Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:27, курсовая работа
Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ-ХI вв. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В свою очередь обострились проблемы социального обслуживания, так как с началом экономических п
1. Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 8
1.1. Понятие социальной работы, её задачи 8
1.2. Понятие трудной жизненной ситуации 13
1.3. Организационно-правовое регулирование социальной работы в отношении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 14
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 23
2.1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления 23
2.2. Специфика социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 42
2.3. Социальная работа с гражданами без определенного места жительства, находящимися в трудной жизненной ситуации 50
2.4. Социальные проблемы и направления социальной защиты семьи в Рязанской области 55
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 63
3.1. Рекомендации по внедрению новых технологий в социальную работу с несовершеннолетними, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию 63
3.2. Долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы как вариант совершенствования социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 69
3.3. Пути совершенствования системы социальной реабилитации женщин и детей, подвергшихся насилию в семье 70
3.4. Модель социально-реабилитационной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитационного центра 73
2. Заключение 77
3. Список использованной литературы 82
4. Приложения 87
В соответствии с Законом Рязанской области от 13 декабря 2006 года № 163-ОЗ «О дополнительной поддержке граждан в связи с рождением ребенка» выплачиваются единовременные пособия в связи с рождением ребенка.
Согласно Закону Рязанской области от 29 декабря 2008 года № 217-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Рязанской области» производится выплата ежемесячной денежной компенсации на получение полноценного питания (при наличии определенных медицинских показаний).
С целью повышения доступности
жилья реализуется областная
целевая программа «Обеспечение
жильем молодых семей», в рамках
которой предоставляются
В Рязанской области реализуется
подпрограмма «Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем
категорий граждан, установленных
федеральным законодательством»
В очереди на получение жилья состоят 478 семей льготных категорий.
Одним из
главных направлений
По состоянию
на 1 января 2012 года подтвердили свое
право на меру социальной поддержки
по обеспечению жильем за счет средств
федерального бюджета 3282 инвалида и
участника Великой
К настоящему времени 2192 ветеранам войны (в т.ч. 1084 – за 2011 год) мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставлена. За период реализации федеральных полномочий из федерального бюджета выделены средства в объеме более 2,3 млрд. руб. (в 2011 году - 1,2 млрд. руб. для инвалидов, участников Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидам и участникам Отечественной войны; 20,1 млн. руб. для 38 ветеранов боевых действий) [28, с. 1-2].
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ветеранов войны сдерживается недостатком выделяемых из федерального бюджета финансовых средств на их реализацию.
По состоянию на 1 июля 2012 года единовременная денежная выплата для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета предоставлена в объеме 446,3 млн. руб. 421 гражданину.
В 2011 году субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 140,5 млн. руб. были предоставлены около 25 тыс. семей с низким уровнем доходов (7,5% от общей численности семей в Рязанской области), которые в силу определенных причин не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без серьезного ущерба для качества жизни и здоровья (в 2010 году - 20 тыс. семей). Средний размер ежемесячной субсидии составил 1121 руб. 30 коп. (в 2010 году – 1261 руб. 80 коп.). [17, с. 16].
Таким образом, социальная защита семьи в Рязанской области представляет собой различные виды социальных услуг (материальная помощь, пособия и льготы, меры направленные на улучшение жилищных условий) отдельным категориям семей, нуждающимся в улучшении качества жизни и повышении социального статуса семьи.
В целях профилактики безнадзорности
и беспризорности несовершеннолетних,
создания условий для пресечения
насилия в отношении детей
и подростков и обеспечения защиты
их прав в Рязанской области
Цели программы «Срочная помощь»:
Задачи:
Принципы деятельности центра при реализации программы:
Участники реализации программы:
Механизм реализации программы «Срочная помощь» представлена в приложении Б.
Реализация программы «Срочная помощь» позволит:
Очень бы хотелось написать о новом и очень актуальном направлении в педагогике – реабилитационной педагогике. В наше время очень много социальных сирот при живых родителях, и в нормальных семьях очень мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе, у них формируется большое количество комплексов, проблем. Реабилитационная педагогика призвана помочь этим детям приобрести уверенность в жизни, стать полноценными членами общества [28, с. 1-2].
Для решения этой проблемы
созданы и создаются социально-
Задача такого типа учреждений помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, достойно выйти из нее. Трудная жизненная ситуация – это проблемы экономического, правового, социального, психологического характера: умер близкий человек, произошло изнасилование, сложный “переходный” возраст не нашел должного понимания со стороны взрослых, пьют родители, сгорел дом и т.д.
Анализ условий жизни
детей “группы риска” показывает,
что невозможно выделить одну главную
причину, послужившую фактором риска.
Специалисты чаще всего фиксируют
сочетание неблагоприятных
Несформировавшаяся личность очень ранима и очень важно в трудный момент жизни ребенка профессионально помочь ему.
Основная задача социально-реабилитационных центров выпускать в жизнь не иждивенцев, а социально-активную личность, способную принести пользу государству и реально решать свои жизненные проблемы.
В социально-реабилитационных центрах работают педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, воспитатели, социальные педагоги, юристы, медики, которые призваны решать эти задачи.
Для решения этих задач
создаются социально-
Педагоги реабилитационных центров работают согласно “Закону об образовании”, но в силу того, что эти учреждения относятся к социальной сфере, а не образовательной, очень многое со стороны нормативно-правовой базы и методико-педагогической не определено и несовершенно, очень хотелось бы, чтобы этой проблеме государство уделило бы должное внимание.
Если говорить о том, чего не хватает, то в первую очередь речь должна идти о системе подготовки, переподготовки повышения квалификации педагогов. Существующая система в социальной структуре несовершенна, так как, не отрегулирована аттестационная система, в должной мере не распространяется опыт других реабилитационных центров. Во-вторых, хотелось бы, чтобы поощрительная система труда, которая в последнее время нашла распространение в образовании (“надтарифный фонд”) имела место и в социальной структуре (для педагогов). В-третьих – самое главное, чтобы работа ориентировалась на благо ребенка, а не на осуществление государственной политики “ребенка в семью”. Семья – это главное, но нельзя возвращать ребенка в семью, где будет продолжение пьянства, насилия, асоциального поведения со стороны родителей.
Ребенок, попавший в “рай” после “ада” опять попадает в “ад”, он получает еще большую психологическую травму. В ходе этой политики обнаруживается бессмысленность работы из-за того, что дети, уйдя из центра, чувствуют себя опять никому ненужными, возвратившись в кровную семью. Стремление к тому, чтобы было меньше детских домов прекрасно, но всех пристроить в семьи – не реально, а менталитет нашего народа таков, что мы в “лепешку расшибемся” и буквально его исполним, а что из этого может получиться? Можно провести аналогию с законом об уничтожении воробьев в Китае, а к чему привело? Устоявшуюся систему нельзя разом уничтожать, необходимо большее внимание уделить этой проблеме [28, с. 1-2].
В-четвертых – родители,
дети которых помещены в реабилитационный
центр, ведущие асоциальный образ
жизни (пьющие, не желающие работать и
т.п.), должны зарабатывать на содержание
детей в принудительном порядке
(и не смешные суммы по существующему
законодательству). Еще провожу аналогию,
за границей мало детских домов, потому
что люди, родившие ребенка, но отказавшиеся
его воспитывать, содержат его материально,
отчисляя не малые суммы. В-пятых
– следует создать систему
психологической поддержки
Политика государства правильна, но не продумана в полном объеме, надо прилагать большие усилия и экономические и юридические для того, чтобы по-настоящему исправить сложившуюся ситуацию в положительную сторону.
Информация о работе Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку