Занятие
№ 16. Тема «Личный
успех».
Цель
занятия: закрепления полученных знаний,
умений и навыков.
Задачи
занятия:
- Углубление
представление о себе и своих способностях;
- Создание
положительной мотивации к будущей жизни
без лишения свободы.
Ход
работы:
- Упражнение
«Письмо к себе». В начале тренинговой
программы участники уже писали обращение
к себе. В данном случае дается та же инструкция,
что и в первый раз. По итогам работы сравнивается
представление о себе с тем, что было в
начале. Обсуждение.
- Упражнение
"Эпитафия". Цель игрового упражнения
— повысить у игроков готовность осознанно
выстраивать свои жизненные и профессиональные
перспективы, выделяя и логически связывая
основные (ключевые) события собственной
жизни. Методика рассчитана на работу
в круге. Количестно участников — от 8—10
до 15—20. Время проведения — от 25 до 40 минут.
Процедура включает следующие основные
этапы:
1. Участники
рассаживаются в круг и ведущий
“загадочным голосом” рассказывает такую
примерно притчу: “Говорят, где-то на Кавказе
есть старое кладбище, где на могильных
плитах можно встретить примерно такие
надписи: " Сулейман Бабашидзе. Родился
в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года...",
или "Нугзар Гаприндашвили. Родился
в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет..."
Далее ведущий может спросить у группы:
"Что на Кавказе считать не умеют? Может
со смыслом делались эти приписки на могильных
плитах'? А с каким смыслом?". Смысл приписок
в том, что таким образом односельчане
оценивали насыщенность, и общую ценность
жизни данного человека".
2. Общая
инструкция: “Сейчас мы совместными
усилиями составим рассказ о некотором
человека, который в наше время освободился
из мест лишения свободы и стал жить дальше,
прожив ровно до 75 лет. Каждый должен будет
по очереди назвать важное событие в жизни
данного человека — из этих-то событий
и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание
на то, что события могут быть внешними
(поступил куда-то учиться, поработал там-то,
сделал то-то...— по типу "комсомольско-молодежной
биографии"), а могут быть и внутренними,
связанными с глубокими размышлениями
и переживаниями (например, некоторые
люди стали великими, почти не выходя из
своего дома...). Желательно предлагать
события, соответствующие реальности
(без всяких встреч с инопланетянами и
прочими "веселыми ребятами-суперменами"...).
В конце игры каждый попробует оценить,
насколько удалась жизнь главного героя,
насколько она оказалось интересной и
ценной: каждый как бы сделает приписку
на могильной плите нашего главного героя,
сколько же лет он прожил не по паспорту,
а по-настоящему...).
Ведущий
предлагает каждому по очереди назвать
какое-нибудь действительно интересное
и достойное событие, которое
могло бы украсить любую жизнь.
Немного
подумав, участники игры по
очереди называют такие события. Задача
ведущего — не столько критиковать (а
многие по-прежнему называют внешние события),
сколько хвалить игроков, поощряя их вообще
размышлять об этом.
Можно
даже предложить участникам “задание
на дом”: “Если у Вас будет
соответствующее настроение, то
тихо и спокойненько подумать,
какие события могли бы украсить
конкретно ваши будущие жизни”.
- Рефлексия-упражнение
«Подведение итогов работы группы». В
конце занятия подводятся общие итоги
всех этапов работы. Началу дискуссии
предшествует обмен вопросами-ответами,
список вопросов составляется группой.
Примерный список вопросов: В чем для меня
выражаются затруднения самопознания,
самовосприятия? Какие слова или словосочетания
я говорю себе при этом? Что я при этом
испытываю? Что препятствует мне самореализоваться?
Предлагается избегать повторений и чрезмерно
обобщенных, мало дифференцирующих вопросов-ответов,
речевых штампов, стереотипных высказываний.
При ответах возможны встречные проясняющие
вопросы: Что именно ты имеешь в виду? Какие
проявления ты подразумеваешь?
По окончании
дискуссии целесообразно провести
творческую заключительную комплексную
письменную (или устную) аналитическую
работу (10-15 минут), с ответами на две
группы вопросов: что мне удалось
(не удалось) достичь в ходе тренинга;
что понравилось (не понравилось) в
ходе тренинга при взаимной (с тренером)
рефлексии полученных ответов.
С целью оценки
эффективности психокоррекционных
воздействий на осужденных до и после
проведения работы проводилось психодиагностическое
исследование ценностно-смысловой
сферы осужденных.
До проведения
тренингов, на этапе формирования коррекционной
группы было проведено тестирование
с помощью методики Рокича «Ценности»
и проективного рисуночного теста
«Моя жизнь».
Анализируя сюжетность
рисунков, цветовую гамму, можно обратить
внимание на следующее:
- Преобладает
схематичность, отсутствие явного сюжета
в рисунках;
- Конкретность
изображаемых образов (соотносится с нереализованными
потребностями личности);
- Отсутствие
цвета в рисунках. (Приложение).
Описывая
особенности ценостно-смысловой
сферы личности осужденных до начала
участия в коррекционной работе,
важно отметить (Таблица 2):
- Наиболее
значимыми ценностями у испытуемых является
ценность свободы как независимости в
поступках и действиях, ценность любви
(как духовной и физической близости с
любимым человеком), ценность познания
как возможности расширения своего образования
и ценность наличия хороших и верных друзей;
- Менее значимыми
ценностями у данной категории лиц является
ценность творчества (возможности творческой
деятельности) и ценность здоровья (физического
и психического благополучия).
Таким образом,
мы смеем отметить низкую выраженность
внутренней мотивации к самопознанию,
скудность представления о себе
и своем жизненном пути, незнание
перспектив собственного развития. Для
данных лиц актуальны фрустрированные
потребности: социальная депривация, состояние
фрустрированности в виду отсутствия
свободы.
По итогам реализации
тренинговой работы было проведено
психологичекое тестирование респондентов
с помощью методики Е.Б.Фанталовой
« Уровни соотношения «ценности»
и «доступности» в различных
жизненных сферах» и проективного
рисуночного теста «Моя жизнь
после лишения свободы».
Таблица
2. – Иерархия ценностей у осужденных до
проведения психокоррекционных мероприятий
|
Кол-во
испытуемых |
Среднее
значение |
Медиана |
Минимум |
Максимум |
Ст.отклонение |
Ошибка
среднего |
Творчество
(возможность творческой
деятельности) |
10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
Свобода
как независимость
в поступках и
действиях |
10 |
9,5 |
9,5 |
9 |
10 |
0,7 |
0,5 |
Любовь
(духовная и физическая
близость с любимым
человеком) |
10 |
9 |
9 |
8 |
10 |
1,4 |
1 |
Познание
(возможность расширения
своего образования,
кругозора, общей
культуры, а также
интеллектуальное развитие) |
10 |
9 |
9 |
8 |
10 |
1,4 |
1 |
Наличие
хороших и верных
друзей |
10 |
9 |
9 |
8 |
10 |
1,4 |
1 |
Интересная
работа |
10 |
8,5 |
8,5 |
7 |
10 |
2,1 |
1,5 |
Уверенность
в себе (свобода
от внутренних противоречий,
сомнений) |
10 |
8 |
8 |
7 |
9 |
1,4 |
1 |
Материально-обеспеченная
жизнь (отсутствие материальных
затруднений) |
10 |
7,5 |
7,5 |
6 |
9 |
2,1 |
1,5 |
Красота
природы и искусства |
10 |
7,5 |
7,5 |
6 |
9 |
2,1 |
1,5 |
Счастливая
семейная жизнь |
10 |
7 |
7 |
5 |
9 |
2,8 |
2 |
Здоровье
(физическое и психическое
здоровье) |
10 |
5,5 |
5,5 |
5 |
6 |
0,7 |
0,5 |
Активная,
деятельная жизнь |
10 |
7 |
7 |
7 |
7 |
- |
- |
Результаты завершающего
тестирования показали (Таблица 3):
- Появилась
цветность в рисунках (сине-зеленая гамма)
осужденных;
- Присутствует
сюжетность в рисунках: образ семейного
отдыха, образ дороги как пути развития,
образ дружбы и др.
- Статичность
рисунков;
- Ведущими
ценностями оказались ценность здоровья
(физическое и психическое здоровье), ценность
любви как духовной и физической близости
с любимым человеком, ценность уверенности
в себе.
