Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:58, реферат
Эффективная деятельность аппарата управления любой фирмы зависима от правильной организации работы с документами. Практически ни одна технологическая функция управления, связанная с информационными источниками, подготовкой и принятием решений, не обходится без документирования
- процесса создания, исполнения и оформления документов.
С документацией связана деятельность всех работников аппарата управления - от технических исполнителей до руководителей всех звеньев. Одни создают документы, другие обеспечивают их оформление и передачу, третьи руководствуются этими документами и на их основе принимают решения.
Главная особенность организационно-распорядительн
Внутренний документ, выпускаемый на предприятии, может считаться обязательным для исполнения сотрудниками лишь в том случае, если он имеет юридическую силу.
Чтобы документ имел такую силу, необходимо следующее:
■ положения, содержащиеся в документе, должны строго соответствовать требованиям законодательства;
■ документ должен быть издан должностным лицом управления, отдела предприятия, обладающим необходимыми для этого полномочиями;
■ реквизиты документа должны соответствовать принятым нормам.
Если эти условия не соблюдены, документ
может быть признан судом недействительным.
Так, например, чтобы включить в себестоимость представительские расходы, на пред. приятии в соответствии с законодательством должны быть изданы следующие документы:
- приказы об утверждении работников, имеющих право получать наличные денежные средства под отчет на представительские расходы;
- приказ о назначении комиссии для проверки правомерности списания представительских расходов;
- общая смета на приемы делегаций, утвержденная генеральным директором предприятия на предстоящий год;
- отчет работника предприятия об израсходованных суммах. К отчету должны быть приложены копии соответствующих документов, подтверждающих приобретение продуктов, сувениров и товарно-материальных ценностей, расходов на буфетное или ресторанное обслуживание и т.п.;
- авансовые отчеты.
Если такие документы составлены неправильно или вовсе отсутствуют, налоговая инспекция может посчитать списание представительских расходов на себестоимость нарушением. А это, как правило, приводит к применению финансовых санкций по налогу на доход или по налогу на добавленную стоимость.
Прежде чем исполнять предписания того или иного документа, необходимо обращать внимание на компетенцию лица, подписавшего этот документ. Если при его составлении и подписании должностное лицо вышло за рамки своей компетенции, документ не имеет юридической силы и является недействительным.
К компетенции руководителя предприятия относятся все вопросы руководства текущей деятельностью, за исключением вопросов, которые вправе решать только общее собрание участников предприятия или Совета директоров. Руководитель - единственный сотрудник, который действует от имени предприятия без доверенности.
Но согласно уставу предприятия компетенция руководителя может быть ограничена, а часть его «обычных» полномочий передана Совету директоров или общему собранию участников. Например, в уставе может быть предусмотрено, что руководитель не имеет права единолично, без согласия общего собрания участников, заключать сделки на сумму, превышающую 500 000 тенге. Чтобы такая сделка была законной, к договору необходимо приложить протокол общего собрания участников предприятия, в котором должно быть прямо сказано о том, что собрание участников одобрило эту сделку. В противном случае договор (и сделка) может быть признан недействительным. В этом случае «объяснения» контрагента, что он не знал об ограничении полномочий руководителя предприятия, не будут приняты, так как устав предприятия является открытым документом. Ознакомиться с ним могут и должны фирмы и компании, намеревающиеся заключить контракт с предприятием.
Все другие должностные лица предприятия могут решать те или иные вопросы лишь в случаях, если они уполномочены на это приказами, доверенностями, должностными инструкциями, положениями и т.п., подписанными или утвержденными руководителем. При заключении договоров или при составлении и подписании других товарно-финансовых документов от имени предприятия должностное лицо должно сделать ссылку на название, номер и дату доверенности, приказа или положения, на основании которого оно действует. В противном случае представители сторонних организаций будут вправе усомниться в том, действительно ли это должностное лицо обладает необходимыми полномочиями.
Самой распространенной подсистемой создания, учета и хранения является организационно-
- организационные;
- распорядительные;
- документы по личному составу;
- финансово-бухгалтерские;
- информационно-справочные.
Так как описать все организационно-распорядительн
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
2.1.1. Структура и штатная численность
Структура и штатная численность предприятия определяются в соответствии с его уставом и закрепляются специальным документом, в котором указываются все структурные под разделения предприятия, наименования должностей и количество штатных единиц по каждой из должностей. Документ составляется на бланке предприятия, подписывается заместителем руководителя предприятия, согласовывается с главным бухгалтером и утверждается директором предприятия. Гриф утверждения заверяется печатью
2.1.2. Штатное расписание
с
В штатном расписании закрепляется должностной и численный состав предприятия указанием фонда заработной платы. Штатное расписание составляется на бланке предприятия и содержит перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.
Штатное расписание подписывается заместителем руководителя предприятия, визируется главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. В грифе утверждения указываются общая штатная численность предприятия и месячный фонд заработной платы. Гриф утверждения заверяется печатью.
Для предприятий негосударственной сферы рекомендуется штатное расписание утверждать на общем собрании учредителей (акционеров).
В связи с инфляционными процессами и индексацией зарплаты в штатное расписание необходимо периодически вносить изменения либо устанавливать оплату труда в системе индексации. Изменения в штатное расписание вносятся специальным приказом.
2.1.3. Должностные инструкции
Должностная инструкция - документ, в ко тором определяются функции, права и обязанности сотрудника предприятия. Должностная инструкция необходима в случае возникновения споров, конфликтных ситуаций в трудовых правоотношениях. На основании должностной инструкции оставляется трудовой контракт с работником.
Должностная инструкция разрабатывается кадровой службой, согласовывается с юрисконсультом предприятия и утверждается руководителем предприятия. Все существенные изменения в должностную инструкцию вносятся приказом директора предприятия. Должностные инструкции составляются на основе Классификатора занятий ГК РК 01-99, утвержденного Комитетом СМиС от 16.10.99 г. № 22 с учетом требований трудового законодательства РК и ЕТКС РиПР РК.
2.1.4. Положение «О персонале»
В положении «О персонале» предприятия отражаются вопросы организации работы предприятия; оплаты труда работников; порядок предоставления отпусков; командирования сотрудников; права и обязанности работников и администрации; режим работы и т.п.
Положение о персонале обсуждается на собрании трудового коллектива, визируется юрисконсультом, подписывается заместителем руководителя и утверждается директором
предприятия. Положение «О персонале» является основанием для заключения коллективных трудовых договоров.
2.1.5. Учредительные документы
Уставы, положения о филиале (представительстве), учредительные договоры также относят к организационным документам, но мы не приводим образцы их оформлений, потому что, как правило, их готовят специализированные фирмы по установленному порядку. Такие документы утверждаются и подписываются на общем собрании учредителей, нотариально заверяются и регистрируются в органах Министерства юстиции РК и только после прохождения этих процедур приобретают юридическую силу.
2.2. РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
2.2.1. Приказы
Приказ является одним из наиболее важных и распространенных видов распорядительных документов предприятия. Поэтому рассмотрим составление распорядительного документа на примере. Приказ - это нормативный документ, издаваемый директором предприятия для решения каких-либо задач (производственных или связанных с персоналом предприятия).
Приказ может издаваться по вопросам создания, ликвидации, реорганизации учреждений или их структурных частей; утверждения положений, инструкций, правил с целью внесения изменений в них; по вопросам организации работы предприятия, финансированию, планированию, отчетности, снабжению, реализации продукции и другим производственным вопросам, а также по кадровым вопросам приема, перемещения, увольнения работников и т.п. Путем издания приказа руководитель ставит основные задачи перед работниками, указывает пути решения принципиальных вопросов. Приказ обязателен для всех работников данного предприятия. В отдельных случаях он может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от их подчиненности.
Подготовка приказа включает следующие этапы:
- изучение существа вопроса;
- сбор необходимых сведений;
- подготовку проекта приказа;
- согласование проекта;
- подписание руководителем.
Юридическим основанием для разработки приказа может служить издание документа органами власти и управления, конкретное поручение вышестоящего органа, необходимость осуществления исполнительной и распорядительной деятельности для осуществления задач, возложенных на предприятие. Предприятие или структурное подразделение может выступить с инициативой разработки приказа по какому-либо вопросу.
Первый этап разработки проекта приказа определяется кругом вопросов, которые пред*! стоит в нем отразить. Затем изучаются материалы по рассматриваемым вопросам, прежде всего законодательные акты и решения правительства, ведомственные нормативные акты, предшествующие распорядительным документам по данному и аналогичным вопросам. Это -обеспечит правовую основу документа и позволит избежать дублирования и противоречий.
На втором этапе осуществляется сбор необходимых сведений по существу поставленного вопроса. Для этого могут быть использованы различные информационно-справочные документы: отчеты, справки, докладные и объяснительные записки, акты, служебная переписка.
На основе сбора и изучения необходимых сведений разрабатывается проект приказа. Проекты приказов готовятся специалистами предприятия по поручению руководителя. Доя статочная компетентность специалистов, занятых в подготовке проекта приказа, является главным условием его качественности.
Приказы по основной деятельности оформляются на бланке предприятия для внутренних документов.
Приказ должен иметь название вида документа, дату и номер. Дата приказа - это дата его подписания руководителем. Нумерация приказов производится с января по декабрь в пределах года (№ 1, № 2 и т.д.). Необходимо иметь в виду, что приказы по основной деятельности нумеруются и ведутся отдельно от приказов по личному составу.
Третий этап - подготовка текста.
Приказ обязательно должен иметь заголовок, отвечающий на вопрос «о чем?». Например: «О ликвидации предприятия», «О внесении изменений в должностную инструкцию главного бухгалтера», «О приеме на работу», «О переводе на I другую работу» и т.д. Не допускается использовать заголовки типа: «Приказ по предприятию» или «Приказ генерального директора».
Текст приказа состоит, как правило, из двух взаимозависимых частей. В первой части, констатирующей, указываются основания издания приказа:
- нормативные документы государственных органов (правительства, налоговой инспекции и др.).'
- решения Совета директоров, общих собраний акционеров;
- производственная необходимость (конкретно).
Зачастую в констатирующей части дается пересказ акта вышестоящего органа, во исполнение которого издается данный приказ. При этом обязательны ссылка на вид акта, его автора, полное название (заголовок), номер и дата, т.е. все поисковые (ссылочные) данные. Констатирующая часть приказа может отсутствовать, если причина издания приказа очевидна и не нуждается в разъяснении.
Как правило, текст констатирующей части начинается с формулировок: «В соответствии...», «Во исполнение...», «В целях...», «Для...».