Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:17, лекция
В настоящее время основным правовым документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, утвержденный Президентом РФ 26 октября 2002 г. Согласно этому Закону «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 27) при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица предусмотрел следующие процедуры:
• наблюдение;
• финансовое оздоровление;
• внешнее управление;
• конкурсное производство;
• мировое соглашение
Характеристика и основные этапы антикризисного стратегического планирования.
Процедуры банкротства организации. Признаки банкротства организации.
Теория и практика антикризисного управления
В настоящее время основным правовым документом, рег¬ламентирующим процедуру банкротства, является Федераль¬ный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, утвержденный Президентом РФ 26 октября 2002 г. Согласно этому Закону «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объе¬ме удовлетворить требования кредиторов по денежным обяза¬тельствам и (или) исполнить обязанность по уплате обяза¬тельных платежей». Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 27) при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица предусмотрел следующие процедуры:
• наблюдение;
• финансовое оздоровление;
• внешнее управление;
• конкурсное производство;
• мировое соглашение.
При рассмотрении
дела о банкротстве должника-
• конкурсное производство;
• мировое соглашение;
• иные,
предусмотренные настоящим
Наблюдение
— процедура банкротства, применяемая
к должнику с момента принятия
арбитражным судом заявления
должника к производству в целях
обеспечения сохранности
Определение арбитражного суда направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заклю¬чен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы. С момента введения наблюдения органы управления-должника не вправе принимать решения:
• о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
• создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
• создании филиалов и представительств;
• выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями;
• размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
• выходе из состава учредителей должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
• об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компани¬ях, финансово-промышленных группах и иных объедине¬ниях юридических лиц;
• о заключении договоров простого товарищества.
Руководство должника вправе увеличивать свой уставный капитал путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкла¬дов своих учредителей и третьих лиц в порядке, установлен¬ном Федеральным законом и учредительными документами должника.
В то же время органы управления должника могут совер¬шать (только с согласия временного управляющего) сделки или несколько взаимосвязанных сделок по приобретению, отчуждению прямо либо косвенно имущества должника, ба¬лансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, сделок, связанных с получени¬ем и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а так¬же с учреждением доверительного управления имуществом должника.
Наблюдение должно быть завершено в случае определения арбитражным судом о введении финансового оздоровления или внешнего управления либо признании должника банкро¬том и об открытии конкурсного производства или утвержде¬нии мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве.
Арбитражным
судом для установленных
• принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
• проводить
анализ финансового состояния
• выявлять кредиторов должника;
• вести реестр требований кредиторов;
• уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
• созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Временный управляющий наделен солидными правами:
• принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возра¬жений должника относительно требований кредиторов;
• обращаться
в арбитражный суд с
• обращаться
в арбитражный суд с
• получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.
В ходе наблюдения руководство должника или третьи лица в установленном Законом порядке вправе обратиться к пер¬вому собранию кредиторов, а в определенных случаях — к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. 75 Федерального закона.
Одновременно с вынесением определения о введении фи¬нансового оздоровления арбитражный суд утверждает админист¬ративного управляющего, срок финансового оздоровления, гра¬фик погашения задолженности, а также сообщает сведения о лицах, предоставивших обеспечение исполнения обязательств, размерах и способах такого обеспечения. Финансовое оздоров¬ление вводится на срок не более двух лет. Определение арбит¬ражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению.
Административный управляющий по рекомендации саморегу¬лируемой организации утверждается арбитражным судом и дей¬ствует с даты его утверждения до прекращения финансового оз¬доровления или освобождения арбитражным судом.
Административный управляющий в ходе финансового оздо¬ровления призван осуществлять следующие обязанности:
• вести реестр требований кредиторов;
• созывать собрания кредиторов в случаях, установленных Федеральным законом;
• рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансо¬вого оздоровления и графика погашения задолженности;
• предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов ин¬формацию о ходе выполнения плана финансового оздо¬ровления и графика погашения задолженности;
• осуществлять контроль над ходом выполнения плана фи¬нансового оздоровления и графика погашения задолжен¬ности• осуществлять контроль над своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов.
Кроме многочисленных обязанностей административный управляющий имеет и права:
• требовать от руководителя должника информацию о теку¬щей деятельности должника;
• принимать участие в инвентаризации в случае ее проведе¬ния должником;
• согласовывать сделки и решения должника в случаях, пре¬дусмотренных настоящим Законом;
• обращаться
в арбитражный суд с
• обращаться
в арбитражный суд с
• предъявлять в арбитражный суд от своего имени требова¬ния о признании недействительными сделок и решений.
Административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения внешнего или конкурсного управляющего.
Арбитражный суд по итогам рассмотрения результатов про¬ведения финансового оздоровления вправе вынести определение о введении внешнего управления в случае установления реаль¬ной возможности восстановления платежеспособности должни¬ка и подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредито¬ров о переходе к внешнему управлению.
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет. Если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более восемнадцати месяцев, то арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.
Внешнее управление вводится на срок не более восемнадца¬ти месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмот¬ренном Законом, не более чем на шесть месяцев.
С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника; управление делами должни¬ка возлагается на внешнего управляющего. Внешний управ¬ляющий вправе уволить руководителя должника или предло¬жить ему перейти на другую работу в соответствии с трудо-вым законодательством. Прекращаются полномочия органон управления должника и собственника имущества должника; полномочия руководителя должника и иных органов управле¬ния должника переходят к внешнему управляющему. Отме¬няются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Вводится мораторий на удовлетворение требова¬ний кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обя¬зательных платежей и др.
Для реализации задач, связанных с осуществлением проце¬дуры внешнего управления, арбитражный суд по рекомендации саморегулирующей организации утверждает внешнего управ-ляющего.
Федеральный закон наделил внешнего управляющего широ¬кими правами: распоряжаться имуществом должника в соответ¬ствии с планом внешнего управления; заключать от имени должника мировое соглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника; предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с наруше¬нием настоящего Федерального закона.
Внешний управляющий имеет целый набор обязанностей:
• принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
• разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;
• вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
• принимать меры по взысканию задолженности перед долж¬ником;
• вести реестр требований кредиторов;
• реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления;
• представить собранию кредиторов отчет об итогах реализа¬ции плана внешнего управления и иные обязанности, пре¬дусмотренные Законом.
Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рас¬смотрению арбитражным судом. Отчет подлежит утверждению арбитражным судом в случае, если: все требования кредиторов, Включенные в реестр, удовлетворены; собранием кредиторов принято решение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника; между креди¬торами и должником заключено мировое соглашение; собрани¬ем кредиторов принято решение о продлении срока внешнего управления.
При наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внеш¬него управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Конкурсное производство вводится сроком на один год, но этот срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующе¬го в этом деле, но не более чем на шесть месяцев.
С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного произ¬водства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим. Сведения о финансовом со¬стоянии должника прекращают относиться к сведениям, состав¬ляющим коммерческую тайну. Прекращается исполнение по исполнительным документам. Все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением прав собст¬венности, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Снимаются ранее наложенные ограничения на имущество должника и иные ограничения распоряжения иму¬ществом должника.
Информация о работе Теория и практика антикризисного управления