Аудит инвестиционной деятельности банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание

Целью аудита инвестиций является определение достоверности и правдивости бухгалтерской отчетности инвестиций, которые определяются законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Нормативное регулирование аудита и бухгалтерского учета инвестиционной деятельности
1.1 Сущность инвестиционной деятельности коммерческого банка
1.2 Теоретические основы инвестиционной деятельности банк
1.3 Формы и принципы инвестиционной деятельности коммерческих банков
1.4 Инвестиционная политика коммерческих банков
1.5 Нормативное регулирование аудита и бухгалтерского учета инвестиционной деятельности
1.6 Перспективы развития инвестиционной деятельности российских коммерческих банков.
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «Россельхозбанк»
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Россельхозбанк» и его роль в агропромышленном секторе экономики
2.2. Основные экономические показатели финансовой деятельности ОАО «Россельхозбанк»
2.3. Инвестирование ОАО «Россельхозбанк» в сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СКПК) в рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК»
ГЛАВА 3. организация предплановых мероприятий
3.1. Существенность в аудите. Расчет уровня существенности.
3.2. Система рисков аудита. Расчет уровней риска в аудите.
3.3. Выборка в аудите
3.4. Разработка плана и программы аудита инвестиционной деятельности банка
3.5. Аудит инвестиционных проектов
Глава 4. Аудит ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»
4.1. Аудит системы внутреннего контроля
4.2. Аудит по существу
4.3. Влияние установленных ошибок при ведении бухгалтерского учета ОАО «Россельхозбанк» на показатели финансовой отчетности
4.4. Предложения по совершенствованию инвестиционной деятельности
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.Аудит коммерческих банков.Инвестиции.doc

— 1.22 Мб (Скачать документ)

 

 

 

Экономические интересы банков, вытекающие из сущности этих институтов как коммерческих структур, состоят в обеспечении прибыльности своих операций при соблюдении их ликвидности и надежности. Банки работают в основном не с собственными, а с привлеченными и заемными ресурсами, поэтому они не могут рисковать средствами своих клиентов, вкладывая их в крупные инвестиционные проекты, если это не обеспечено соответствующими гарантиями.

В связи с этим при выработке инвестиционной политики коммерческие банки всегда должны исходить из реальных оценок риска, экономической эффективности, финансовой привлекательности инвестиционных проектов, оптимального сочетания кратко-, средне- и долгосрочных вложений. Вместе с тем существующая система инвестирования является не только внутренним делом самого банка. В соответствии с базисными принципами регулирования банковской деятельности неотъемлемой частью любой системы надзора является независимая проверка политики, оперативной деятельности банка и применяемых им процедур, связанных с выдачей кредитов и инвестированием капиталов, а также текущего управления кредитным и инвестиционными портфелями.

В целом, под инвестиционной политикой понимается система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики .

При формировании инвестиционной политики банк должен учитывать ряд объективных и субъективных факторов:

- макроэкономические: общее состояние экономики страны, денежно-кредитная политика Центрального банка, финансовая политика Правительства;

- отраслевые и региональные: состояние экономики в регионах и отраслях, обслуживаемых банком; состав клиентов, их потребность в кредите; наличие банков-конкурентов;

- внутрибанковские: величина собственных средств (капитала) банка, структура пассивов, способности и опыт персонала.

Для успешной разработки инвестиционной политики коммерческим банком его сотрудниками должен постоянно проводиться мониторинг макроэкономической ситуации в стране и прогнозирование основных показателей развития инвестиционного рынка. Это наиболее сложный этап работы, требующий привлечения обширной информации. Оценка показателей инвестиционного рынка включает три стадии:

- формирование перечня первичных наблюдаемых показателей, отражающих инвестиционный климат и состояние текущей конъюнктуры инвестиционного рынка;

- анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка;

- исследование предстоящих изменений факторов и условий, влияющих на развитие инвестиционного рынка, и разработка прогноза этого развития.

Раскроем более подробно содержание каждой из этих стадий.

Формирование перечня первичных наблюдаемых показателей осуществляется в процессе создания системы мониторинга инвестиционного рынка. Она может быть построена по следующим разделам:

- основные показатели, определяющие макроэкономическое развитие инвестиционного рынка в целом;

- основные показатели развития рынка капитальных вложений;

- основные показатели развития рынка объектов приватизации;

- основные показатели развития рынка недвижимости;

- основные показатели развития фондового рынка;

- основные показатели развития денежного рынка.

Каждый из перечисленных разделов мониторинга включает ряд первичных информативных показателей, которые позволяют в зависимости от целей анализа и планирования инвестиционной деятельности разрабатывать любую систему последующих аналитических показателей.

Информационной базой для осуществления мониторинга сформированных первичных показателей изучения инвестиционного рынка являются публикуемые статистические данные и материалы текущего наблюдения отдельных его сегментов. По полной системе наблюдаемых показателей мониторинг инвестиционного рынка предусматривает фиксирование отдельных показателей один раз в квартал (в связи с квартальными сроками представления и публикации статистической отчетности). По важнейшим показателям мониторинг осуществляется ежемесячно (по результатам текущего наблюдения и обобщаемой месячной статистической отчетности).

Анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка базируется на системе аналитических показателей, характеризующих этот рынок в целом и отдельные сегменты, входящие в его состав. Перечень таких аналитических показателей банк определяет с учетом целей и направлений своей инвестиционной деятельности. На основе первичных показателей, включенных в мониторинг инвестиционного рынка, строятся показатели динамики, индексы, коэффициенты соотношения и эластичности (возможное число аналитических показателей изучения рынка на порядок выше, чем информативных).

При анализе конъюнктуры инвестиционного рынка и отдельных его сегментов важно выявить общую ее динамику, а также связь с фазами экономического развития страны в целом, поскольку наиболее существенные изменения конъюнктуры происходят при смене отдельных фаз циклического развития экономики. Экономика с той или иной периодичностью проходит четыре фазы, в совокупности составляющие один экономический цикл: кризис, депрессия, оживление и подъем.

Исследование предстоящих изменений факторов и условий, влияющих на развитие инвестиционного рынка, и разработка прогноза этого развития завершают процесс макроэкономического изучения рынка. Информационной базой для такого изучения являются различные государственные программы развития отдельных сфер экономики. Особую роль в прогнозных исследованиях, связанных с развитием инвестиционного рынка России, играет рассмотрение следующих условий и факторов в предстоящем периоде:

- намечаемая динамика валового внутреннего продукта, национального дохода и объема производства промышленной продукции;

- изменение доли национального дохода, расходуемого на накопление;

- развитие приватизационных процессов;

- изменение налогового регулирования инвестиционной и других видов предпринимательской деятельности;

- изменение учетной ставки Центрального банка и условий получения краткосрочных и долгосрочных кредитов;

- развитие фондового рынка.

Макроэкономическое исследование развития инвестиционного рынка служит основой для дальнейшей оценки и прогнозирования инвестиционной привлекательности отраслей экономики и отдельных регионов, что является необходимым фактором для определения инвестиционной политики банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5         Нормативное регулирование аудита и бухгалтерского учета инвестиционной деятельности

 

Совокупность нормативных документов, регулирующих инвестиционную  деятельность образует систему, состоящую из четырех уровней:

 

 

      

Рассмотрим подробнее каждый из уровней нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Законодательный уровень представлен законами и иными законодательными актами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно аудиторскую деятельность и бухгалтерский учет. К документам этого уровня относят: Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1 и 2) , Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) , Федеральный закон от 30.12.2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» , Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ (в ред. от 12.06.2006) «О Центральном банке Российской Федерации» .

Второй уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности составляют правила (стандарты) аудиторской деятельности, а также положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Они призваны конкретизировать соответствующие Федеральные Законы.

Так как компетенция по организации наличного денежного обращения на территории РФ, а также функции по определению порядка ведения кассовых операций возложена на Банк России, то большинство нормативных документов издано именно им. К ним относят:

1) «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 года №14-П (утверждено Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 года, протокол №47) - с изменениями от 22 января 1999 г., 31 октября 2002 г.;

 

2) Приказ Минфина РФ «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому  учету  «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 №43н от 06.07.1999г.(в ред. от 18.09.2006)

 

3) Инструкция ЦБ РФ «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 02.04.2010 № 135 – И .

 

Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета. Этот уровень с точки зрения бухгалтерского учета представлен документами, в которых возможные бухгалтерские приемы приведены с примерами конкретного механизма их применения в определенных видах деятельности. К данным документам относятся  инструкции, рекомендации, методические указания по ведению бухгалтерского учета.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской дея­тельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Четвертый уровень в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимают рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационных аспектах.

Аудиторские услуги  по проверке инвестиционной деятельности компании включают в себя анализ операций с ценными бумагами, которые являются финансовыми вложениями в сторонний бизнес. В данном случае аудитору необходимо убедиться в наличии правильно оформленной документации, которая подтверждает право на владение ценными бумагами, а также оценить прибыль, которую они приносят для фирмы в виде дивидендов, процентов, прироста стоимости компании и т.д.

Как правило, обязательный аудит доходов от финансовых вложений включает как проверку дивидендов организации, получаемых от ее инвестиций в уставные капиталы других предприятий, так и иные доходы по ценным бумагам, проценты за предоставленные займы и т.д. Датой получения доходов в виде дивидендов считается дата поступления этих денежных средств на расчетные счета компании. Проценты по займам отображаются в бухгалтерских документах ежеквартально и учитываются либо на дату получения прибыли, либо на дату реализации ценной бумаги.

Немаловажное внимание уделяет аудиторская проверка  и сделкам купли-продажи ценных бумаг. Так, проводится анализ покупной стоимости приобретенных компанией акций, облигаций и других ценных бумаг. Если она оказывается ниже их номинальной стоимости, при начислении дохода от них должна учитываться эта разница. В бухгалтерских документах делают соответствующие записи на дебет сч.76 на сумму дохода по ценным бумагам, причитающегося к получению, и сч.58 в виде разницы между номинальной и покупной стоимостью облигаций или акций. Общая сумма, отнесенная на вышеуказанные счета, фиксируется в кредите сч.91 «Прочие доходы и расходы». Следует иметь в виду, что при выкупе ценных бумаг их оценка учета на сч.58 должна соответствовать номинальной стоимости, указанной на лицевой стороне бланка бумаги.

Составляя аудиторское заключение, проверяющий должен учитывать особенности операций с финансовыми вложениями в ценные бумаги других предприятий, котирующимися на бирже либо внебиржевом рынке, а также вложениями в облигации либо акции, которые участвуют в обороте на вторичном рынке. Результаты их котировки постоянно публикуются, и стоимость их при составлении бухгалтерского баланса за отчетный год должна указываться именно в рыночной оценке, если она оказывается ниже стоимости ценных бумаг по учетным ценам. Разница между стоимостью относится к убыткам предприятия.

Источником информации являются законодательные акты по инвестиционной деятельности, планированию и финансированию капитальных вложений и новой техники, разработке проектно-сметной документации, нормативно-плановая документация, а также первичные документы, учетные регистры и отчетность по инвестиционной деятельности, выполнению планов капитальных вложений и введению в действие объектов и производственных мощностей и другая фактографическая информация.

Особенность методических приемов аудита, обобщения и реализации его результатов состоит в применении таких органолептических приемов, как инвентаризация, контрольные замеры, технологический контроль, экспертизы разных видов, и других для исследования качества и объемов капитальных работ, соответствия их утвержденной проектно-сметной документации. Расчетно-аналитические методические приемы используются при определении качественных показателей выполнения планов капитальных вложений и внедрения новой техники, выявлении неиспользованных резервов. Документальные методические приемы контроля используются при аудите операций, отражающих выполнение строительно-монтажных работ, приобретение оборудования, модернизацию и реконструкцию действующих основных фондов. Камеральные проверки применяются при исследовании качества проектно-сметной документации в учреждениях банков — соответствия типовым проектам, научно-технического их уровня, сметных норм и расценок, объемов работ и др. В процессе аудита применяются методические приемы встречной проверки документов, находящихся в учреждениях банка, который финансирует капитальные вложения и новую технику, а также подрядчика, выполняющего капитальные работы.

Информация о работе Аудит инвестиционной деятельности банка