Бухгалтерский учет и аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения учета НДС объясняется трудоемкостью и необходимостью данного участка учета. НДС признается одним из самых сложных в учете налогов и важнейшим с точки зрения формирования налоговой нагрузки предприятий. Одна из основных задач бухгалтерского учета НДС операций состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе начисления и уплате налога, предоставление декларации.
Целью написания выпускной квалификационной работы является обобщение теоретических знаний и изучение состояния расчетов предприятия с бюджетом в области учета НДС, его аудит и разработка путей совершенствования данного участка учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АУДИТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1 Значение НДС в формировании бюджетов РФ
1.2 Бухгалтерский учет расчетов по НДС
1.3 Документальное оформление учета НДС
1.4 Методологические разработки по аудиту расчетов с бюджетом
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «СИБИРСКИЙ ХЛЕБ» Г. ОМСКА
2.1 Структура и виды деятельности ОАО «Сибирский хлеб»
2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности ОАО «Сибирский хлеб»
2.3 Организация бухгалтерского учета и контроля в ОАО «Сибирский хлеб»
3 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ОАО «СИБИРСКИЙ ХЛЕБ» Г. ОМСКА 56
3.1 Бухгалтерский учет начисления НДС
3.2 Бухгалтерский учет НДС, принимаемого к вычету
3.3 Порядок заполнения декларации по НДС
3.4 Основные пути совершенствования учета расчетов с бюджетом по НДС в ОАО «Сибхлеб»
4 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ ПО НДС В ОАО «СИБИРСКИЙ ХЛЕБ»
4.1 Планирование аудиторской проверки расчетов по НДС
4.2 Проведение аудита расчетов по НДС
4.3 Результаты аудита расчетов по НДС
5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОАО «СИБИРСКИЙ ХЛЕБ» Г. ОМСКА
5.1 Безопасность жизнедеятельности
5.2 Экологическая безопасность
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет и аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.docx

— 207.48 Кб (Скачать документ)

Бухгалтерский учет и аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

Значение налога на добавленную  стоимость (НДС) в формировании бюджетов России. Характеристика и оценка деятельности ОАО "Сибирский хлеб". Учет начисления НДС, порядок заполнения декларации. Планирование и проведение аудиторской  проверки расчетов по НДС.

СОДЕРЖАНИЕ

РЕФЕРАТ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА  И АУДИТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ

1.1 Значение НДС в формировании  бюджетов РФ

1.2 Бухгалтерский учет расчетов  по НДС

1.3 Документальное оформление учета  НДС

1.4 Методологические разработки  по аудиту расчетов с бюджетом

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «СИБИРСКИЙ  ХЛЕБ» Г. ОМСКА

2.1 Структура и виды деятельности  ОАО «Сибирский хлеб»

2.2 Анализ основных финансово-экономических  показателей деятельности ОАО  «Сибирский хлеб»

2.3 Организация бухгалтерского  учета и контроля в ОАО «Сибирский  хлеб»

3 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА  НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ  В ОАО «СИБИРСКИЙ ХЛЕБ» Г.  ОМСКА 56

3.1 Бухгалтерский учет начисления  НДС

3.2 Бухгалтерский учет НДС, принимаемого  к вычету

3.3 Порядок заполнения декларации  по НДС

3.4 Основные пути совершенствования  учета расчетов с бюджетом  по НДС в ОАО «Сибхлеб»

4 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ  ПО НДС В ОАО «СИБИРСКИЙ  ХЛЕБ»

4.1 Планирование аудиторской проверки  расчетов по НДС

4.2 Проведение аудита расчетов  по НДС

4.3 Результаты аудита расчетов  по НДС

5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ  В ОАО «СИБИРСКИЙ ХЛЕБ» Г.  ОМСКА

5.1 Безопасность жизнедеятельности

5.2 Экологическая безопасность

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

налог добавленная стоимость  учет аудит

Важнейшим элементом современной  рыночной системы являются налоги. В них воплощены экономические  основы существования государства  и всех других институтов современного общества. Налоговая система ныне выполняет сложнейшую экономическую  и социальную роль, воздействуя на все стороны жизни современного общества. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства.

К числу центральных, наиболее употребимых  и значимых налогов без сомнения относится налог на добавленную  стоимость. Как и любой другой налог, НДС выполняет, прежде всего, фискальную функцию. Кроме того НДС  выполняет важнейшую задачу налогового регулятора экономики. Манипулирование  такими инструментами налогового механизма, как налоговые ставки и льготы, позволяет стимулировать, а в  определенных условиях - ограничивать развитие тех или иных видов деятельности.

В настоящее время налог на добавленную  стоимость обеспечивает более 40% всех доходов федерального бюджет Российской федерации и порядка 20% консолидированного бюджета. Его значение крайне высоко в формировании государственных  доходов. НДС относят к категории  косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке  и товарооборот, складывающийся при  осуществлении внешнеэкономической  деятельности. Его перечисляют в  доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).

Актуальность изучения учета НДС  объясняется трудоемкостью и  необходимостью данного участка  учета. НДС признается одним из самых  сложных в учете налогов и  важнейшим с точки зрения формирования налоговой нагрузки предприятий. Одна из основных задач бухгалтерского учета  НДС операций состоит в правильной организации учета, позволяющей  своевременно получать информацию о  ходе начисления и уплате налога, предоставление декларации.

Целью написания выпускной квалификационной работы является обобщение теоретических  знаний и изучение состояния расчетов предприятия с бюджетом в области  учета НДС, его аудит и разработка путей совершенствования данного  участка учета.

Цель работы должна быть достигнута путем решения следующих задач:

- изучение состояния налогового  учета на предприятия и современного  законодательства, регулирующего вопросы  налогообложения НДС;

- исследование организационно-экономической  характеристики ОАО «Сибирский хлеб»;

- изучение действующей системы  организации учета расчетов с  бюджетом;

- проведение проверки правильности, полноты и достоверности учета  на предприятии в части расчетов  по НДС;

- выявление нарушений и недостатков  в постановке учета и изыскание  возможностей совершенствования  учета расчета с бюджетом;

- изучение безопасности жизнедеятельности  и проблем экологии в

исследуемой организации.

Предметом исследования являются теоретические, методические и организационные  аспекты бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по НДС.

Объектом проведения исследования является ОАО «Сибирский хлеб» города Омска.

В работе использовались такие методы как - статистический (используется для  анализа показателей текущей  бухгалтерской отчётности и для  проведения финансово-экономического анализа), расчетно-графический (показывает изображение расчетов в форме  таблиц, диаграмм), аналитический метод (используется для анализа данных, полученных в результате соответствующих  наблюдений и разработки предложений  по совершенствованию), элементы метода бухгалтерского учета: система счетов и двойная запись, баланс и отчетность (применяются для изучения предмета бухгалтерского учета и формирования показателей текущей бухгалтерской  отчётности).

Анализируемый период в целях анализа  деятельности предприятия 2008-2010гг, в  целях изучения учета и проведения анализа - 2010г.

Научная новизна выпускной квалифицированной  работы заключается в разработке рекомендаций по устранению недостатков  и совершенствованию бухгалтерского учета операций расчетов с бюджетом по НДС.

Практическая значимость данной исследовательской  работы заключается в возможности  использования ее результатов на предприятии ОАО «Сибхлеб» для  совершенствования порядка бухгалтерского учета по НДС, обнаружение фактических  недостатков в процессе проведения аудита и устранения их влияния за счет предложения разработанных  рекомендаций.

Методологической основой для  разработки данной темы явились нормативные  документы, публикации периодической  печати, а также издания отечественных  и зарубежных авторов и др.

В качестве информационно-аналитической  базы использовались документы бухгалтерско-финансовой отчетности ОАО «Сибирский хлеб»  за 2008 - 2010 годы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА  И АУДИТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ

1.1 Значение НДС при формировании  бюджета РФ

Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных  налогов в налоговые системы  государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности  государства в доходах бюджета [32].

Как считает Филина Ф.Н. важнейшим  свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства [36]. В нормальных экономических  условиях уплата косвенных налогов  производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители  облагаемых товаров (работ, услуг).

Налог на добавленную стоимость - форма  изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации [22]. Об этом говорит и Скрипченко В.А., отмечая, что налогом облагается не вся стоимость товара, а лишь ее часть - добавленная стоимость. [32].

При этом, как отмечает Жидкова  Е. Ю., добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения [22].

В России НДС введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 19921 «О налоге на добавленную стоимость» в ранге федерального налога. Закон  утратил силу с 01.01.2001 в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части  второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах» [35].

НДС относят к категории универсальных  косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке  и товарооборот, складывающийся при  осуществлении внешнеэкономической  деятельности. Его перечисляют в  доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).

Как отмечает Стародубцева И.В., НДС  играет главную роль не только в  формировании федерального бюджета  РФ, но и при формировании налоговой  нагрузки компаний. Поэтому в законодательное  регулирование НДС постоянно  вносятся изменения, направленные на совершенствование  налогового администрирования [33].

Взимание НДС как косвенного налога направлено прежде всего на решение фискальных задач государства, для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране, что достигается благодаря снижению ставок либо отмене налогообложения НДС общественно значимых направлений (производство медицинских препаратов, товаров для детей, образовательные услуги и т.д.) [25].

Налог на добавленную стоимость  зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100% (согласно бюджетному кодексу) [1]. Налог является федеральным.

Статистическая информация, предоставляемая  Федеральной Налоговой Службой  РФ [48], позволяет определить динамику формирования бюджета, значение НДС  и других налогов в структуре  доходных поступлений бюджета.

Согласно официальным данным, представленных в таблице 1.1, в 2010 году доходы консолидированного бюджета РФ составили 7 695,80 млрд. руб., что на 22,4% больше чем в предыдущем году, из которых 3 207,20 млрд. руб. поступили в федеральный бюджет и 4488,60 млрд. руб. в консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Таблица 1.1

Поступление администрируемых доходов  в бюджеты разных уровней РФ в 2006-2010гг., млрд. руб.

 
 

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2007г. к 2006г. %

2008г. к 2007г. %

2009г. к 2008г. %

2010г. к 2009г. %

 

Всего поступило в консолидированный  бюджет РФ

5432,50

6955,20

7 948,90

6 288,30

7 695,80

128,0

114,3

96,8

122,4

 

в том числе:

                   

в федеральный бюджет

2684,90

3342,60

3 571,90

2 502,60

3 207,20

124,5

106,9

89,8

128,2

 

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

2747,60

3612,60

4 377,00

3 785,70

4 488,60

131,5

121,2

102,5

118,6

 
                     

За тот же отрезок времени  отразим динамику поступления в  бюджетную систему налога на добавленную  стоимость (рис. 1.1.).

Рис. 1.1. Поступление НДС в бюджет РФ за 2006-2010 гг., млрд. руб.

Таким образом, поступление НДС  в 2010 году увеличилось на 14,64% по сравнению  с данными 2009 года, что может свидетельствовать  об увеличении оборота реализации товаров, работ и услуг за этот период. После спада 2008 года позитивная динамика свидетельствует о восстановлении ведущей роли НДС в формировании бюджета.

Необходимо отметить, удельный вес  НДС в доходах бюджетной системы. Наглядно эти данные представлены на рисунке 1.2.

Рис. 1.2. Удельный вес НДС в федеральном  и консолидированном бюджетах за 2006-2010 гг.

Значение НДС в формировании бюджета очень высоко, это подтверждается статистической информацией, согласно которой в 2009 его доля в федеральном  бюджете составила 48,24%, а в 2010 - 43,15%. В то время как в консолидированном  бюджете 19,20% и 17,98% соответственно. НДС - один из основных источников формирования бюджетов разных уровней.

Для сравнения доли НДС рассмотрим структуру налоговых поступлений  всех налогов за последние годы. (Табл. 1.2.)

Таблица 1.2

Удельный вес налоговых поступлений  в консолидированный бюджет РФ, 2006-2010г, млрд. руб.

 
 

2008 год

2009 год

2010 год

Удельный вес в консолидированном  бюджете, %

 
       

2008 год

2009 год

2010 год

 

Налог на прибыль организаций

2 513,00

1 264,40

1 774,40

32,35

20,68

23,79

 

НДФЛ

1665,60

1 665,00

1 789,60

21,44

27,23

23,99

 

НДС

1038,70

1207,20

1383,90

13,07

19,20

18,98

 

Акцизы

314,70

327,40

441,40

4,05

5,35

5,92

 

Имущественные налоги

493,40

569,70

628,20

6,35

9,32

8,42

 

Налоги и сборы и  регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 

1 742,60

1 080,90

1 440,80

22,43

17,68

19,32

 

Итого

7 948,90

6 288,30

7 695,80

100,00

100,00

100,00

 
               

НДС составляет пятую часть всех администрируемых поступлений в  консолидированный бюджет. Большую  часть доходов вместе с НДС  обеспечивают налог на прибыль, НДФЛ и налоги за пользование природными ресурсами.

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость