реабилитационная педагогика призвана помочь этим детям приобрести уверенность в жизни, стать полноценными членами общества [28, с. 1-2].

Для решения этой проблемы созданы и создаются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Задача такого типа учреждений помочь детям, попавшим в трудную  жизненную ситуацию, достойно выйти  из нее. Трудная жизненная ситуация – это проблемы экономического, правового, социального, психологического характера: умер близкий человек, произошло изнасилование, сложный “переходный” возраст не нашел должного понимания со стороны взрослых, пьют родители, сгорел дом и т.д.

Анализ условий жизни  детей “группы риска” показывает, что невозможно выделить одну главную  причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют  сочетание неблагоприятных условий, которые делают невозможным проживание ребенка в семье, где создается  прямая угроза его здоровью и жизни. Но достаточно длительное воздействие  неблагоприятных условий вызывает негативные психические и физические изменения в организме ребенка, которые приводят к значительным отклонениям, как в его поведении, так и в личностном развитии. Таким  детям присущи слабая адаптивная способность, гиперсексуальность, нарушение полоролевой ориентации, склонность к воровству и лживости, жестокость, агрессивность, отсутствие норм морали и нравственности, бездуховность, утрата интереса к жизни, к знаниям, к труду, употребление алкоголя, курение и многое другое [28, с. 1-2].

Несформировавшаяся личность очень ранима и очень важно  в трудный момент жизни ребенка  профессионально помочь ему.

Основная задача социально-реабилитационных центров выпускать в жизнь  не иждивенцев, а социально-активную личность, способную принести пользу государству и реально решать свои жизненные проблемы.

В социально-реабилитационных центрах работают педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, воспитатели, социальные педагоги, юристы, медики, которые призваны решать эти задачи.

Для решения этих задач  создаются социально-реабилитационные программы по разным направлениям реабилитации, но в силу того, что учреждения данного  типа достаточно “молоды” и не имеется  большого опыта работы в этой сфере, программы часто не совершенны, в  процессе работы, что-то идет хорошо, а  что-то не очень. Для методико-статистического  контроля реализации социально-реабилитационных программ, предлагается вести мониторинг отслеживания результатов реализации этих программ. Была разработана “Карта методического контроля реализации социально-реабилитационных программ”, которая выявляет уровень эффективности, успешности или не успешности их реализации, конкретные положительные и отрицательные стороны. Вследствие работы этой карты методическому отделению центра будет легче выявить недостатки программ и внести соответствующие корректировки [28, с. 1-2].

Педагоги реабилитационных центров работают согласно “Закону  об образовании”, но в силу того, что  эти учреждения относятся к социальной сфере, а не образовательной, очень  многое со стороны нормативно-правовой базы и методико-педагогической не определено и несовершенно, очень  хотелось бы, чтобы этой проблеме государство  уделило бы должное внимание.

Если говорить о том, чего не хватает, то в первую очередь речь должна идти о системе подготовки, переподготовки повышения квалификации педагогов. Существующая система в  социальной структуре несовершенна, так как, не отрегулирована аттестационная система, в должной мере не распространяется опыт других реабилитационных центров. Во-вторых, хотелось бы, чтобы поощрительная  система труда, которая в последнее  время нашла распространение  в образовании (“надтарифный фонд”) имела место и в социальной структуре (для педагогов). В-третьих – самое главное, чтобы работа ориентировалась на благо ребенка, а не на осуществление государственной политики “ребенка в семью”. Семья – это главное, но нельзя возвращать ребенка в семью, где будет продолжение пьянства, насилия, асоциального поведения со стороны родителей.

Ребенок, попавший в “рай”  после “ада” опять попадает в  “ад”, он получает еще большую психологическую  травму. В ходе этой политики обнаруживается бессмысленность работы из-за того, что дети, уйдя из центра, чувствуют  себя опять никому ненужными, возвратившись  в кровную семью. Стремление к  тому, чтобы было меньше детских  домов прекрасно, но всех пристроить в семьи – не реально, а менталитет нашего народа таков, что мы в “лепешку расшибемся” и буквально его  исполним, а что из этого может  получиться? Можно провести аналогию с законом об уничтожении воробьев в Китае, а к чему привело? Устоявшуюся  систему нельзя разом уничтожать, необходимо большее внимание уделить  этой проблеме [28, с. 1-2].

В-четвертых – родители, дети которых помещены в реабилитационный центр, ведущие асоциальный образ  жизни (пьющие, не желающие работать и  т.п.), должны зарабатывать на содержание детей в принудительном порядке (и не смешные суммы по существующему  законодательству). Еще провожу аналогию, за границей мало детских домов, потому что люди, родившие ребенка, но отказавшиеся его воспитывать, содержат его материально, отчисляя не малые суммы. В-пятых  – следует создать систему  психологической поддержки педагогов, в силу повышенной эмоциональной  напряженности на работе, для профилактики профессионального и эмоционального выгорания педагогов.

Политика государства  правильна, но не продумана в полном объеме, надо прилагать большие усилия и экономические и юридические  для того, чтобы по-настоящему исправить  сложившуюся ситуацию в положительную  сторону.

Информация о работе Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку