Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание

Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17
1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36
2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37
2.2. Методы исследования………………………………………………........37
2.3. Организация исследования………………………………………............40
Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42
3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42
3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52
Выводы………………………………………………………………………….......66
Практические рекомендации…………………………………………………........69
Список литературы………...………………

Работа состоит из  1 файл

диссертация.docx

— 189.87 Кб (Скачать документ)

Во-первых, необходимо, как во всем цивилизованном мире, ограничить доступ подростков к тем произведениям искусства, которые показывают жизнь и человеческие отношения в их унизительно-неприглядном, примитивно-обнаженном виде. Необходимо понимать, что вся эта продукция предназначена только для взрослых, но детей и подростков она достигать не должна!

Во-вторых, для подростков должны быть специальные передачи с участием профессионалов, в которых грамотно исследуются проблемы соответствующего возраста.

Подростки непоследовательны. Они  изображают взрослых, но ведут себя как дети. Они максимально борются  против любой опеки, но, получив определенную свободу действий, в глубине души надеются, что взрослые их контролируют и страхуют. Для подростков форма важнее содержания, процесс важнее результата. Это проявляется в том, что, стремясь произвести внешнее впечатление, они мало беспокоятся по поводу последствий. Быть верными принципам коллективизма для них важнее, чем выразить свое несогласие с целями компании. Поэтому молодежь значительно легче склонить к неблаговидным поступкам, призывая их сохранять верность компании, соблазняя возможностью оказаться в центре внимания, снискать определенную популярность, даже если она имеет сомнительное свойство (Ю.Ф. Антропов 2000, Д.Д. Панков 2003).

Многие подростки еще не успели активно включиться в созидательную  деятельность, почувствовать удовлетворение от этого процесса. А, следовательно, они не ценят результаты, полученные другими. Это объясняет характерные  для подростковой среды разрушительные тенденции, которые усиливаются  внутренними противоречиями между  грандиозными планами и отсутствием  достаточного для их осуществления  количества знаний, навыков и опыта.

Для подросткового возраста характерно усиление проявлений детского эгоцентризма. Это объясняется большим вниманием подростка к той метаморфозе, которая с ним происходит. Он сосредоточен на своем организме (мальчика может волновать рост, объем мускулатуры, размеры половых органов; девочку — склонность к полноте, длина ног, наличие прыщей, размеры и форма грудных желез, бедер). При этом все время меняется самооценка подростка, для которой свойственны крайние варианты от собственной недооценки до переоценки. Эти эмоциональные колебания сказываются и на межличностных отношениях, для которых в подростковой среде всегда характерен элемент антагонизма. Он основан на желании предъявить свою личность миру, доказать ее исключительность. Все, что заслоняет его от этого мира, раздражает. В результате подростки активно восстают против авторитетов, навязанных жизнью (родителей, учителей и др.). Они активно ищут себе новых кумиров и, как люди впечатлительные, легко попадают под влияние неординарных личностей, особенно громогласно декларирующих несогласие с общепринятыми тенденциями, призывающих пассивно или активно им противостоять. Из числа таких подростков пополняются ряды неформальных движений, в том числе, полукриминальной и криминальной направленности (Ю.Ф. Антропов 2000, О.С. Васильева 2001, Д.Д. Панков 2003).

Подростки романтичны и сентиментальны, а потому их мир отчасти иллюзорен  и идеалистичен. Это приводит как к появлению условно положительных, так и условно отрицательных феноменов. Положительным является то, что подростки и юноши, как правило, оказываются в первых рядах тех, кого призывают проявить героизм, мужество, пройти путь, требующий отваги и оптимизма, особенно, если этому умело способствует пропаганда. Например, когда советское искусство с пафосом прославляло труд летчика, космонавта, геолога, полярника, большинство подростков мечтало именно об этих специальностях (Д.Д. Панков, 2003).

Многие обстоятельства, реально  являющиеся бедствием для людей (войны, необходимость эмигрировать и т.п.), подростками воспринимаются как приключения, возможность отвлечься  от обыденной жизни. С другой стороны, молодежь легко втягивается в  сообщества, придерживающиеся крайних, фанатичных идей, основанных на примитивной  философии. Это фанатики футбольных команд, боевики националистических, шовинистических движений и пр. Подросткам представляется романтичным носить некие атрибуты принадлежности к  определенной группировке, иметь единомышленников, с которыми можно громко скандировать примитивно-трескучие лозунги, ощущать  себя вместе с ними грозной силой, продвигаться в этой среде по иерархической  лестнице, получая символы превосходства (знаки различия и пр.) (О.С. Васильева, 2001).

Несмотря на разные векторы направленности этих вариантов, общим для них  является уход из обыденного мира в  игровую, иллюзорную среду. Хорошо, если подросток при этом не перестает  учиться, готовиться к профессиональной деятельности. Но может быть и по-другому. В таком случае мир реальных человеческих отношений, основанных на универсальных ценностях, оказывается не всегда простым.

Подросток любит дискутировать. В  нем зарождается своя собственная  жизненная философия, которую он торопится афишировать, отстаивать, навязывать. В большинстве случаев она схоластична, схематична, пространна и эмоциональна, с примитивной убедительностью отражает возрастной эгоцентризм натуры подростка, Взрослому, привыкшему рассуждать более конкретными категориями, рассчитанными на собеседника с равным объемом опыта, бывает трудно возражать декларативным лозунгам подростка. В результате формально подросток берет верх в подобной дискуссии и его самомнение прогрессивно возрастает (О.С. Васильева 2001, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная 2003).

Подростки без стеснения и с большим энтузиазмом берут на себя роль критиков и обличителей мира взрослых. Они все сознательное детство копили критическую информацию об этом мире, видели многочисленные недостатки и пороки взрослых и вынуждены были сдерживать это все в себе. Они еще не знают, что критические настроения не гарантируют собственную свободу от подобных недостатков. Им пока неизвестно, что отсутствие собственного опыта не дает им право на уверенность в собственных силах, и это делает их презрительно-самоуверенными. Взрослые в этой ситуации либо пасуют под тяжестью обрушившихся на них обвинений, либо начинают все отрицать и огульно защищаться, либо пытаются унизить подростка, лишив его, таким образом, апломба (О.С. Васильева 2001).

Проблема в том, что подросток  еще не научился достаточно внимательно выслушивать других. В диспуте ему важнее высказаться самому. Особенно это характерно для ситуаций, когда диспут идет очень эмоционально. Поэтому, адресованные ему аргументы должны быть лаконичны, афористичны и небанальны.

 

3.2 Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей-сирот

 

Физическая  культура и спорт - достаточно специфичные  виды человеческой деятельности, и  в течение длительного отрезка  времени их основными задачами было воспитание здорового, физически развитого  человека. Ряд специалистов (А.А. Чунаев 1999, Ю.А. Копылов,2000; Л.И. Лубышева, 2001; Ю.С. Константинов, 2002; А.Г. Комков, Л.И. Лубышева, 2003) рассматривали проблемы, связанные с ролью физической культуры в формировании личности. В соответствии с этим они считали, что в современной педагогической теории и практике наблюдаются интегративные процессы, которые способствуют выстраиванию педагогического знания на основе философии, социологии, культурологии. Возникает вопрос: как эти науки трансформировать в физическую культуру через педагогическую систему знаний. Ведь современно построенный процесс формирования физической культуры личности значительно сложнее, чем традиционно сложившийся на основе известных дидактических принципов.

Традиционно понятие "личность" рассматривается  как устойчивая совокупность социально  значимых черт, присущих человеку как  социальному существу. Среди них  социологи выделяют в первую очередь  социальные роли, усваиваемые индивидом  в процессе социализации, а также  ценностные ориентации, на основе которых  выстраивается жизненная линия  поведения личности.

В социологии, по мнению Л.И. Лубышевой (2001), "личность" характеризуется как:

- системное  качество индивида, определяемое  его включенностью в общественные  отношения и проявляющееся в  совместной деятельности и общении; 

- субъект  социальных отношений и сознательной  деятельности.

Для каждого  человека особенно важна первичная  социализация, когда закладываются  основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к  ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию(Л.И. Лубышева 2001)

В то же время, как считает А.А. Чунаев (1999), физическая культура, безусловно, являясь приоритетом и естественной ценностью детской жизни, одной из немногих возможностей действительной социализации начального образования, энергичным средством, позволяющим расширять живое общение в изучении языка, природы, искусства и другого учебного материала, может и должна хотя бы постепенно становиться общим принципом организации школы.

Исследованиями, проведенными Л.Л. Головиной и Ю.А. Копыловым (2000), установлено, что система  школьного физического воспитания не уделяет достаточного внимания социально  значимым качествам личности, что  обедняет процесс всестороннего  совершенствования личности детей  и подростков. Среди социально  значимых качеств личности они выделяют: уважение к окружающим, коллективизм, желание приносить пользу, трудолюбие, творчество, целеустремленность. Вместе с тем А.Г. Комков и   Л.И. Лубышева (2003) утверждают, что успех формирования у школьников положительного отношения к определенным видам физической активности во многом зависит от правильного взаимодействия организованного воспитания и влияния социальной среды.

Над проблемой  социализации детей-сирот работают специалисты различных направлений, при этом основными формами деятельности являются виды трудового воспитания, беседы, на которых нередко отсутствует  положительный эмоциональный настрой, негативным является и потребительское  отношение воспитанников к окружающему  миру. Главным вопросом при этом становится нивелирование проявлений социальной депривации, которая заключается в следующем: ограниченности круга общения со сверстниками, ограничении контактного пространства, сниженном объеме информации, отсутствие семьи. В то же время, как считают специалисты, вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие.

Одним из проблемных вопросов воспитания личности ребенка в детском доме является развитие коммуникативных навыков. Это, как правило, выражается в двух аспектах:

•общение "взрослые-дети" - характеризуется  некоторыми искажениями, проявляющимися в том, что с одной стороны - у детей обострена потребность  во внимании и доброжелательности взрослых, положительных эмоциональных контактах; с другой - полная неудовлетворенность  этих потребностей: малое количество общений взрослых и детей, сниженность в этих контактах личностных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленных на регламентацию поведения.

•общение "дети-дети" - постоянное общение с одной и той же группой сверстников (примерно равных по возрасту или развитию, из одной  компактно проживающей группы) не способствует развитию данных навыков (общение происходит по типу "родственного").

Вместе с тем воспитанников  детского дома младшего школьного возраста отличает от их сверстников дисгармоничность интеллектуальной сферы, неразвитость произвольных форм поведения.

Физкультурно-спортивная деятельность нередко предполагает такие ситуации, в которых наиболее остро проявляются  черты характера, присущие воспитанникам  детских домов, из негативных это прежде всего повышенная конфликтность и агрессивность. При этом из основных задач личностного развития, над которыми необходимо работать, выделяются: самоутверждение, формирование устойчивой адекватной самооценки, потребности в познании самих себя, повышение личностной уверенности воспитанников. Основным фактором повышения эффективности любого педагогического воздействия на детей является в данном случае мотивация.

Успешная социальная адаптация  детей средней школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, учебные установки, которые в существенной мере определят в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации. Современная школа находится в поиске моделей учебно-воспитательного процесса, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие личности школьников. В настоящее время многие авторы экспериментальных образовательных программ подтверждают необходимость преобразования педагогического процесса в школе с таким расчетом, чтобы любой урок независимо от учебного предмета был уроком, способствующим не только интеллектуальному развитию ребенка, повышению познавательной активности, но и сохранению его физического и психического здоровья.

Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, - одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая  для детей младшего и среднего школьного возраста, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса школьника.

В педагогике школы физическая культура рассматривается как одно из средств  решения проблемы социальной адаптации  школьников. Значение роли физического  воспитания в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, 2002, В. Н. Глухов, 1989, А.П. Матвеев, 2009, Л.П Матвеев, 1997). Физкультурно-спортивная деятельность определяется ими как процесс, обеспечивающий удовлетворение потребности детей в активном движении, направленный на развитие физических и других сторон личности. В процессе физкультурно-спортивной деятельности школьник вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых объективное богатство человеческой культуры превращается в субъективное богатство индивида. Адаптация к условиям физкультурно -спортивной деятельности оказывает воздействие и на адаптацию к правилам в процессе труда, структуру поведения, взгляды и отношения, необходимые в учебной деятельности. Исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между успехами учащихся на уроках физкультуры и социальным статусом младшего школьника. Физкультурно-спортивная деятельность, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде.

Информация о работе Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей