Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание

Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17
1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36
2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37
2.2. Методы исследования………………………………………………........37
2.3. Организация исследования………………………………………............40
Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42
3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42
3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52
Выводы………………………………………………………………………….......66
Практические рекомендации…………………………………………………........69
Список литературы………...………………

Работа состоит из  1 файл

диссертация.docx

— 189.87 Кб (Скачать документ)

Прогрессивный – при котором происходит достижение всех функций и целей полной адаптации, в ходе реализации которой достигается единство интересов, целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом– с другой. За счет этого единства устремленности интересов и целей жизнь в обществе, принятие установленных в нем норм воспринимаются личностью как важнейшее условие раскрытия своих возможностей, как гарантия возможности самореализации.

Регрессивный – проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности. Это ведет к созданию проблемных ситуаций и отнимает у личности возможность самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство широкого общественного признания и собственного достоинства (Л.П.Кузнецова, 2002).

 

Что же касается структуры самой адаптации, то, исходя из теоретического анализа различных  подходов к процессу адаптации,                       В.Н. Литовченко (1999) выделяет три аспекта:

        1. Собственно психическая адаптация, связанная с особенностями личности, ее актуальным психическим состоянием, логической переработкой внешней и внутренней информации;
        2. Социально-психологическая адаптация, направленная на установление взаимоотношениями с окружающими;

Психофизиологическая  адаптация, предполагающая формирование адекватного соответствия между  психическими и физиологическими характеристиками человека.

        1. Все эти три аспекта взаимосвязаны и в совокупности являются показателями успешности или неуспешности адаптационного процесса.

Как и  любой процесс, адаптация также  имеет стадии протекания. Б.А. Куган (1997) выделяет следующие:

  1. Уравновешивание. Минимальная степень включенности индивида в процесс адаптации к новой среде. Узнавание новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливает специфику его психологической атмосферы. Здесь устанавливается «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную активность к системе ценностей и стереотипов поведения друг друга.
  2. Псевдоадаптация. Сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой стороны. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне, в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.
  3. Приноровление. Признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, которое связано с взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере  свою самостоятельность и свободу решений.
  4. Уподобление. Психологическая переориентация  индивида. Трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения.

Соотнося  полученные факты с условиями  в школе-интернате, мы приходим к  следующим выводам:

  • стадию уравновешивания можно наблюдать, когда в интернатное учреждение поступает ребенок. Он сразу же сталкивается с новыми для него условиями: новые требования, выдвигаемые дисциплинарной системой самого интерната, незнакомое социальное окружение – воспитатели и дети, проживающие в интернате.
  • Стадия псевдоадаптации проявляется в том, что недавно поступивший ребенок испытывает внутренние противоречия, которые заключаются в том, что он должен принять те требования и условия проживания, которые предъявляются в данном учреждении, хотя он с ними и не совсем согласен. Это повышает уровень его тревожности, что приводит к психическому напряжению. Следствием этого может стать агрессия ребенка по отношению к окружающим или депрессивное состояние.

Проявление  данных психологических феноменов  зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. Стадия приноровления имеет место тогда, когда ребенок принимает предъявляемые к нему требования, систему ценностей коллектива, идя при этом на некоторые уступки. Он вырабатывает, как указывает И.К. Кряжева и О.И.Зотова (1979), индивидуальную стратегию и закономерности поведения в группе, обеспечивающие его существование, сохранение и развитие индивидуальности, адаптация при этом характеризуется как состояние психологической включенности в деятельность, сопровождающееся реализацией внутриличностных  возможностей в конкретных условиях  жизнедеятельности и благоприятным эмоциональным самочувствием. То есть ребенок включается в совместную деятельность, выступает инициатором идей.

  • Стадия уподобления является завершающей и характеризует адаптационный процесс как позитивный. Ребенок перестраивает свое поведение в соответствии с моделью поведения большинства группы.

Критериями  адаптации отечественный исследователь  В.Н. Литовченко (1999) выделяет:

          1. Положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус (низкий социальный статус свидетельствует о нарушении социально-психологической адаптации);
          2. Продуктивность и эффективность деятельности;
          3. Эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности

( отношение  к результатам своей деятельности, к самому ее процессу, к успеху  или неудаче в ней);

          1. Эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения( отношение к реальному социальному статусу в группе, степень удовлетворенности межличностными контактами);
          2. Степень реализации внутриличностного потенциала;
          3. Интеграция индивида и среды (отождествление себя с ценностями, традициями, взглядами окружающего социального слоя).

Таким образом, социальная адаптация  представляет собой постоянный процесс  и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. Она является главной детерминантой формирования навыков общения, поведения и деятельности. А это дает личности  возможность самоутвердиться, реализовать свои потребности, интересы и творческий потенциал.

Адаптация имеет двойственный характер: с одной стороны, она представляет собой приспособления индивида к  социальной среде, а с другой, изменение  индивидом этой среды в соответствии со своими интересами, социальным опытом и мировоззрением и общественными  требованиями. То есть, личность, чтобы  «повысить уровень социального  комфорта, прилагает усилия к поиску действенных путей аккомодационного (усвоение правил среды) и ассимиляционного (преобразование) характера. Адаптация  является способностью человека активно  взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал  для собственного развития» (А.А. Налчаджян, 1988).

С процессом  адаптации неразрывно связан процесс  дезадаптации, который является противоположным с ней по значению (В.А. Борцов, 2000).

