Социальный механизм развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:29, контрольная работа

Описание

исциплина «Менеджмент» является теоретическим курсом, обеспечивает обязательный минимум знаний для профессиональной деятельности в области управления организацией или ее структурных подразделений в соответствии с квалификацией специалиста.
Изучение «Менеджмента» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как экономическая теория, экономика организации, социология, правоведение, финансы и кредит, основы бизнеса, теория организации и др. В свою очередь «Менеджмент» является основой для более углубленного изучения таких дисциплин, как управление персоналом, стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, антикризисное управление, управление организацией, конфликтология и др.

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………..…4
2. Требования к уровню освоения дисциплины «Менеджмент»..….......6
3. Инновационные технологии, используемые в учебном процессе …..8
4. Объем дисциплины…………………………………………………...…10
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………..10
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …………..16
5. Содержание курса ………………………………………………............19
6. Темы семинарских и практических занятий, тематических дискуссий и деловых игр ………………………………………………….30
7. Задания для самостоятельной работы студентов……………………...39
8. Темы и задания для контрольных работ и методические указания по и выполнению………………………………………………………..........47
9. Вопросы для подготовки к экзамену ………………...………………..61
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины..…………………..63
10.1. Литература .…………………………………………...……………...63
10.2. Методическое обеспечение дисциплины ……………………….....65
10.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………..65
11. Глоссарий……………………………………………………………….67

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.doc

— 814.00 Кб (Скачать документ)

Индукция (лат. inductio - наведение, выведение) - метод исследования, в основе которого лежит логическое умозаключение, обеспечивающее переход от частных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Интеграция – процесс объединения   усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач.

Интуиция (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования; основана на опыте и знаниях в сочетании с предчувствием. Инфляция (лат. inflatio — вздутие) — чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы денег по сравнению с реальным предложением товаров, падение стоимости денежной единицы.

Информационная система управления - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств,  предназначенная для  обработки  информации  и  принятия управленческих решений.

Информационная среда — совокупность естественно научных знаний, в том числе знаний, воплощенных в орудиях труда и средствах производства, нормы общественной и политической культуры, морали, система информационного обмена между организациями.

Информационная технология — процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения задач управления социально-экономическими системами.

Инфраструктура – совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих окружающую среду.

Квалификация (лат. qualis — какой, какого качества + гасеге — делать) — степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда; профессия, специальность.

Комиссия (лат. commissio — поручение) — группа лиц, облеченных полномочиями для выполнения какой-либо задачи.

Коммуникация — процесс, с помощью которого может быть получена или передана управленческая информация.

Композиция — подбор и группировка элементов, образующих единое целое.

Компромисс – соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок.

Контроллинг — совокупность всех форм контрольной деятельности, призванная, исходя из поставленных целей, объективно и качественно проанализировать и оценить деятельность системы управления организацией для ее развития иди совершенствования.

Конфликт – столкновение противоположных интересов,  отражающееся на деятельности отдельного человека и социальной группы в целом.

Конформизм (лат. conformis — подобный, сходный) — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.

Концепция — система взглядов, то или иное понимание ситуации, единый определяющий замысел, ведущая мысль при проведении исследований или при выработке управленческого решения.

Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Лимит (лат. limes (limitis) — межа, граница) — предельное количество, предельная норма.

Линейное управление – управление по вертикальной цепочке полномочных звеньев системы управления.

Линейно-функциональное управление – управление, в котором значительное участие принимают функциональные звенья системы управления

Линейные полномочия — это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному.

ЛПР — лицо, принимающее решение.

Маркетинг — система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров.

Матричная система управления – система управления, основанная на принципе разделения подчиненности по методологическим, организационным, объективным или проектным признакам.

Менеджер — специалист по управлению, сотрудник среднего и высшего звена управления, принимающий самостоятельные решения по вопросам управления организацией.

Менеджмент — совокупность принципов, методов, приемов, средств и форм управления организацией.             

Модель – устройство, воспроизводящее процессы реальной действительности, имитирующее структуру, строение, тенденции. Заместитель оригинала.

Мониторинг   (лат.   monitor —   предостерегающий)   —   специально   организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов.

Мотивация — процесс, активизирующий мотивы совершения действий группой людей, организацией или отдельным работником для достижения поставленных целей.

Неформальные организации — незарегистрированные в государственном органе организации, объединяющие людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.

Норма управляемости — это оптимальное количество подчиненных, непосредственно замкнутых на руководителя.

Ноу-хау - не защищенные охранными документами (например, патентом) знания или опыт производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера. Термин "ноу-хау" происходит от английского выражения  знать, как сделать.

Обязанности – совокупность функций и полномочий, обязательных для их выполнения.

Оптимизация - процесс приведения системы в наилучшее состояние путем выбора наилучшего варианта из множества возможных.

Организационная культура — система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.

Организационные отношения — взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении организации.

Организация (фр. organization - строение, устройство чего-либо) как процесс — это управление деятельностью людей, включающий в себя распределение функций контроля исполнения, распределение денежных и материальных фондов и т.д.; как явление - это искусственное объединение людей, являющееся элементом общественной структуры и выполняющее определенные функции; как действие (воздействие) - упорядочение какого-либо объекта (организация офиса, склада, водопроводной сети и т.п.).

Ответственность – форма зависимости в условиях разделения деятельности, определяющая меру порицания при невыполнении или недостаточном выполнении функций и обязательств, полномочий и ожиданий.

Объект (objectum - предмет) - это то, кем или чем управляют, предмет практического воздействия субъекта.

Параметр (гр. parametron — отмеривающий) — величина, характеризующая какое-либо свойство ситуации, объекта, устройства, процесса.

Партисипативная организация — организация, построенная на принципе активного участия работников в процессе выработки и принятия решений.

Полномочия – право менеджера использовать определенные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на решение конкретных задач.

Потребность – совокупность необходимых условий существования и жизнедеятельности человека.

Прерогативы — исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.

Престиж — авторитет, влияние, уважение, которым, пользуется кто-либо.

Принципы управления – фундаментальные положения, определяющие требования к системе, структуре и организации управления.

Приоритет (лат. prior — первый) — первенствующее значение чего-либо; первенство в каком-либо открытии, изобретении и т. п.

Прогноз — научное предвидение развития ситуации, состояния объекта прогнозирования на будущий период, последствий принимаемых решений. Процесс   управления   —   процесс   формирования   и   осуществления   управленческих воздействий.

Прямая связь – команда, поступающая от субъекта к объекту управления.

Рационализация (лат. ratio - разум) — усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управленческого или исполнительского труда.

Реинжиниринг — фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование бизнес-процессов компании, имеющее целью резкое улучшение таких показателей, как затраты, качество, надежность и др.

Ресурсы — средства, запасы, возможности, источники чего-либо: финансы, сырье, материалы, персонал, информация, энергия, и т. д.

Решение — выбор одного из возможных альтернативных вариантов, осуществляемый лицом, принимающим решение и направленный на достижение поставленной цели; результат управленческого труда.

Рентабельность — величина прибыли в процентах, которую можно получить от реализации проекта, инвестиций или других активов, приносящих доход.

Риск — принятие решений в условиях, когда возможен неблагоприятный исход.             

Роль управленческая – вид поведения менеджера в определенных ситуациях управления, комплекс образов менеджера, которые рождаются в результате его поведения в управленческих ситуациях (консультант, инноватор, арбитр и пр.).

Самонастройка организации - результат действия процессов адаптации организации как элемента более сложной системы экономических отношений к изменениям в окружающей среде.

Синергия - сотрудничество, совместное действие; в социально-экономических системах при рациональной организации труда синергетический эффект проявляется в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов коллектива.

Система — это целое образование, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой в направлении достижения единой цели.

Система управления – единство субъекта и объекта управления и вся совокупность прямых и обратных связей между ними. Система обладает, как правило, новыми свойствами, которые отсутствуют у образующих ее элементов.

Системный подход к управлению — это управление организацией как единой системой, где любое управленческое воздействие на одну часть системы сказывается и на других ее частях.

Ситуация – состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели.

Социально-психологические методы управления – способы воздействия, опирающиеся на социально-психологические рычаги, социальные интересы, нормы поведения, психологические особенности.

Стагнация (лат. snagnum - стоячая вода) - застой в производстве, торговле.

Статика (лат.   statike - равновесие) - неизменное состояние параметров организационной системы, независимо от изменений, происходящих во внешней среде.

Статус организационный – положение человека или группы, определяющееся комплексом функций и полномочий его деятельности.

Стиль управления – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным для оказания на них влияния, побуждающего к достижению целей организации.

Стратегия (гр. strategia — искусство разворачивания войск к бою) - способы, набор методов действий, определяющих долгосрочную перспективу развития организации, включая: долговременные цели, определяющие деятельность организации (стратегические цели); технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей; ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегических целей.

Стратегические решения — это решения, определяющие долговременную перспективу развития организации.

Стратегическое управление — это не только фиксирование желаемого состояния организации в будущем, но и, прежде всего, обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений, нацеленных на достижение желаемого состояния организации в будущем.

SWOT-анализ - название анализа образовано первыми буквами английских слов, означающих в переводе силу, слабость, возможности и угрозы (Strenght, Weakness, Opportunities and Threats). Этот вид анализа позволяет при принятии стратегических решений систематизировать сильные и слабые стороны организации, принять во внимание предполагаемые угрозы и предусмотреть, в какой степени организации удается использовать свои возможности, чтобы избежать опасностей.

Тактика (гр. taktika — искусство построения войск) — приемы, способы достижения краткосрочной цели, в рамках решения стратегических задач.

Темперамент – сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека.

Теория организации — наука, которая изучает принципы, законы и закономерности функционирования и развития организаций.

Тест — задания стандартной формы, по которым проводятся испытания для определения профессиональной подготовки специалистов, способностей, волевых качеств; вопросник, распространяемый как материал, используемый при проведении социальных, социологических и иных видов исследований.

Управление – целенаправленное воздействие, согласующее совместный труд людей.

Уровень управления – ступень в иерархической системе, обусловленная вертикальным разделением управленческого труда.

Информация о работе Социальный механизм развития экономики