Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, дипломная работа
Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17
1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36
2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37
2.2. Методы исследования………………………………………………........37
2.3. Организация исследования………………………………………............40
Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42
3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42
3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52
Выводы………………………………………………………………………….......66
Практические рекомендации…………………………………………………........69
Список литературы………...………………
На основании данных исследований М.И. Лисиной, 1996, Л.И. Смагиной, 1999, А.М. Прихожан, 2005, выделяет факторы, определяющие содержание социализации детей, находящихся в интернатных учреждениях.
1. Дети,
поступившие в интернатное
2. Дети,
от которых родители
1. количество детей в интернатном учреждении превышает тот уровень, при котором возможно создание условий, приближенных к семейным.
2. Группы одновозрастные, количество детей в них намного больше того, при котором взрослый может уделять внимание каждому ребенку.
3. Жесткая
регламентация деятельности
4. Неадекватная
организация жизненного
5. Коллективная жизнь преобладает над личной. В области личной жизни ребенок лишен всего необходимого: близких взрослых, своего «угла», личных игрушек и своих вещей, свободы перемещения внутри и вне помещения, контактов с людьми, выбора занятий и игр. Социализация личности происходит как часть коллективного целого. Личность вторична по отношению к коллективу.
6. Смена воспитателей ,перевод детей из группы в группу не позволяет устанавливать адекватные отношения ребенка со взрослым.
7. Воспитатели
не получают специальной
Проживание в интернатных учреждениях откладывает своеобразный отпечаток на три сферы социализации. Общение характеризуется: 1. неполноценностью общения с взрослыми и сверстниками; 2. отсутствием общения с родителями; 3. неготовностью к общению в социуме. Деятельность характеризуется: 1. отсутствием самостоятельности; 2. неумением регулировать свою деятельность; 3. трудностью адаптации к новым условиям жизни. Развитие самосознания имеет свои особенности: 1. нарушены механизмы становления собственной идентичности; 2. неумение адекватно оценивать себя; 3. ориентированность на проблемы актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего. (Л.В. Байбородова, 1997).
Все это откладывает особый отпечаток на проживание ребенка-сироты в учреждении интернатного типа. Это отражается на его поведении, его отношении со сверстниками и воспитателями. На каждом возрастном этапе эти особенности имеют характерные черты. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, не имеют опыта благополучной семейной жизни, связи с семьей изначально атрофированы или разрушены, их никто не любил и о них никто не заботится. Это дети, в отношении которых с самого рождения допускается социальная несправедливость. Они ощущают себя в этом мире брошенными и очень одинокими (А.М Прихожан, Н.Н Толстых,1990).
По данным многих исследований, социальное развитие таких детей отличается целым рядом особенностей, которые сопровождают развитие на всех возрастных стадиях. Как уже упоминалось, у них нет навыков продуктивного общения. Контакты нервозны и поспешны, поверхностны. Ребенок одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позиции (Л.М. Щипицына, Е.И.Казакова 2000).
Дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. Недостаток любви, мало положительных эмоций нормального человеческого общения часто являются причинами онанизма, гомосексуализма и других сексуальных отклонений. У них появляется иждивенческая позиция "нам должны", "дайте"; отсутствие бережливости и ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах.
В условиях
жизни без родительского
У ребенка
в интернате отсутствует
Дети не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. У них снижена познавательная активность.
Нахождение в интернатном учреждении на полном государственном обеспечении приводит к формированию у воспитанников иждивенчества, непонимания материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии даже в сугубо личных масштабах.
Исследования И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской (1990) показывают, что воспитанники интернатных учреждений нередко испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии построить полноценные взаимоотношения с супругом. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, содержание супружеских отношений не получает развития.
Cироты являются социально незащищенной категорией населения, которой свойственна депривация, следствием которой является дезадаптация в социальной среде, что проявляется в бедности эмоциональных контактов ребенка, затруднении в коммуникации со взрослыми и сверстниками, сложности в становлении психосексуальной идентификации. Для большинства таких детей характерно девиантное поведение: побеги, кражи, повышенная агрессивность по отношению к окружающим, а также другие асоциальные поступки (В.В.Комаров, 2005). Деятельность социальных педагогов должна быть направлена на предотвращение и коррекцию данных негативных проявлений, а также на совершенствование процесса социальной адаптации в условиях школы-интерната. Этому может способствовать игровая деятельность, которая является в младшем школьном возрасте основной, как и учебная.
Неполнота эмоциональной жизни
в сиротских учреждениях
Причины многочисленных физических и
психических заболеваний у
Жизнь ребенка без родителей
делится на две половины: жизнь
в сиротском учреждении и жизнь
после его окончания. Вместо постоянного
контроля и заботы со стороны воспитателей,
учителей, психолога, социального педагога
выпускник внезапно для себя остается
один на один со своими проблемами в
самостоятельной жизни. Низкий уровень
подготовленности к самостоятельной
жизни характеризует мотивы и
установки большинства детей-
Поэтому современное сиротство
как социальная проблема рассматривается
комплексно на медико-психолого-
Общеобразовательные учреждения при определенных условиях могут обеспечить подготовку своих выпускников к самостоятельной трудовой деятельности. Это достигается в результате целесообразно организованной системы учебно-воспитательной работы, которая базируется на всестороннем изучении личности ребенка, в частности его профессиональной пригодности и интереса к избранной профессии.
Сейчас, когда повсеместно идет сокращение кадров и производства, а профессиональные училища не трудоустраивают своих выпускников, коллективу образовательного учреждения необходимо пересмотреть устоявшиеся традиции и искать новые пути решения проблемы подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Очевидно, что одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход к самостоятельной жизни. Уровень их социальной адаптации главный критерий в оценке труда педагогов интернатных учреждений.
Чтобы помочь подростку преодолеть
сложности взросления, в воспитательной
работе с ним необходимо опираться
на лучшие, прогрессивные тенденции
развития этого возраста: стремление
к утверждению собственных
В самостоятельной жизни
Таким образом, для социализации детей-сирот,
формирования социальной компетенции
выпускника, адекватной оценки себя и
других в социуме педагогам и
специалистам интернатного учреждения
следует обратить внимание на развитие
таких качеств личности, которые
обеспечивают успешность именно в современной
жизни: коммуникативную культуру, умение
следовать поведенческим