Для лучшего  понимания исследуемой проблемы важно рассмотреть антоним понятия  «адаптация» – «дезадаптация». В.Н. Литовченко (1999) определяет дезадаптацию как неспособность человека соответствовать собственным потребностям и притязаниям, выполнять требования, которые предъявляют ему среда и собственная социальная роль. Признаком дезадаптации является переживание длительных внутренних и внешних конфликтов без своевременного формирования механизмов поведения, необходимых для их разрешения.

Дезадаптация приводит к дезадаптированности личности. Можно выделить несколько видов дезадаптированности:

1. устойчивая  ситуативная дезадаптированность– имеет место в определенных социальных ситуациях, когда человек не находит путей и средств адаптации, хотя и предпринимает такие попытки (примером являются изолированные члены малых групп);

2. временная  дезадаптированность в результате смены микросоциума, референтной группы, социальной роли( новый коллектив, изменившийся микросоциум и проч.) – устраняется с помощью адекватных адаптивных социально-педагогических и внутрипсихических действий;

3. общая  устойчивая дезадаптированность – вызвана непрерывным воздействием факторов, препятствующих удовлетворению его потребностей, и неспособностью личности изменить сложившуюся ситуацию. (А.В.Мудрик, 2001).

Дезадаптация  может быть следствием отсутствия у  человека возможностей приспособиться к темпу жизни, трудовым или учебным  нагрузкам. Этот тип нарушения адаптации  чаще всего встречается у соматически  ослабленных детей и подростков, у людей со слабым и инертным типом  нервной системы, нарушениями органов  чувств.

Последствия, к которым приводит дезадаптация, можно выделить следующие:

1. личностные  деформации;

2. недостаточное  физическое развитие; 

3. задержка  психического развития;

4. возможные  мозговые дисфункции;

5. типичные  нервные расстройства   (подавленность,  заторможенность, возбудимость, агрессивность);

6. одиночество  – человек оказывается один  на один со своими проблемами;

7. проблемы  во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми. (В.Е. Каган, 1995)

Тем самым, процесс дезадаптации является деструктивным, негативно сказывающемся на развитии, воспитании и обучении ребенка процесс, причем дезадаптированный ребенок также оказывает негативное воздействие на людей, окружающих его. Усугубляют ситуацию дезадаптации трудновоспитуемость и социально-педагогическая запущенность, которые привносят специфические элементы, которые негативно влияют на социальную адаптацию ребенка. Поэтому необходимо проводить коррекционные и профилактические мероприятия, направленные на снижение уровня дезадаптации и повышение уровня социальной адаптации ребенка в современных меняющихся условий в контексте современной цивилизации (С.А. Беличева, 1995).

К основным путям преодоления и предупреждения последствий дезадаптации Л.В. Мардахаев (2005) относит:

1. создание  оптимальных средовых условий  для ребенка; 

2. недопущение  перегрузок в процессе обучения  из-за несоответствия уровня трудностей  учения индивидуальным возможностям  ребенка и организации учебного  процесса;

3. поддержка  и помощь детям в адаптации  к новым для них условиям;

4. побуждение  ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию;

5. создание  доступной социальной службы  социально-психологической и педагогической  помощи различным категориям  населения, оказавшегося в трудной  жизненной ситуации: телефоны доверия,  кабинеты социально-психологической  и педагогической помощи, кризисные  стационары;

6. обучение  родителей, учителей и воспитателей  методике работы по предупреждению  дезадаптаци и преодолению ее последствий;

7. подготовка  специалистов для специализированных  служб социально-психологической  и педагогической помощи различным  категориям людей в трудной  жизненной ситуации. Содержание  и характер социально-педагогической  деятельности определяется теми  последствиями, к которым привела  дезадаптация.

Таким образом, анализ исследований показал, что социальная адаптация представляет собой сложный  и многогранный процесс. Он определяет адекватное и эффективное взаимодействие личности с новой средой. В результате такого взаимодействия происходит полноценное  развитие личности, ее самореализация и самоактуализация. Личность становится полноправным членом общества, приобретая свободу выбора действия, деятельности, социально приемлемых поступков, принося полезность этому же обществу. (Б.А. Куган, 1997).

 При  возникновении дезадаптации происходит виктимизация личности (процесс, в результате которого происходит «превращение» личности в своего рода жертву воздействий социальной среды), то есть нарушение нормальной жизнедеятельности и развития человека, что в некоторой степени представляет опасность для его существования, делая его социально пассивным, безучастным в общественной жизни. Дезадаптированный человек может оказывать негативное влияние на свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллектив). Поэтому все это требует особо пристального  внимания со стороны социального педагога, задачей которого является своевременное выявление дезадаптированных людей (особое внимание следует уделить возрастной категории детей и подростков), коррекция дезадаптирующего процесса, предотвращение возможных негативных последствий посредством применения специально разработанных программ, направленных на социальную адаптацию. (Н.В. Вострокнутов, 1995).

 

1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей.

 

Социальная  адаптация и дезадаптация непосредственно связаны с понятием «социализация». На основе анализа современных данных в области философии, психологии, социальной психологии, социологии, истории и этнографии, педагогики Ю. П. Сурмин. и Н.В. Туленков (2002) определяют сущность социализации следующим образом: социализация – это двухсторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение личностью социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью системы социальных связей за счет ее активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Информация о работе Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей