Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 14:44, реферат
Понятие фондового рынка, его структура и виды. Биржевые индексы. Внебиржевой рынок.
Субъекты страхового рынка.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги страховщиков свои клиентам (преимущественное право приобретения акций страховой компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера и т.д.). Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно. С помощью рекламы страховые компании индустриально развитых стран стремятся создать престижный имидж своей фирмы в глазах страхователей. Внимание оказывается прежде всего правительственной, институциональной и корпоративной клиентуре. Клиентам рассказывают о новых видах услуг, предлагаемых страховой компанией, о планах дальнейшего развития и участия страховой компании в общественной жизни данного региона. У клиентов выясняют их мнение об имидже страховой компании, отношение к ассортименту и качеству предлагаемых страховых слуг. Этим же целям служат и периодически проводимые конференции, в которых участвуют ведущие менеджеры страховщика, а также определенные группы страхователей.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся шпионаж, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации страхового дела, подлог страховых свидетельств.
Любые страховые услуги проходят проверку на степень удовлетворения общественных потребностей, которые выражаются в коллективных, групповых и индивидуальных страховых интересах. Эта проверка осуществляется на страховом рынке, где каждый страхователь приобретает именно тот страховой полис, который наиболее полно удовлетворяет его страховые интересы. В этой связи конкурентоспособность страховщика представляет собой возможности сбыта страховых продуктов на данном рынке с учетом имеющихся страховых интересов. Выделяют экономические и организационные параметры, характеризующие конкурентоспособность страховщика. К числу экономических параметров относятся расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение страховых агентов, налогообложение доходов от страховой деятельности и др. Организационные параметры составляет система скидок и льгот страхователям по срокам и условиям заключаемых договоров страхования. В идеале экономические и организационные параметры конкурентоспособности страховщика должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов страховщика.
Конкуренция - антипод монополии. Вместе с тем монопольное положение страховщика в экономической среде может вызвать ряд многообразных и взаимосвязанных негативных явлений. Не имеющие серьезных конкурентов страховщик стремится реализовать свои экономические интересы, а не зависимых от него страхователей. Он диктует им свои условия при заключении договоров страхования, может завысить тарифную ставку и т.д. Базирующаяся на использовании закона стоимости и конкуренции рыночная экономика по своей природе должна отторгать монополизм.
В нашей
стране уделяется большое внимание пресечению
монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции на страховом рынке. Предупреждение,
ограничение и пресечение монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции
на страховом рынке обеспечивается Государственным
комитетом Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических
структур в соответствии с антимонопольным
законодательством Российской Федерации.
Эти вопросы также относятся к ведению
Департамента страхового надзора Министерства
финансов РФ.
Понятие
фондового рынка, его структура
и виды.
Понятие фондового рынка.
Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг.
Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают. Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые,в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п. Следует отметить, что практически все рынки находят отражение в инструментах рынка ценных бумаг. Так, например, рынок вновь произведенной продукции и услуг представлен коносаментами,товрными фьючерсами и опционами, коммерческими векселями; рынок земли и природных ресурсов - закладными листами, акциями, облигациями,обеспечением которых служат земельные ресурсы и т.д.(см. приложение,схема 1).
Рынок ценных бумаг соотносится с такими видами рынков, как рынок капиталов, денежный рынок, финансовый рынок; традиционно на этих рынках представлено движение денежных ресурсов.
В принятой в отечественной и международной практике терминологии:
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК = ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК + РЫНОК КАПИТАЛОВ
На
денежном рынке осуществляется движение
краткосрочных (до 1 года) накоплений,
на рынке капиталов - средне- и долгосрочных
накоплений (свыше 1 года). Фондовый рынок
является сегментом как денежного рынка,
так и рынка капиталов, которые также
включают движение прямых банковских
кредитов, перераспределение денежных
ресурсов через страховую отрасль,
внутрифирменные кредиты и т.д.(см.
схему, приведенную ниже).
В рыночной экономике рынок ценных бумаг является основным
механизмом перераспределения денежных накоплений. Фондовый ры-
нок создает рыночный механизм свободного, хотя и регулируемо-
го, перелива капиталов в наиболее эффективные отрасли хо-
зяйствования (см. схему).
------------¬ ----------------------------¬
¦ +----+ Перераспределительный ¦ -----------¬
¦Потребители¦ ¦ механизм +----+Поставщик ¦
¦
¦ +-------T-------T-----------+
¦денежных
+----+Бюджет ¦ Рынок ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ценных¦ система ¦ ¦ ¦
¦инвестиций ¦ ¦ ¦ бумаг ¦ (прямой +----+накоплений¦
¦ +----+ ¦ ¦ кредит) ¦ ¦ ¦
L------------
L-------+-------+------------
Структура рынка.
---------------
Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:
* субъекты рынка;
* собственно рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки);
* органы
государственного
по ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.);
* саморегулирующиеся
организации (объединения
ных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют опреде-
ленные регулирующие функции, например, НАСД (США) и т.п.);
* инфраструктура рынка:
а) правовая,
б) информационная (финансовая пресса, системы фондовых
показателей и т.д.),
в) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть (для госу-
дарственных
и частных бумаг часто
зитарно-клиринговые системы),
д) регистрационная сеть.
Субъектами рынка ценных бумаг являются:
1) эмитенты - государство в лице уполномоченных им орга-
нов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе вы-
пуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполня-
ющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обяза-
тельства;
2) инвесторы (или их представители, не являющиеся про-
фессиональными участниками рынка ценных бумаг) - граждане или
юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность,
полное хозяйственное ведение или оперативное управление с
целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами иму-
щественных прав (население, промышленные предприятия, институ-
циональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компа-
нии и др.);
3) профессиональные участники рынка ценных бумаг - юриди-
ческие лица и граждане, осуществляющие виды деятельности,
признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская,
брокерская
и др. виды деятельности).
Существуют 3 модели фондового рынка в зависимости от бан-
ковского или небанковского характера финансовых посредников:
I. Небанковская модель (США) - в качестве посредников высту-
пают небанковские компании по ценным бумагам.
2. Банковская модель (Германия) - посредниками выступают бан-
ки.
3. Смешанная модель (Япония) - посредниками являются как бан-
ки, так
и небанковские компании.
Виды фондовых рынков.
------------------------
Любой фондовый рынок делится на первичный и вторичный.
Первичный рынок объединяет фазу конструирования нового
выпуска ценных бумаг и их первичное размещение.
Вторичный рынок - это рынок, на котором обращаются ранее
эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. В свою очередь
вторичный фондовый рынок подразделяется на организованный
и неорганизованный рынки.
Кроме того, фондовые рынки можно классифицировать по дру-
гим критериям:
по территориальному принципу (международные, националь-
ные и региональные рынки),
по
видам ценных бумаг (рынок
по видам сделок (кассовый рынок,форвардный рынок и т.д.),
по
эмитентам (рынок ценных бумаг
ственных ценных бумаг и т.п.),
по срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессроч-
ных ценных бумаг),
по
отраслевому и другим критериям.
2. Понятие ценных бумаг.
Ценные бумаги являются товаром, который обращается на
фондовом рынке. Поэтому прежде, чем перейти к рассмотрению
особенностей построения и функционирования фондового рынка,
необходимо рассмотреть,что включает в себя понятие ценной бу-
маги
и какие документы могут
Итак, ценные бумаги - это права на ресурсы, которые отве-
чают следующим требованиям:
обращаемость,
доступность для гражданского оборота,
стандартность и серийность,
документальность,
регулирование и признание
рыночность,