Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, дипломная работа
Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17
1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36
2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37
2.2. Методы исследования………………………………………………........37
2.3. Организация исследования………………………………………............40
Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42
3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42
3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52
Выводы………………………………………………………………………….......66
Практические рекомендации…………………………………………………........69
Список литературы………...………………
4.Применение спортивных игр, как средств физического воспитания положительно сказывается на социальной адаптации детей и подростков из неблагополучных семей. Так в ходе педагогического эксперимента было выявлено, что наиболее популярным видом спорта является баскетбол, данную секцию посещает 40 % детей, в то же время 20 % детей вообще не занимается в спортивных секциях.
5. Cоциальная адаптация представляет собой постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. Она является главной детерминантой формирования навыков общения, поведения и деятельности. А это дает личности возможность самоутвердиться, реализовать свои потребности, интересы и творческий потенциал. Особая роль в педагогических исследованиях адаптации индивида отводится социальной, учебной и профессиональной адаптации, так как общение и трудовая деятельность являются основными формами жизнедеятельности человека как социального феномена, определяющими онтогенетическое развитие личности.
6. Социальная адаптация должна рассматриваться как непрерывный, колебательный процесс. Это свидетельствует о процессе социальной адаптации как сложном, многофакторном, взаимодействии между актуальным уровнем развития индивида, его возможностями и новым требованиям среды (деятельности) к нему. Социальная адаптация необходима для субъекта в быстроменяющейся, динамичной общественной среде. Это связано как со сменой установок, так и с рефлексией по осознанию своих ценностных ориентиров, смысловых установок, идеалов. Все это необходимо учитывать в процессе работы с детьми и подростками из неблагополучных семей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Законодательные категории для детей и семей, нуждающихся в социальном сопровождении
Законодательные категории |
Признаки семьи |
Параметры, по которым педиатр планирует описывать признаки |
1 |
2 |
3 |
1. Дети, нуждающиеся в опеке и попечительстве |
1.1. Дети, у которых умерли родители и они не имеют усыновителей (Все остальные признаки, как для безнадзорных детей) |
|
2. Безнадзорные дети |
2.1. Семья, где единственный 2.2. Семья, где два родителя занятые полный рабочий день. 2.3. Семья, где единственный 2.4. Семья, где два родителя, злоупотребляющих спиртным. 2.5. Семья, где единственный 2.6. Семья, где два родителя не способны передвигаться. 2.7. Семья, где два родителя, один
из которых не способен 2.8. Семья, где два родителя, один
из которых не способен 2.9. Семья, где два родителя, один
из которых занят полный 2.10. Семья, где единственный или оба родителя без объективных причин не занимаются ребенком |
|
Продолжение приложения 1
1 |
2 |
3 |
3. Дети, находящиеся в социально опасном положении |
3.1.Безнадзорные, совершившие правонарушение. 3.2. Безнадзорные, находящиеся в антисанитарных условиях |
1. Употребляет ли ребенок спиртно 2. Употребляет ли ребенок 3.Состоит ли ребенок на учете у участкового инспектора 4. Состоит ли ребенок на учете в КДН 5. Часто ли ребенок приходит в школу без тетрадей 6. Часто ли ребенок приходит в школу грязный 7. Голодный ли 8. Жилищные условия |
4. Семья, находящаяся в социально опасном положении |
4.1. Семья, где ребенок 4.2. Семья, где ребенок совершил правонарушение 4.3. Семья, где родители вовлекают ребенка в употребление спиртного 4.4. Семья, где родители вовлекают ребенка в употребление наркотиков 4.5. Семья, где родители вовлекают ребенка в занятие попрошайничеством |
1. Приходит ли ребенок в школу с синяками 2. Часто ли ребенок дерется 3. Пьет ли ребенок в присутствии родителей 4. Употребляет ли ребенок наркоти 5. Занимается ли ребенок попрошай |