Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:20, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы осуществить исследование особенностей аудита расчетов по налогам и сборам и разработать предложения в данной области.
Исходя из этого, были определены задачи работы:
• Изучение теоретических и методологических аспектов учета и аудита операций по расчету с бюджетом.
• Оценка сложившейся практики учета и аудита в ЗАО «Космос».
• Разработка методики аудита расчетов с бюджетом в ЗАО «Космос».
Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты учета и аудита операций по расчету с бюджетом 4
1.1. Нормативное регулирование 4
1.2. Учет расчетов с бюджетом 5
1.3. Аудит расчетов с бюджетом 6
2. Оценка сложившейся практики учета и аудита в ЗАО «Космос» 12
2.1.Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Космос» 12
2.2. Организация учета расчетов с бюджетом в ЗАО «Космос» 15
2.3. Аудит расчетов с бюджетом в ЗАО «Космос» 20
3. Разработка методики аудита операций по расчету с бюджетом в ЗАО «Космос» 27
3.1. Разработка рабочих документов аудитора на предварительной стадии аудита 27
3.2. Рабочие документы аудитора по проверке расчетов с бюджетом 40
3.3. Разработка рабочих документов аудитора на заключительной стадии 50
Заключение 62
Список литературы 65
Система бухгалтерского учета может считаться надежной, если надежны все стадии обработки информации, выполняемые ею:
- контроль правильности оформления и полноты первичных документов, их систематизация и хранение;
- отражение содержания первичных учетных документов в форме бухгалтерских записей или фиксация фактов хозяйственной деятельности в соответствии с нормативными положениями и учетной политикой (суммовая оценка, временной период, корреспонденция счетов, аналитический учет);
- расчет оценочных показателей и их отражение в форме бухгалтерских записей;
- ведение регистров учета;
- формирование отчетности;
- обеспечение сохранности информации, создание архивов учетной документации, архивирование информации на машинных носителях.
Надежность выполнения всех стадий учета должна обеспечивать система внутреннего контроля (СВК).
Система внутреннего контроля - совокупность контрольной среды и организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядочения и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения.
информации, своевременной подготовки достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Поскольку операции по расчетам с бюджетом в аудируемой организации многочисленны, то аудиторские процедуры должны быть направлены на сплошное изучение систем внутреннего контроля и учета
Проверка состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета осуществляется методом тестирования. Опросные листы приведены в Таб.3 выше.
На основании вышеприведенных тестов можно сделать следующий вывод: в ЗАО ПСФ «Космос» состояние внутреннего контроля за операциями с налогообложением находится на среднем уровне.
Сначала необходимо определить показатели, значение которых будет влиять на расчет уровня существенности (Таблица 15).
Таблица 15
Определение уровня существенности
Наименование базового показателя | Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта, тыс. руб. | Доля, % | Значение, применяемое для нахождения уровня существенности |
Балансовая прибыль (убыток) | 905 | 5% | 45,25 |
Валовый объем реализации без НДС | 3058 | 2% | 61,16 |
Валюта баланса | 19122 | 2% | 382,44 |
Собственный капитал | 578 | 10% | 57,8 |
Общие затраты предприятия | 3920 | 2% | 78,4 |
Общий уровень существенности определяется как среднее арифметическое или отбрасываются крайние значения и вновь определяется среднее арифметическое (с округлением).
Так как значения балансовой прибыли (убытка) и валюты баланса являются крайними значениями, отбросим их при расчете уровня существенности. Следовательно, в расчет уровня существенности войдут такие числовые значения как:
• валовый объем реализации без НДС – 3 058 тыс. руб.;
• собственный капитал - 578 тыс. руб.;
• общие затраты предприятия – 3 920 тыс. руб.
Средняя величина этих показателей составляет 65,7 тыс. руб. Округлим данную величину до 70 тыс. руб., что и будет являться уровнем существенности для ЗАО ПСФ «Космос».
Имеется Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.09.02). Требования данного правила являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения. Применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Общий план аудита расчетов с бюджетом
Проверяемая организация ЗАО ПСФ «Космос»
Период аудита 01.01.07-31.03.08____
Количество человеко-часов 20
Руководитель аудиторской группы Иванов А.А.
Состав аудиторской группы Иванов А.А., Петров Б.Б.
Планируемый аудиторский риск Низкий
Планируемый уровень существенности 70 тыс. руб
| Перечень аудиторских процедур по разделам аудита, рабочая документация | Рабочая документация |
1. | Аудит оформления первичных учетных документов | Аналитический обзор |
2. | Аудит оформления бухгалтерских проводок по расчетам с бюджетом | Аналитический обзор |
3. | Разработка аналитических таблиц для пересчета начисленной по налогам и сборам | Аналитические таблицы |
4. | Аудит финансовой отчетности, составленной для подачи в инспекцию ФНС | Аналитический обзор |
5. | Составление письменной информации по результатам проверки расчетов с бюджетом | Отчет руководству, аудиторское заключение |
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является средством контроля качества работы аудитора.
