Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание

Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17
1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36
2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37
2.2. Методы исследования………………………………………………........37
2.3. Организация исследования………………………………………............40
Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42
3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42
3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52
Выводы………………………………………………………………………….......66
Практические рекомендации…………………………………………………........69
Список литературы………...………………

Работа состоит из  1 файл

диссертация.docx

— 189.87 Кб (Скачать документ)

На втором этапе (январь – апрель 2010 г.) проведен анализ доступной научно-методической литературы по теме исследования. Проведено анкетирование и тестирование по методике Рожкова М.И. для определения начального уровня социализации детей сирот среднего школьного возраста Кардымовской школы – интерната в возрасте от 11 до 14 лет.

На третьем  этапе (июнь- август 2010 ) был применена предложенная нами методика повышения социализации детей на основе использования спортивных игр. Организационной формой экспериментального исследования выступили занятия с детьми Кардымовской школы-интерната в период летних каникул (секции по спортивным играм, применение спортивных игр в качестве досугового времяпрепровождения во внеучебный период.), с соблюдением основных принципов педагогики и спортивной тренировки.

На четвертом  этапе  (сентябрь 2010)  был проведен контрольный эксперимет по методике М.И. Рожкова на определение конечного уровня социализации. Проведена статистическая обработка результатов исследования. Сформулированы основные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей

 

    1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении.

 

Целью экспериментальной системы  занятий физической культурой явилось создание развивающей среды, способствующей личностному развитию школьника и обеспечивающей эффективность процесса адаптации школьников к обучению и дальнейшей социализации.

Мы определили следующие  задачи занятий по физической культуре, способствующие адаптации школьников (В. А.Нестеров, 2001):

  1. Направить физическую культуру на подготовку школьников к активной жизнедеятельности и на самообразование.
  2. Вооружить их навыками самопознания и самореализации.
  3. Обеспечить разностороннее физическое развитие.
  4. Способствовать развитию адекватного понимания себя.
  5. Способствовать формированию мотивации и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, творческому взаимодействию с преподавателями и сверстниками.
  6. Формировать свойства личности, содействующие социально-педагогической адаптации школьников к условиям обучения в школе.
  7. Воспитывать потребность в познании других людей, гуманистического отношения к ним.
  8. Развивать эмоциональную устойчивость в сложных жизненных ситуациях.
  9. Развивать умения преодолевать жизненные трудности.

Большинство детей экспериментальной группы определили спортивные игры, как наиболее приемлемую для них форму проведения практических занятий по физической культуре во внеучебное время.

На жизненном опыте обучающихся всегда лежит отпечаток их индивидуальных интересов и потребностей, особенностей окружающей их среды, в которой происходит взаимообмен информацией, формируются оценки и мнения. Этот опыт активно влияет на усвоение предметных знаний и способов деятельности в процессе обучения, ибо сами учебные сведения воспринимаются учащимися через призму ранее приобретенных.

Развивающие возможности игры как деятельности, в которой человек овладевает более широким, недоступным ему в других видах деятельности кругом действительности, отмечаются в работах Л.С. Выготского (1982), А.Н. Леонтьева (1975), которые полагают, что и в игре содержатся «как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития человек в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения». Действительно, в игре личности необходимо как бы оторваться от действительности, уметь поставить себя в условную ситуацию, пережить иное мироощущение.

Основными задачами использования  игровой деятельности в процессе адаптации на занятиях физической культуры мы определили:

1) создать условия для более осознанного, интересного усвоения знаний через организацию активного взаимодействия обучающегося с другими субъектами игровой деятельности;

2)обеспечить психологический комфорт каждому ребенку в процессе занятия физической культурой;

3)развивать творческий потенциал личности, ее готовность к социальному самоопределению.

Успех любой деятельности во многом обусловлен положительной мотивацией. Игровая мотивация, эмоции, связанные с поиском решения игровой проблемы, радостью открытия в игре нового для себя, уверенностью в своих силах, желанием проявить свои способности, стремлением мыслить самостоятельно имеют существенное значение для адаптации к условиям обучения.

В детские дома поступают  дети, в основном, по несколько лет  скитавшиеся по подвалам, давно утратившие связи с семьей. Подавляющее большинство  их приобщилось к алкоголю, табаку, другим вредным привычкам. У них, зачастую, утрачены обычные бытовые  навыки, они не придерживаются правил гигиены. В основном, все с нервными расстройствами, повышенной агрессивностью, страдают различными хроническими и  кожными заболеваниями, задержкой  психического развития.

Социальные приюты для детей и подростков - специализированные детские заведения стационарного типа, которые представляют собой самостоятельные учреждения или подразделения социально-реабилитационного центра, призванные оказывать социальную, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь безнадзорным детям, ограждать их от влияния асоциальной среды, проводить комплекс мер по всесторонней реабилитации и социальной адаптации, дальнейшему жизнеустройству (О.Н. Бенкевич, 1999).

Законодательство выделяет четыре категории детей, нуждающихся  в социальном сопровождении, по признакам  семьи, в которой они воспитываются (Приложение 1).

1. Дети, нуждающиеся в опеке и попечительстве — опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов в целях их содержания, воспитания и образования.

2. Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

3. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

4. Семья, находящаяся в социально  опасном положении — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Переход ребенка в подростковый возраст сопровождается возникновением определенных проблем в сфере межличностных отношений. Недаром этот этап в жизни человека сравнивают со вторым рождением. Ребенок переходит на качественно иной уровень самосознания, что ставит его перед необходимостью заново выстраивать свои отношения с окружающим миром. Данный процесс может происходить относительно плавно, эволюционно, а может идти скачками (Ю.Ф. Антропов 2000, О.С. Васильев 2001, О.П. Голева 2007)

В первом случае он не сопровождается внутрисемейными потрясениями, громкими конфликтами с учителями, активной сменой друзей и знакомых. Конечно, меняются приоритеты, пристрастия подростка, растет внимание к своему внешнему виду, появляется интерес к дискотекам и другим молодежным развлечениям. На этой почве могут возникать разногласия, временные конфликты с некоторыми членами семьи, учителями, друзьями. Но они не носят острого, непреодолимого характера.

Во втором случае имеет место  эффект перерождения. Близкие и знакомые не могут узнать в подростке прежнего ребенка, для него становится характерным непослушание. Возникает конфликтная перманентная ситуация. Попытки найти взаимопонимание натыкаются на резкие прямолинейные суждения подростка, в которых он самым негативным образом оценивает мир взрослых, категорично отрицает, казалось бы, неоспоримые ценности или проявляет к ним полное равнодушие.

Между этими крайними вариантами возможны промежуточные состояния. Но главное другое — понять генез проблем подросткового возраста. При этом следует учитывать следующие факторы: прежде всего, характер и психологию самого подростка, особенности его физиологического состояния, наличие патологических факторов. Вполне возможно, что поведение ребенка в период подростковости является следствием неправильного воспитания, наличия ранее менее заметных характерологических особенностей, неблагополучия в физиологическом состоянии, болезни, в том числе и психической (Ю.Ф. Антропов, 2000).

Кроме этого, необходимо понимать, что  взрослые, сами того не замечая, нередко  провоцируют подростков на протестное поведение. Подростки — это естественная оппозиция взрослому обществу. Они  как бы берут на себя функцию авангарда  детской среды. От ее имени предъявляют взрослым счет за все совершенные ошибки и просчеты. Как дети, они еще относительно безгрешны и это наделяет их сомнительным правом критиковать и бичевать взрослых. Как дети, они в большинстве случаев наивно полагают, что могли бы в аналогичной ситуации действовать лучше (особенно если это касается вопросов организации и управления), чем их предшественники.

Важным фактором, формирующим поведение  подростков, является социальная среда. В странах с удовлетворительным уровнем жизни, сложившимися традициями доброжелательных отношений, высокой культурой труда и отдыха, сформировавшимися и укоренившимися представлениями об общечеловеческих ценностях, сложившейся эффективной правовой системой проблемы подростковой среды выглядят далеко не так экстремально, как, например, у нас. Дело в том, что экономический кризис в нашей стране имеет свою специфику. Общество разобщено, доверие к федеральным и местным властным структурам на протяжении девяностых годов оставалось невысоким. Это порождает крайне неблагоприятный, депрессивный фон в умонастроениях обывателей (А.А. Баранов 2003,А.И. Захаров 2000).

. Подростки весьма чувствительны  к подобным обстоятельствам, они  обостренно воспринимают несправедливость  окружающего мира, особенно когда  это касается близких людей. У подростков вызывают ожесточение ситуации, при которых их родители несправедливо обмануты государственными структурами, частными фирмами, всевозможными проходимцами и прохвостами. Они делают свои выводы из окружающих их многочисленных примеров коррупции, взяточничества, протекционизма. Дети тяжело переживают несправедливые удары судьбы, но одновременно они сравнивают родителей с теми, кто сумел стать "хозяевами жизни", пускай даже неправедными способами, и испытывают чувство разочарования. Ребенку не всегда легко простить родителям свое не очень счастливое детство, особенно когда вокруг много иных примеров. Это снижает уровень взаимопонимания между поколениями, ведет к тому, что подростки ищут кумиров в среде, противоположной по своим устоям родительской (А.И. Захаров 2000).

В отношениях с подростками взрослые совершают чаще всего две наиболее типичные ошибки. Первая заключается в недооценке подростка как активного субъекта социальных и общественных отношений. Это в большинстве случаев проявляется тем, что взрослые продолжают применять к подросткам жесткие директивные методы воздействия, унижающие их как личность. Результатом является потеря доверительных отношений и "уход" подростка в свои переживания ("тихий" бунт) или активное неповиновение (''громкий" бунт). Второй вариант ошибочного поведения заключается в переоценке подростка в качестве самостоятельного субъекта социальных и общественных отношений. В этом случае взрослые предоставляют подростку практически полную свободу действий. Такая позиция может ожесточить подростка. Дело в том, что как бы он не декларировал стремление к самостоятельности, в глубине души прекрасно понимает, что он, пускай и большой, но ребенок. Ему ясно, что взрослые должны в любом случае нести за него ответственность. Это их обязанность. И полученную бесконтрольную самостоятельность подросток в глубине души рассматривает, как нежелание взрослых выполнять по отношению к нему свой прямой долг. Это рождает обиду и озлобление, что сказывается на личностных свойствах формирующегося человека (Д.Д. Панков, 2003).

Обеспечение приемлемого для общества формирования умонастроений в подростковой среде является очень важной задачей. Прежде всего, подростки нуждаются  в адресованной непосредственно  им информации, подготовленной людьми, профессионально разбирающимися в  характерных для их среды проблемах, существующих в ней тенденциях и  противоречиях. К сожалению, сегодня  серьезных источников такой информации недостаточно. Молодежные передачи радио  и телевидения в большинстве  своем являются развлекательными, носят  характер обмена мнениями по животрепещущим вопросам на чисто бытовом уровне или представляют собой конкурсы интеллектуалов. К ним следует добавить бесчисленное количество боевиков и сериалов, где любовь соединена с насилием, порнографией, интригами, убийствами и другими пороками. При этом следует помнить, что взрослые и дети все это воспринимают по-разному. Взрослые лучше видят разницу между развлекательной, театрально-фантастической стороной кинематографа и реальной жизнью. Дети и подростки этого могут не понимать и приходят к выводу, что секс и любовь — одно и то же. Это заметно по тому, насколько более раскованным стало поведение девочек-подростков, как легко они решаются на половые связи. К этому следует добавить, что наши дети стали значительно меньше читать классическую литературу, где описывается более сложная и высокая гамма чувств. Кино, телевидение, видеотеки стали основным источником их впечатлений и информации (А.А. Баранов 2003, А.Ю. Фатькова 2003). Следовательно, необходимо вырабатывать информационную политику, учитывающую потребности и особенности восприятия информации различными слоями общества, включая детей и подростков.

Информация о работе Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей