Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание

Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17
1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36
2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37
2.2. Методы исследования………………………………………………........37
2.3. Организация исследования………………………………………............40
Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42
3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42
3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52
Выводы………………………………………………………………………….......66
Практические рекомендации…………………………………………………........69
Список литературы………...………………

Работа состоит из  1 файл

диссертация.docx

— 189.87 Кб (Скачать документ)

Именно эти аспекты следует  усиливать в образовательном  процессе, как в учебных занятиях, так и во внеурочное время, во внеклассной и внешкольной деятельности (М.Б. Лебедева, О.Н.Шилова, 2009).

 

1.3.Проблемы  социального сиротства на современном  этапе

 

В любом  государстве, в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые  по каким-то причинам остались без попечения  родителей. В этом случае заботу о  таких детях берет на себя общество и государство.

В настоящее  время в обыденной речи и в  теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Попробуем разграничить эти понятия.

Дети-сироты – это дети, не достигшие возраста совершеннолетия, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный  сирота – это ребенок, который  имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся  о нем (М.А Галагузова, 2000). Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях (Ю.В Василькова, Т.А Василькова, 1999).

Социальное  сиротство – это социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без  попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания  родителей недееспособными, безвестно  отсутствующими и т.д.

Согласно  Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей», к детям-сиротам относятся  «лица в возрасте до 18 лет, у которых  умерли оба или единственный родитель»; а к детям, оставшимся без попечения  родителей, - «лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке» (Вестник образования № 8, 1999).

Дети  предпочитают жить в уличной среде, занимаясь бродяжничеством, попрошайничеством, различного рода правонарушениями, увеличивая рост преступности среди несовершеннолетних. Эти явления нельзя объяснить только снижением жизненного уровня большинства семей, ростом алкоголизма, наркомании или увеличением «подросткового материнства».

Сегодня социальное сиротство приобретает  новые черты, обусловленные комплексным  воздействием различных негативных факторов (А.А. Баранов, 2003, Н.В. Бравинова, 2002):

  • экономических (низкий уровень жизни);
  • медицинских (инвалидность, заболевания, различные формы зависимостей);
  • социальных (военные конфликты, миграция, социально-экономическая нестабильность);
  • экологических (неблагоприятная, а иногда и опасная для жизни среда обитания);
  • семейных (педагогическая и социальная несостоятельность родителей);
  • личностных (отклонения в личностном и социальном развитии, патологические черты личности).

Дети, оставшиеся без попечения родителей, образуют две большие группы: это дети, уже имеющие статус сирот и  группы риска по социальному сиротству. В эту группу риска попадают дети, которые в силу различных обстоятельств  жизни более других подвергаются негативным воздействиям со стороны  общества, что приводит к развитию у них дезадаптационного синдрома.

Среди факторов, приводящих к социальному сиротству, выделяют следующие группы (В.В. Долгушин, 2008):

  • медико-социальные (инвалидность, либо хронические заболевания детей, родителей или других членов семьи; вредные условия работы родителей и особенно матери; пренебрежение санитарно-гигиеническими правилами);
  • социально-демографические (неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними родителями, с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
  • социально-психологические (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями; педагогической несостоятельностью родителей или низким образовательным уровнем);
  • социально-патологические (проявление жестокости и садизма; наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной среды; алкоголизм и наркомания).

По состоянию на 1 января 2011 года, по данным сайта Город СМОЛЕНСК. info: http://gorodsmolensk.info от 19 апреля 2011 г. , в Смоленской области количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 4 735 человек (на 5,1% меньше, чем на 1 января 2010), в том числе воспитываются в областных государственных образовательных учреждениях – 1 153, переданы на воспитание в семью – 2 990 человек, обучаются в учреждениях профессионального образования – 592.

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (4 735), от общего количества детского населения в возрасте от 0 до 18 лет (178 991) составляет 2,6%.

Общее количество воспитанников в интернатных учреждениях области, по сравнению с предыдущим годом, осталось на прежнем уровне (2008 год – 2692, 2009 год – 2660, 2010 год – 2644).

В 2010 году в семьи было передано 611 детей, в том числе на безвозмездную опеку 382 ребенка, в приемную семью 123 ребенка, на усыновление 106 детей (69 – российским гражданам). В 2009 году в семьи было передано 619 детей, в том числе, на безвозмездную опеку 375 детей, в приемную семью – 152, на усыновление 92 (50 – российским гражданам).

