Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:45, курсовая работа
Целью аудита инвестиций является определение достоверности и правдивости бухгалтерской отчетности инвестиций, которые определяются законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Нормативное регулирование аудита и бухгалтерского учета инвестиционной деятельности
1.1 Сущность инвестиционной деятельности коммерческого банка
1.2 Теоретические основы инвестиционной деятельности банк
1.3 Формы и принципы инвестиционной деятельности коммерческих банков
1.4 Инвестиционная политика коммерческих банков
1.5 Нормативное регулирование аудита и бухгалтерского учета инвестиционной деятельности
1.6 Перспективы развития инвестиционной деятельности российских коммерческих банков.
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «Россельхозбанк»
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Россельхозбанк» и его роль в агропромышленном секторе экономики
2.2. Основные экономические показатели финансовой деятельности ОАО «Россельхозбанк»
2.3. Инвестирование ОАО «Россельхозбанк» в сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СКПК) в рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК»
ГЛАВА 3. организация предплановых мероприятий
3.1. Существенность в аудите. Расчет уровня существенности.
3.2. Система рисков аудита. Расчет уровней риска в аудите.
3.3. Выборка в аудите
3.4. Разработка плана и программы аудита инвестиционной деятельности банка
3.5. Аудит инвестиционных проектов
Глава 4. Аудит ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»
4.1. Аудит системы внутреннего контроля
4.2. Аудит по существу
4.3. Влияние установленных ошибок при ведении бухгалтерского учета ОАО «Россельхозбанк» на показатели финансовой отчетности
4.4. Предложения по совершенствованию инвестиционной деятельности
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Список литературы
Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) №3"Планирование аудита". Планирование состоит в разработке общего плана и программы аудиторской проверки.
Аудитору необходимо подготовить и составить план аудиторской проверки, описав в нем предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.
При планировании проверки должны соблюдаться принципы комплексности и оптимальности. Содержание плана аудита может уточняться в ходе проверки в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверок и конкретных методик, применяемых аудитором.
В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета и аудиторского заключения.
Планируя порядок проведения аудита, аудиторская организация должна руководствоваться как общими, так и частными принципами проведения аудита: комплексности, непрерывности, оптимальности.
Комплексность - это обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
Непрерывность - установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам.
Оптимальность - обеспечение вариантности для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом объекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложности и объем аналитических процедур варьируется в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
При составлении общего плана и программы аудита аудитор оперирует данными по оценке системы внутрихозяйственного контроля, установленном уровне существенности и аудиторского риска.
Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы аудита детально документируются, поскольку они являются основанием для планирования аудита и могут быть использованы в течение всего аудита.
Можно выделить основные направления контроля, которые должны быть охвачены в рамках проверки (табл. 6)- (Приложение 2). Изложенные подходы применимы к аудиту как инвестора, так и его партнера. Этапы и процедуры соответствуют требованиям нормативных актов в области аудиторской деятельности. Также эти этапы могут служить основой плана и программы оказания сопутствующих аудиту услуг, связанных с инвестициями (например, услуг по контролю операций, по их экономическому анализу, консультационных услуг по отражению таких операций в учете и т.п.).
Аналогичные этапы проверки и аудиторские процедуры могут использоваться внутренними аудиторами или иными внутрифирменными контролирующими службами для экономической оценки инвестиционной деятельности организации. Выявленные искажения в учете и отчетности должны быть устранены, чтобы итоговые данные не содержали существенных преднамеренных или непреднамеренных ошибок [8].
Аудиторские организации в рамках внутрифирменной стандартизации могут разработать типовой макет рабочего документа по оценке инвестиционных операций, включив в него наиболее универсальные из показателей статистических форм [8].
В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта [29, с.204-206]
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы [10].
В анализе также необходимо учитывать, что не все выгоды и потери могут быть немедленно финансово идентифицированы. Так, потеря доверия одного клиента в текущем периоде может стимулировать отток нескольких крупных инвесторов в последующих периодах. Поэтому финансовый и шире любой количественный анализ должен дополняться оценкой психологических, социальных и политических аспектов (что выходит за рамки собственно аудиторской работы). В целом же как внутренний, так и внешний аудит инвестиционной деятельности представляет собой надежный финансовый инструмент управления организацией и их взаимосвязанными системами. Он объединяет функции контроля и анализа, представляя менеджменту количественно обоснованные данные для текущего и перспективного принятия решений [8].
В российской аудиторской практике проверка прогнозной информации, экспертиза бизнес-планов и другие консультационные услуги по оценке инвестиционных проектов составляют достаточно большую долю в общем объеме оказываемых услуг [11].
Проверка прогнозной финансовой информации сопутствующая аудиту услуга, совместимая с проведением аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, при условии, что аудиторская организация не оказывала клиенту услугу по подготовке данной прогнозной финансовой информации. Аудиторская организация не несет ответственности за содержание прогнозной информации, а также за достижение прогнозируемых результатов.
Под прогнозной финансовой информацией понимается информация о будущем финансовом положении, будущих финансовых результатах, будущем движении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности. При подготовке информации исходят из допущения, что определенные события произойдут, и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта [11].
Инвестиционные решения представляют собой выбор направлений инвестиций и источников их финансирования. Они требуют обширной информации внешнего и внутреннего характера как при их разработке, так и при аудиторской диагностике [12].
В соответствии с методикой аудита однородных хозяйственных операций информационная база аудита инвестиционных решений может быть разделена на две большие группы: внешняя и внутренняя информация.
Содержание информационного обеспечения аудита инвестиционных решений представлено на рисунке 2.
К информации межотраслевого характера относится, например, информация об экологических аспектах инвестиционной деятельности.
Нормативно-методологическая информация это своеобразные стандарты подготовки проекта, описание принятых в международной практике принципов и методов расчетов показателей эффективности, формы расчетных и итоговых таблиц.
К прочей информации относятся также данные от третьих лиц, например от разработчиков оцениваемого инвестиционного проекта, специалистов в области финансового менеджмента, органов статистики и регионального развития [11].
Рисунок 2 - Информационное обеспечение аудита инвестиционных решений
Методика оценки эффективности инвестиционного проекта включает план-график и программу проведения сопутствующей аудиту услуги. В рамках методики определяются этапы и последовательность проведения оценки инвестиционного проекта, характер оценки, критерии эффективности каждого показателя инвестиционного проекта, а также используемых аудитором приемов и процедур.
План и программа проведения оценки эффективности инвестиционного проекта разрабатываются в соответствии с федеральным правилом (стандартом) N 3 "Планирование аудита". План оценки проекта должен быть подробным, чтобы служить руководством при разработке программы. Форма и содержание плана и программы могут меняться в зависимости от вида инвестиционного проекта, сложности оценки и конкретных методик, применяемых аудитором. Программа может детализироваться в разрезе направлений исследования поставленных перед аудитором заданий.
При проведении аудита инвестиционных решений аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к его проведению. Оценка этих систем может осуществляться путем проведения тестов, собеседований с руководством клиента и разработчиками инвестиционного проекта. При этом особое внимание должно быть уделено наличию на предприятии специальной службы, занимающейся разработкой инвестиционных проектов, а также квалификации и опыту сотрудников, ответственных за разработку и осуществление этих проектов.
Целью аудита является получение достаточных надлежащих доказательств достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента. На основе этих доказательств формируется мнение аудитора. К аудиторским доказательствам, полученным при аудите инвестиционных решений, относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, документы, представляющие технико-экономическое и финансовое обоснование эффективности инвестиций, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица (разработчиков проекта) и информация, полученная из различных источников, т.е. от третьих лиц (статистическая информация, данные по отрасли, региону).
Используемые при проверке процедуры (объем, характер, состав) аудиторская организация выбирает самостоятельно, исходя из собственного профессионализма и компетентности. Обобщенный перечень основных аудиторских процедур, рекомендуемых при проверке прогнозной финансовой информации, касающейся инвестиционных проектов и включаемых в содержание внутрифирменных стандартов представлен в табл. 7. (Приложение 4)
еобходимо заметить, что за эффективность реализации инвестиционного проекта аудиторская организация не несет ответственности, если соответствующее условие не включено в договоре на проведение сопутствующих аудиту услуг [11].
По итогам проведенного аудита инвестиционных решений составляется отчет по оценке эффективности инвестиционного проекта, в котором содержится мнение аудитора о применимости допущений, правильности подготовки инвестиционного проекта на основе принятых допущений и адекватности его представления. Отчет может содержать информацию, имеющую отношение к работе, проведенной аудиторской организацией. Его содержание должно обеспечить возможность однозначно определить обоснованность выводов аудитора и доказательственное значение отчета.
Итоговая часть заключения должна содержать окончательное мнение аудитора по вопросам, сформулированным экономическим субъектом. Следует использовать выражение мнения в форме "негативной уверенности", т.е. высказывать свое мнение "от противного". Следует подчеркнуть, что аудиторская организация не ставила целью подтвердить ожидаемый эффект от реализации инвестиционного проекта.
В аналитическую часть отчета могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги расчетов и т.д. Эти материалы оформляются в виде приложений к отчету. На них в тексте отчета делаются ссылки, а сами материалы рассматриваются как неотъемлемая составная часть отчета.
В качестве макетов рабочих документов для оформления результатов оценки эффективности инвестиционного проекта целесообразно использовать таблицы, характеризующие:
- имущественное состояние экономического субъекта;
- ликвидность (платежеспособность);
- срок окупаемости (дисконтированный срок окупаемости);
- оборотный капитал;
- чистый (приведенный) доход;
- внутреннюю норму доходности;
- индексы доходности затрат и инвестиций.
Полученные результаты сравниваются с критериями эффективности, соответствующие отклонения также приводятся в рабочих документах.
Аудитор формирует также свои рекомендации для улучшения финансового состояния предприятия и дает прогнозную оценку ожидаемого результата от выполнения этих рекомендаций [11].