Программа аудита расчетов с бюджетом
Проверяемая организация ЗАО ПСФ «Космос»
Период аудита 01.01.07-31.03.08____
Количество человеко-часов 20
Руководитель аудиторской группы Иванов А.А.
Состав аудиторской группы Иванов А.А., Петров Б.Б.
Планируемый аудиторский риск Низкий
Планируемый уровень существенности 70 тыс. руб
№ | Перечень аудиторских процедур | Период проведения аудита | Исполнители | Рабочие документы | Примечания |
1.Аудит оформления первичных учетных документов | |||||
1.1. | Проверка внутренних унифицированных форм |
|
|
|
|
1.2. | Проверка полноты первичных учетных документов |
|
|
|
|
1.3. | Проверка совпадения сумм, отраженных в первичных документах с суммами, отраженными в регистрах б.у. |
|
|
|
|
2.Аудит оформления бухгалтерских проводок по расчетам с бюджетом | |||||
2.1. | Проверка аналитического учета по сч. 68 |
|
|
|
|
2.2. | Проверка соответствия бухгалтерских проводок нормам законодательства |
|
|
|
|
2.3. | Проверка соответствия остатков по счетам данным финансовой отчетности |
|
|
|
|
3. Разработка аналитических таблиц для пересчета начисленной по налогам и сборам | |||||
3.1. | Определить виды налогов, которые уплачивает организация |
|
|
|
|
3.2. | Определить налоговые ставки, по которым организация исчисляет налоги. |
|
|
|
|
3.3. | Определить перечень операций, не попадающих под налогообложение |
|
|
|
|
4. Аудит финансовой отчетности, составленной для подачи в инспекцию ФНС | |||||
4.1. | Определить перечень налоговых деклараций, подающихся в инспекцию ФНС |
|
|
|
|
4.2. | Определить перечень прочих налоговых регистров |
|
|
|
|
5. Составление письменной информации по результатам проверки расчетов с бюджетом | |||||
5.1. | Составление отчета руководству |
|
|
|
|
5.2. | Составление аудиторского заключения |
|
|
|
|
Оформив результаты планирования в виде плана и программы, приступаем к сбору аудиторских доказательств путем проведения аудиторских процедур по существу.
В соответствии с требованиями ФПСАД № 9 «Документирование аудита» рабочая документация, составляемая в ходе осуществления проверки, должна содержать записи аудитора о характере, времени, объеме и результатах проведения аудиторских процедур, предусмотренных программой.
При выборе аудиторских процедур следует руководствоваться Правилом (стандартом) N 5 "Аудиторские доказательства". При аудите могут использоваться следующие процедуры: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитические процедуры. Эти процедуры относятся к процедурам проверки по существу и используются для получения аудиторских доказательств. Мнение аудитора должно базироваться на достаточных и надлежащих аудиторских доказательствах. Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер является качественной стороной аудиторских доказательств. К аудиторским доказательствам относятся различные источники информации: первичные документы и бухгалтерские записи, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
Процедуры проверки по существу - тесты, которые проводятся с целью получения аудиторских доказательств для обнаружения существенных искажений финансовой отчетности. Содержание опросных листов представлено ниже.
Параметры деятельности | Сведения об организации | Примечания |
Аудит расчетов по налогу на прибыль | ||
1.Является ли организация налогоплательщиком налога на прибыль? | Да, так как является российской организацией | Ст. 246 НК РФ |
2.Какие выплаты и вознаграждения закреплены в организации коллективным договором, а также трудовыми договорами с работниками? | Только те выплаты, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а также облагаются НДФЛ |
|
3.Является ли организация субъектом малого предпринимательства? | Да, так как соответствует критериям малого предпринимательства, установленным ст.4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» |
|
4. Применяет ли организация ПБУ 18/02? | Нет, так как является субъектом малого предпринимательства |
|
5.Обязана ли организация исчислять ежемесячные авансовые платежи в соответствии со ст. 286 НК РФ? | Да, в порядке предусмотренном статьей 286 НК РФ |
|
6. Обязана ли организация исчислять ежеквартальные авансовые платежи в соответствии со ст. 286 НК РФ? | Да, в порядке предусмотренном статьей 286 НК РФ |
|
7. Использует ли организация метод исчисления ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли? | Нет, так как налогоплательщик может выбрать данный метод по желанию |
|
8. Своевременно ли организация подает декларацию по налогу на прибыль? | Да, до 28 числа периода, следующего за отчетным |
|
9. Завышает ли организация свои расходы? | В целом нет, однако имеются расходы, неподтвержденные документально | ООО «Профтекс», ОАО «Центральн. телеграф» |
10. Выявлены ли доходы организации, не отраженные в учете? | Все накладные и акты выполненных работ проведены в учете |
|
11. Имеются ли в учете случаи неправильного отнесения имущества организации к амортизируемому? | Да, справочник технический первоначальной стоимостью 1200 руб. отнесен к амортизируемому имуществу и по нему начислена амортизация в размере 1000 руб. | Необходимо сразу после принятия введения в эксплуатацию списывать на сч. 20 «Основное производство |
12. Имеются ли у организации льготы по налогу на прибыль? | Нет |
|
13. Какова сумма выручки организации за 1 кв. 2007? | 3058тыс. руб. |
|
14. Какая часть налога на прибыль перечисляется в федеральный бюджет | 6,5% в соответствии с требованиями ст. 284 НК РФ «Налоговые ставки» |
|
15. Какая часть налога на прибыль перечисляется в бюджет субъектов РФ? | 17,5% в соответствии с требованиями ст. 284 НК РФ «Налоговые ставки» |
|
16. Организован ли раздельный учет налога в региональный и федеральный бюджеты? | Да, данное требование отражается в аналитическом учете |
|
17. Оценить риски, связанные с недоплатой налога на прибыль. | В ходе проверке были выявлены документально неподтвердженные расходы на сумму 1016-95. В связи с недоплатой налога могут быть применены налоговые санкции: штрафы и пени |
|
Аудит расчетов по НДС | ||
18. Является ли организация налогоплательщиком НДС? | Да, в соответствии с «Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС» |
|
19. Ведет ли организация Книгу покупок? | Да, в соответствии с «Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС» |
|
20. Ведет ли организация Книгу продаж? | Да, в соответствии с «Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС» |
|
21. Исчисляет ли организация НДС с авансов? | Да, в соответствии с требованиями Гл 21 НК РФ |
|
22. Своевременно ли организация уплачивает НДС?
| В ходе проверки была выявлена несвоевременная уплата НДС в феврале в сумме 619 176 руб. |
|
23. На всех ли счетах- фактурах проставлена личная подпись руководителя организации? | В ходе проведения аудита были выявлены счета-фактуры с факсимильной подписью |
|
24. На всех ли счетах- фактурах проставлена личная подпись главного бухгалтера? | В ходе проведения аудита были выявлены счета-фактуры, на которых отсутствует подпись главного бухгалтера |
|
25. На всех ли счетах-фактурах имеется адрес покупателя и грузополучателя? | В ходе проведения аудита были выявлены счета-фактуры, на которых отсутствует адрес покупателя и грузополучателя |
|
26. Используются ли вместо подлинников счетов-фактур полученных их копии? | В ходе проведения аудита были выявлены копии счетов-фактур, подложенных к книге покупок |
|
27. Осуществляет ли организация экспортно-импортные операции? | Нет |
|
28. Имеются ли в организации операции, облагающиеся НДС по ставке, отличной от 18%? | Нет |
|
29. Какую расчетную ставку применяет организация для расчета НДС с выручки, подлежащего уплате в бюджет? | 18/118 |
|
30. Имеются ли поставщики, которые не работают с НДС? | Да, например ФГУП «Строительство», так как целиком финансируется за счет средств бюджета |
|
31. Выявлены ли случаи исчисления НДС к вычету по операциям, связанным с деятельностью поставщиков, не являющихся налоговыми агентами по НДС? | Да, по ФГУП «Строительство» НДС по аренде на сумму 3880-74руб. берется к вычету, хотя счет-фактуры полученной не предоставлено и данная организация целиком финансируется за счет средств бюджета |
|
32. Какие вычислительные ошибки обнаружены при исчислении НДС? | Технических ошибок не обнаружено |
|
33. Оценить возможные риски, связанные с искажениями, допущенными при исчислении НДС? | Сумму 3 880-74 необходимо уплатить в бюджет по НДС. В случае, если счета-фактуры, оформленные ненадлежащим образом не будут восстановлены, то возникнет недоплата по НДС и налоговые санкции, связанные с несвоевременностью перечисления налога. |
|
Аудит расчетов по НДФЛ и налогу на имущество | ||
34. Все ли сотрудники организации являются налоговыми резидентами? | Да |
|
35. Какие типы вычетов применимы для данной организации? | Стандартные вычеты: 400 руб. (до 20 000руб.) 600 руб. на 1 ребенка (до 40000 руб.) |
|
36. Ведутся ли в организации расчетно-платежные ведомости? | Да |
|
37. Ведутся ли в организации карточки учета 1-НДФЛ? | Да, в электронном виде в программе 1С |
|
38. Ведется ли в организации справки по форме 2-НДФЛ? | На материальном носителе не ведутся, но к моменту подачи их в органы ИМНС предусмотрена возможность выгрузки и распечатки справок 2-НДФЛ из 1С |
|
39. Своевременно ли подаются в ИМНС справки 2-НДФЛ? | Да, до 1 апреля года, следующего за отчетным |
|
40. Ведется ли учет НДФЛ на отдельном субсчете в организации? | 68.1 "Налог на доходы физических лиц" |
|
41. Ведется ли учет НДФЛ обособленно по каждому работнику? | Да, субсчета второго порядка открыты по каждому работнику |
|
42. Какие технические ошибки выявлены в ходе проверки расчета НДФЛ? | При проверке расчетных ведомостей установлено, что в расчетной ведомости №00000002 за февраль 2008 г. НДФЛ из дохода удержан в размере 13% в двойном размере, т.е. с общей суммы заработной платы 37000 руб. НДФЛ вместо 4810 руб. удержан в сумме 9620 руб. В расчетной ведомости №00000003 за март 2008 г. из суммы дохода 31000 руб. НДФЛ не удержан совсем. |
|
43.По какой ставке организация исчисляет НДФЛ с дивидендов? | 9 % |
|
44.Проверить правильность расчета НДФЛ с дивидендов. | Правильно произведен расчет |
|
45. Приложены ли первичные документы, служащие основанием для налоговых вычетов? | Да |
|
46. Оценить возможные риски, связанные с искажениями, допущенными при исчислении НДФЛ? | Возможны налоговые санкции: штрафы, пени. Кроме того, за недоплату заработной платы, сотрудник может подать в суд или обратиться в Инспекцию по труду. |
|
47. Является ли организация налогоплательщиком налога на имущества? | Да |
|
48. Какой нормативно-правовой акт регулирует налогообложения данного субъекта | закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 (ред. от 14.11.2007) "О налоге на имущество организаций " |
|
49. Какая ставка налога на имущества ? | 2,2% годовых |
|
50. Как аудируемое лицо исчисляет среднюю стоимость амортизируемого имущества? | Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу. Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. | Ст. №376 НК РФ |
51. Какой проводкой начисляется налог на имущество? | Д 91.2 К 68.8 |
|
В ходе аудита было выявлено, что в организации не разработана учетная политика для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.
По данным аудита выявили, что сумма НДС к вычету по бухгалтерскому учету соответствует показателю НДС в книге покупок, но отличается от показателя в налоговой декларации по НДС.
При проверке НДС обнаружено так же, как и в предыдущие проверяемые периоды, неверное оформление первичных документов при получении авансов и при проведении вычета с сумм предоплаты при отгрузке товаров (выполнения работ, услуг), а именно: при поступлении оплаты от покупателей в организации все оплаченные суммы отражаются на счете 62. Затем, когда происходит отгрузка, выставляются счета-фактуры на отгрузку, а сумма, не попавшая под отгрузку, остается, как авансы полученные без оформления счетов-фактур по каждому покупателю с указанием поступившей суммы аванса и даты получения предоплаты. Такой порядок учета авансов полученных является нарушением Постановления Правительства РФ от 2.12.2000 №914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» Согласно п.13 Правил счета-фактуры, выписанные и зарегистрированные продавцами в Книге продаж при получении авансов или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), регистрируются ими в Книге покупок при отгрузке товаров в счет полученных авансов или иных платежей с указанием соответствующей суммы налога на добавленную стоимость. Таким образом, при проведении органами ИФНС камеральной проверки НДС, организация не сможет приложить оформленные в соответствии с требованиями законодательства первичные документы по строкам 140 «Суммы, полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и 300 «Сумма налога, исчисленная с сумм предоплаты, частичной оплаты, подлежащая вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), хотя в Книге продаж в графе «Дата и номер счета-фактуры продавца» указано «Аванс».
Кроме того, при аудите методом сплошной проверки счетов-фактур было выявлено множество некорректно оформленных счетов-фактур. Например, в счетах-фактурах используется факсимиле. В некоторых случаях используются копии счетов-фактур, встречаются также счета-фактуры, не подписанные главным бухгалтером или генеральным директором фирмы.
В ходе проверки было выявлено, что по ФГУП «Строительство» НДС по аренде на сумму 3880-74руб. берется к вычету, хотя данная организация целиком финансируется за счет средств бюджета.