Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:10, дипломная работа

Описание

Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые иногда, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. На контроле в органах внутренних дел состоит около 3,5 млн. граждан, освобожденных из мест лишения свободы, из которых большинство нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
1.1 Исторический аспект проблем социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы…………....7
1.2 Особенности работы с людьми, готовящимся к выходу из мест лишения свободы ……………………………………………………..……14
1.3 Задачи и факторы ресоциализации социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы......21
Выводы по главе 1……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
2.1 Диагностика уровня адоптации к социуму………………..37
2.2 Проведения цикла занятий по реабилитации людей, готовящимся к выходу из мест лишения свободы……………………………………….55
2.3 Повторная диагностика……………………………………..88
Выводы по главе 2…………………………………………………
Заключение.………………………………………………………
Список используемых источников………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом1.docx

— 399.97 Кб (Скачать документ)
 
 

Занятие № 16. Тема «Личный  успех».

Цель  занятия: закрепления полученных знаний, умений и навыков.

Задачи  занятия:

  1. Углубление представление о себе и своих способностях;
  2. Создание положительной мотивации к будущей жизни без лишения свободы.

Ход работы:

  1. Упражнение «Письмо к себе». В начале тренинговой программы участники уже писали обращение к себе. В данном случае дается та же инструкция, что и в первый раз. По итогам работы сравнивается представление о себе с тем, что было в начале. Обсуждение.
  2. Упражнение "Эпитафия". Цель игрового упражнения — повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни. Методика рассчитана на работу в круге. Количестно участников — от 8—10 до 15—20. Время проведения — от 25 до 40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:

1. Участники  рассаживаются в круг и ведущий  “загадочным голосом” рассказывает такую примерно притчу: “Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: " Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года...", или "Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет..." Далее ведущий может спросить у группы: "Что на Кавказе считать не умеют? Может со смыслом делались эти приписки на могильных плитах'? А с каким смыслом?". Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность, и общую ценность жизни данного человека".

2. Общая  инструкция: “Сейчас мы совместными  усилиями составим рассказ о некотором человека, который в наше время  освободился из мест лишения свободы и стал жить дальше, прожив ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека — из этих-то событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил куда-то учиться, поработал там-то, сделал то-то...— по типу "комсомольско-молодежной биографии"), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, почти не выходя из своего дома...). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими "веселыми ребятами-суперменами"...). В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главного героя, насколько она оказалось интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему...).

Ведущий предлагает каждому по очереди назвать  какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое  могло бы украсить любую жизнь.

 Немного  подумав, участники игры по  очереди называют такие события. Задача ведущего — не столько критиковать (а многие по-прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.

 Можно  даже предложить участникам “задание  на дом”: “Если у Вас будет  соответствующее настроение, то  тихо и спокойненько подумать, какие события могли бы украсить  конкретно ваши будущие жизни”.

  1. Рефлексия-упражнение «Подведение итогов работы группы». В конце занятия подводятся общие итоги всех этапов работы. Началу дискуссии предшествует обмен вопросами-ответами, список вопросов составляется группой. Примерный список вопросов: В чем для меня выражаются затруднения самопознания, самовосприятия? Какие слова или словосочетания я говорю себе при этом? Что я при этом испытываю? Что препятствует мне самореализоваться? Предлагается избегать повторений и чрезмерно обобщенных, мало дифференцирующих вопросов-ответов, речевых штампов, стереотипных высказываний. При ответах возможны встречные проясняющие вопросы: Что именно ты имеешь в виду? Какие проявления ты подразумеваешь?

По окончании  дискуссии целесообразно провести творческую заключительную комплексную  письменную (или устную) аналитическую  работу (10-15 минут), с ответами на две  группы вопросов: что мне удалось (не удалось) достичь в ходе тренинга; что понравилось (не понравилось) в  ходе тренинга при взаимной (с тренером) рефлексии полученных ответов. 
 
 
 
 
 

        1. Повторная диагностика.

С целью оценки эффективности психокоррекционных воздействий на осужденных до и после  проведения работы проводилось психодиагностическое исследование ценностно-смысловой  сферы осужденных.

До проведения тренингов, на этапе формирования коррекционной  группы было проведено тестирование с помощью методики Рокича «Ценности» и проективного рисуночного теста  «Моя жизнь».

Анализируя сюжетность рисунков, цветовую гамму, можно обратить внимание на следующее:

  1. Преобладает схематичность, отсутствие явного сюжета в рисунках;
  2. Конкретность изображаемых образов (соотносится с нереализованными потребностями личности);
  3. Отсутствие цвета в рисунках. (Приложение).

      Описывая  особенности ценостно-смысловой  сферы личности осужденных до начала участия в коррекционной работе, важно отметить (Таблица 2):

  1. Наиболее значимыми ценностями у испытуемых является ценность свободы как независимости в поступках и действиях, ценность любви (как духовной и физической близости с любимым человеком), ценность познания как возможности расширения своего образования  и ценность наличия хороших и верных друзей;
  2. Менее значимыми ценностями у данной категории лиц является ценность творчества (возможности творческой деятельности) и ценность здоровья (физического и психического благополучия).

Таким образом, мы смеем отметить низкую выраженность внутренней мотивации к самопознанию, скудность представления о себе и своем жизненном пути, незнание перспектив собственного развития. Для  данных лиц актуальны фрустрированные  потребности: социальная депривация, состояние  фрустрированности в виду отсутствия свободы.

По итогам реализации тренинговой работы было проведено  психологичекое тестирование респондентов с помощью методики Е.Б.Фанталовой « Уровни соотношения «ценности» и «доступности» в различных  жизненных сферах» и проективного рисуночного теста «Моя жизнь  после лишения свободы». 

     Таблица 2. – Иерархия ценностей у осужденных до проведения психокоррекционных мероприятий

  Кол-во испытуемых Среднее значение Медиана Минимум Максимум Ст.отклонение Ошибка  среднего
Творчество (возможность творческой деятельности) 10 1 1 1 1 - -
Свобода как независимость  в поступках и  действиях 10 9,5 9,5 9 10 0,7 0,5
Любовь (духовная и физическая близость с любимым  человеком) 10 9 9 8 10 1,4 1
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей  культуры, а также  интеллектуальное развитие) 10 9 9 8 10 1,4 1
Наличие хороших и верных друзей 10 9 9 8 10 1,4 1
Интересная  работа 10 8,5 8,5 7 10 2,1 1,5
Уверенность в себе (свобода  от внутренних противоречий, сомнений) 10 8 8 7 9 1,4 1
Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 10 7,5 7,5 6 9 2,1 1,5
Красота природы и искусства 10 7,5 7,5 6 9 2,1 1,5
Счастливая  семейная жизнь 10 7 7 5 9 2,8 2
Здоровье (физическое и психическое  здоровье) 10 5,5 5,5 5 6 0,7 0,5
Активная, деятельная жизнь 10 7 7 7 7 - -
 
 

Результаты завершающего тестирования показали (Таблица 3):

  1. Появилась цветность в рисунках (сине-зеленая гамма) осужденных;
  2. Присутствует сюжетность в рисунках: образ семейного отдыха, образ дороги как пути развития, образ дружбы и др.
  3. Статичность рисунков;
  4. Ведущими ценностями оказались ценность здоровья (физическое и психическое здоровье), ценность любви как духовной и физической близости с любимым человеком, ценность уверенности в себе.
  5. Менее значимыми ценностями оказались активная, деятельная жизнь и красота природы и искусства.
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3 – Иерархия ценностей у осужденных после проведения псикоррекционных мероприятий.

  Кол-во испытуемых Среднее значение Медиана Мода Минимум Максимум Ст.отклонение Ошибка  среднего
Здоровье (физическое и психическое  здоровье) 10 9,9 10 10 9 10 0,2 0,1
Любовь (духовная и физическая близость с любимым  человеком) 10 9,1 10 10 5 10 1,4 0,3
Уверенность в себе (свобода  от внутренних противоречий, сомнений) 10 9 10 10 5 10 1,4 0,3
Счастливая  семейная жизнь 10 8,9 10 10 5 10 1,6 0,4
Наличие хороших и верных друзей 10 8,8 10 10 4 10 1,7 0,4
Интересная  работа 10 8,4 9,5 10 - 10 2,7 0,6
Творчество (возможность творческой деятельности) 10 8,4 9 10 - 10 2,5 0,5
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей  культуры, а также  интеллектуальное развитие) 10 8,2 9 10 2 10 2,2 0,5
Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 10 8,2 8 10 1 10 2,2 0,5
Свобода как независимость  в поступках и  действиях 10 8,1 8 - 1 10 2,1 0,5
Красота природы и искусства 10 7,7 9 10 - 10 3,1 0,7
Активная, деятельная жизнь 10 2,4 1,5 1 1 6 1,7 0,37
 

