Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание

Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17
1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36
2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37
2.2. Методы исследования………………………………………………........37
2.3. Организация исследования………………………………………............40
Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42
3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42
3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52
Выводы………………………………………………………………………….......66
Практические рекомендации…………………………………………………........69
Список литературы………...………………

Работа состоит из  1 файл

диссертация.docx

— 189.87 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6

1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6

1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17

1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33

Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36

2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37

2.2. Методы исследования………………………………………………........37

2.3. Организация исследования………………………………………............40

Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42

3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42

3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52

Выводы………………………………………………………………………….......66

Практические  рекомендации…………………………………………………........69

Список  литературы………...……………………………………………………….71

Приложение…………………………………………………………………………78

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным  явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).

Анализ  проблемы сиротства привел к пониманию  того, что условия, в которых живут  дети, оставшиеся без попечения семьи, зачастую ведут к искажению процесса социализации, социальной адаптации  личности. Трудно обеспечить полноценное  развитие детей в системе общественного  воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям-сиротам, результат не всегда соответствует  ожиданиям. Реализация и решение задач социальной адаптации ребенка в условиях детских домов и домов-интернатов сдерживается недостаточной изученностью ряда закономерностей биологического, социального и психологического развития ребенка в условиях семейной депривации (Н.В. Бравинова, 2002).

Согласно  данным Генеральной прокуратуры  РФ о выпускниках сиротских учреждений 10% из них кончает жизнь самоубийством, 40 % - попадает в ряд алкоголиков  и наркоманов, 40 % становится преступниками  и лишь 10 % нормально адаптируется в обществе.

Социализация  личности представляет собой сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия индивида и  общества. Значимым итогом этого процесса является развитие у личности определенной системы качеств, которая фиксируется  понятием «социальная зрелость»  и включает в себя интеллектуальную, трудовую, профессиональную, мировоззренческую, политическую, нравственную и другие стороны личностной зрелости         (О.Н. Бенкевич, 1999, Н.М Платонова, 2003, А.М Нечаева, 1994). Но полноценное формирование таких знаний и умений затруднено в условиях государственного попечения. Дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома и представление о себе и своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их представлении полна развлечениями, весельем, отсутствием контроля.

Нарушения механизмов социальной адаптации детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется в низком уровне социализации воспитанников детских домов, а также в дезадаптации (зачастую девиантном поведении), отставании в уровне физического, психического и интеллектуального развития. (В.М Бревнова, 2008).

Физическое культура рассматривается  как наиболее доступное и эффективное  средство «самостроительства» ребенка  при его собственной активной позиции, связанное с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Л.Ю.Башта, 2006, В.А. Мичурин, 1927, Н.А. Котосонова, 2004, Г.М. Иващенко, 2002) доказывают большие возможности физкультурно-спортивной деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также является действенным средством социальной реабилитации детей, орудием воспитания навыков и умений. Вместе с тем в учреждениях закрытого типа недостаточно реализуются потенциальные возможности игры, данный вид деятельности рассматривается как дополнительное, а не основное средство воспитания. (В.В.Долгушин, 2008).

В настоящее  время отмечается недостаточный  уровень разработанности модели социальной адаптации детей и  подростков, оставшихся без попечения  родителей в системе образования  с учетом их состояния здоровья и  особенностей образа жизни, в том  числе отношения к физкультурно-спортивным и оздоровительным занятиям физической культурой.

Цель  исследования. Определить степень воздействия  средств физической культуры на процесс протекания социальной адаптации у детей и подростков из неблагополучных семей.

Гипотеза. Предполагалось, что использование средств физической культуры позволит повысить уровень социальной адаптации детей и подростков из социально-неблагополучных семей.

Объект  исследования. Социальная адаптация детей и подростков из неблагополучных семей.

Предмет исследования . Процесс формирования социальной адаптации детей и подростков из неблагополучных семей средствами и методами физической культуры.

Практическая значимость исследования определяется тем, что обоснована модель социализации детей в условиях школы-интерната в процессе игровой деятельности, в ходе реализации которой происходит позитивная динамика, отражающаяся в повышении уровня социально значимых качеств, необходимых детям среднего школьного возраста. Материалы исследования могут быть использованы для повышения квалификации работников сферы образования, для социальных работников, работающих с детьми-сиротами.

Основные  положения, выносимые на защиту:

- применение средств физической культуры, а именно командных спортивных игр, повышает уровень социальной адаптации детей и подростков из неблагополучных семей.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. социальнАЯ адаптациЯ личности

 

    1. Понятие «социальной адаптации»  в психолого-педагогических исследованиях

 

Изучением адаптации человека в  коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить П. С Кузнецова, 1991, И. Ф Дементьеву, 1992, Б.А. Кугана 1997,

А. М. Прихожан, Н.Н Толстых, 2009.

Понятие «социальная адаптация» трактуется учеными неоднозначно. Изначально понятие «адаптация» использовалось биологической наукой и понималось как фундаментальное свойство организма, отражающее уровень его организации и изменчивости как биологической системы. Но в дальнейшем понятие «адаптация» находит свое применение в более широких сферах: в психологии, педагогике, социологии и других науках гуманитарного профиля. В этих науках данное понятие включает в себя взаимодействие личности с окружающей средой (социальным окружением, ближайшим и отдаленным). Если же адаптация рассматривается в биологической парадигме как «функциональная и морфологическая перестройка живого организма для сохранения его целостности в процессе приспособления к живой природе», то социальный аспект детерминирует адаптацию как «социально-обусловленный уровень отражения, связанный с сознанием человека и направленный на приспособление индивида к условиям существования коллектива и общества». Суть адаптации заключается в способности организма после получения информации из внешнего мира отвечать адекватной реакцией  на основе созданных  адаптивных программ реагирования со средой. Это предполагает формирование адаптивных организмов на основе памяти индивида о предшествующем опыте. Этим можно объяснить возможность адекватных социальных  реакций человека при влиянии в новый коллектив, при попадании в новые социальные условия (П. С Кузнецов,1991).

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio– приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма  его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни. (Э.М.Александровская, 1988).

Также выделяют понятие «социальная  адаптация».

Л.В. Мардахаев (2005) определяет социальную адаптацию как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления  и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Социальная  адаптация в коллективе предполагает включение индивида в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, что требует от него определенной ориентации, перестройки его поведения и структуры деятельности. Но это включение должно каким-то образом быть целенаправленным и относительно контролируемым. Роль такого контроля выполняет образовательный и воспитательный  процесс в семье, дошкольных учреждениях, школе, вузе, на производстве. Самым главным условием при этом является полное совпадение требований, которые предъявляются в вышеперечисленных институтах социализации с требованиями в реальной жизни. В этом заключается педагогический аспект. Что же касается психологического, то социальная адаптация понимается здесь как выработка индивидом образа жизни при утверждении в новой среде, в новом виде деятельности. Процесс адаптации заключается в усвоении или неприятии норм, ценностей, традиций среды, предъявлений серьезных требований к культуре личности, сформированности ее мировоззрения, жизненной позиции. Благоприятная социальная адаптация в коллективе сверстников усиливает чувство удовлетворенности и в других сферах жизни (Н.Е Шустова, 1999).

В этом аспекте  социальная адаптация рассматривается  как вхождение человека в систему  внутригрупповых отношений и  приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей  и норм данного коллектива (Я.Л. Коломинский, 1984).

Л.В. Мардахаев (2005) рассматривает адаптацию как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях. Она позволяет человеку обеспечить свою самореализацию. Этими условиями могут быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней. По проявлениям человека  можно судить о степени его адаптированности  к определенным условиям среды в данный период времени.

Адаптация как результат является свидетельством о том, в какой степени ребенок  к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведения, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в  социуме, в котором он живет.

Предрасположенность человека к адаптации  к той  или иной ситуации во многом зависят  от его индивидуальных качеств, индивидуального  своеобразия (Рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Предрасположенность человека к адаптации

 

Индивидуальное своеобразие человека – это личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости. Также на своеобразие человека оказывает влияние жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки.

Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации к ней и подобной ей ситуации. Одновременно у него формируется способность к приспособлению. Чем больше у человека опыт приспособления к новым условиям, тем быстрее происходит его адаптация. Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Ребенку, который постоянно находится в одних и тех же условиях, сложно приспособится к новым, например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется к группе детского сада, школе. К процессу адаптации также относят понятия «настрой», «состояние» и «самоактивность».

Настрой– внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации. Он может формироваться в процессе самопроявления человека, которое способно увлекать, стимулируя интерес, желания, устремленность.

Состояние– определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется внутренним фактором (состояние здоровья, положительный или отрицательный настрой, страх и т.п.) и внешним (новизна, приятие или неприятие средой и др.). Оно может меняться  в процессе адаптации как в позитивную, так и негативную сторону в зависимости от изменения от обстановки и степени самореализации.

Самоактивность – фактор, определяемый человеком в процессе его адаптации. Она позволяет преодолевать значительные трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо нет.

Выделяют  два типа социальной адаптации:

Информация о работе Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей