Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание

Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17
1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36
2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37
2.2. Методы исследования………………………………………………........37
2.3. Организация исследования………………………………………............40
Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42
3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42
3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52
Выводы………………………………………………………………………….......66
Практические рекомендации…………………………………………………........69
Список литературы………...………………

Работа состоит из  1 файл

диссертация.docx

— 189.87 Кб (Скачать документ)

На основании  данных исследований М.И. Лисиной, 1996, Л.И. Смагиной, 1999, А.М. Прихожан, 2005, выделяет факторы, определяющие содержание социализации детей, находящихся в интернатных учреждениях. 

  1. Фактор социальной изоляции, который проявляется в ограниченном взаимодействии с социальной средой, определенной закрытости интернатных учреждений. В системе взаимодействия ребенка с социальной средой наблюдается «разрыв». Из-за этого возникают трудности в усвоении социального опыта, что отражается на трех сферах социализации: общения, деятельности, формирования самосознания.
  2. Фактор родительской депривации. Здесь необходимо рассмотреть два случая:

1. Дети, поступившие в интернатное учреждение  из родительских семей. Эти  дети имеют отрицательный опыт  семейной социализации. Они идентифицируют  различные формы девиантного  поведения родителей (пьянство, насилие,  невыполнение родительских обязанностей). Усвоенный отрицательный семейный  опыт воспроизводится как уже  собственное девиантное поведение (правонарушения, преступления, побеги, бродяжничество).

2. Дети, от которых родители отказались  еще в роддоме и никогда  не проживали в родительской  семье. Эти дети никогда не  выполняли роли сына или дочери.

  1. Фактор организации жизнедеятельности детей в интернатных учреждениях:

  1. количество детей в интернатном учреждении превышает тот уровень, при котором возможно создание условий, приближенных к семейным.

2. Группы  одновозрастные, количество детей  в них намного больше того, при котором взрослый может уделять внимание каждому ребенку.

3. Жесткая  регламентация деятельности детей  и взрослых, акцент на дисциплинарные  моменты, бедность событий в  их совместной жизни не предоставляют  содержательных поводов для общения.

4. Неадекватная  организация жизненного пространства  в интернатных учреждениях. Архитектура помещений не предусматривает наличия собственной территории, вынуждая детей постоянно пребывать в чрезмерно большом коллективе сверстников.

5. Коллективная  жизнь преобладает над личной. В области личной жизни ребенок лишен всего необходимого: близких взрослых, своего «угла», личных игрушек и своих вещей, свободы перемещения внутри и вне помещения, контактов с людьми, выбора занятий и игр. Социализация личности происходит как часть коллективного целого. Личность вторична по отношению к коллективу.

6. Смена  воспитателей ,перевод детей из группы в группу не позволяет устанавливать адекватные отношения ребенка со взрослым.

7. Воспитатели  не получают специальной подготовки  для работы с детьми, лишенными  родительской опеки.

Проживание  в интернатных учреждениях откладывает своеобразный отпечаток на три сферы социализации. Общение характеризуется: 1. неполноценностью общения с взрослыми и сверстниками; 2. отсутствием общения с родителями; 3. неготовностью к общению в социуме. Деятельность характеризуется: 1. отсутствием самостоятельности; 2. неумением регулировать свою деятельность; 3. трудностью адаптации к новым условиям жизни. Развитие самосознания имеет свои особенности: 1. нарушены механизмы становления собственной идентичности; 2. неумение адекватно оценивать себя; 3. ориентированность на проблемы  актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего. (Л.В. Байбородова, 1997).

Все это  откладывает особый отпечаток на проживание ребенка-сироты в учреждении интернатного типа. Это отражается на его поведении, его отношении со сверстниками и воспитателями.  На каждом возрастном этапе эти особенности имеют характерные черты. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, не имеют опыта благополучной семейной жизни, связи с семьей изначально атрофированы или разрушены, их никто не любил и о них никто не заботится. Это дети, в отношении которых с самого рождения допускается социальная несправедливость. Они ощущают себя в этом мире брошенными и очень одинокими (А.М Прихожан, Н.Н Толстых,1990).

По данным многих исследований, социальное развитие таких детей отличается целым рядом особенностей, которые сопровождают развитие на всех возрастных стадиях. Как уже упоминалось, у них нет навыков продуктивного общения. Контакты нервозны и поспешны, поверхностны. Ребенок одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позиции (Л.М. Щипицына, Е.И.Казакова 2000).

Дети  психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. Недостаток любви, мало положительных эмоций нормального человеческого общения часто являются причинами онанизма, гомосексуализма и других сексуальных отклонений. У них появляется иждивенческая позиция "нам должны", "дайте"; отсутствие бережливости и ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах.

В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское "мы". Дети без родителей делят  мир на "свои" и "чужие" —  мы и они. От "чужих" они совместно  обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Дети могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста, так как у них не развита и искажена потребность в любви и признании из-за нестабильного положения (Л.И.Смагина, 1999).

У ребенка  в интернате отсутствует возможность  побыть в одиночестве (именно при этом условии у него происходит внутренняя работа, формируется самосознание). Отсутствие возможности психологического обособления приводит к тому, что дети из интерната в больших городах осваивают чердаки и подвалы. Это способствует бродяжничеству и побегам.

Дети не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. У них снижена познавательная активность.

Нахождение в интернатном учреждении на полном государственном обеспечении приводит к формированию у воспитанников иждивенчества, непонимания материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии даже в сугубо личных масштабах.

Исследования И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской (1990) показывают, что воспитанники интернатных учреждений нередко испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии построить полноценные взаимоотношения с супругом. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, содержание супружеских отношений не получает развития.

Cироты являются социально незащищенной категорией населения, которой свойственна депривация, следствием которой является дезадаптация в социальной среде, что проявляется в бедности эмоциональных контактов ребенка, затруднении в коммуникации со взрослыми и сверстниками, сложности в становлении психосексуальной идентификации. Для большинства таких детей характерно девиантное поведение: побеги, кражи, повышенная агрессивность по отношению к окружающим, а также другие асоциальные поступки (В.В.Комаров, 2005). Деятельность социальных педагогов должна быть направлена на предотвращение и коррекцию данных негативных проявлений, а также на совершенствование процесса социальной адаптации в условиях школы-интерната. Этому может способствовать игровая деятельность, которая является в младшем школьном возрасте основной, как и учебная.

Неполнота эмоциональной жизни  в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в более старшем  возрасте различные психические  расстройства и социальную дезадаптацию: у одних это тенденция к  понижению активности, ведущая к  апатии и большему интересу к вещам, нежели к людям; у других гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные положительно эмоциональные привязанности.

Причины многочисленных физических и  психических заболеваний у детей-сирот  многообразны. Основная часть детей-сирот  имеет негативную наследственность (алкоголизм, наркомания), «отказные» дети чаще имеют серьезные отклонения в развитии (О.П Голева, 2006).

Жизнь ребенка без родителей  делится на две половины: жизнь  в сиротском учреждении и жизнь  после его окончания. Вместо постоянного  контроля и заботы со стороны воспитателей, учителей, психолога, социального педагога выпускник внезапно для себя остается один на один со своими проблемами в  самостоятельной жизни. Низкий уровень  подготовленности к самостоятельной  жизни характеризует мотивы и  установки большинства детей-сирот. Замедленное интеллектуальное развитие, его дисгармоничность, психологическая  надломленность, бедность и однообразие  сенсорного опыта, несформированность чувства долга, причастности к семье существенно ухудшают жизненное самочувствие этой категории детей.

Поэтому современное сиротство  как социальная проблема рассматривается  комплексно на медико-психолого-педагогическом уровне, т.е. при исследовании этой проблемы решаются задачи коррекции, компенсации  отклонений в развитии, ослабление негативных последствий депривации и задачи социальной адаптации детей  для успешной интеграции их в общество

Общеобразовательные учреждения при  определенных условиях могут обеспечить подготовку своих выпускников к  самостоятельной трудовой деятельности. Это достигается в результате целесообразно организованной системы  учебно-воспитательной работы, которая  базируется на всестороннем изучении личности ребенка, в частности его  профессиональной пригодности и  интереса к избранной профессии.

Сейчас, когда повсеместно идет сокращение кадров и производства, а профессиональные училища не трудоустраивают  своих выпускников, коллективу образовательного учреждения необходимо пересмотреть устоявшиеся  традиции и искать новые пути решения  проблемы подготовки учащихся к самостоятельной  жизни. Очевидно, что одним из самых  критических моментов в жизни  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход к самостоятельной  жизни. Уровень их социальной адаптации  главный критерий в оценке труда  педагогов интернатных учреждений.

Чтобы помочь подростку преодолеть сложности взросления, в воспитательной работе с ним необходимо опираться  на лучшие, прогрессивные тенденции  развития этого возраста: стремление к утверждению собственных возможностей в общении с окружающими, новые  социальные ожидания, готовность к  освоению новых видов деятельности, желание (не всегда осознаваемое) быть нужным и полезным другим людям, обществу, потребность занять достойное место во взаимоотношениях с людьми.

В самостоятельной жизни выпускникам  придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности - ответственности, умения делать выбор и работать в  сотрудничестве. Необходимо разнообразить  обстановку и формы социальной жизни. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, воспитывающемся в школе-интернате, то именно здесь должна быть создана  развивающая среда, максимально  содействующая расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании. Этому во многом будет способствовать активное участие детей-сирот в  работе школьной детской организации  при одном очень важном условии - совместной деятельности детей и  взрослых, т.е. сотрудничестве. Необходимо предоставлять детям возможность  предлагать свои варианты предстоящей  деятельности, обустройства жизни и  быта, оформления учебных помещений  и школьного двора, и прийти им на помощь, не оставляя их одних в трудную минуту (Н. П. Иванов, 1996).

Таким образом, для социализации детей-сирот, формирования социальной компетенции  выпускника, адекватной оценки себя и  других в социуме педагогам и  специалистам интернатного учреждения следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые  обеспечивают успешность именно в современной  жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение сделать  осознанный и ответственный выбор; умение работать в группе, коллективе; универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач); способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей (умение решать проблемные ситуации при дефиците имеющихся средств, способов и знаний, проявляющееся в способности к обнаружению и постановке проблем; способности к генерированию большого числа идей; в гибкости и оригинальности способности действовать нестандартно, способности усовершенствовать объект, добавляя детали и др).

Информация о работе Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей