Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:10, дипломная работа

Описание

Каждый год из мест лишения свободы выходят тысячи мужчин и женщин, которые иногда, как и каждый из нас нуждается в помощи. Но недостаточное внимание к судьбам этих людей со стороны государства все более негативно сказывается на ситуации в обществе. На контроле в органах внутренних дел состоит около 3,5 млн. граждан, освобожденных из мест лишения свободы, из которых большинство нуждается в трудоустройстве, социальном обслуживании, медицинской помощи, обеспечении жильем, восстановлении семейных и коммуникативных связей.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
1.1 Исторический аспект проблем социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы…………....7
1.2 Особенности работы с людьми, готовящимся к выходу из мест лишения свободы ……………………………………………………..……14
1.3 Задачи и факторы ресоциализации социальной-педагогической работы с лицами, готовящимся к выходу из мест лишения свободы......21
Выводы по главе 1……………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы.
2.1 Диагностика уровня адоптации к социуму………………..37
2.2 Проведения цикла занятий по реабилитации людей, готовящимся к выходу из мест лишения свободы……………………………………….55
2.3 Повторная диагностика……………………………………..88
Выводы по главе 2…………………………………………………
Заключение.………………………………………………………
Список используемых источников………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом1.docx

— 399.97 Кб (Скачать документ)

Задачи  занятия:

  1. Коррекция уровня притязаний личностей осужденных в отношении трудовой деятельности;
  2. Формирование знаний о первичной социализации после освобождения.
  3. Информирование о современных способах поиска работы.

Ход работы:

  1. Создание внутренней мотивации для работы по заданной теме. Упражнение «Мое последнее место работы». Обсуждение.
  2. Лекционная часть «Первичная социализация после освобождения». Данный материал готовят и читаю сотрудники отдела социальной защиты исправительного учреждения.
  3. Упражнение «Объявление соискателя рабочего места». Участникам тренинга предлагается составить собственное объявление о поиске работы. Готовые объявления вывешиваются в тренинговой комнате, и участники выбирают самое удачное с позиции работодателя. Групповое обсуждение факторов успешности в самопрезентации.
  4. Рефлексия.
 

Занятие № 13. Тема «Навыки  планирования».

Цель  занятия: обучение навыкам целеполагания личности.

Задачи  занятия:

  1. Осознание ценности времени для достижения собственных целей;
  2. Обучение навыкам планирования.

Ход работы:

  1. Упражнение «Художник». Цель: подведение группы к осознанию ограниченности времени и возможности воздействия внешних факторов на реализацию планов. Инструкция: «Предлагаю вам сесть на свои рабочие места и немного прорисовать. Каждый из нас творец собственной жизни и своей карьеры. Так представьте себя творцом, вы рисуете и одновременно с этим строите и проживаете свою жизнь. Вы творцы, а за собой я оставлю право распоряжаться временем. В любой момент вашей работы я могу подойти и попросить остановиться. Начинаем работу».  Комментарий: На упражнение отводиться 10 минут. Первого человека останавливают через 2-3 минуты. Желательно, чтобы и последний человек не успел окончить свою работу.
  2. Упражнение «Моя минута». Цель упражнения: диагностика работоспособности группы  
    Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека.  
    Участников просят приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать ведущего. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т.е. считать до 60. Дается команда "Закончили!" Каждый запоминает число. Если счет закончился на числах 57-63, то это свидетельствует о высокой работоспособности в данный момент.
  3. Информационный блок. Тренером дается информация о технологии планирования. Рассказывается об этапах:  планирование только свои действий; определение приоритетности действий;  обеспечение себе возможности выбора способов достижения; организация  главной цели в виде достаточно маленьких шагов, с тем чтобы обеспечить оперативную обратную связь;  оценка результата действий, производимых на пути, ведущему к цели.
  4. Рефлексия.  Упражнение «Спасибо за приятное занятие». Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
 

Занятие № 14.  Тема «Совершенствование коммуникативной  культуры».

Цель  занятия: Обучение навыкам успешных переговоров, как акта коммуникации.

Задачи  занятия:

  1. Изучение основных факторов успешной коммуникации;
  2. Тренировка точности  и грамотности речи.

