Аудит расчетов по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:53, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - показать теоретические моменты бухгалтерского учета, анализа и аудита расчетов по оплате труда, изложить на примере конкретного предприятия учета, анализа и аудита расчетов по оплате труда и предложение мероприятий по их совершенствованию.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы расчетов по оплате труда;
- отразить практику бухгалтерского учета расчетов по оплате труда;
- произвести анализ системы оплаты труда на предприятии;
- провести анализ и аудит учета расчетов по заработной плате на примере конкретного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Нормативное регулирование учета расчетов по оплате труда
Формирование системы оплаты труда
Состав и структура фонда оплаты труда
Документальное оформление расчетов по оплате труда
Факторы, влияющие на организацию оплаты труда
2 ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ
ТРУДА В ОАО «БАЗАЛИТ ДВ»
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «БАЗАЛИТ ДВ»
2.2 Учет, анализ начислений заработной платы
2.3. Учет удержаний из заработной платы
2.4 Учет расчетов по единому социальному налогу
2.5 Синтетический учет расчетов по оплате труда
3 АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В ОАО «БАЗАЛИТ ДВ»
3.1 Аудит расчетов по оплате труда
3.2 Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда
3.3 Совершенствование учета труда и расчетов по оплате труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

учет заработной платы.doc

— 598.50 Кб (Скачать документ)

     Помимо  расчетов по оплате труда необходимо проверить правильности расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет. С этой целью уточняют базу налогообложения для определения налогов, перечисляемых в бюджет (по единому социальному налогу, сбору на благоустройства и подоходного налога).

     Например, при подготовке документов на начисление пенсии работнику Фокину А.Н. в сумму среднего заработка была включена сумма 6158,38 руб. компенсации при увольнении, что является нарушением.

     При определении налогооблагаемой базы единым социальным налогом были допущены ошибки. Не была учтена сумма дохода физического лица по договору гражданско-правового характера в размере 3450 руб., не включена в налогооблагаемую базу материальная помощь в сумме 249 руб. 80 коп.

     При начислении налогооблагаемой базы ставки налога были применены правильно. Ошибка в исчислении ЕСН была допущена из-за неверно посчитанной налогооблагаемой базы, вследствие чего не была представлена льгота 3000 руб.

     Было  выявлено несоответствие по начислениям  в фонд социального страхования между расчетной ведомостью и расчетом, по авансовым платежам, представленным в налоговые органы в размере 70 руб. 50 коп.

     Налоговые платежи перечислялись в установленные  законодательством сроки в полном объеме. По налоговой отчетности замечаний  нет, она заполнялась правильно и своевременно.

     В ходе проверки был фактически подтвержден  высокий риск системы внутреннего  контроля, выставленный на подготовительном этапе (100 %). Так, установлено, что главный бухгалтер отчитывается в финансовых результатах перед руководством организации лишь по мере выявления существенных отклонений либо в период сдачи налоговой отчетности, т.е. практически не чаще одного раза в месяц.

     Таким образом, на предприятии существует порядок начисления заработной платы, начисляются налоги, и производится различные удержания из заработной платы. Процесс начисления заработной платы и удержаний  в целом на

предприятии соответствует  законодательству, но существуют некоторые  нарушения, на устранение которых следует обратить внимание.

     В качестве рекомендаций руководству  организации было предложено усилить внутренний контроль учета финансовой деятельности организации,      отслеживать изменения законодательства регулирующего налогообложения.

 

     3.2 Методика аудиторской  проверки расчетов  по оплате труда.

     Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

     Аудит осуществляется в соответствии с  Федеральным законом [9], другими федеральными законами  и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.

     Целью аудита является выражение мнения о  финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

     Основной  целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.     Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.

     Среди документов, подлежащих  проверке, выделяют первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность.

     Первичные документы включают:

   1. Кассовую книгу.

   2. Расходные кассовые ордера.

   3. Приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма N Т-1);приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (форма N Т-5); приказ (распоряжение)о предоставлении отпуска (форма N Т-6);приказ (распоряжение)о прекращении трудового договора (контракта)(форма N Т-8).

   4. Личную карточку (форма N Т-2) ;

   5. Форму N Т-12 "Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы"; форму N Т-13 "Табель учета использования рабочего времени".

   6. Ведомость N 8 "Книга учета депонированной заработной платы".

   7. Форму N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость"; форму N Т-51 "Расчетная ведомость";форму N Т-5 3 "Платежная ведомость" .

   8. Формы N Т-54, Т-54а "Лицевой счет".

 
 

Регистры синтетического и аналитического учета включают:

  1. Главную книгу.

  2. Журнал-ордер N 1.

  3. Журнал-ордер N 2.

  4. Журнал-ордер N 10.

  5. Разработочную таблицу РТ-5 "Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников и сводка данных по расчетам с рабочими и служащими".

  6. Разработочную таблицу РТ-2 "Распределение заработной платы".

   Отчетность  включает:

   1. Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчет о движении капитала (форма N 3) и отчет о движении денежных средств (форма N4).

   2. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5, справка N 8 "Социальные показатели").

