Социальный механизм развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:29, контрольная работа

Описание

исциплина «Менеджмент» является теоретическим курсом, обеспечивает обязательный минимум знаний для профессиональной деятельности в области управления организацией или ее структурных подразделений в соответствии с квалификацией специалиста.
Изучение «Менеджмента» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как экономическая теория, экономика организации, социология, правоведение, финансы и кредит, основы бизнеса, теория организации и др. В свою очередь «Менеджмент» является основой для более углубленного изучения таких дисциплин, как управление персоналом, стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, антикризисное управление, управление организацией, конфликтология и др.

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………..…4
2. Требования к уровню освоения дисциплины «Менеджмент»..….......6
3. Инновационные технологии, используемые в учебном процессе …..8
4. Объем дисциплины…………………………………………………...…10
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………..10
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …………..16
5. Содержание курса ………………………………………………............19
6. Темы семинарских и практических занятий, тематических дискуссий и деловых игр ………………………………………………….30
7. Задания для самостоятельной работы студентов……………………...39
8. Темы и задания для контрольных работ и методические указания по и выполнению………………………………………………………..........47
9. Вопросы для подготовки к экзамену ………………...………………..61
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины..…………………..63
10.1. Литература .…………………………………………...……………...63
10.2. Методическое обеспечение дисциплины ……………………….....65
10.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………..65
11. Глоссарий……………………………………………………………….67

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.doc

— 814.00 Кб (Скачать документ)

Идеологические, организационные, кадровые, материальные и другие предпосылки обновления организации.

Тема 14. Оценка эффективности менеджмента

Общее понятие об эффективности менеджмента. Основные составляющие оценки эффективности социально-экономических систем: критерии эффективности хозяйствования, принцип оценки, система показателей, методика расчета эффективности хозяйствования. Ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы менеджмента. Понятие о социальной эффективности управления организацией и критерии ее оценки. Экологическая эффективность и её оценка. Пути повышения эффективности менеджмента организации.

 

Тема 15. Особенности менеджмента на внутреннем и международном рынках

Отражение особенностей менеджмента на внутреннем и международных рынках в законодательных и нормативных актах, регулирующих предпринимательскую деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности, различных организационно-правовых форм и малого бизнеса.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности организаций. Таможенно-тарифное регулирование. Квотирование и лицензирование экспортно-импортных операций. Сертификация товаров.

Основы международно-правового регулирования деятельности организаций. Роль международных экономических организаций в системе регулирования экономического сотрудничества.

Роль международных объединений и союзов предпринимателей, торговых палат, кредитно-справочных фирм, исследовательских и консультационных фирм и организаций, информационных агентств и внешнеторговых клубов и т.п. в международном регулировании предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Темы семинарских и практических занятий, тематических дискуссий и деловых игр

Семинарские и практические занятия имеют целью помочь студентам в усвоении наиболее важных и сложных тем курса, а также способствовать выработке у студентов умения ориентироваться в вопросах менеджмента и изучить подходы к принятию решений по практическим управленческим ситуациям.

Преподаватель в рамках тематики конкретного занятия, имеет право менять его структуру, и частично содержание, в пределах допускаемых  программой дисциплины «Менеджмент», разработанной для студентов соответствующей специальности.

При подготовке к семинарским и практическим занятиям рекомендуется использовать конспекты лекций, учебные пособия, а также обращаться к рекомендованной литературе.

Семинарские занятия могут проводиться в форме заслушивания докладов, подготовленных студентами по соответствующим вопросам, или дискуссий. Кроме этого, на семинарских занятиях могут проводиться контрольные работы в качестве текущей проверки усвоения теоретического материала, практические занятия в виде деловых игр, решений по конкретным ситуациям, тестирования, тренинга.

В этой связи по каждой теме семинарских и практических занятий, кроме рекомендуемых вопросов для обсуждения, предусмотрены разнообразные задания, опубликованные в учебном пособии «Менеджмент. Практикум» (см. стр.64, пункт 4).[1]

Тема 1. Теоретические основы менеджмента

1.  Вопросы для обсуждения:

      Содержание понятия «менеджмент». Основные категории менеджмента.

      Закономерности менеджмента.

2.  Выполните задание 1.2 по разработке не менее 10 принципов менеджмента для конкретной или виртуальной организации.

3.  Дискуссия по выработке принципов менеджмента, наиболее актуальных в современных условиях.

Литература: [1,2,3,4,5,14,16,19]

Тема 2. Эволюция концепций менеджмента

1.  Вопросы для обсуждения:

      Основные положения классической школы научного управления. Вклад Ф. Тейлора в развитие теории менеджмента.

      Подходы  Г. Эмерсона и Г. Форда к теории управления.

      Административная школа управления. Принципы управления, сформулированные А. Файолем.

      Бюрократическая теория М. Вебера и её вклад в развитие науки управления.

      Школа психологии и человеческих отношений и ее концепция. Развитие поведенческих наук.

      Современные тенденции развития менеджмента. Системный, процессный и ситуационный подходы в менеджменте.

2.   Выполните задание  2.1, посвященное систематизации теоретических знаний в области различных концепций менеджмента.

Литература: [2,3,4,5,10,12,14]

Тема 3. Особенности развития менеджмента России

1.  Вопросы для обсуждения:

      Становление и развитие теории и практики управления в России в условиях общественной формы собственности.

      Основные реформы систем управления в России.

      Особенности управления в период становления рыночных отношений России.

2.   Выполните задание  3.1 по систематизации знаний в области теории и практики управления в России.

Литература: [3,4,5,10,12,14]

Тема 4. Особенности национального  менеджмента

1.  Вопросы для обсуждения:

      Американская модель менеджмента и ее характеристика.

      Японская модель менеджмента и ее сущность.

      Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента.

      Особенности западноевропейской модели менеджмента.

2.   Выполните задание  4.1 с целью усвоения особенностей различных моделей менеджмента.

Литература: [2,3,4,9,14,23]

Тема 5.Организация как система управления

1.  Вопросы для обсуждения:

      Определение понятия «организация» в современных условиях. Виды организаций.

      Организация как открытая система управления. Характеристики внешней среды: сложность, подвижность, неопределённость.

      Понятие и содержание внутренней среды организации.

      Основные этапы развития организации.

2.  Выполните задание  5.1 с целью усвоения отличительных особенностей основных этапов развития организации.

3.  Выполните задание 5.2 для усвоения различных видов организаций.

4.  Выполните задание  5.3 для усвоения особенностей формальных и неформальных групп в организации.

5.  Выполните задание 5.5, содержащее деловую игру по формированию рабочих групп в неформальной структуре коллектива.

Литература: [3,4,5,11,14,16,19,25]

Тема 6.Организационные структуры управления

1.  Вопросы для обсуждения:

      Основные элементы организационной структуры управления; влияние внешней и внутренней среды организации и ее видов деятельности на формирование организационной структуры управления.

      Виды организационных структур управления.

      Требования, предъявляемые к организационной структуре управления. Основы проектирования организационной структуры управления.

2.                  Выполните задание 7.1 для оценки различных организационных структур управления (ОСУ) и приобретения навыков формирования ОСУ.

Литература: [2,3,4,5.14,16,19,23.24]

Тема 7.Функции менеджмента

7.1. Общее представление о видах деятельности в управлении

1.  Вопросы для обсуждения:

      Сущность и классификация функций менеджмента.

      Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления.

      Взаимосвязь общих, частных и вспомогательных функций управления.

      Объективные и субъективные причины дублирования функций менеджмента

      Методология изучения функций менеджмента.

2.  Выполните задание 6.3 для умения раскрывать содержание общих функций менеджмента в коммерческой организации, занимающейся оптовыми закупками товаров.

Литература: [1,2,3,4,5,11,14,24]

7.2. Общие функции менеджмента как составные части процесса управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль

Планирование

1. Вопросы для обсуждения:

      Формирование миссии организации как первоначальная стадия планирования.

      Планирование как стадия процесса управления: постановка целей, прогнозирование, стратегическое и текущее планирование.

      Иерархический характер системы целей, управление по целям.

2.  Выполните задание 6.2 с целью научиться формировать миссии различных организаций.

Литература: [1,2,3,4,5,14,24,26]

Организация

1. Вопросы для обсуждения:

      Основные составляющие функции организации.

      Реорганизация структур в соответствии с изменением внешней и внутренней среды.

      Организационная культура.

2. Дискуссия о взаимосвязи между стратегией организации и ее организационной структурой.

Литература: [1,2,3,4,5,14,24,26]

Координация

1. Вопросы для обсуждения:

      Роль координации в управленческом процессе.

      Способы и средства взаимодействия между подсистемами организации.

      Коммуникации в управленческом процессе.

2. Дискуссия по вопросу: почему эффективные коммуникации важны для руководителей и организации в целом?

Литература: [3,5,11,14,24]

Мотивация

1.  Вопросы для обсуждения:

      Сущность мотивации и её основные категории (потребность и вознаграждение).

      Содержательные теории мотивации.

      Процессуальные теории мотивации.

2. Дискуссия по вопросу: какие виды мотивирования применяются в современных организациях?

Литература: [2,3,4,5,14,21,24]

Контроль

1. Вопросы для обсуждения:

      Роль функции контроля в процессе управления.

      Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.

      Этапы процесса контроля и его эффективность.

      Специфика контроля и контроллинга.

2. Дискуссия по вопросу: какое различие между контролем и контроллингом?

Литература: [1,2,3,4,5,14,21,24]

7.3. Управление по видам деятельности: управление персоналом

1.  Вопросы для обсуждения:

      Основные показатели, характеризующие персонал организации. Классификация и состав персонала. Особенности классификации персонала торговых организаций.

      Наем, оценка и отбор персонала организации.

      Обучение персонала организации

      Управление профессиональной ориентацией, адаптацией и деловой карьерой персонала организации.

2.  Выполните задание 10.2 с целью анализа ситуации, сложившейся в процессе собеседования при приеме на работу.

3.  Выполните задание 10.3, в котором изложена деловая игра «Оценка профессиональной пригодности кандидатур на должность руководителя отдела маркетинга».

Литература: [3,4,5,11,14,23,24,26]

Тема 8. Методы менеджмента

1.  Вопросы для обсуждения:

      Сущность и классификация методов управления, их связь с мотивационной направленностью работников.

      Организационно – распорядительные методы и механизмы их воздействия на объект управления.

      Экономические методы и их реализация на разных уровнях управления.

      Социально – психологические методы управления и способы их реализации.

2.  Выполните задания 8.2- 8.10 с целью использования различных методов менеджмента при решении ситуаций, возникших в коллективе.

Литература: [3,4,5,11,14,17,21,24,26]

Тема 9. Решения в менеджменте

1.  Вопросы для обсуждения:

      Классификация управленческих решений и требования, предъявляемые к ним.

      Этапы процесса принятия решения.

      Методы обоснования и оптимизации управленческих решений.

2.  Выполните задания 9.3 - 9.22 с целью приобретения навыков по сбору необходимого информационного материала при принятии решения в конкретной хозяйственной ситуации.

Литература: [2,3,4,5,11,14,24]

Тема 10. Формы власти и влияния

1. Вопросы для обсуждения:

      Классификация форм власти и влияния. Характеристика основных аспектов власти, их сильные и слабые стороны.

      Влияние развития общества в целом на использование основных форм власти.

2. Дискуссия по вопросу различия между понятиями «власть» и «влияние».

Литература: [2,3,6,14]

Тема 11. Основные теории лидерства. Стили руководства

1.  Вопросы для обсуждения:

      Природа лидерства, общая характеристика теорий лидерства.

      Понятие и сущность стиля руководства. Основные разновидности стилей руководства. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.

      Функции и обязанности руководителя. Качества руководителя.

2.  Выполните задание 12.2 для создания «идеального портрета» руководителя и подчиненного.

3.  Выполните задание 12.3 для умения формировать требования, предъявляемые к современному менеджеру.

Литература: [2,3,4,6,14]

Тема 12. Самоменеджмент

1.  Вопросы для обсуждения:

      Общие представления о самоменеджменте. Принципы самоменеджмента.

      Роль самоменеджмента в период перехода к рыночным отношениям.

      Самоменеджмент руководителя.

2.  Выполните задание 13.3 для создания собственного социально-психологического портрета на основе ответов на тесты.

3. Выполните задание 13.4 для самооценки выбора направления деятельности на основе психологического теста.

Литература: [3,4,14,20,23]

Тема 13. Управление конфликтами, стрессами и изменениями

Информация о работе Социальный механизм развития экономики