Ход работы:

  1. Упражнение «Приветствие». Все участники садятся в круг. 
    Инструкция: Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день. 
    При обсуждении выполнения упражнения можно пойти либо коротким путем, задав вопрос: «Как вы себя чувствуете?», либо более длинным, поставив вопрос: «Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас и какие у вас были чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день?». При обсуждении может быть выдвинута идея, важная в тренинге партнерского общения, сотрудничества, ведения деловых переговоров, о том, что дискомфорт возникает в том случае, когда обращение к человеку не способствует его потребностям, интересам. 
    Если во время выполнения упражнения тренер замечает, что многие участники группы испытывают трудности, то после завершения упражнения можно спросить группу именно о них. Вопрос может звучать так: «Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания?». Такого рода вопрос выполняет двоякую функцию: с одной стороны, отвечая на него, человек получает возможность отреагировать негативные эмоции, снять напряжение, возникшее в ходе упражнения, с другой стороны, ответы на этот вопрос позволяют осознать свой опыт и расширить его за счёт мнений других участников.
  2. Упражнение «Первый шаг». Цель: уверенность в общении. Участникам дается задание: «Представьте себе, перед Вами человек, который Вам очень нравится, и Вы желаете с ним познакомится. Вам нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также приятно расстаться с ним».
  3. Лекционная часть «Искусство общения».
  4. Упражнение со спичками (на вербальное общение): два человека садятся спиной друг к другу. Один из них из 10 спичек выкладывает фигуру. Затем он должен объяснить второму так, чтобы у второго участника получилась такая же фигура.      
  5. Упражнение «Конфликт понимания». Цель упражнения – осознание ошибок понимания в коммуникации при передаче информации.

Тренер  приглашает одного из участников в  качестве ведущего. Он садится на стул спиной к остальным участникам и  получает лист с достаточно простым  графическим изображением. В его  задачу входит рассказать всем участникам о том, что он видит таким образом, чтобы вы могли максимально адекватно  изобразить аналогичный рисунок  на своих листах. При этом прошу  вас воздержаться от всяких реплик. Работать будем в условиях строгой  односторонней связи.

Затем группа приступает к выполнению задания. После окончания лист с исходным рисунком группе не показывается.

Далее задаются вопросы:

ведущему: Какие трудности он испытывал  при выполнении задания? Что он изменил  бы в своих действиях, если бы ему  вновь пришлось выполнять аналогичное  задание? Представлял ли он какое-то конкретное лицо, которому было адресовано описание рисунка? Представляет ли он себе, какие трудности испытывала группа при выполнении задания?

группе: Есть ли удовлетворение от работы ведущего? Какие замечания можно сделать  ведущему? Что можно было бы сделать  на месте ведущего? Каковы причины  тех или иных затруднений ведущего? Есть ли такие затруднения, которое  ведущий не осознает? Почему?

2-й этап. Приглашается другой участник  в качестве ведущего. Первый при  этом занимает позицию супервизора,  и как испытуемый или активный  участник уже не выступает. 

Инструкция 2

Теперь  вы уже имеете опыт выполнения подобного  рода заданий. Вам предстоит повторить  задание с другим, но подобным предыдущему  рисунком. Постарайтесь сделать это  с учетом тех замечаний, которые  были высказаны во время обсуждения.

После выполнения задания рисунок не предъявляется. Проводится обсуждение по вышеизложенной схеме.

3-й этап. Приглашается третий участник  в качестве ведущего. Второй переходит  в наблюдатели вместе с первым. Они, оба воздерживаясь от комментариев, могут посмотреть, как выглядят  рисунки, сделанные по их описаниям  участниками. Третьему индуктору  предлагается другой рисунок;  он садится лицом ко всем  участникам.

Инструкция 3

Условия нашего задания существенно меняются. Теперь индуктору разрешается не только видеть вас, но и с вами разговаривать. Вы можете задавать ему вопросы, делать замечания. Те же права есть и у  ведущего по отношению к вам. Не разрешается  только показывать руками. Условие  прежнее: ваши изображения должны быть максимально похожи на то, которое  описывает ведущий.

После выполнения задания для сравнения  предъявляются оба рисунка. Победителем  объявляется тот участник, у которого наименьшее количество расхождений  в рисунках второй и третьей пробы  с оригиналами. Затем проводится обсуждение по предложенной схеме и  делаются обобщающие выводы. Оценка разницы, связанной с необходимостью сопоставить  собственные ресурсы трансляции с ресурсами понимающей стороны, обнаружить и преодолеть рассогласования  для достижения понимания.

