Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, дипломная работа
Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17
1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36
2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37
2.2. Методы исследования………………………………………………........37
2.3. Организация исследования………………………………………............40
Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42
3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42
3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52
Выводы………………………………………………………………………….......66
Практические рекомендации…………………………………………………........69
Список литературы………...………………
Однако современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры и спорта в процессе социальной адаптации и личностного развития детей среднего школьного возраста с целью преодоления сложной кризисной ситуации, связанной с переходом детей в старшую школу. Воспитательные возможности физической культуры используются не в полной мере из-за наличия серьезных противоречий между целевой установкой, рассматривающей физическую культуру только как оздоравливающее средство, и ее большими возможностями как средства социального развития школьников; между объективно возрастающими требованиями общества к педагогу как организатору процесса физического воспитания и уровнем его психолого-педагогической компетентности. Усвоение основных элементов образа жизни и деятельности происходит через социализацию личности, через восприятие норм поведения, принятых в данной среде.
Общей особенностью изученных нами программ по физической культуре является преобладание практической двигательной подготовки. Материал программы дается в основном в четырех разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка, контрольные нормативы. В некоторых программах авторы предлагают использовать элементы подвижных и народных игр, сюжетно-ролевых уроков с целью повышения мотивации при обучении двигательным действиям. В современных программах и методических пособиях по физическому воспитанию указывается на необходимость реализации следующих принципов обучения:
1. Непрерывности процесса
2. Целостности процесса обучения,
предполагающего интеграцию
3. Принципа личностно
Авторы примерных программ предоставляют учителям физической культуры право самостоятельного построения учебного материала, в котором они могут изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, имеют возможность свободного выбора путей и организационных форм, методов и средств обучения, проявления творческой инициативы. Декларируется право дифференцированного подхода к учащимся, позволяющего избежать перегрузки, повысить мотивацию к занятиям физической культурой, способствующего более полной реализации возможностей каждого из них. Анализируя общеобразовательные программы и учебники последнего десятилетия по физической культуре, можно отметить однозначную тенденцию к расширению и конкретизации задач, направленных на укрепление здоровья школьников, формирование их социальной активности, повышение валеологической грамотности, использование учителем творческого подхода в учебно-воспитательном процессе. Однако авторы не выделяют в физическом воспитании содержательных элементов, имеющих отношение к адаптационной роли физического воспитания, а рассматривают только проблемы совершенствования средств, методов и форм физического воспитания, эффективность которых крайне низка из-за отсутствия комплексной программы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Анализ особенностей содержания и методики осуществления физического воспитания детей в школе показал, что традиционные формы обучения и современные методические подходы к процессу физкультурного образования не позволяют в полной мере осуществлять процесс социализации личности на уроках физической культуры. Необходимо рациональное сочетание форм, методов и средств традиционного и личностно ориентированного учебно-воспитательного процессов.
Технология педагогической поддержки социальной адаптации детей среднего школьного возраста в процессе занятий физической культурой включает личностно ориентированную концептуальную основу и процессуальную характеристику, предусматривающую опосредованную ориентацию педагогического коллектива школы на социальное развитие детей, определяющуюся индивидуально-личностным подходом в обучении и воспитании. В основе педагогической технологии лежит концептуальное положение современной гуманистической педагогики о тесной взаимосвязи социально -психологического, интеллектуального и физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, 1951, А.С. Макаренко, 1961, И.В Кузнецова, Н.Ю. Синягина, 2004 и др.). При этом все виды воспитания должны осуществляться в единстве (комплексе), так как личность школьника представляет собой целостность и многомерность. Единство воспитательных воздействий должно осуществляться в процесс как учебной, так и внеучебной деятельности. Исследователи выделяют основные компоненты, которые имеют непосредственное отношение к социализации личности школьника, формированию его культуры в процессе физического воспитания: физкультурно -спортивная деятельность-социальная адаптация-физическая культура школьников.
К основным показателям, определяющим уровень личностного развития ребенка в условиях социальной адаптации, мы отнесли: социально-позиционный статус ученика в классе; характер мотивации и ее положительную направленность; адекватность самооценки; уровень физического развития и физической подготовленности; наличие продуктивных коммуникативно-целесообразных взаимодействий в формальной и неформальной сферах, соответствие уровня развития основных психических процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания) возрастным особенностям школьника, психологической совместимости с учителями, и в частности с учителем физической культуры.
Наиболее успешно технология педагогической
поддержки детей в процессе социальной
адаптации будет осуществляться
за счет применения педагогом следующих
методов и средств организации
психолого-педагогического
В отечественной психологии социальная адаптация трактуется как итог процесса изменений социальных, демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде. Ее специфическими особенностями выступают активное участие сознания, влияние трудовой деятельности человека на среду, активное изменение им результатов своей социальной адаптации в соответствии с социальными условиями.
Сказанное позволяет определить социальную
адаптацию как состояние взаимо
Попав в новую социальную среду, человек принимает или не принимает те социальные нормы и правила поведения, которые сложились там до него. Процесс этот довольно сложный и болезненный, его успешное протекание зависит от многих внешних и внутренних факторов (жизненный опыт, пол, возраст, образование, профессиональная деятельность, наличие опыта адаптационной деятельности и др.), Адаптация протекает быстрее, без эмоциональных перегрузок, если эмоциональные нормы, предъявленные личности, мало отличаются от норм, уже усвоенных ею. Если же они существенно отличаются, то процесс адаптации затрудняется, сопровождается психологическим дискомфортом, нервными срывами, низкой социальной активностью. Это ведет к состоянию дезадаптации личности, которая выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям.