В результате проводимой работы с родителями, лишенными родительских прав количество родителей, восстанавливаемых в родительских правах и количество детей, возвращаемых в кровные семьи, увеличивается: 2008 год – 46 детей, 2009 год – 71 ребенок, 2010 год – 73 ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1.Задачи исследования:

 

1) Изучить  основные проблемы социальной  адаптации детей и подростков из неблагополучны семей.

 2) Выявить трудности возникающие в процессе социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3) Определить  влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

2.2. Методы  исследования:

 

1. Теоретический  анализ и обобщение литературных  источников

2.  Анкетирование

3. Педагогическое  наблюдение

4. Педагогический эксперимент

5. Методы математической статистики

 

2.2.1. Теоретический анализ доступной научно-методической литературы позволил изучить проблему социального сиротства в России и особенности воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками, оставшимися без попечения родителей.

2.2.2. Анкетирование. Анкета опроса состояла из вводной части, включающей инструкцию к заполнению, основной, содержащей  вопросов, и демографической, определяющей паспортную характеристику респондента.

Цель  опроса заключалась в определении  отношения детей к занятиям по физической культуре и представление  об основных целях физкультурной  деятельности физической культуре и  спорту, а также выявить предпочтения детей в сфере спорта, чтобы конкретизировать методику повышения уровня социализации

Надежность данных обеспечивалась адекватностью постановки вопросов характеру планируемой информации, анонимным опросом респондентов, репрезентативностью выборки.

2.2.3. Педагогическое наблюдение – этот метод исследования заключается в непосредственном восприятии и визуальном фиксировании изучаемых явлений. В нашей работе педагогическое наблюдения проводилось в период с июня по август 2010 г для выявления поведенческих особенностей детей, манеры общения их между собой, выявления лидерства в группе, а так же эффективность применяемой методики.

2.2.4. Педагогический эксперимент предполагает использование средств физической культуры, которые в свою очередь, помогут положительно сказаться на социальной адаптации детей из социально неблагополучных семей.

В качестве контрольного испытания, позволяющего выявить уровень социализации респондентов до и после проведения исследования, была выбрана методика Рожкова.

Целью этой методики в выявлении уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Учащимся  предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей  шкале:

  • 4 – всегда;
  • 3 – почти всегда;
  • 2 – иногда;
  • 1 – очень редко;
  • 0 – никогда.
  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  1. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  2. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  3. Я умею прощать людей.
  4. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  5. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  6. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  7. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  8. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  9. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  10. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  11. Мне нравится помогать другим.
  12. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  13. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  14. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  15. Переживаю неприятности других, как свои.
  16. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  17. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,
  18. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  19. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить  обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося  бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20


Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на  основе аналогичных операций с оценками за 2,6,10,14,18 суждения. Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения.  Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения. Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов учащимся.

Если  получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно констатировать высокую  степень (уровень) развития социальных качеств. Если коэффициент от двух до трех баллов – средний уровень.

Если коэффициент  меньше двух баллов – низкий уровень.

Суть  педагогического эксперимента состояла в применении средств физической культуры для повышения уровня социализации. По результатам проведенного анкетирования  нами были выбраны спортивные игры. Кроме того, спортивные игры это  командные виды спорта, поэтому их применение окажет положительное влияние  на увеличение уровня социальной адаптации  детей-сирот.

2.2.4. Математическая  обработка результатов выполнена  с использованием стандартного  статистического пакета на персональном  компьютере Pentium 4.

 

2.3. Организация исследования

 

Исследование  проводилось в четыре этапа в  течение 2009-2011г.г..

На первом этапе ( сентябрь – декабрь 2009 г) определена, цель, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. анализ и обобщение данных научно-методической литературы, материалов конференций и сессий, других научных трудов с целью определения основных аспектов исследования. В процессе проведения исследования по избранной теме анализировалась и обобщалась литература по проблемам сиротства, нравственного воспитания, психологическим особенностям, социальной адаптации исследуемого контингента. Изучалось состояние физкультурно-оздоровительной работы в Кардымовской школе - интернате. С этой целью мы ознакомились с уставными документами школы-интерната, программами по физкультуре, научно-методической литературой, проводили консультации с администрацией и педагогическим коллективом.

Информация о работе Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей из социально-неблагополучных семей