Банковское дело. Страховой рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 14:44, реферат

Описание

Понятие фондового рынка, его структура и виды. Биржевые индексы. Внебиржевой рынок.
Субъекты страхового рынка.

Работа состоит из  1 файл

Страховой рынок .doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги страховщиков свои клиентам (преимущественное право приобретения акций страховой компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера и т.д.). Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно. С помощью рекламы страховые компании индустриально развитых стран стремятся создать престижный имидж своей фирмы в глазах страхователей. Внимание оказывается прежде всего правительственной, институциональной и корпоративной клиентуре. Клиентам рассказывают о новых видах услуг, предлагаемых страховой компанией, о планах дальнейшего развития и участия страховой компании в общественной жизни данного региона. У клиентов выясняют их мнение об имидже страховой компании, отношение к ассортименту и качеству предлагаемых страховых слуг. Этим же целям служат и периодически проводимые конференции, в которых участвуют ведущие менеджеры страховщика, а также определенные группы страхователей.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся шпионаж, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации страхового дела, подлог страховых свидетельств.

Любые страховые услуги проходят проверку на степень удовлетворения общественных потребностей, которые выражаются в коллективных, групповых и индивидуальных страховых интересах. Эта проверка осуществляется на страховом рынке, где каждый страхователь приобретает именно тот страховой полис, который наиболее полно удовлетворяет его страховые интересы. В этой связи конкурентоспособность страховщика представляет собой возможности сбыта страховых продуктов на данном рынке с учетом имеющихся страховых интересов. Выделяют экономические и организационные параметры, характеризующие конкурентоспособность страховщика. К числу экономических параметров относятся расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение страховых агентов, налогообложение доходов от страховой деятельности и др. Организационные параметры составляет система скидок и льгот страхователям по срокам и условиям заключаемых договоров страхования. В идеале экономические и организационные параметры конкурентоспособности страховщика должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов страховщика.

Конкуренция - антипод монополии. Вместе с тем монопольное положение страховщика в экономической среде может вызвать ряд многообразных и взаимосвязанных негативных явлений. Не имеющие серьезных конкурентов страховщик стремится реализовать свои экономические интересы, а не зависимых от него страхователей. Он диктует им свои условия при заключении договоров страхования, может завысить тарифную ставку и т.д. Базирующаяся на использовании закона стоимости и конкуренции рыночная экономика по своей природе должна отторгать монополизм.

В нашей  стране уделяется большое внимание пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Эти вопросы также относятся к ведению Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ. 
 
 

Понятие фондового рынка, его структура  и виды. 

Понятие фондового рынка.

Фондовый  рынок  -  это  институт  или  механизм,  сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг.

Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают. Согласно определению,  товаром,  обращающимся  на  данном рынке, являются ценные бумаги, которые,в свою очередь, определяют состав участников данного рынка,  его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п. Следует отметить, что практически все рынки находят отражение в инструментах рынка ценных бумаг.  Так, например,  рынок вновь произведенной продукции и услуг представлен коносаментами,товрными фьючерсами  и  опционами,  коммерческими  векселями; рынок земли и природных ресурсов - закладными листами,  акциями, облигациями,обеспечением   которых   служат   земельные ресурсы и т.д.(см. приложение,схема 1).

Рынок ценных бумаг соотносится с такими видами рынков, как рынок капиталов, денежный рынок, финансовый рынок; традиционно на этих рынках представлено движение денежных ресурсов.

 В  принятой в отечественной и  международной практике  терминологии:

 ФИНАНСОВЫЙ  РЫНОК = ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК + РЫНОК  КАПИТАЛОВ

 На  денежном рынке осуществляется  движение  краткосрочных (до 1 года) накоплений,  на рынке капиталов - средне-  и долгосрочных накоплений (свыше 1 года). Фондовый рынок является сегментом как денежного рынка, так и рынка капиталов,  которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую отрасль,  внутрифирменные кредиты и т.д.(см.  схему, приведенную ниже). 

В рыночной экономике рынок ценных бумаг  является основным

механизмом  перераспределения денежных накоплений. Фондовый ры-

нок создает  рыночный механизм свободного,  хотя и регулируемо-

го,  перелива капиталов в  наиболее  эффективные  отрасли  хо-

зяйствования (см. схему).

------------¬    ----------------------------¬

 ¦           +----+     Перераспределительный ¦    -----------¬

 ¦Потребители¦    ¦          механизм         +----+Поставщик ¦

 ¦           ¦    +-------T-------T-----------+    ¦          ¦

 ¦денежных   +----+Бюджет ¦ Рынок ¦ Банковская+----+денежных  ¦

 ¦           ¦    ¦       ¦  ценных¦  система  ¦    ¦          ¦

 ¦инвестиций  ¦    ¦       ¦  бумаг ¦  (прямой  +----+накоплений¦

 ¦           +----+       ¦       ¦   кредит) ¦    ¦          ¦

L------------    L-------+-------+------------    L----------- 

     Структура рынка.

     ---------------

     Любой фондовой рынок состоит  из следующих компонентов:

  * субъекты  рынка;

  * собственно  рынок (биржевой, внебиржевой фондовые  рынки);

  * органы  государственного регулирования  и надзора  (Комиссия

по ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.);

  * саморегулирующиеся  организации (объединения профессиональ-

ных участников  рынка ценных бумаг,  которые выполняют  опреде-

ленные  регулирующие функции, например, НАСД (США) и т.п.);

  * инфраструктура  рынка:

     а) правовая,

     б) информационная  (финансовая  пресса,  системы фондовых

показателей и т.д.),

     в) депозитарная  и  расчетно-клиринговая   сеть (для госу-

дарственных и частных бумаг часто существуют раздельные  депо-

зитарно-клиринговые  системы),

     д) регистрационная сеть. 

     Субъектами рынка ценных бумаг  являются:

     1) эмитенты - государство в лице  уполномоченных им  орга-

нов,  юридические лица и граждане,  привлекающие на основе вы-

пуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполня-

ющие  от  своего имени предусмотренные в ценных бумагах обяза-

тельства;

     2) инвесторы  (или  их представители,  не являющиеся про-

фессиональными  участниками рынка ценных бумаг) - граждане  или

юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность,

полное  хозяйственное  ведение  или  оперативное  управление  с

целью осуществления удостоверенных этими  ценными бумагами иму-

щественных  прав (население, промышленные предприятия, институ-

циональные  инвесторы - инвестиционные фонды,  страховые компа-

нии и  др.);

     3) профессиональные участники рынка ценных бумаг - юриди-

ческие  лица  и  граждане,  осуществляющие  виды  деятельности,

признанной  профессиональной  на рынке ценных бумаг (дилерская,

брокерская  и др. виды деятельности). 

     Существуют 3 модели фондового рынка в зависимости от бан-

ковского  или небанковского характера  финансовых посредников:

I. Небанковская  модель (США) - в качестве посредников  высту-

пают  небанковские компании по ценным бумагам.

2. Банковская  модель (Германия) - посредниками выступают бан-

ки.

3. Смешанная  модель (Япония) - посредниками являются  как  бан-

ки, так  и небанковские компании. 

     Виды   фондовых   рынков.

     ------------------------

     Любой фондовый рынок делится   на  первичный и  вторичный.

     Первичный рынок  объединяет  фазу  конструирования нового

выпуска ценных бумаг и их первичное размещение.

     Вторичный рынок - это рынок,  на котором обращаются ранее

эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. В свою очередь

вторичный фондовый  рынок  подразделяется на   организованный

и  неорганизованный рынки.

      Кроме того, фондовые рынки можно  классифицировать по дру-

гим критериям:

  по  территориальному принципу (международные,  националь-

ные и  региональные  рынки),

  по  видам ценных бумаг (рынок акций  и т.п.),

  по  видам сделок (кассовый рынок,форвардный  рынок и т.д.),

  по  эмитентам (рынок ценных бумаг   предприятий,рынок государ-

ственных  ценных бумаг и т.п.),

  по  срокам (рынок кратко-, средне-,  долгосрочных  и бессроч-

ных ценных бумаг),

  по  отраслевому и другим критериям. 

         2. Понятие ценных бумаг. 

     Ценные бумаги  являются  товаром,  который  обращается на

фондовом  рынке.  Поэтому прежде,  чем  перейти  к  рассмотрению

особенностей  построения  и  функционирования фондового рынка,

необходимо рассмотреть,что включает в себя понятие ценной  бу-

маги  и какие документы могут обращаться на рынке ценных бумаг.

     Итак, ценные бумаги - это права  на ресурсы, которые отве-

чают  следующим требованиям:

     обращаемость,

     доступность для гражданского оборота,

     стандартность и серийность,

     документальность,

     регулирование и признание государством,

     рыночность,

Информация о работе Банковское дело. Страховой рынок