Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:29, контрольная работа
исциплина «Менеджмент» является теоретическим курсом, обеспечивает обязательный минимум знаний для профессиональной деятельности в области управления организацией или ее структурных подразделений в соответствии с квалификацией специалиста.
Изучение «Менеджмента» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как экономическая теория, экономика организации, социология, правоведение, финансы и кредит, основы бизнеса, теория организации и др. В свою очередь «Менеджмент» является основой для более углубленного изучения таких дисциплин, как управление персоналом, стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, антикризисное управление, управление организацией, конфликтология и др.
1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………..…4
2. Требования к уровню освоения дисциплины «Менеджмент»..….......6
3. Инновационные технологии, используемые в учебном процессе …..8
4. Объем дисциплины…………………………………………………...…10
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………..10
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …………..16
5. Содержание курса ………………………………………………............19
6. Темы семинарских и практических занятий, тематических дискуссий и деловых игр ………………………………………………….30
7. Задания для самостоятельной работы студентов……………………...39
8. Темы и задания для контрольных работ и методические указания по и выполнению………………………………………………………..........47
9. Вопросы для подготовки к экзамену ………………...………………..61
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины..…………………..63
10.1. Литература .…………………………………………...……………...63
10.2. Методическое обеспечение дисциплины ……………………….....65
10.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………..65
11. Глоссарий……………………………………………………………….67
Модели менеджмента и их характеристика. Основные факторы, определяющие формирование модели менеджмента: тип собственности, форма государственного устройства, зрелость рыночных отношений.
Характеристика американской модели менеджмента. Основные исторические предпосылки современного американского менеджмента. Корпорация как основная организационно-правовая форма частного предпринимательства. Стратегическое управление в американских корпорациях и его значение в конкурентной борьбе. Партисипативное управление как способ совершенствования использования человеческого потенциала в организации. Американская практика подбора руководящих кадров.
Характеристика японской модели менеджмента. Сущность японской модели менеджмента: ориентир на человеческий фактор, групповая сплоченность, традиция подчинения старшему по возрасту. Система оплаты труда, корпоративный дух фирмы как средство мотивации, система пожизненного найма, продвижение по старшинству, управление качеством, система организации труда. Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента.
Характеристика западноевропейской модели менеджмента. Основные принципы концепции государственного регулирования экономики М. Кейнса и ее отражение в моделях «социального рыночного хозяйства» (ФРГ) и «шведской модели социализма».
Основные положения социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда. Социальное партнерство как тип отношений между предпринимателями и работниками. Основа шведской модели социализма. Сравнение европейской и американской моделей менеджмента.
Тема 5. Организация как система управления
Понятие организации. Сущность организации и её признаки. Организация как открытая система управления. Внутренняя и внешняя среда организации. Взаимодействие внешней и внутренней среды и его влияние на развитие организации. Концепция жизненного цикла организации. Особенности стратегии управления организацией в процессе становления, развития и совершенствования.
Основные элементы организации: цели, задачи, структура, технология, трудовые ресурсы и т.д.
Формальные и неформальные группы в организации. Причины возникновения неформальных отношений в организации. Способы сглаживания отрицательного воздействия неформальных групп в организации.
Виды организаций; классификация организаций по различным признакам: цели, форма собственности, организационно-правовая форма, виды деятельности, объемы деятельности.
Тема 6. Организационные структуры управления
Содержание понятия «организационная структура управления». Влияние внешней и внутренней среды организации, ее видов и объемов деятельности на формирование организационной структуры управления (ОСУ). Основные элементы ОСУ. Диапазон контроля и его влияние на ОСУ.
Понятие простой и сложной ОСУ. Виды и особенности ОСУ: система непосредственного подчинения; линейная; функциональная; линейно-функциональная; матричная; программно-целевая; проектная; дивизиональная.
Основы проектирования ОСУ. Требования к ОСУ. Оценка эффективности ОСУ организации.
Тема 7. Функции менеджмента
7.1. Общее представление о видах деятельности в управлении
Содержание понятия «функции управления». Классификация функций управления по различным признакам: уровням управления, объектам управления, содержанию. Влияние целей, задач, стратегии организации, внешней и внутренней среды, отраслевых факторов на содержательный аспект функций управления организации.
Общие функции управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Специальные функции управления: их профессиональная направленность. Вспомогательные функции управления как техническая основа для успешного выполнения общих и специальных функций управления.
Взаимосвязь и динамичность общих, специальных и вспомогательных функций в системе управления организацией. Дублирование функций управления: объективные и субъективные причины дублирования. Понятие результативности функций управления.
Роль уставов, положений и должностных инструкций в формировании основных видов деятельности организации в целом, ее структурных подразделений и конкретных исполнителей. Правильное и четкое распределение функций между отдельными структурными подразделениями, руководителями и исполнителями - предпосылка повышения эффективности управления.
Методология изучения функций управления в организации.
7.2. Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль
Планирование. Планирование как стадия процесса управления, включающая разработку миссии, постановку целей, составление прогнозов, стратегическое и текущее планирование.
Миссия как главная цель организации. Подходы к разработке миссии. Понятие и виды целей; система целей организации, классификация их по признакам. Иерархический характер системы целей: управление по целям.
Прогнозирование как составная часть планирования. Разновидности прогнозов. Необходимость прогнозирования и использование его результатов в составлении планов.
Стратегическое планирование. Выбор стратегии развития предприятия. Планирование развития потенциала организации.
Текущее планирование. Направления и ориентиры текущих планов. Исходные данные процесса планирования.
Бизнес-план организации. Структура и содержание. Организация работы по составлению бизнес-плана.
Организация. Организация как функция управления, включающая формирование структуры организации, а также создание условий для достижения запланированных целей.
Организация структур в соответствии с изменением внешней и внутренней среды организации.
Создание условий для формирования организационной культуры.
Координация. Координация как функция управления, обеспечивающая его непрерывность.
Главная задача координации как достижение согласованности в работе всех звеньев организации. Способы осуществления взаимодействия между подсистемами организации, согласованности всех стадий процесса управления.
Коммуникации и информационное обеспечение – основные составляющие процесса координации.
Мотивация. Мотивация как функция управления, побуждающая работников эффективно трудиться для выполнения поставленных целей. Основные задачи процесса мотивации.
Первоначальные концепции мотивации. Основные направления эволюции современных теорий мотивации. Общие закономерности данного процесса.
Понятийный аппарат теории мотивации: потребности первичные и вторичные, побуждения, цель, деятельность, закон результата, мотивы и их классификация, стимулы, вознаграждения, сила действия мотива.
Понятие о содержательных и процессуальных теориях мотивации.
Содержательные теории мотивации: характеристика современных теорий.
Процессуальные теории мотивации. Подход к мотивации в процессуальных теориях.
Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.
Контроль. Контроль как функция управления, осуществляющая количественную и качественную оценку работы организации. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Требования к контролю. Этапы процесса контроля. Характеристики эффективного контроля.
7.3. Управление по видам деятельности: управление персоналом
Понятие «персонала организации». Основные показатели, характеризующие персонал организации. Классификация и состав персонала. Требования, предъявляемые к персоналу управления.
Организация подбора и расстановки персонала управления. Принципы подбора и расстановки персонала. Методы изучения, оценки и аттестации управленческого персонала. Содержание работы с персоналом управления. Функции служб по работе с персоналом. Подготовка, использование и повышение квалификации персонала. Опыт зарубежной системы подготовки персонала. Особенности оценки профпригодности различных специалистов: коммерсантов, маркетологов, товароведов, менеджеров, экономистов.
Трансформация системы подготовки специалистов в нашей стране.
Основные задачи и направления совершенствования работы с персоналом управления.
Тема 8. Методы менеджмента
Понятие, сущность и классификация методов управления. Мотивационная направленность различных методов управления. Влияние материальной, властной и духовной мотивации на выбор методов управления. Комплексный подход к применению методов управления.
Экономические методы управления: планирование; хозрасчет; материальные, трудовые и финансовые балансы; предварительные бюджеты; кредитование; инвестиции; цены; прибыль; заработная плата; премии т.п.
Организационно-распорядительны
Социально-психологические методы управления, их основная цель. Роль социально-психологических служб (специалистов) организации в исследовании коллективов и отдельных групп людей при формировании персонала, в управлении неформальными группами, для преодоления конфликтных и стрессовых ситуаций и т.п.
Основные методы социально-психологического исследования: беседа, интервью, опрос, тестирование, анкетирование; прямое или косвенное наблюдение; эксперимент; изучение результативности работника и т.п.
Методы управления социальной активностью персонала: моральное стимулирование труда, социальное нормирование, регулирование, изучение социальных потребностей и интересов, постановка перед коллективом социальных проблем и перспективных целей; планирование социального развития коллектива.
Тема 9. Решения в менеджменте
Определение понятия «Управленческие решения». Роль решений в процессе управления. Сущность решения и его виды. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к качеству управленческого решения. Этапы принятия решений. Постановка проблемы (оценка ситуации); подготовка информационного материала; выработка вариантов решения; определение оптимального варианта; формализация управленческого решения; организация выполнения принятого решения (определение сроков и специалистов, ответственных за выполнение решения); контроль руководства за выполнением решения. Анализ результатов по принятым решениям и введение изменений в систему управления на основе этих результатов.
Системный подход и оптимизация управленческих решений. Оптимизация управленческих решений с помощью экономико-математических моделей; использование методов оптимального программирования, «мозгового штурма», теории игр; содержание и сфера использования метода экспертных оценок при выборе оптимального управленческого решения.
Тема 10. Формы власти и влияния
Содержание понятий «влияние» и «власть». Классификация форм власти и влияния.
Власть, основанная на принуждении, ее особенности.
Характеристика власти, основанной на вознаграждении. Формы вознаграждений, используемые руководителем.
Основные черты экспертной власти. Формы монополии на информацию, используемые менеджером для управления персоналом.
Особенности эталонной власти. Понятие о харизме и ее основных формах. Признаки харизматического лидера.
Характеристика законной власти.
Сильные и слабые стороны различных форм власти.
Тема 11. Основные теории лидерства. Стили руководства
Общая характеристика теорий лидерства. Подходы к лидерству с позиции личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы.
Функции и обязанности руководителя. Качества руководителя. Имидж менеджера.
Стили руководства: авторитарный (единоличный), демократичный (коллегиальный), либеральный; их различия, преимущества, недостатки; условия использования того или иного стиля руководства.
Руководитель и лидер. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.
Тема 12. Самоменеджмент
Происхождение самоменеджмента. Необходимость и возможность реализации аспектов самоменеджмента как менеджмента переходного периода. Принципы самоменеджмента. Ограничения самоменеджмента. Самоменеджмент в горизонтальных структурах. Самоменеджмент руководителя.
Тема 13. Управление конфликтами, стрессами и изменениями
Понятие о конфликтах в управлении и их классификация. Признаки классификации. Основные причины, вызывающие конфликтные ситуации. Стратегии преодоления конфликтов.
Природа стресса и его причины: организационные и личностные факторы.
Процесс изменений в организации и управление им.
Организационное обновление и его этапы: осознание ситуации, формирование потребности в изменении у персонала, обсуждение и уточнение концепции преобразования; разработка плана действия; разрыв с прошлым и освоение нового.
Сопротивление организационным изменениям и его причины: возможные экономические потери; нежелание менять сложившуюся систему отношений, опасение за будущую карьеру и т.п.; личностные причины.