- Менее значимыми
ценностями оказались активная, деятельная
жизнь и красота природы и искусства.
Таблица
3 – Иерархия ценностей у осужденных
после проведения псикоррекционных
мероприятий.
|
Кол-во
испытуемых |
Среднее
значение |
Медиана |
Мода |
Минимум |
Максимум |
Ст.отклонение |
Ошибка
среднего |
Здоровье
(физическое и психическое
здоровье) |
10 |
9,9 |
10 |
10 |
9 |
10 |
0,2 |
0,1 |
Любовь
(духовная и физическая
близость с любимым
человеком) |
10 |
9,1 |
10 |
10 |
5 |
10 |
1,4 |
0,3 |
Уверенность
в себе (свобода
от внутренних противоречий,
сомнений) |
10 |
9 |
10 |
10 |
5 |
10 |
1,4 |
0,3 |
Счастливая
семейная жизнь |
10 |
8,9 |
10 |
10 |
5 |
10 |
1,6 |
0,4 |
Наличие
хороших и верных
друзей |
10 |
8,8 |
10 |
10 |
4 |
10 |
1,7 |
0,4 |
Интересная
работа |
10 |
8,4 |
9,5 |
10 |
- |
10 |
2,7 |
0,6 |
Творчество
(возможность творческой
деятельности) |
10 |
8,4 |
9 |
10 |
- |
10 |
2,5 |
0,5 |
Познание
(возможность расширения
своего образования,
кругозора, общей
культуры, а также
интеллектуальное развитие) |
10 |
8,2 |
9 |
10 |
2 |
10 |
2,2 |
0,5 |
Материально-обеспеченная
жизнь (отсутствие материальных
затруднений) |
10 |
8,2 |
8 |
10 |
1 |
10 |
2,2 |
0,5 |
Свобода
как независимость
в поступках и
действиях |
10 |
8,1 |
8 |
- |
1 |
10 |
2,1 |
0,5 |
Красота
природы и искусства |
10 |
7,7 |
9 |
10 |
- |
10 |
3,1 |
0,7 |
Активная,
деятельная жизнь |
10 |
2,4 |
1,5 |
1 |
1 |
6 |
1,7 |
0,37 |
Таким
образом, по итогам психодиагностического
обследования лиц, участвующих в
психокоррекционной работе, отмечается
положительный эффект программы
психокоррекции:
- Появилась
внутренняя тенденция к самоизменению,
мотивация к личностному росту, о которой
можно судить по качеству высказываний
(ведущая роль личной активности в собственной
жизни, сюжетность в рисунках, высокая
ценность саморазвития).
- Проведенная
тренинговая работа повлияла в целом на
структуру ценностно-смысловой сферы
участников. Вследствие этого, было пересмотрены
смыслы, касающиеся общего самоотношения,
отношения к здоровью как ресурса успешной
жизни;
- В смысловом
содержании образа собственной жизни
произошли изменения. Более детализированы
и разнообразны стали представления о
жизни: «жизнь как молодость духа», «жизнь
– это счастье каждого дня», «здоровье
– это движение» и т.п.
- В пользу
большего приобретения знания о себе и
своей жизни и возможности обобщить для
себя данный опыт говорит характер рисунков
– они стали более детализированы, и преобладают
среди них абстрактные рисунки. Это может
говорить о высокой степени обобщения
полученных знаний.
Список использованных
источников и литературы
- Алферов Ю.А.,
Козюля В.Г. Дезадаптация и стрессоустойчивость
человека в преступной среде. Домодедово,
1996. С. 93–94.
- Бабушкин
А. Попечительство о тюрьмах - российская
историческая традиция // Преступление
и наказание. 2008. №7. С.38
- Бабушкин
А.В. Перспективы развития службы организаций,
занимающихся вопросами реабилитации
освобожденных и условно осужденных. Конференция
«Реформа системы уголовного правосудия
и исполнения наказания - совместное поле
деятельности пенитенциарных служб и
НПО» г. Пермь. 2000. 10-12 октября // сайт «Общественный
центр содействия реформе уголовного
правосудия»
- Багреева
Е. Пенитенциарная система Финляндии //
Преступление и наказание. 2008. №8. С.34
- Безносов
С.П. Теоретические основы изучения профессиональной
деформации личности. СПб., 1995
- Белослудцев
В.И., Зайко Т.М. Предупреждение рецидивной
преступности несовершеннолетних и вопросы
назначения и исполнения длительных сроков
лишения свободы. Учебное пособие. Екатеринбург,
2008. С.6-9,15-17
- Беляева Л.И.
Психологические особенности экстремальных
ситуаций правоохранительной деятельности
// Прикладная юридическая психология
/ Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С.531–533
- Буданов А.В.
Обучение сотрудников тактике и методам
обеспечения личной безопасности. М., 1997
- Возрастная
и педагогическая психология. – М.: Просвещение,
1984.
- Воронков
А.В. Уголовно-исполнительная система
сегодня // Бюллетень Министерства Юстиции
РФ. 2000. №8. С.73
- Грановская
Р.М. Элементы практической психологии.
– СПб.: Свет, 2000.–356с.
- Грибов В.
В тюремном интерьере // Ветеран. 2003. №
5 (718). С. 14.
- Дебольский
М.Г. Основные направления психологического
обеспечения работы с кадрами // Прикладная
юридическая психология / Под ред. А.М.
Столяренко. М., 2001. С. 312–324.
- Девиантность
и социальный контроль в России (XIX - XX вв.):
тенденции и социологическое осмысление.
СПб., 2000. С. 151
- Доклад о
состоянии с правами человека в Российской
Федерации в 2002 году // www.hro.org.
- Дробинин
А. Ресоциализация освободившихся из мест
лишения свободы // Законность. 2003. №7. С.
17
- Еникеева
Д.Д. Пограничные состояния у заключенных
и заключенных. М., 1998
- Зарипова
Д. Социальная адаптация бродяг и попрошаек
(опыт г. Казань) // Российская юстиция.
2008. №6. С.25
- 3емсков В.Н.
Заключенные в 30-е годы // Социс. 2006. №7.
С.9
- Зубков А.И.
Карательная политика России на рубеже
тысячелетий. М., 2000
- Зубков А.И.,
Зубкова В.И. Проблемы реформирования
уголовной (карательной) политики на современном
этапе // Журнал российского права. 2002.
N 5
- Зубкова
В.И. Уголовное наказание и его социальная
роль: теория и практика. М., 2002
- Ильина Е.С.
Экстремальная профессия – сотрудник
УИС // Развитие личности. 2002. № 4. С. 169–173.
С. 171
- Исаев Д.Н.
Психопатология детского возраста. СПб.
2001
- Карпец И.И.
Преступность: иллюзии и реальность. М.,2002.
С.292
- Комментарии
к Уголовно-исполнительному кодексу РФ
и минимальными стандартными правилами
обращения с заключенными. М.,2007. С.579
- Комментарии
к Уголовно-исполнительному кодексу РФ
/под ред. А.И. Зубкова. М, 2007. С.364
- Краткая
характеристика Уголовно-исполнительной
системы // Бюллетень Министерства Юстиции
РФ. 2000. №11. C.I 11
- Курушин
А.А. Отказ в приеме на работу и некоторые
проблемы его оспаривания // Юрист. 2000.
№6. С.47
- Леонгард
К. Акцентуированные личности. Киев, 1989
- Личко А.Е.
Психопатии и акцентуации характера у
заключенных. Л., 1983.
- Лысягин
О. Необходим закон о социальной адаптации
граждан // Законность. 2003. №7. С.52
- Мельникова
Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической
адаптации. СПб., 2008. С. 11
- Михлин А.С.
Отбытие наказания в тюрьмах Англии и
Уэльса // Государство и право. 2006. №2. С.
137
- Морогин
В.Г. Диагностика ценностно-потребностной
сферы личности сотрудников УИС и осужденных
// Социально-психологические проблемы
организации исполнения уголовных наказаний:
Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко,
В.А. Уткина. Домодедово, 1996. С. 26.
- Мухина В.С.
Пожизненно заключенные: мотивация к жизни
// Развитие личности. 2002. № 4. С. 100–114
- Мухина В.С.,
Хвостов А.А. Пожизненно заключенные: мотивация
к жизни // Развитие личности. 2002. № 3. С.
51–60
- На свободу
с чистой совестью. И кошельком... // Парламентская
газета. №182. 2000. 23 сентября // www.yandex.ru
- Опережающее
(упреждающее) профессиональное образование
в ИУ: итоги эксперимента 2000 года. Челябинск,
2001.
- Основные
вилы деятельности и психологическая
пригодность к службе в системе внутренних
дел: Справ. пособие / Под ред. Б.Г. Бовина,
Н.И. Мягких. М., 1997
- Пенитенциарная
психология: Программа для высших учебных
заведений МВД РФ / Под руководством А.И.
Ушатикова. Рязань, 1995. С. 21.
- Перминов
О.Г. Уголовно-исполнительное право: Учебное
пособие. М,2008.С.218,229
- Платонова
Н.М. Основы социальной педагогики: Учебное
пособие. СПб., 2007. С.24, 32, 113
- Пожар Л.
Психология аномальных заключенных и
заключенных - патопсихология. М., 1996
- Попова Э.В.
Основные направления и формы работы по
содействию занятости и социальной адаптации
граждан, готовящихся к освобождению из
мест лишения свободы // Социальная защита
особых групп населения. Практика работы.
Выпуск 7 /под ред. Бочко М.Э. Челябинск,
2008. С.5
- Потемкина
А. Изоляция. А дальше? // Преступление и
наказание. 2005. №3. С.42
- Предупреждение
рецидива преступлений. Учебное пособие
/под ред. С.А. Елисеева. Томск, 2000. С.47,49
- Российский
статистический ежегодник: стат. сб. М.,
2008. С.243
- Рябинин
А.А. Проблемы наказания на новом этапе
совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного
законодательства. Домодедово, 2000
- Свинаренко
И.Н. Русские сидят. М., 2002. С. 330.
- Словарь
— справочник по социальной работе /под
ред. Е.И. Холостовой. М.,1997. С.27,308
- Смыкалин
А.С. Забытый кодекс // Российский юридический
журнал. 2008. №4. С. 161
- Социально-трудовая
адаптация незанятого населения. Профессионально-трудовая
адаптация граждан, освободившихся из
мест лишения свободы и проблемы их трудоустройства
/ Кавокин С.Н. идр.Вып.З.М., 2008.
- Социально-трудовая
адаптация незанятого населения. Организация
взаимодействия органов службы занятости
населения и структур системы исполнения
наказания Министерства юстиции при решении
вопросов профессиональной и социальной
адаптации лиц, освободившихся из мест
лишения свободы/ Кавокин С.Н. и др. Вып.
12. М.,2008.
- Социальный
менеджмент: Учебник для вузов /под ред.
С.Д. Ильенковой. М.,2008. С.159,163
- Татидинова
Т.Г. Социальная реадаптация бывших заключенных
//Социс. 2003.№З.С.50
- Тимофеев
В.Г. Уголовно-исполнительная система
России: цифры, факты и события. Учебное
пособие. Чебоксары, 2008 //
- Трубников
В.М. Социальная адаптация освобожденных
граждан от отбывания наказания. Харьков,
2000.
- Уголовно-исполнительная
система в 2001-2002 годах (сравнительный анализ):
Информационно-аналитический сборник.
Тверь, 2003. С.3.
- Уголовно-исполнительное
право России (теория, законодательство,
международные стандарты, отечественная
практика XX в.) Учебник /ред. Зубков А.И.
М, 2007. С.54, 108, 280
- Уголовно-исполнительное
право России /под ред. В.И. Селиверстова.
М.,2000. с.100-105, 201, 345, 441
- Филиппов
А.Г. Изолятор. Добро и зло меняются местами:
Записки надзирателя. М., 2001. С. 373.
- Хвостов
А.А., Кулагина С.И. Моральное сознание
законопослушных граждан, осужденных
и сотрудников УИС // Ведомости уголовно-исправительной
системы. 2002. № 7 (19). С. 33.
- Шапарь В.Б.,
Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая
психология. Инструментарий.–Ростов н/Д:
издательство «Феникс», 2002
- Шилов Е.
На свободу с... высшим образованием // Российская
газета. 2000. 8 июля
- Энциклопедия
юридической психологии / Под общей ред.
А.М. Столяренко. М., 2003.