Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:04, дипломная работа
Актуальность. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа неблагополучных семей и граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В.М. Бревнова, 2001).
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………6
1.1. Понятие «социальной адаптации» в психолого – педагогических исследованиях…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности социализации детей и подростков из неблагополучных семей……………………………………………………………………….......17
1.3.Проблема социального сиротства на современном этапе …..................33
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...36
2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….37
2.2. Методы исследования………………………………………………........37
2.3. Организация исследования………………………………………............40
Глава 3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ……………………...……….42
3.1. Создание развивающей среды личностного роста детей, нуждающихся в социальном сопровождении…………………………………………….........42
3.2. Влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей и подростков из неблагополучных семей…………………………….52
Выводы………………………………………………………………………….......66
Практические рекомендации…………………………………………………........69
Список литературы………...………………
Именно эти аспекты следует усиливать в образовательном процессе, как в учебных занятиях, так и во внеурочное время, во внеклассной и внешкольной деятельности (М.Б. Лебедева, О.Н.Шилова, 2009).
1.3.Проблемы
социального сиротства на
В любом государстве, в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по каким-то причинам остались без попечения родителей. В этом случае заботу о таких детях берет на себя общество и государство.
В настоящее
время в обыденной речи и в
теоретических исследованиях
Дети-сироты – это дети, не достигшие возраста совершеннолетия, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем (М.А Галагузова, 2000). Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях (Ю.В Василькова, Т.А Василькова, 1999).
Социальное
сиротство – это социальное явление,
которое обуславливается
Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся «лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель»; а к детям, оставшимся без попечения родителей, - «лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке» (Вестник образования № 8, 1999).
Дети предпочитают жить в уличной среде, занимаясь бродяжничеством, попрошайничеством, различного рода правонарушениями, увеличивая рост преступности среди несовершеннолетних. Эти явления нельзя объяснить только снижением жизненного уровня большинства семей, ростом алкоголизма, наркомании или увеличением «подросткового материнства».
Сегодня социальное сиротство приобретает новые черты, обусловленные комплексным воздействием различных негативных факторов (А.А. Баранов, 2003, Н.В. Бравинова, 2002):
Дети, оставшиеся без попечения родителей, образуют две большие группы: это дети, уже имеющие статус сирот и группы риска по социальному сиротству. В эту группу риска попадают дети, которые в силу различных обстоятельств жизни более других подвергаются негативным воздействиям со стороны общества, что приводит к развитию у них дезадаптационного синдрома.
Среди факторов, приводящих к социальному сиротству, выделяют следующие группы (В.В. Долгушин, 2008):
По состоянию на 1 января 2011 года, по данным сайта Город СМОЛЕНСК. info: http://gorodsmolensk.info от 19 апреля 2011 г. , в Смоленской области количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 4 735 человек (на 5,1% меньше, чем на 1 января 2010), в том числе воспитываются в областных государственных образовательных учреждениях – 1 153, переданы на воспитание в семью – 2 990 человек, обучаются в учреждениях профессионального образования – 592.
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (4 735), от общего количества детского населения в возрасте от 0 до 18 лет (178 991) составляет 2,6%.
Общее количество воспитанников в интернатных учреждениях области, по сравнению с предыдущим годом, осталось на прежнем уровне (2008 год – 2692, 2009 год – 2660, 2010 год – 2644).
В 2010 году в семьи было передано 611 детей, в том числе на безвозмездную опеку 382 ребенка, в приемную семью 123 ребенка, на усыновление 106 детей (69 – российским гражданам). В 2009 году в семьи было передано 619 детей, в том числе, на безвозмездную опеку 375 детей, в приемную семью – 152, на усыновление 92 (50 – российским гражданам).
В результате проводимой работы с родителями, лишенными родительских прав количество родителей, восстанавливаемых в родительских правах и количество детей, возвращаемых в кровные семьи, увеличивается: 2008 год – 46 детей, 2009 год – 71 ребенок, 2010 год – 73 ребенка.
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Задачи исследования:
1) Изучить основные проблемы социальной адаптации детей и подростков из неблагополучны семей.
2) Выявить трудности возникающие в процессе социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3) Определить влияние средств физической культуры на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2. Методы исследования:
1. Теоретический
анализ и обобщение
2. Анкетирование
3. Педагогическое наблюдение
4. Педагогический эксперимент
5. Методы математической статистики
2.2.1. Теоретический анализ доступной научно-методической литературы позволил изучить проблему социального сиротства в России и особенности воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками, оставшимися без попечения родителей.
2.2.2. Анкетирование. Анкета опроса состояла из вводной части, включающей инструкцию к заполнению, основной, содержащей вопросов, и демографической, определяющей паспортную характеристику респондента.
Цель опроса заключалась в определении отношения детей к занятиям по физической культуре и представление об основных целях физкультурной деятельности физической культуре и спорту, а также выявить предпочтения детей в сфере спорта, чтобы конкретизировать методику повышения уровня социализации
Надежность данных обеспечивалась
адекватностью постановки вопросов
характеру планируемой
2.2.3. Педагогическое наблюдение – этот метод исследования заключается в непосредственном восприятии и визуальном фиксировании изучаемых явлений. В нашей работе педагогическое наблюдения проводилось в период с июня по август 2010 г для выявления поведенческих особенностей детей, манеры общения их между собой, выявления лидерства в группе, а так же эффективность применяемой методики.
2.2.4. Педагогический эксперимент предполагает использование средств физической культуры, которые в свою очередь, помогут положительно сказаться на социальной адаптации детей из социально неблагополучных семей.
В качестве контрольного испытания, позволяющего выявить уровень социализации респондентов до и после проведения исследования, была выбрана методика Рожкова.
Целью этой методики в выявлении уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 |
5 |
9 |
13 |
17 |
2 |
6 |
10 |
14 |
18 |
3 |
7 |
11 |
15 |
19 |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками за 2,6,10,14,18 суждения. Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения. Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения. Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов учащимся.
Если получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно констатировать высокую степень (уровень) развития социальных качеств. Если коэффициент от двух до трех баллов – средний уровень.
Если коэффициент меньше двух баллов – низкий уровень.
Суть педагогического эксперимента состояла в применении средств физической культуры для повышения уровня социализации. По результатам проведенного анкетирования нами были выбраны спортивные игры. Кроме того, спортивные игры это командные виды спорта, поэтому их применение окажет положительное влияние на увеличение уровня социальной адаптации детей-сирот.
2.2.4. Математическая
обработка результатов
2.3. Организация исследования
Исследование проводилось в четыре этапа в течение 2009-2011г.г..
На первом этапе ( сентябрь – декабрь 2009 г) определена, цель, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. анализ и обобщение данных научно-методической литературы, материалов конференций и сессий, других научных трудов с целью определения основных аспектов исследования. В процессе проведения исследования по избранной теме анализировалась и обобщалась литература по проблемам сиротства, нравственного воспитания, психологическим особенностям, социальной адаптации исследуемого контингента. Изучалось состояние физкультурно-оздоровительной работы в Кардымовской школе - интернате. С этой целью мы ознакомились с уставными документами школы-интерната, программами по физкультуре, научно-методической литературой, проводили консультации с администрацией и педагогическим коллективом.