Бухгалтерский учет движения основных средств на примере ООО «Гамма»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 02:27, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы состоит в исследовании теоретических основ бухгалтерского учета основных средств организации, действующей практики учета основных средств, проведении аудита основных средств на примере ООО «Гамма», а также разработке предложений по совершенствованию учета основ-ных средств в исследуемой организации.
Задачами дипломной работы являются: изучение экономической сущности основных средств и их классификации по различным классификационным признакам; определение цели, задач и нормативно-правового обеспечения учета и
аудита основных средств; ознакомление с порядком документального оформления поступления и выбытия основных средств в ООО «Гамма»; изучение практики синтетического и аналитического учета основных средств ООО «Гамма»; проведение аудиторской проверки учета движения основных средств
ООО «Гамма»; разработка рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств в ООО «Гамма».

Содержание

Введение 6
1. Теоретические аспекты учета и аудита движения основных средств 10
1.1 Понятие и классификация основных средств 10
1.2 Оценка основных средств 14
1.3 Цель, задачи, нормативная база учета и аудита движения основных средств 18
1.4 Методические приёмы и источники информации, используемые при аудиторской проверке учета движения основных средств 24
2. Бухгалтерский учет движения основных средств на примере ООО «Гамма» 28
2.1 Документальное оформление учета поступления и выбытия
основных средств 28
2.2 Синтетический и аналитический учет движения основных средств 36
2.3 Инвентаризация основных средств. Отражение результатов в учете 41
2.4 Отражение информации об основных средствах в бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Гамма» 48
3. Аудиторская проверка учета движения основных средств на примере ООО «Гамма» 51
3.1 Планирование аудиторской проверки 51
3.2 Основные этапы аудиторской проверки учета основных средств в ООО «Гамма» 58
3.3 Оформление результатов аудиторской проверки 69
Заключение 74
Список использованных источников 77

Работа состоит из  1 файл

ООО Гамма.doc

— 626.00 Кб (Скачать документ)

 

В таблице  рассмотрены  основные источники информации, используемые аудитором при аудите основных средств. Однако следует учитывать, что перечень источников информации зависит от формы учета, принятой в организации.

Первая часть дипломной работы представляет собой обобщение теоретического материала по вопросам бухгалтерского учета и аудита основных средств, на основании которого происходит формирование самостоятельного представления об основных средствах как о важнейшей экономической категории, которая обеспечивает стабильное функционирование организации.

Практическая значимость проведенного в первой главе дипломной  работы исследования заключается в том, что в ней подробнейшим образом определено понятие основных средств, раскрыты вопросы классификации, оценки, переоценки основных средств, а также приведено сравнения понятий основных средств в международной и отечественной практике бухгалтерского учета.[51]

Таким образом, основные средства, являясь неотъемлемой частью функционирования организации, становятся важнейшим объектом аудиторской проверки, что еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы дипломной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бухгалтерский учет движения  основных средств на примере ООО «Гамма»

2.1 Документальное оформление учета поступления и выбытия

основных  средств

 

В бухгалтерском учёте ООО «Гамма» применяются только унифицированные формы первичных документов, которые утверждены Постановлением Госкомстата России.

В соответствии с Учетной политикой  ООО «Гамма» установлены следующие основные моменты ведения учета в организации:

  1. Срок сдачи квартальных отчетов в ИФНС не позднее 30 числа месяца, 
    следующего за отчетным, а годового отчета не  позднее 90 дней по окончании 
    года.
  2. Амортизацию по основным средствам начислять линейным способом. 
    Срок полезного использования основных средств для целей бухгалтерского и 
    налогового учета    устанавливается в соответствии с утвержденными  амортизационными группами.
  3. Косвенные затраты, которые собираются на счете 26 «Общехозяйственные расходы, распределять между видами деятельности в конце квартала 
    пропорционально общей сумме выручки.

Документирование хозяйственных  операций регламентируется статьей 9 Федерального закона от 21.11.96г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете».

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Для того, чтобы система  бухгалтерского учета отвечала современным требованиям, повысилась эффективность производства и качество работы необходима научная организация первичного учета.

 

Наиболее приемлемым является представление первичного учета как системы фиксирующей процесс формирования исходной информации, восприятия сведений и их регистрации или в момент совершения операций, или в момент последующего обобщения данных.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и основанием для осуществления предварительного и последующего контроля за совершенными хозяйственными операциями или действиями должностных и материально-ответственных лиц.[23]

Первичные документы применяются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной документации. Если по отдельным операциям форма документа не предусмотрена в этих альбомах, то организация самостоятельно разрабатывает и утверждает соответствующую форму.

Унифицированные формы  первичных документов по учету основных средств заполняют все предприятия, в том числе и те, которые  перешли на упрощенную систему налогообложения, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений.

Постановлением Госкомстата  России от 21.01.03г. № 7 утверждены унифицированные формы первичных документов по учету основных средств [27].

Рассмотрим формы первичной  учетной документации, предназначенной  для учета поступления основных средств, порядок их заполнения а так же сравним использование унифицированных и применяемых форм в ООО «Гамма» (см. табл. 6).

По данным таблицы  можно сделать вывод, что на предприятии ООО «Гамма» применяются документы, предусмотренные типовыми унифицированными формами первичной учетной документации.

 

  Таблица 6 - Сравнительная характеристика использования форм первичной документации по учету поступления основных средств в ООО «Гамма»

 

Форма

Название формы

Применение  и порядок заполнения

Прим. ООО

Приложение

1

2

3

4

5

Форма ОС-1

Акт о приеме - передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

Применяется для включения объектов в состав основных средств, ввода их в эксплуатацию. Состоят из 3 разделов: 1 «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату приобретения» 2    «Сведения    об    объекте    основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» К числу таких данных относятся данные о первоначальной стоимости объекта, сроке его полезного использования, способах начисления амортизации. 3»Краткая    индивидуальная    характеристика объекта основных средств»

Применяется

Приложение Е

Форма ОС-1а

Акт о приеме - передаче здания (сооружения)

Используется  при приемке - передачи зданий и сооружений

Не применяется

-

Форма ОС-6

Инвентарная карточка учета объекта основных средств

Применяется для учета  всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, его перемещения, и, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.

Применяется

Приложение И

Форма ОС-14

Акт о приеме (поступлении) оборудования

применяется для оформления поступившего на склад оборудования для установки. Составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией. В получение оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта.

Не применяется

-

Форма ОС-15

Акт о приемки - передаче оборудования в монтаж

Если   монтажные   работы   проводились подрядным способом, оборудование передается на ответственное хранение монтажной организации. Представитель этой организации должен расписать в получении оборудования непосредственно в акте. Копия передается в монтажную организацию.   Отдельный   акт   на  передачу оборудования   монтажной   организации составлять не требуется.

Не применяется

-

Форма ОС-16

Акт о выявленных дефектах оборудования

Составляется  на дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования. Смонтированное и готовое к эксплуатации оборудование зачисляется в сосав основных средств по актам формы ОС-1 или ОС-16.

Не применяется

-


 

 

 

Как следует из общих  положений по применению форм, удалять  из них любые утвержденные реквизиты  нельзя, но можно внести какие-то дополнительные реквизиты, оформленные приказом руководителя или иным организационно-распорядительным документом организации.

Акт о приеме - передаче объекта основных средств (кроме  зданий, сооружений), ф. ОС-1 (Приложение Е) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. На основании акта приемки-передачи производятся записи на счетах бухгалтерского учета.

Для первичного учета  выбытия основных средств также  используются унифицированные формы  первичной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ №7 от 21.01.03г. (см. табл. 7)

Единицей бухгалтерского учета основных средств в ООО «Гамма» является инвентарный объект. Основные средства в ООО «Гамма» принимаются к учету по первоначальной стоимости.

Важное значение при  организации учета основных средств  играет их инвентарный учет, осуществляемый в инвентарных карточках. Инвентарная карточка учета основных средств, ф. № ОС-6 (Приложение И). Применяется для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Инвентарная карточка на каждый объект или группу объектов ведется в бухгалтерии. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств. Инвентарные карточки регистрируются в описи инвентарных корточек типовой формы ОС-7, которая ведется по классификационным группам основных средств. Инвентарные карточки размещаются в картотеке также по классификационным группам объектов (промышленно-производственные), местам нахождения (по цехам и отделам) и видам объектов (здания, сооружения).

Таблица 7 – Формы первичной  документации по учету  списания основных средств и  их применение в ООО «Гамма»

Форма

Название формы

Применение  и порядок заполнения

Применение  в ООО 

Приложение 

Форма ОС-4

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

Состоит из 2 страниц. Hal странице помимо номера акта, даты его составления, наименования организации отражаются общие сведения о списываемом имуществе. Для этого заполняют специальную таблицу. Здесь следует привести инвентарный и заводской номера, даты его выпуска и ввода в эксплуатацию. ,срок, в течении которого можно использовать объект основных средств, его первоначальную и остаточную стоимость, сумму начисленной амортизации странице есть две таблицы. Первая называется «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств на этой же странице приводят заключение комиссии.

Применяется

Приложение Ж

Форма ОС-4а

Акт на списание автотранспортных средств

Применяется для оформления списания автотранспортных средств. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, Первый экземпляр с документом, подтверждающим снятие с учета в ГИБДД, передается в бухгалтерию, второй -остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств.

Применяется

Приложение 3


 

Объекты основных средств  аналогичного вида и стоимости, поступающие одновременно, разрешается учитывать на инвентарной карточке группового учета основных средств. Она имеет такое же содержание, что и инвентарная карточка индивидуального учета объектов форма № ОС-6 (Приложение И). Предприятия, имеющие небольшое количество объектов, могут вести пообъектный учет в инвентарной книге. Записи в ней производятся также по классификационным группам и местам нахождения объектом. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ. На основе соответствующих данных бухгалтерского и оперативного учета, а также технической документации в организации осуществляется оперативный контроль над использованием основных средств.[27]

Так, например, в унифицированной  форме инвентарной карточки не предусмотрено указание сведений о выбранном способе начисления амортизации.

На наш взгляд, организация  вполне может ввести в разд. 2 «Сведения  об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» формы N ОС-6 дополнительную графу 3 «Выбранный способ начисления амортизации».

В картотеке бухгалтерии ООО «Гамма» инвентарные карточки располагаются по классификационным группам в соответствии с Общероссийским классификатором основных средств, а внутри их по местонахождению (цех, отдел), видам (здания, сооружения и т.д.), инвентарным номерам. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы, которые ведутся в одном экземпляре по классификационным группам (видам) основных средств.

При использовании инвентарных  книг описи в ООО «Гамма» не составляются. Учет объектов основных средств по местам их эксплуатации осуществляется в инвентарном списке типовой формы, данные которого должны быть идентичны записям в инвентарных карточках (книгах). По данным инвентарных карточек и ведомостей расчета амортизации в конце месяца заполняются карточки учета движения основных средств.[38]

В конце года по итоговым суммам карточек учета движения основных средств составляют оборотную ведомость  движения основных средств, итоги которой  сверяются с данными оборотов по счетам и служат основанием для  заполнения отчетности о наличии и движении основных средств.

Аналитический учет основных средств ООО «Гамма» ведется  в инвентарных карточках и инвентарных ведомостях, в которых основные средства сгруппированы по материально ответственным лицам и видам (здания, сооружения и т.д.).

Документооборот по учету  поступления основных средств, используемый в ООО «Гамма» представлен  на рисунке 2.

 

 

 











Рисунок 2 - Документооборот по учету поступления основных средств в

ООО «Гамма»

 

       Как видно из рисунка, первоначальным этапом приобретения основного средства является заключение договора купли-продажи, следует учитывать, что основные средства могут приобретаться без оформления такого договора (например, в ООО «Гамма» приобретается офисная техника). Оплата приобретаемого основного средства происходит на основании выставленной продавцом счет - фактуры (приложение В).

Оплата основных средств  в ООО «Гамма» происходит, в  основном, безналичным путем, посредством платежного поручения (приложение Д). Затем на поставляемое основное средство продавец выписывает товарную накладную (приложение Г).

 

При постановке на учет основного  средства в ООО «Гамма» оформляется Акт о приеме - передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений), ф. ОС-1 (приложение Е) и Инвентарная карточка учета основных средств, ф. ОС-6 (приложение И).

На основании данных первичного учета формируются регистры синтетического и аналитического учета: Анализ счета 01 «Основные средства» (Приложение М),   Анализ счета 08 «Вложения во внеоборотные средства» (Приложение Н), Обороты по счету 01, 08 (Приложения Ф,Я) и оборотно - сальдовая ведомость общая (Приложение 5).

     Документооборот по учету выбытия объектов основных средств в ООО «Гамма» представлен на рисунке 3.

 










Рисунок 3 - Документооборот  по учету выбытия объектов основных средств в

ООО «Гамма»

 

     Выбытие объектов основных средств в ООО «Гамма» происходит на основании приказа директора. На выбывающее основное средство оформляется

   Акт на списание автотранспортных средств - форма ОС-4а (приложение 3). На основании данных первичного учета формируются регистры синтетического и аналитического учета: Анализ счета 01 «Основные средства» (Приложение М), Анализ счета 02 «Амортизация основных средств» (Приложение Н), Обороты по счету 01, 02,91 и Оборотно - сальдовая ведомость общая. Из оборотно -сальдовой ведомости результаты учета формируются в бухгалтерском балансе, ф. №1 ООО «Гамма» (приложение Ц). Представленная схема документооборота является наиболее приемлемой для ООО «Гамма».

Таким образом, на предприятии  ООО «Гамма» в основном применяются  документы, предусмотренные типовыми унифицированными формами первичной учетной документации.

Информация о работе Бухгалтерский учет движения основных средств на примере ООО «Гамма»