  3. Статистическую отчетность по форме N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников".

     В начале проверки следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации. Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными нормативными актами: Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ)[1] и Трудовым кодексом Российской Федерации[2].

     В рамках этих документов трудовые отношения  могут быть оформлены одним из трех основных способов:

     1. трудовым договором (контрактом),

     2. коллективным договором,

     3. договором гражданско-правового характера. Трудовой договор (контракт) - соглашение между трудящимся и работодателем, по которому одна сторона обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему распорядку, а другая - выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными договорами организации и соглашением сторон. Трудовым договором не могут устанавливаться условия, противоречащие ТК РФ.

     Коллективный  договор и другие локальные нормативные акты регулируют трудовые отношения наравне с трудовым соглашением (контрактом). К локальным нормативным актам относятся Положение о системе оплаты труда, Положение о премировании и другие, в которых фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию организации.

     Договор гражданско-правового характера (подряда, поручения, аренды, купли-продажи, комиссии и др.) заключается между организацией и работниками, привлекаемыми со стороны для выполнения конкретных работ, которые организация не может выполнить своими силами [I]. При проверке необходимо выявить суть договора, с тем, чтобы отличить трудовой договор от договора гражданско-правового характера, что важно при начислении страховых взносов. Если трудовой договор заключается на выполнение обязанностей по конкретной должности и в рамках конкретной специальности, то предметом договоров гражданско-правового характера являются определенный результат труда, выполнение фиксированного задания, совершение некоторого действия, которые должны быть четко отражены договором. При этом физическое лицо, заключившее трудовой договор, подпадает под действие трудового законодательства, предоставляющего ему те или иные социальные гарантии, а по договорам гражданско-правового характера эти льготы не предоставляются .

     При проверке необходимо обратить внимание на наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также первичных документов, которыми должны оформляться прием на работу (форма N Т-1), перевод работника из одного структурного подразделения в другое (форма N Т-5), предоставление работнику отпуска (форма N Т-6), увольнение с работы (форма N Т-8). На каждого работника заполняется Личная карточка (форма N Т-2).

     В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ [14] все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании документов,  составленных  по  формам,  содержащимся  в  альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В данное время действуют формы, утвержденные постановлением Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" [12], которые обязательны для применения юридическими лицами всех форм собственности. Организации при необходимости могут вносить в данные формы, детализирующие и уточняющие изменения, а также дополняющие реквизиты, но основные реквизиты форм должны быть сохранены без изменений. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается. Налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц за указанное нарушение.-

     При проверке документального оформления договоров ГПХ аудитор должен выборочно проверить наличие  договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ. Следует иметь в виду, что если договор с предпринимателем на выполнение работ, требующих лицензии (договор перевозки, договор на оказание аудиторских услуг), заключен при ее отсутствии, то он может быть признан ничтожным.

     Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.

     Существуют  различные мнения специалистов, в  частности автор практического пособия по аудиту Камышанов П.И.[29] делит аудиторскую проверку на два основных этапа:

     - подготовка и планирование - ознакомление с экономикой и программы проверки,

     - документирование и оформление результатов - проведение аудиторских процедур, сбор и документирование аудиторских доказательств, формирование информации для руководства проверяемого предприятия, оценка результатов проведения аудита, оформление аудиторского заключения.

     Предпочтительной  представляется точка зрения Ковалевой  О.В. и Константинова Ю.П, которые указывают на необоснованность объединения в рамках одного этапа таких различных по содержанию и продолжительности проведения элементов аудита как получение аудиторских доказательств и формулирование аудиторского заключения. Соответственно, выделяются три основных этапа проведения аудита: подготовка и планирование аудиторской проверки, выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации, составление аудиторского заключения [30]

     Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Хотя масштабы планирования, естественно, в каждом конкретном случае зависят от условий работы с клиентом, планированию уделяется большая доля времени - 20-25% и более от общего времени, затрачиваемого на аудиторскую проверку (при повторном аудите - 5-10%)[27]. Цель планирования аудита - определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

     В ходе планирования необходимо соблюдать  ряд принципов, к которым относятся  комплексность, непрерывность и оптимальность. Так, комплексность подразумевает взаимосвязь и согласованность всех этапов планирования. Непрерывность - установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам. Под оптимальностью планирования понимают вариантность планирования для

возможного выбора оптимального варианта общего плана  и программы аудита на основании критериев, определенных аудиторской организацией. Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

     1. предварительное планирование,

     2. подготовка и составление общего плана,

     3. подготовка и составление программы.

     В соответствии с правилом (стандартом) «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» [36] работа должна начинаться с предварительного планирования. Письму-обязательству о согласии на аудиторскую проверку должно предшествовать официальное предложение предприятию с просьбой об оказании ему аудиторских услуг. После этого обычно аудитор проводит предварительное планирование и знакомство с организацией клиента.

     Источниками получения информации об организации  для аудитора являются устав; документы о регистрации; документы, регламентирующие учетную политику; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность;

Информация о работе Аудит расчетов по оплате труда