Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:58, реферат
Эффективная деятельность аппарата управления любой фирмы зависима от правильной организации работы с документами. Практически ни одна технологическая функция управления, связанная с информационными источниками, подготовкой и принятием решений, не обходится без документирования
- процесса создания, исполнения и оформления документов.
С документацией связана деятельность всех работников аппарата управления - от технических исполнителей до руководителей всех звеньев. Одни создают документы, другие обеспечивают их оформление и передачу, третьи руководствуются этими документами и на их основе принимают решения.
Письма по несложным, обговоренным заранее вопросам могут состоять из одной основной части, без пояснений.
Главная цель служебного письма - побудить к действию, убедить, показать, разъяснить. Это может быть достигнуто ясностью, четкостью и краткостью текста. Слова должны быть точно подобраны. Многословие мешает выделить суть документа.
Приводимые факты должны быть объективны, цифровые данные - точны. Тон письма должен быть нейтральным.
Рекомендуется избегать в письме категоричных выражений, что достигается вводными словами и конструкциями: по-видимому, по-прежнему, как известно, если возможно и т.п.
Уважение к адресату помогают выразить деепричастные обороты типа: «Внимательно рассмотрев Ваши предложения...», «Тщательно изучив Ваши замечания...».
Несмотря на многообразие вопросов, отражаемых в письмах, при обосновании действий используется ограниченный набор начальных и заключительных словосочетаний и выражений: «В порядке обмена...», «В порядке исключения...», «В связи...», «В соответствии...» и т.п.
Причины принятия решений также формулируются с помощью деепричастных оборотов: «учитывая», «считая», «принимая во внимание», «рассматривая», «руководствуясь» и т.д.
В письмах, факсах название вида документа не указывается, кроме писем-гарантий. В заголовочной части письма печатаются следующие реквизиты: «Дата документа», «Регистрационный номер документа», «Ссылка на регистрационный номер и дату документа», если письмо является ответом, - заголовок к тексту.
На письмах должны быть правильно указаны составные части реквизита «Адресат» (получателя письма): фирма; структурное подразделение; должность; фамилия; почтовый адрес получателя.
Если письмо одного содержания направляется нескольким адресатам, вначале указывается адрес основного получателя, затем перечисляются другие. Если документ направляется более чем трем адресатам, составляется список рассылки, и на каждом экземпляре указывается лишь один адресат, которому направляется конкретный экземпляр.
Если письмо направляется в дополнение ранее посланному, то в нем следует указді номер и дату ранее посланного письма.
Все письма, отправляемые из учрежден делятся на две группы - инициативные и ответные. Если письмо является ответом, ставитель должен указать дату и номер инициативного документа, на который он отвечая Этот реквизит переносится в бланк при окончи тельном оформлении письма.
По характеру содержания можно условно выделить следующие виды писем:
Сопроводительное письмо - это документ, информирующий адресата о направлении к нему прилагаемых к письму документоі1: Составление сопроводительного письма допустимо лишь в том случае, если необходим что-либо разъяснить или дополнить к прилаженным документам: указать срок исполнениі объяснить причину задержки, разъясни; сложные моменты и т.д. Начинаются письма этой разновидности словами: «Посылаем; «Направляем», «Возвращаем», «Прилагаем. затем указываются заголовок и поисковые знаки (дата и номер) направляемого документа. Если текст сопроводительного письма очень короток, то может оформляться на формате А и не иметь самостоятельного заголовка.
Во всех остальных случаях, когда сопроводительное письмо не несет какой-либо информации, оно не должно составляться.
Письмо-извещение по своему стилю близ ко к письмам-приглашениям и информационным письмам. Составляется для конкретно!! адресата и чаще всего является ответом на запрос. Начинается словами: «Извещаем», Сообщаем», «Ставим Вас в известность» и т.] Далее излагаются какие-либо факты.
Рекламное письмо - разновидность ин формационного письма, направляется конкретному адресату и содержит подробное описаниі и цены рекламируемых услуг или товаров.
Цель рекламного письма - побудить адресата воспользоваться предлагаемыми услуга ми. Текст писем должен быть конкретным, четким, содержащим полную информацию. В этик письмах адрес организации-автора указывается отдельно.
Письмо-приглашение предлагает адреса! ту принять участие в каком-либо проводимо» мероприятии. Может адресоваться как конкретным лицам, так и учреждениям. Начинаются письма этой разновидности словами: «Просто принять участие в...», «Приглашаем Вас...» «Мы рады пригласить Вас...» и т.п.
В письме-приглашении раскрывается характер проводимого мероприятия, указываются сроки проведения и условия участия.
Информационное письмо сообщает адресату о каком-либо факте или мероприятии. Чаще всего с помощью информационных писем пропагандируют деятельность каких-либо организаций, выпускаемую продукцию, издаваемую литературу.
Письмо-подтверждение содержит сообщение о получении какого-либо отправления (письма, телеграммы, перевода, бандероли, товаров, ценностей и т.п.) о том, что ранее составленный документ остается в силе (например договор, инструкция и т.п.). Письмо может подтверждать какой-либо факт, действие, телефонный разговор. Начинается эта разновидность письма-словами, образованными от глагола «подтверждать».
Своевременность отправки данных писем позволяет адресату снять вопрос с контроля и исключает отправку им писем-напоминаний.
Письмо-напоминание содержит указание на приближение или истечение срока исполнения какого-либо обязательства или проведения мероприятия. Это письмо может быть особенно лаконичным и содержать одну заключительную часть. Разновидность данных писем, как правило, начинается словом «Напоминаем».
Инициативные письма - это письма, которые требуют ответа. Большая категория таких писем выражает просьбу (предложение, запрос) к адресату в решении каких-либо вопросов. Это самая распространенная разновидность писем, их тематика не ограничена. Их характер предполагает вариантность положительного или отрицательного решения поставленного вопроса.
Гарантийное письмо - это документ, обеспечивающий исполнение изложенных в нем обязательств. Эти письма содержат гарантии оплаты, сроков поставки или качества продукции или предоставления чего-либо. Гарантийные письма имеют повышенную правовую функцию, поэтому изложение текста должно быть предельно четким и ясным.
Коммерческие письма составляются при заключении и выполнении контрактов. Они представляют собой обращения покупателей к продавцам с просьбой дать подробную информацию о товарах, услугах и/или направить предложение (оферту) на поставку товара, ответы продавцов, рекламации, ответы на рекламации, кредитные письма и т.п.
В рекламационных (претензионных) письмах предприятия требуют возмещения убытков, нанесенных из-за невыполнения или нарушения условий контракта другой стороной (контрагентом). Рекламация должна иметь копии документов, подтверждающих такие факты. Оформляются подобные копии в виде вложения к основному документу (рекламам).
При заключении контрактов с иностранң, ми партнерами используются кредитные nJ ма (L/C - Letter of credit). В них продавец Т сит предоставить гарантийное письмо из покупателя с номером валютного расчет счета и гарантиями банка оплаты покупатель товаров или услуг.
Письма-ответы носят зависимый xapактер от инициативных писем, поскольку тема текста уже задана и остается изложить характер решения поставленного в инициативно письме вопроса: принятие или отказ от положения, выполнения просьбы. Ответ ві да должен быть конкретным, четким: все , просьбы могут быть удовлетворены, в каком мере, в какие сроки. Отказ должен быть хорошо аргументирован.
Письма по финансовым вопросам подписывают руководитель и главный бухгалтер фирмі Письма, дающие какие-либо гарантии, имеющие юридические и финансовые последствии должны быть заверены печатью фирмы
2.3.2. Акты
СОЛ:
Акт - это документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий факты, события, действия. Этот вид документа составлялся в самых различных ситуациях и может имеет много разновидностей: акт инвентаризации» акт приема работ по контракту; акт прием; передачи документов; акт списания мате риалов, коммерческий акт, акт уничтожении дел, акт списания материальных ценности и т.д. Работникам бухгалтерии часто приходился составлять самые разнообразные акты.
Акты составляются чаще всего комиссией постоянно действующей или назначенной к указанию руководителей распорядительным документом. Работники бухгалтерии входя: во многие комиссии, например в комиссии по инвентаризации, по списанию, приему, передаче имущества и т.д. В отдельных случаях акт может быть составлен одним или несколькимі должностными лицами.
Если нет установленной нормативным документом формы, то акты составляются по единой схеме. Члены комиссии должны изучит! существо вопроса, подлежащего отражении: в акте, и основные законодательные и нор-3 мативные документы, регулирующие данный вопрос. Например, на предприятии проводится инвентаризация ТМЦ, поэтому прежде чеиі приступить к работе, члены комиссии должны' ознакомиться с требованиями СБУ № 24 и методическими рекомендациями к нему «О порядке проведения юридическими лицами ин-
вентаризации имущества и обязательств» от 06.03.98 г. № 47.