    Таким образом, по итогам психодиагностического  обследования лиц, участвующих в  психокоррекционной работе, отмечается положительный эффект программы  психокоррекции:

  1. Появилась внутренняя тенденция к самоизменению, мотивация к личностному росту, о которой можно судить по качеству высказываний (ведущая роль личной активности в собственной жизни, сюжетность в рисунках, высокая ценность саморазвития).
  2. Проведенная тренинговая работа повлияла в целом на структуру ценностно-смысловой сферы участников. Вследствие этого, было пересмотрены смыслы, касающиеся общего самоотношения, отношения к здоровью как ресурса успешной жизни;
  3. В смысловом содержании образа собственной жизни произошли изменения. Более детализированы и разнообразны стали представления о жизни: «жизнь как молодость духа», «жизнь – это счастье каждого дня», «здоровье – это движение» и т.п.
  4. В пользу большего приобретения знания о себе и своей жизни и возможности обобщить для себя данный опыт говорит характер рисунков – они стали более детализированы, и преобладают среди них абстрактные рисунки. Это может говорить о высокой степени обобщения полученных знаний.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список использованных источников и литературы 

  1. Алферов Ю.А., Козюля В.Г. Дезадаптация и стрессоустойчивость  человека в преступной среде. Домодедово, 1996. С. 93–94.
  2. Бабушкин А. Попечительство о тюрьмах - российская историческая традиция // Преступление и наказание. 2008. №7. С.38
  3. Бабушкин А.В. Перспективы развития службы организаций, занимающихся вопросами реабилитации освобожденных и условно осужденных. Конференция «Реформа системы уголовного правосудия и исполнения наказания - совместное поле деятельности пенитенциарных служб и НПО» г. Пермь. 2000. 10-12 октября // сайт «Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия»
  4. Багреева Е. Пенитенциарная система Финляндии // Преступление и наказание. 2008. №8. С.34
  5. Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб., 1995
  6. Белослудцев В.И., Зайко Т.М. Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних и вопросы назначения и исполнения длительных сроков лишения свободы. Учебное пособие. Екатеринбург, 2008. С.6-9,15-17
  7. Беляева Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С.531–533
  8. Буданов А.В. Обучение сотрудников тактике и методам обеспечения личной безопасности. М., 1997
  9. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1984.
  10. Воронков А.В. Уголовно-исполнительная система сегодня // Бюллетень Министерства Юстиции РФ. 2000. №8. С.73
  11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000.–356с.
  12. Грибов В. В тюремном интерьере // Ветеран. 2003. № 5 (718). С. 14.
  13. Дебольский М.Г. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С. 312–324.
  14. Девиантность и социальный контроль в России (XIX - XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. СПб., 2000. С. 151
  15. Доклад о состоянии с правами человека в Российской Федерации в 2002 году // www.hro.org.
  16. Дробинин А. Ресоциализация освободившихся из мест лишения свободы // Законность. 2003. №7. С. 17
  17. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у заключенных и заключенных. М., 1998
  18. Зарипова Д. Социальная адаптация бродяг и попрошаек (опыт г. Казань) // Российская юстиция. 2008. №6. С.25
  19. 3емсков В.Н. Заключенные в 30-е годы // Социс. 2006. №7. С.9
  20. Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. М., 2000
  21. Зубков А.И., Зубкова В.И. Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики на современном этапе // Журнал российского права. 2002. N 5
  22. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М., 2002
  23. Ильина Е.С. Экстремальная профессия – сотрудник УИС // Развитие личности. 2002. № 4. С. 169–173. С. 171
  24. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. СПб. 2001
  25. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М.,2002. С.292
  26. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ и минимальными стандартными правилами обращения с заключенными. М.,2007. С.579
  27. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ /под ред. А.И. Зубкова. М, 2007. С.364
  28. Краткая характеристика Уголовно-исполнительной системы // Бюллетень Министерства Юстиции РФ. 2000. №11. C.I 11
  29. Курушин А.А. Отказ в приеме на работу и некоторые проблемы его оспаривания // Юрист. 2000. №6. С.47
  30. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989
