Теория и практика антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:17, лекция

Описание

В настоящее время основным правовым документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, утвержденный Президентом РФ 26 октября 2002 г. Согласно этому Закону «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 27) при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица предусмотрел следующие процедуры:
• наблюдение;
• финансовое оздоровление;
• внешнее управление;
• конкурсное производство;
• мировое соглашение

Содержание

Характеристика и основные этапы антикризисного стратегического планирования.
Процедуры банкротства организации. Признаки банкротства организации.

Работа состоит из  1 файл

Теория и практика антикризисного управления.docx

— 210.16 Кб (Скачать документ)

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника и иных органов управления должника и собственников имущества должника — унитарного предприятия.

Для осуществления  процедуры конкурсного производства и» рекомендации само регулируемой организации  арбитражный ели утверждает конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий с даты своего утверждения до даты прекращения производства по делу о банкротстве или заключения мирового соглашения осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

К наиболее важным обязанностям конкурсного управляющего относятся:

• принятие в ведение имущества должника, проведение его инвентаризации;

• привлечение  независимого оценщика для оценки имущества  должника;

• уведомление  работников должника о предстоящем  увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсною производства;

• принятие мер по обеспечению сохранности  имущества должника;

• проведение анализа финансового состояния  должника;

• заявление  в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику

• ведение  реестра требований кредиторов;

• принятие мер, направленных на поиск, выявление  и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

К правам конкурсного управляющего относятся  следующие:

• право  распоряжаться имуществом должника в соответствии с Федеральным  законом;

• увольнение работников должника, в том числе  руководите ля должника;

• заявление  отказа от исполнения договоров и  иных сделок и порядке, установленном  Федеральным законом;

• передача на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с федеральными законами;

• предъявление исков о признании недействительными сде¬лок, совершенных должником в нарушение закона;

• осуществление  иных прав, связанных с исполнением  воз¬ложенных на него обязанностей.

Конкурсный  управляющий  представляет  собранию  (ко¬митету) кредиторов отчет о своей деятельности, информа¬цию о финансовом состоянии должника и его имущества на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период  или сроки предоставления отчета.

На основании  ходатайства собрания кредиторов о  прекра¬щении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Указанное определение может быть вынесено только в случае наличия у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной и деятельности.

После утверждения  арбитражным судом отчета конкурсного  управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный  суд выносит определение о  завершении конкурсного производства и прекращении производства по делу банкротстве.

Важной  процедурой банкротства является мировое  соглашение. Мировое соглашение может  быть заключено на побои стадии рассмотрения арбитражным судом дела о бан¬кротстве должника. Оно может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника.

Мировое соглашение заключается между должником, с од¬ной стороны, и конкурсными кредиторами и уполномоченными органами — с другой. Решение собрания кредиторов о заключе¬нии мирового соглашения принимается большинством голосов

Мировое соглашение утверждается арбитражным  судом. При этом арбитражный суд  выносит определение об утвержде¬нии мирового соглашения, в котором указывается на прекра¬щение производства по делу о банкротстве. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

Мировое соглашение не подлежит согласованию с времен¬ным управляющим при процедуре наблюдения и администра¬тивным управляющим — при процедуре финансового оздоров¬ления. При процедуре внешнего управления решение о заклю¬чении мирового соглашения принимается внешним управляю¬щим. При процедуре конкурсного производства решение о за¬ключении мирового соглашения со стороны должника прини¬мается конкурсным управляющим.

Мировое соглашение заключается в письменной форме. Со стороны должника оно подписывается  лицом, принявшим в со¬ответствии с ФЗ решение о заключении ми¬рового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и упол¬номоченных органов мирное соглашение подписывается пред¬ставителем собрания кредиторов, уполномоченным на соверше¬ние данного действия лицом.

Мировое соглашение должно содержать положения  о поряд¬ке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме, а также пол ожени об изменении сроков и порядка уп¬латы обязательных платежи, включенных в реестр требований кредиторов. Мировое соглашение может быть утверждено ар¬битражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Из ст.3 п.2 Федерального закона о банкротстве:

"Юридическое  лицо считается неспособным удовлетворить  требования кредиторов по денежным  обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных  платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены".

Основным  признаком банкротства считается  обстоятельство, когда задолженность  организации (юридического лица) перед  юридическим лицом превышает 100 000 рублей. Причем данное обязательство  должно быть подтверждено решением суда, вступившим в силу.

Для определения  наличия признаков банкротства  должника учитываются:

размер  задолженности за переданные товары;

выполненные работы;

оказанные услуги;

суммы займа  с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

размер  задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

размер  задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед  гражданами, перед которыми должник  несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью);

обязательств  по выплате выходных пособий и  оплате труда лиц, работающих по трудовому  договору;

обязательств  по выплате вознаграждения по авторским  договорам;

обязательств  перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

 

  1. Характеристики инвестиционной политики при антикризисном управлении.

Инвестиционная  политика-составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.

 Анализ  опыта российских реформ свидетельствует,  что успешно работающие

предприятия проводили активную инвестиционную политику. При этом значительные

средства  направлялись на структурную перестройку  производства, основанную на

внедрении современного менеджмента, прогрессивных технологиях. Для

эффективной инвестиционной деятельности необходимо: выявить и мотивировать

источники финансирования; обосновать и реализовать  эффективную инвестиционную

стратегию; сформировать портфель инвестиционных проектов, позволяющих

реализовать намеченные приоритеты развития.

Выбор инвестиционной стратегии базируется на взвешенной оценке преимуществ и

недостатков каждой из них, во-первых, и экономической  ситуации, во-вторых.

Для предприятий, находящихся в сложном финансовом положении, предпочтительнее

использование традиционной и оппортунистической стратегии (вложения

преимущественно направляются на повышение качества, снижение себестоимости

продукции), что дает возможность дольше удерживать свои позиции на рынке.

Реализуя  одну из этих стратегий, предприятие  должно стремиться к загрузке

производственного аппарата путем освоения пользующейся спросом продукции.

Для относительно благополучных предприятий более  приемлема имитационная

стратегия (внедрение передовых технологий, заимствуемых у других

предприятий), позволяющая занять передовые позиции на рынке.

Предприятия, располагающие значительными средствами, чаще всего реализуют

оборонительную, а лучшие из них – наступательную инвестиционную стратегию,

что позволяет  удерживать и расширять рыночную нишу, занимать на рынке

лидирующие  позиции.

Эффективность инвестиционной деятельности не может  быть достаточно высокой,

если  она не опирается на широкое использование  инноваций – новых или

существенно усовершенствованных продуктов, услуг, технологических процессов.

При этом программы научно-исследовательских  работ должны оцениваться по

величине  вклада в увеличение объемов продаж, снижение себестоимости

продукции.

В условиях кризиса наиболее сложной является проблема изыскания средств,

источников  финансирования инвестиционных проектов. Решающая роль в рыночной

экономике принадлежит собственным и заемным  средствам.

Однако  роль государства остается значительной прежде всего в создании

инвестиционной  привлекательной экономической  среды: установление кредитной

ставки, при которой предприятия могли  бы без ущерба для собственных  интересов

привлекать  кредитные средства; льготное налогообложение  для предприятий,

инвестирующих часть прибыли в развитие, расширение производства; установление

ответственности предприятий за нецелевое использование  амортизационных

отчислений.

В целях  реализации государственных приоритетов  бюджеты всех уровней должны

предусматривать создание и использование фондов развития, финансирования

федеральных, региональных, муниципальных целевых  программ.

Значительные  инвестиции могут быть привлечены за счет уменьшения оттока

капиталов за рубеж, легализации теневого оборота.

 

  1. Проблемы, связанные с «человеческим фактором», возникающие в антикризисном управлении на стадии выхода из кризиса. Роль профсоюзов в антикризисном управлении.

Человеческий  фактор - один из основных факторов, влияющих на стабильность  организации. Человеческая деятельность, вернее ее несоответствие нормам и правилам организации, может  привести организацию к кризису. Верно и обратное утверждение: кризис в организации может вызвать  и личностный кризис  у сотрудников. Рассматривая человека как члена  соответствующей организации, мы будем  рассматривать взаимосвязь организационного и личностного кризиса.  За основу возьмем этапы развития кризисной  ситуации.

Для выхода из кризисной ситуации характерно возникновение, как минимум, двух проблем:

• рассогласование между профессиональным инструментарием (знаниями, способами, навыками), которым владеет персонал организации, и инструментарием, требуемым для новой ситуации,

• неадекватность норм и правил внутриорганизационной жизни (собственно корпоративной или организационной культуры) новым условиям.

Работники организации не хотят работать в  новых условиях, а так же  недостаточно оснащены инструментально.

Нередко эта ситуация совершенно справедливо  рассматривается как кризисная  в узком смысле. Персонал организации  уверен, что все причины их сложного положения связаны с внешними факторами, на которые практически (по крайней мере, у них) нет возможности  влиять. Оценка персоналом собственных ресурсов  (кроме финансовых и материально-технических) чаще всего завышена. Как правило, в такой организации преобладает “технократическая ориентация”, отношение к ситуации как неблагоприятной, требующей борьбы с агрессивной средой за оставшиеся ресурсы. Такая организация внутренне отторгает любую ориентированность “на клиента”, любое изменение собственного поведения воспринимается как отступничество.

Информация о работе Теория и практика антикризисного управления