  1. Рефлексия.
 

Занятие № 15. Тема «Навыки  самопрезентации  в собеседовании  с работодателем».

Цель  занятия: Отработка навыков успешной коммуникации с работодателем.

Задачи  занятия:

  1. Формирование представлений о внешнем облике соискателя рабочего места;
  2. Изучение технологии собеседования.

Ход работы:

  1. Создание внутренней мотивации для работы по заданной теме. Упражнение «Надеть "маску" уверенности». Внешняя уверенность способствует проявлению внутренней уверенности.
 
 
 
Признаки  уверенности Признаки неуверенности
Зрительные
Правильная  осанка Сутулость
Уверенное выражение лица. Расслабленные мышцы  лица Неуверенность, выражение растерянности, испуга
Взгляд  прямой, в глаза. Он говорит - на него, я говорю - можно и отвести глаза.

Взгляд  фиксированный, не менее 2 сек. На одном  объекте.

Бегающий взгляд, "прячущиеся" глаза 
Жесты
Жесты соответствуют словам Лишние жесты  без привязки к словам
При перемещении  взгляда поворачивается вся голова Перемещение взгляда  только глазами
Слуховые
Голос достаточно громкий (не путать с криком), рассчитанный на последний ряд, ровный (Перед выступлением можно проверить  как вас слышно) Голос тихий, "дрожащий"
Тон голоса уверенный, речь эмоциональная (м.б. радость, удивление и т.д.)  
Нет лишних пауз, заикания Лишние паузы, заикание
Однозначность в действиях. Сначала решил, а  потом сделал. Неоднозначность в  действиях трактуется как смущение, не знание темы.

Не надо извиняться без надобности.

Не следует  использовать неоднозначных слов

Избегать  словосочетаний типа "может быть", "наверное" …

 
  1. Лекционная  часть «Задачи оратора». Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для  своей речи; во-вторых, расположить  найденное по порядку, взвесив и  оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и приятностью» Цицерон
  2. Упражнение «Игра в испорченный телефон». Передать по цепочке. «Когда космонавт Леонов вышел в открытый космос, он начал вращаться.  Ему  не от чего было оттолкнуться, затем он зацепился за трос и сумел остановиться. Но тут у него расстегнулся скафандр».
  3. Упражнение «Переговоры». В задании предлагается принять участие двум участникам для формирования модельного представления об общем переговорном процессе. Остальная группа ведет наблюдение для последующего анализа. Испытуемым предлагается настольная игра, представляющая собой поле, состоящее из подвижных полос, на которых нарисованы схематические "рожицы", по пять "рожиц" у двух краев поля, каждая "рожица" расположена на трех полосах. Поле посредине разделено непрозрачным экраном, таким образом, чтобы участники не могли видеть состояние "рожиц" на стороне "противника". Полосы должны свободно двигаться под экраном. Каждый из испытуемых получает задание, согласно которому на его половине поля рисунки ("рожицы") должны иметь максимально согласованный вид. После получения задания оба испытуемых одновременно приступают к работе, пытаясь передвижением полосок собрать в согласованный вид "рожицы" на своем поле, и тем самым создают помехи в выполнении задания другому участнику. По условиям эксперимента испытуемые могут (это оговаривается в инструкции) обсуждать ход работы с "противником", приостанавливать работу и договариваться о правилах, задавать вопросы тренеру.

Примерная инструкция одному испытуемому: «Перед Вами настольная игра, в которой  нужно выполнить такое задание: собрать, передвигая полоски, «рожицы» на Вашей половине поля. Сейчас они  сдвинуты и рассогласованы, важно  не останавливаться сразу, если не будет  получаться. Ваш партнер будет  занят тем же самым на своей  половине поля. Вы можете с ним разговаривать. Если возникает необходимость, можно  задавать вопросы. Задание нужно  выполнить за максимально короткий срок».

  1. Ролевая игра «Собеседование с работодателем».
  2. Рефлексия.

Информация о работе Теоретические основы социально-педагогической помощи людям, готовящимся к выходу из мест лишения свободы