  31. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у заключенных. Л., 1983.
  32. Лысягин О. Необходим закон о социальной адаптации граждан // Законность. 2003. №7. С.52
  33. Мельникова Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации. СПб., 2008. С. 11
  34. Михлин А.С. Отбытие наказания в тюрьмах Англии и Уэльса // Государство и право. 2006. №2. С. 137
  35. Морогин В.Г. Диагностика ценностно-потребностной сферы личности сотрудников УИС и осужденных // Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко, В.А. Уткина. Домодедово, 1996. С. 26.
  36. Мухина В.С. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности. 2002. № 4. С. 100–114
  37. Мухина В.С., Хвостов А.А. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности. 2002. № 3. С. 51–60
  38. На свободу с чистой совестью. И кошельком... // Парламентская газета. №182. 2000. 23 сентября // www.yandex.ru
  39. Опережающее (упреждающее) профессиональное образование в ИУ: итоги эксперимента 2000 года. Челябинск, 2001.
  40. Основные вилы деятельности и психологическая пригодность к службе в системе внутренних дел: Справ. пособие / Под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких. М., 1997
  41. Пенитенциарная психология: Программа для высших учебных заведений МВД РФ / Под руководством А.И. Ушатикова. Рязань, 1995. С. 21.
  42. Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право: Учебное пособие. М,2008.С.218,229
  43. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики: Учебное пособие. СПб., 2007. С.24, 32, 113
  44. Пожар Л. Психология аномальных заключенных и заключенных - патопсихология. М., 1996
  45. Попова Э.В. Основные направления и формы работы по содействию занятости и социальной адаптации граждан, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы // Социальная защита особых групп населения. Практика работы. Выпуск 7 /под ред. Бочко М.Э. Челябинск, 2008. С.5
  46. Потемкина А. Изоляция. А дальше? // Преступление и наказание. 2005. №3. С.42
  47. Предупреждение рецидива преступлений. Учебное пособие /под ред. С.А. Елисеева. Томск, 2000. С.47,49
  48. Российский статистический ежегодник: стат. сб. М., 2008. С.243
  49. Рябинин А.А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Домодедово, 2000
  50. Свинаренко И.Н. Русские сидят. М., 2002. С. 330.
  51. Словарь — справочник по социальной работе /под ред. Е.И. Холостовой. М.,1997. С.27,308
  52. Смыкалин А.С. Забытый кодекс // Российский юридический журнал. 2008. №4. С. 161
  53. Социально-трудовая адаптация незанятого населения. Профессионально-трудовая адаптация граждан, освободившихся из мест лишения свободы и проблемы их трудоустройства / Кавокин С.Н. идр.Вып.З.М., 2008.
  54. Социально-трудовая адаптация незанятого населения. Организация взаимодействия органов службы занятости населения и структур системы исполнения наказания Министерства юстиции при решении вопросов профессиональной и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы/ Кавокин С.Н. и др. Вып. 12. М.,2008.
  55. Социальный менеджмент: Учебник для вузов /под ред. С.Д. Ильенковой. М.,2008. С.159,163
  56. Татидинова Т.Г. Социальная реадаптация бывших заключенных //Социс. 2003.№З.С.50
  57. Тимофеев В.Г. Уголовно-исполнительная система России: цифры, факты и события. Учебное пособие. Чебоксары, 2008 //
  58. Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных граждан от отбывания наказания. Харьков, 2000.
  59. Уголовно-исполнительная система в 2001-2002 годах (сравнительный анализ): Информационно-аналитический сборник. Тверь, 2003. С.3.
  60. Уголовно-исполнительное право России (теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика XX в.) Учебник /ред. Зубков А.И. М, 2007. С.54, 108, 280
  61. Уголовно-исполнительное право России /под ред. В.И. Селиверстова. М.,2000. с.100-105, 201, 345, 441
  62. Филиппов А.Г. Изолятор. Добро и зло меняются местами: Записки надзирателя. М., 2001. С. 373.
  63. Хвостов А.А., Кулагина С.И. Моральное сознание законопослушных граждан, осужденных и сотрудников УИС // Ведомости уголовно-исправительной системы. 2002. № 7 (19). С. 33.
  64. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий.–Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002
  65. Шилов Е. На свободу с... высшим образованием // Российская газета. 2000. 8 июля
  66. Энциклопедия юридической психологии / Под общей ред. А.М. Столяренко. М., 2003. 

Информация о работе Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы