Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:29, контрольная работа
исциплина «Менеджмент» является теоретическим курсом, обеспечивает обязательный минимум знаний для профессиональной деятельности в области управления организацией или ее структурных подразделений в соответствии с квалификацией специалиста.
Изучение «Менеджмента» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как экономическая теория, экономика организации, социология, правоведение, финансы и кредит, основы бизнеса, теория организации и др. В свою очередь «Менеджмент» является основой для более углубленного изучения таких дисциплин, как управление персоналом, стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, антикризисное управление, управление организацией, конфликтология и др.
1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………..…4
2. Требования к уровню освоения дисциплины «Менеджмент»..….......6
3. Инновационные технологии, используемые в учебном процессе …..8
4. Объем дисциплины…………………………………………………...…10
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………..10
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …………..16
5. Содержание курса ………………………………………………............19
6. Темы семинарских и практических занятий, тематических дискуссий и деловых игр ………………………………………………….30
7. Задания для самостоятельной работы студентов……………………...39
8. Темы и задания для контрольных работ и методические указания по и выполнению………………………………………………………..........47
9. Вопросы для подготовки к экзамену ………………...………………..61
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины..…………………..63
10.1. Литература .…………………………………………...……………...63
10.2. Методическое обеспечение дисциплины ……………………….....65
10.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………..65
11. Глоссарий……………………………………………………………….67
Идеологические, организационные, кадровые, материальные и другие предпосылки обновления организации.
Тема 14. Оценка эффективности менеджмента
Общее понятие об эффективности менеджмента. Основные составляющие оценки эффективности социально-экономических систем: критерии эффективности хозяйствования, принцип оценки, система показателей, методика расчета эффективности хозяйствования. Ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы менеджмента. Понятие о социальной эффективности управления организацией и критерии ее оценки. Экологическая эффективность и её оценка. Пути повышения эффективности менеджмента организации.
Тема 15. Особенности менеджмента на внутреннем и международном рынках
Отражение особенностей менеджмента на внутреннем и международных рынках в законодательных и нормативных актах, регулирующих предпринимательскую деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности, различных организационно-правовых форм и малого бизнеса.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности организаций. Таможенно-тарифное регулирование. Квотирование и лицензирование экспортно-импортных операций. Сертификация товаров.
Основы международно-правового регулирования деятельности организаций. Роль международных экономических организаций в системе регулирования экономического сотрудничества.
Роль международных объединений и союзов предпринимателей, торговых палат, кредитно-справочных фирм, исследовательских и консультационных фирм и организаций, информационных агентств и внешнеторговых клубов и т.п. в международном регулировании предпринимательской деятельности.
6. Темы семинарских и практических занятий, тематических дискуссий и деловых игр
Семинарские и практические занятия имеют целью помочь студентам в усвоении наиболее важных и сложных тем курса, а также способствовать выработке у студентов умения ориентироваться в вопросах менеджмента и изучить подходы к принятию решений по практическим управленческим ситуациям.
Преподаватель в рамках тематики конкретного занятия, имеет право менять его структуру, и частично содержание, в пределах допускаемых программой дисциплины «Менеджмент», разработанной для студентов соответствующей специальности.
При подготовке к семинарским и практическим занятиям рекомендуется использовать конспекты лекций, учебные пособия, а также обращаться к рекомендованной литературе.
Семинарские занятия могут проводиться в форме заслушивания докладов, подготовленных студентами по соответствующим вопросам, или дискуссий. Кроме этого, на семинарских занятиях могут проводиться контрольные работы в качестве текущей проверки усвоения теоретического материала, практические занятия в виде деловых игр, решений по конкретным ситуациям, тестирования, тренинга.
В этой связи по каждой теме семинарских и практических занятий, кроме рекомендуемых вопросов для обсуждения, предусмотрены разнообразные задания, опубликованные в учебном пособии «Менеджмент. Практикум» (см. стр.64, пункт 4).[1]
Тема 1. Теоретические основы менеджмента
1. Вопросы для обсуждения:
Содержание понятия «менеджмент». Основные категории менеджмента.
Закономерности менеджмента.
2. Выполните задание 1.2 по разработке не менее 10 принципов менеджмента для конкретной или виртуальной организации.
3. Дискуссия по выработке принципов менеджмента, наиболее актуальных в современных условиях.
Литература: [1,2,3,4,5,14,16,19]
Тема 2. Эволюция концепций менеджмента
1. Вопросы для обсуждения:
Основные положения классической школы научного управления. Вклад Ф. Тейлора в развитие теории менеджмента.
Подходы Г. Эмерсона и Г. Форда к теории управления.
Административная школа управления. Принципы управления, сформулированные А. Файолем.
Бюрократическая теория М. Вебера и её вклад в развитие науки управления.
Школа психологии и человеческих отношений и ее концепция. Развитие поведенческих наук.
Современные тенденции развития менеджмента. Системный, процессный и ситуационный подходы в менеджменте.
2. Выполните задание 2.1, посвященное систематизации теоретических знаний в области различных концепций менеджмента.
Литература: [2,3,4,5,10,12,14]
Тема 3. Особенности развития менеджмента России
1. Вопросы для обсуждения:
Становление и развитие теории и практики управления в России в условиях общественной формы собственности.
Основные реформы систем управления в России.
Особенности управления в период становления рыночных отношений России.
2. Выполните задание 3.1 по систематизации знаний в области теории и практики управления в России.
Литература: [3,4,5,10,12,14]
Тема 4. Особенности национального менеджмента
1. Вопросы для обсуждения:
Американская модель менеджмента и ее характеристика.
Японская модель менеджмента и ее сущность.
Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента.
Особенности западноевропейской модели менеджмента.
2. Выполните задание 4.1 с целью усвоения особенностей различных моделей менеджмента.
Литература: [2,3,4,9,14,23]
Тема 5.Организация как система управления
1. Вопросы для обсуждения:
Определение понятия «организация» в современных условиях. Виды организаций.
Организация как открытая система управления. Характеристики внешней среды: сложность, подвижность, неопределённость.
Понятие и содержание внутренней среды организации.
Основные этапы развития организации.
2. Выполните задание 5.1 с целью усвоения отличительных особенностей основных этапов развития организации.
3. Выполните задание 5.2 для усвоения различных видов организаций.
4. Выполните задание 5.3 для усвоения особенностей формальных и неформальных групп в организации.
5. Выполните задание 5.5, содержащее деловую игру по формированию рабочих групп в неформальной структуре коллектива.
Литература: [3,4,5,11,14,16,19,25]
Тема 6.Организационные структуры управления
1. Вопросы для обсуждения:
Основные элементы организационной структуры управления; влияние внешней и внутренней среды организации и ее видов деятельности на формирование организационной структуры управления.
Виды организационных структур управления.
Требования, предъявляемые к организационной структуре управления. Основы проектирования организационной структуры управления.
2. Выполните задание 7.1 для оценки различных организационных структур управления (ОСУ) и приобретения навыков формирования ОСУ.
Литература: [2,3,4,5.14,16,19,23.24]
Тема 7.Функции менеджмента
7.1. Общее представление о видах деятельности в управлении
1. Вопросы для обсуждения:
Сущность и классификация функций менеджмента.
Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления.
Взаимосвязь общих, частных и вспомогательных функций управления.
Объективные и субъективные причины дублирования функций менеджмента
Методология изучения функций менеджмента.
2. Выполните задание 6.3 для умения раскрывать содержание общих функций менеджмента в коммерческой организации, занимающейся оптовыми закупками товаров.
Литература: [1,2,3,4,5,11,14,24]
7.2. Общие функции менеджмента как составные части процесса управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль
Планирование
1. Вопросы для обсуждения:
Формирование миссии организации как первоначальная стадия планирования.
Планирование как стадия процесса управления: постановка целей, прогнозирование, стратегическое и текущее планирование.
Иерархический характер системы целей, управление по целям.
2. Выполните задание 6.2 с целью научиться формировать миссии различных организаций.
Литература: [1,2,3,4,5,14,24,26]
Организация
1. Вопросы для обсуждения:
Основные составляющие функции организации.
Реорганизация структур в соответствии с изменением внешней и внутренней среды.
Организационная культура.
2. Дискуссия о взаимосвязи между стратегией организации и ее организационной структурой.
Литература: [1,2,3,4,5,14,24,26]
Координация
1. Вопросы для обсуждения:
Роль координации в управленческом процессе.
Способы и средства взаимодействия между подсистемами организации.
Коммуникации в управленческом процессе.
2. Дискуссия по вопросу: почему эффективные коммуникации важны для руководителей и организации в целом?
Литература: [3,5,11,14,24]
Мотивация
1. Вопросы для обсуждения:
Сущность мотивации и её основные категории (потребность и вознаграждение).
Содержательные теории мотивации.
Процессуальные теории мотивации.
2. Дискуссия по вопросу: какие виды мотивирования применяются в современных организациях?
Литература: [2,3,4,5,14,21,24]
Контроль
1. Вопросы для обсуждения:
Роль функции контроля в процессе управления.
Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.
Этапы процесса контроля и его эффективность.
Специфика контроля и контроллинга.
2. Дискуссия по вопросу: какое различие между контролем и контроллингом?
Литература: [1,2,3,4,5,14,21,24]
7.3. Управление по видам деятельности: управление персоналом
1. Вопросы для обсуждения:
Основные показатели, характеризующие персонал организации. Классификация и состав персонала. Особенности классификации персонала торговых организаций.
Наем, оценка и отбор персонала организации.
Обучение персонала организации
Управление профессиональной ориентацией, адаптацией и деловой карьерой персонала организации.
2. Выполните задание 10.2 с целью анализа ситуации, сложившейся в процессе собеседования при приеме на работу.
3. Выполните задание 10.3, в котором изложена деловая игра «Оценка профессиональной пригодности кандидатур на должность руководителя отдела маркетинга».
Литература: [3,4,5,11,14,23,24,26]
Тема 8. Методы менеджмента
1. Вопросы для обсуждения:
Сущность и классификация методов управления, их связь с мотивационной направленностью работников.
Организационно – распорядительные методы и механизмы их воздействия на объект управления.
Экономические методы и их реализация на разных уровнях управления.
Социально – психологические методы управления и способы их реализации.
2. Выполните задания 8.2- 8.10 с целью использования различных методов менеджмента при решении ситуаций, возникших в коллективе.
Литература: [3,4,5,11,14,17,21,24,26]
Тема 9. Решения в менеджменте
1. Вопросы для обсуждения:
Классификация управленческих решений и требования, предъявляемые к ним.
Этапы процесса принятия решения.
Методы обоснования и оптимизации управленческих решений.
2. Выполните задания 9.3 - 9.22 с целью приобретения навыков по сбору необходимого информационного материала при принятии решения в конкретной хозяйственной ситуации.
Литература: [2,3,4,5,11,14,24]
Тема 10. Формы власти и влияния
1. Вопросы для обсуждения:
Классификация форм власти и влияния. Характеристика основных аспектов власти, их сильные и слабые стороны.
Влияние развития общества в целом на использование основных форм власти.
2. Дискуссия по вопросу различия между понятиями «власть» и «влияние».
Литература: [2,3,6,14]
Тема 11. Основные теории лидерства. Стили руководства
1. Вопросы для обсуждения:
Природа лидерства, общая характеристика теорий лидерства.
Понятие и сущность стиля руководства. Основные разновидности стилей руководства. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.
Функции и обязанности руководителя. Качества руководителя.
2. Выполните задание 12.2 для создания «идеального портрета» руководителя и подчиненного.
3. Выполните задание 12.3 для умения формировать требования, предъявляемые к современному менеджеру.
Литература: [2,3,4,6,14]
Тема 12. Самоменеджмент
1. Вопросы для обсуждения:
Общие представления о самоменеджменте. Принципы самоменеджмента.
Роль самоменеджмента в период перехода к рыночным отношениям.
Самоменеджмент руководителя.
2. Выполните задание 13.3 для создания собственного социально-психологического портрета на основе ответов на тесты.
3. Выполните задание 13.4 для самооценки выбора направления деятельности на основе психологического теста.
Литература: [3,4,14,20,23]
Тема 13. Управление конфликтами, стрессами и изменениями