Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, дипломная работа
Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17
1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36
2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37
2.2. Методы исследования………………………………………………........37
2.3. Организация исследования………………………………………............40
Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42
3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42
3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52
Выводы………………………………………………………………………….......66
Практические рекомендации…………………………………………………........69
Список литературы………...………………
Личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентиры. Этот момент преобразования социального опыта предполагает не пассивное его принятие, а активность личности в применении такого опыта. Усвоение и преобразование, и воспроизводство личностью социального опыта есть суть процесса взаимодействия личности с социальной средой.
Социализация
человека осуществляется в процессе
его взаимодействия с многообразными
и многочисленными факторами, группами,
организациями, агентами, с помощью
различных средств и
– не сформированы некоторые необходимые жизненные навыки практического и материального порядка;
– есть существенные трудности в общении с окружающими;
– неумение противостоять асоциальным явлениям;
– затруднения в построении своей семьи и личной жизни.
Отмеченные
особенности в жизненном
Детский дом для наших детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические навыки.
Таким образом, социализация детей сирот – это сложный процесс, который затрагивает все стороны деятельности воспитанников:
Особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивает усвоение социальной роли семьянина, при этом важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Отношение заботы, сотрудничества, поддержки взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальных условий ребенка в этом учреждении (Е.Н Рогов , 2006).
Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.
3. В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома, прежде всего, воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в какой-то степени деформирует восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития (A.M Прихожан, Н.Н Толстых, 2005).
Особое
значение для социального развития
ребенка имеет процесс
Исследование российских психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью они считают силу, которая способна его защитить (М.В.Шакурова, 2004).
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем (В. С. Мухина, 1996).
В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.
Включение детей-сирот в социальную деятельность является процесс, в ходе которого происходит следующее:
– выработка критериев, обслуживающих выбор деятельности;
– формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;
– приобретения опыта деятельности.
Наибольшую
трудность для детей-сирот
Социальное
самоопределение ребенка
Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности.
Вторым
условием является самореализация детей
в процессе социального взаимодействия.
Это условие предполагает предоставление
возможности ребенку более
Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является также общение. Для воспитанника учреждения круг общения и его содержание значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи (Р.В Очакова, 2005).
Третья сфера социализации – самопознание личности, которые предполагает становление в человеке «образа его Я», возникающего у него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний.
Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знания себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.
Самым сложным
для ребенка, оставшегося без
семьи, является оценка самого себя. Семья
представляет своего рода зеркало, в
котором человек видит свое отражение.
Отсутствие семьи приводит к искаженному
представлению ребенка о себе.
Дети-сироты завышают или занижают
свои возможности в решении
Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов.
В процессе социализации формируются личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к определенной категории детей и попадают в различные учебно-воспитательные учреждения, которые в своем роде являются институтами социализации.
Первую группу существующих институтов социализации детей, лишенных родительской опеки, составляют учебно-воспитательные учреждения интернатного типа: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты. В домах ребенка находятся дети в возрасте от 0 до 3 лет — родители отказались от них в роддоме, бросили, были лишены родительских прав или в силу неблагоприятных условий жизни оставили на временное пребывание в этих учреждениях, которые относятся к системе охраны здоровья. Из дома ребенка дети поступают в дошкольный детский дом, где и находятся на полном государственном обеспечении до поступления в школу. На стадии обучения социализация детей, лишенных родительской опеки, проходит в школе-интернате. Дети с трехлетнего возраста могут поступать также в детские дома смешанного типа. В этом учреждении они только живут, а обучаются в общеобразовательной школе. Комплектуется детский дом смешанного типа детьми из одной семьи, которые должны проживать в разновозрастных семейных группах. Ко второй группе институтов социализации относятся существующие семейные формы: усыновление, опекунские семьи, детские дома семейного типа. (Н. П. Иванова, 1996).
Интернатное
учреждение как институт
Социализация детей, лишенных родительской опеки, в интернатном учреждении осуществляется в процессе образования. Образовательный процесс предполагает единство обучения и воспитания. Учебно-воспитательный процесс в школе-интернате для детей, лишенных родительской опеки, учитывает их социальную, родительскую депривацию, которая выражается в социально-педагогической запущенности детей, поступающих в интернатное учреждение; наличии задержек психического развития и отклонений в физическом здоровье; различных формах девиантного поведения. Поэтому учебно-воспитательный процесс имеет коррекционную направленность, предполагает создание служб помощи и поддержки ребенка - психологической, социальной, дефектологической, медицинской (И.А. Коробейников, 2002).
В интернатном учреждении существуют группы взрослых и сверстников, которые выполняют роль трансляторов социального опыта. Группы взрослых, являясь по своей природе агентами вторичной социализации, призваны опосредованно воздействовать на личность. Взрослые в интернатном учреждении поставлены в условия необходимости выполнения роли первичных агентов социализации – биологических родителей. Однако любая имитация семейных отношений, как и человеческих отношений в целом, со стороны взрослых в искусственно созданных условиях приносит вред социализации ребенка.
Количество
детей в группе намного превышает
тот уровень, при котором взрослый
может уделять необходимое
Дети в интернатных учреждениях наблюдают взрослых в основном при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Поэтому эти дети имеют значительно более ограниченные возможности видеть особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, воспринимать семейные отношения и участвовать в них. И у таких детей не формируются определенные эталоны мужчин и женщин, понятия мужественности и женственности. Феминизированность группы взрослых в интернатном учреждении приводит к затруднению формирования у мальчиков и подростков собственной половой идентичности (В. С.Мухина, 1996).
В связи с изложенным, социализирующая роль группы взрослых в интернатном учреждении обусловлена: 1. Изменением природы агентов вторичной социализации на выполнение функций агентов первичной социализации; 2. Недостаточностью общения с детьми; 3.Зависимостью ребенка от взрослого; 4. Узостью взаимодействия в конкретных социальных ролях; 5. Феминизированностью группы взрослых.
В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, при чем сам он не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это может сделать ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Безусловность в общении со сверстниками в интернатном учреждении рассматривается, с одной стороны, как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает как аналог семьи. С другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного дружеского общения. Таким образом, социализирующая роль общества сверстников в интернатном учреждении определяется: 1. безусловной принадлежностью к определенной группе сверстников; 2. содержательностью отношений в разновозрастных группах в противоположность одновозрастным; 3. прямой зависимостью от взрослых; 4. компенсирующим значением недостатка общения с взрослыми; 5. трудностью адаптации в обществе сверстников вне интернатного учреждения.