В акте отражаются только те факты, которые точно установлены лицами, которые подписывают документ. Обычно ведутся черновые записи, фиксирующие количественные данные. Акты оформляются на общем бланке, если являются внутренними документами фирмы. Если акт является внешним документом, то он должен содержать юридический адрес фирмы.
Дата и место составления, указываемые в акте, должны соответствовать дате и месту актируемого события.
Акт может иметь реквизит «Заголовок к тексту». Например: «Акт об инвентаризации товарно-материальных ценностей, отгруженных» или «Акт приема-передачи документов» и т.д.
Текст акта состоит из двух частей: вводной и основной. Во вводной части акта указывается основание его составления. Это может быть ссылка на документ либо на факты, события, действия. Начинается эта часть акта словом «Основание», которое печатается через 2-3 интервала после заголовка, с абзаца. После слова «Основание» ставится двоеточие и указывается наименование распорядительного документа в именительном падеже, его дата, номер и заголовок.
Затем указывается состав комиссии: инициалы и фамилия председателя, инициалы и фамилии членов комиссии в алфавитном порядке. При необходимости указываются должности, инициалы и фамилии присутствующих. В основной части акта излагаются цели, задачи и существо работы, проделанной составителями акта, ее результаты. Результаты работы могут быть оформлены в виде таблицы. После оценки результатов делаются выводы или даются рекомендации. Акт может заканчиваться и констатацией фактов.
В конце текста при необходимости могут быть указаны сведения о количестве экземпляров и о месте их нахождения. Количество экземпляров определяется числом заинтересованных сторон. Например:
Составлен в 2-х экземплярах:
1-й экз. направлен в налоговую инспекцию
2-й экз. - в дело.
Акт подписывается председателем и членами комиссии, при этом должности перед фамилиями не указываются. Например:
) Председатель
3 комиссии подпись Т.Н. Богданов
3 Члены комиссии подпись А.С. Головлев
подпись И.К. Морозов
Для ряда актов (по материальным, финансовым и другим важным вопросам) необході мо утверждение руководителем предприятия заверение печатью, после чего они приобрел ют юридическую силу.
Особую группу образуют коммерчески, '. акты, которые устанавливают факты поведения, порчи или недостачи груза, иных на рушений правил транспортировки. Данный и составляется на типографском бланке установленного образца, заполняется без помарок подчисток или зачеркиваний. Все дополненияі исправления в коммерческом акте необходим, оговорить и заверить подписями двух сторон (грузополучателя и должностного лица, ответственного за перевозку груза).
2.3.3. Докладные записки (служебные записка)
Докладная записка - документ, адресованный руководителю предприятия или вышестоящему органу, информирующий о сложившеся ситуации, имевшем место явлении, факте, о выполненной работе, содержащий вывод и предложения. Составляется по инициативі автора или по указанию руководства в случае необходимости поставить вышестоящего руководителя в известность о каких-либо фактах, событиях и может содержать предложения составителя по излагаемому вопросу. Цель - побудить руководителя принять определенное решение.
Докладная записка должна иметь заголовок к тексту, раскрывающий ее содержание. От адресата зависит оформление этого вида документов. Докладные записки могут быт внешними и внутренними.
Датой докладной записки считается дата е< подписания. Докладные записки по основным вопросам деятельности предприятия хранятся 5 лет.
2.3.4. Объяснительные записки
Объяснительная записка - это документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проект: и т.д.) или объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка. Объяснительные за писки по содержанию делятся на две группы. Первая группа включает документы, сопровождающие основной документ (план, отчет) и поясняющие содержание отдельных положений основного документа. Они оформляются на общем бланке предприятия.
Во вторую группу входят объяснительные записки по поводу каких-либо происшествий, сложившихся ситуаций, поступков и поведения отдельных работников. Текст таких записок дол-
жен быть убедительным, кратким, содержать неопровержимые доказательства. Как и докладные записки, они могут быть внешними и внутренними. Внутренние объяснительные записки, подаваемые руководителю структурного подразделения или руководителю учреждения, оформляются на простом листе с помощью ПК, машинописным или рукописным способом и подписываются составителем. Внешние объяснительные записки, направляемые в вышестоящие органы, подписываются руководителем предприятия и оформляются на общем бланке предприятия для писем, факсов.