Взгляд на человека как на саморазвивающуюся, саморегулирующуюся систему определил новую тенденцию, согласно которой он совершенствуется, развиваясь как личность, человек стремится выйти за рамки простого приспособления, на новую ступень адаптации.
Особая роль в педагогических
исследованиях адаптации
Социальная адаптация
Исследования были организованы и проведены в период с 2009 по 2011 гг. на базе Кардымовской школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В исследовании участвовало 37 детей из них 16 девочек и 21 мальчик, учащиеся с 6 по 8 классы. К исследованию респонденты подошли ответственно, на вопросы отвечали вдумчиво и самостоятельно. Однако, как показывают результаты, внутри своего коллектива дети-сироты проявляют сплоченность и единодушие.
На вопрос о посещении занятий по физической культуре только одна девочка из всех опрошенных детей указала, что не посещает занятия, однако, причину этого не указала. Результаты ответов на вопрос о том, чего позволяют достичь обязательные учебные занятия по физической культуре, отражены на рисунке 2.
Рис. 2. Цели посещения респондентами обязательных учебных занятий по физической культуре.
Как видно
из диаграммы большинство
Из всех детей, участвовавших в анкетировании, только 20% не занимались ни в какой спортивной секции. Среди остальных наиболее популярна секция баскетбола, ее посещали 40% опрошенных. Посещаемость других кружков и секций отражена на рисунке 3.
Рис. 3. Спортивные секции и кружки, посещаемые респондентами.
Для изучения уровня социальной адаптации была выбрана методика для изучения социализации личности, разработанная М. И. Рожковым. Данная методика предназначена для выявления уровня социальной адаптации молодежи. Респондентам предлагалось прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием, выбирая один из пяти предложенных вариантов ответов («всегда», «почти всегда», «иногда»,«очень редко», «никогда»).
Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства испытуемых средний уровень социальной адаптации (Рис. 4.):
Рис. 4. Начальный уровень социализированности детей-сирот среднего школьного возраста.
В период с июня по август 2010 года нами была применена предложенная методика повышения социализации детей на основе использования спортивных игр. Организационной формой экспериментального исследования выступили занятия с детьми Кардымовской школы-интерната в период летних каникул: секции по спортивным играм, применение спортивных игр в качестве досугового времяпрепровождения во внеучебный период, с соблюдением основных принципов педагогики и спортивной тренировки.
Для определения достигнутого уровня социализации нами было повторно проведено тестирование по методике Рожкова в конце эксперементального периода (август 2010г.)
Результаты контрольного тестирования отражены на рисунке 5:
Рис. 5. Достигнутый уровень социализации детей-сирот среднего школьного возраста.
По результатам проведенного педагогического эксперимента количество детей с низким уровнем социализации сократилось на 16%, количество детей со средним уровнем социализации выросло на 11%, с высоким уровнем на 5%.
Таким образом, можно констатировать явную положительную динамику, что говорит о том, что избранная нами методика повышения уровня социализации детей среднего школьного возраста средствами физической культуры (командные спортивные игры) действительно оказывает положительное влияние на социализацию детей-сирот.
Выводы
1. Социальная адаптация детей представляет собой сложный и многогранный процесс. Он определяет адекватное и эффективное взаимодействие личности с новой средой. В результате такого взаимодействия происходит полноценное развитие личности, ее самореализация и самоактуализация. Личность становится полноправным членом общества, приобретая свободу выбора действия, деятельности, социально приемлемых поступков, принося полезность этому же обществу. При возникновении дезадаптации происходит виктимизация личности (процесс, в результате которого происходит «превращение» личности в своего рода жертву воздействий социальной среды), то есть нарушение нормальной жизнедеятельности и развития человека, что в некоторой степени представляет опасность для его существования, делая его социально пассивным, безучастным в общественной жизни. Дезадаптированыый человек может оказывать негативное влияние на свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллектив). Поэтому все это требует особо пристального внимания со стороны социального педагога, задачей которого является своевременное выявление дезадаптированных людей (особое внимание следует уделить возрастной категории детей и подростков), коррекция дезадаптирующего процесса, предотвращение возможных негативных последствий посредством применения специально разработанных программ, направленных на социальную адаптацию.
2. Физическая культура занимает важное место в структуре целенаправленного процесса формирования многомерной, целостной личности ребенка. В сфере физической культуры человек выступает как целостность, мир разумно организованной цельной жизни (духовности в том числе), а вся совокупность ее возможностей должна быть ориентирована на обеспечение ему рациональных, содержательно наполненных, гуманных, нравственно безупречных средств самоутверждения, т.е. воссоздание и совершенствование полноценности собственного человеческого бытия, которое он реализует самостоятельно, достаточно осознанно и свободно.
3. Адаптация детей и подростков из неблагополучных семей, обучающихся и проживающих в школе – интернате происходит эффективнее, если осуществляется акцентированное педагогическое воздействие на те свойства личности детей, которые обеспечивают процесс адаптации к условиям обучения в школе, а адаптация воспитанников к условиям обучения в школе осуществляется путем использования форм, средств и .методов организации занятий по физической культуре. Так в процессе педагогического эксперимента количество детей с низким уровнем социализации сократилось на 16%, количество детей со средним уровнем социализации выросло на 11%, с высоким уровнем на 5%.