Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, дипломная работа
Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17
1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36
2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37
2.2. Методы исследования………………………………………………........37
2.3. Организация исследования………………………………………............40
Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42
3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42
3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52
Выводы………………………………………………………………………….......66
Практические рекомендации…………………………………………………........69
Список литературы………...………………
Прогрессивный – при котором происходит достижение всех функций и целей полной адаптации, в ходе реализации которой достигается единство интересов, целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом– с другой. За счет этого единства устремленности интересов и целей жизнь в обществе, принятие установленных в нем норм воспринимаются личностью как важнейшее условие раскрытия своих возможностей, как гарантия возможности самореализации.
Регрессивный – проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности. Это ведет к созданию проблемных ситуаций и отнимает у личности возможность самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство широкого общественного признания и собственного достоинства (Л.П.Кузнецова, 2002).
Что же касается структуры самой адаптации, то, исходя из теоретического анализа различных подходов к процессу адаптации, В.Н. Литовченко (1999) выделяет три аспекта:
Психофизиологическая адаптация, предполагающая формирование адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками человека.
Как и любой процесс, адаптация также имеет стадии протекания. Б.А. Куган (1997) выделяет следующие:
Соотнося полученные факты с условиями в школе-интернате, мы приходим к следующим выводам:
Проявление данных психологических феноменов зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. Стадия приноровления имеет место тогда, когда ребенок принимает предъявляемые к нему требования, систему ценностей коллектива, идя при этом на некоторые уступки. Он вырабатывает, как указывает И.К. Кряжева и О.И.Зотова (1979), индивидуальную стратегию и закономерности поведения в группе, обеспечивающие его существование, сохранение и развитие индивидуальности, адаптация при этом характеризуется как состояние психологической включенности в деятельность, сопровождающееся реализацией внутриличностных возможностей в конкретных условиях жизнедеятельности и благоприятным эмоциональным самочувствием. То есть ребенок включается в совместную деятельность, выступает инициатором идей.
Критериями
адаптации отечественный
( отношение
к результатам своей
Таким образом, социальная адаптация
представляет собой постоянный процесс
и результат активного
Адаптация имеет двойственный характер:
с одной стороны, она представляет
собой приспособления индивида к
социальной среде, а с другой, изменение
индивидом этой среды в соответствии
со своими интересами, социальным опытом
и мировоззрением и общественными
требованиями. То есть, личность, чтобы
«повысить уровень социального
комфорта, прилагает усилия к поиску
действенных путей
С процессом адаптации неразрывно связан процесс дезадаптации, который является противоположным с ней по значению (В.А. Борцов, 2000).
Для лучшего
понимания исследуемой проблемы
важно рассмотреть антоним
Дезадаптация приводит к дезадаптированности личности. Можно выделить несколько видов дезадаптированности:
1. устойчивая
ситуативная
2. временная дезадаптированность в результате смены микросоциума, референтной группы, социальной роли( новый коллектив, изменившийся микросоциум и проч.) – устраняется с помощью адекватных адаптивных социально-педагогических и внутрипсихических действий;
3. общая устойчивая дезадаптированность – вызвана непрерывным воздействием факторов, препятствующих удовлетворению его потребностей, и неспособностью личности изменить сложившуюся ситуацию. (А.В.Мудрик, 2001).
Дезадаптация
может быть следствием отсутствия у
человека возможностей приспособиться
к темпу жизни, трудовым или учебным
нагрузкам. Этот тип нарушения адаптации
чаще всего встречается у
Последствия, к которым приводит дезадаптация, можно выделить следующие:
1. личностные деформации;
2. недостаточное физическое развитие;
3. задержка психического развития;
4. возможные мозговые дисфункции;
5. типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность, возбудимость, агрессивность);
6. одиночество – человек оказывается один на один со своими проблемами;
7. проблемы
во взаимоотношениях со
Тем самым, процесс дезадаптации является деструктивным, негативно сказывающемся на развитии, воспитании и обучении ребенка процесс, причем дезадаптированный ребенок также оказывает негативное воздействие на людей, окружающих его. Усугубляют ситуацию дезадаптации трудновоспитуемость и социально-педагогическая запущенность, которые привносят специфические элементы, которые негативно влияют на социальную адаптацию ребенка. Поэтому необходимо проводить коррекционные и профилактические мероприятия, направленные на снижение уровня дезадаптации и повышение уровня социальной адаптации ребенка в современных меняющихся условий в контексте современной цивилизации (С.А. Беличева, 1995).
К основным
путям преодоления и
1. создание оптимальных средовых условий для ребенка;
2. недопущение
перегрузок в процессе
3. поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям;
4. побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию;
5. создание
доступной социальной службы
социально-психологической и
6. обучение
родителей, учителей и
7. подготовка
специалистов для
Таким образом, анализ исследований показал, что социальная адаптация представляет собой сложный и многогранный процесс. Он определяет адекватное и эффективное взаимодействие личности с новой средой. В результате такого взаимодействия происходит полноценное развитие личности, ее самореализация и самоактуализация. Личность становится полноправным членом общества, приобретая свободу выбора действия, деятельности, социально приемлемых поступков, принося полезность этому же обществу. (Б.А. Куган, 1997).
При возникновении дезадаптации происходит виктимизация личности (процесс, в результате которого происходит «превращение» личности в своего рода жертву воздействий социальной среды), то есть нарушение нормальной жизнедеятельности и развития человека, что в некоторой степени представляет опасность для его существования, делая его социально пассивным, безучастным в общественной жизни. Дезадаптированный человек может оказывать негативное влияние на свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллектив). Поэтому все это требует особо пристального внимания со стороны социального педагога, задачей которого является своевременное выявление дезадаптированных людей (особое внимание следует уделить возрастной категории детей и подростков), коррекция дезадаптирующего процесса, предотвращение возможных негативных последствий посредством применения специально разработанных программ, направленных на социальную адаптацию. (Н.В. Вострокнутов, 1995).
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей.
Социальная адаптация и дезадаптация непосредственно связаны с понятием «социализация». На основе анализа современных данных в области философии, психологии, социальной психологии, социологии, истории и этнографии, педагогики Ю. П. Сурмин. и Н.В. Туленков (2002) определяют сущность социализации следующим образом: социализация – это двухсторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение личностью социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью системы социальных связей за счет ее активной деятельности, активного включения в социальную среду.