Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:58, реферат
Эффективная деятельность аппарата управления любой фирмы зависима от правильной организации работы с документами. Практически ни одна технологическая функция управления, связанная с информационными источниками, подготовкой и принятием решений, не обходится без документирования
- процесса создания, исполнения и оформления документов.
С документацией связана деятельность всех работников аппарата управления - от технических исполнителей до руководителей всех звеньев. Одни создают документы, другие обеспечивают их оформление и передачу, третьи руководствуются этими документами и на их основе принимают решения.
Основную нагрузку в приказах несет распорядительная часть, которая излагается в повелительной форме и начинается словом: «Приказываю». Слово «Приказываю» печатается прописными буквами или строчными в разрядку. Это позволяет отделить констатирующую часть документа от распорядительной. В этой распорядительной части указывается, кому (исполнителю или структурному подразделению) что сделать (указывают конкретную работу), до конца числа (сроки ее окончания).
К формулировкам этой части документа предъявляются особенно жесткие требования: конкретность, четкость, ясность, недопустимость различных толкований. В них рекомендуется избегать неконкретных выражений типа: «поднять», «повысить», «усилить», «улучшить», «принять меры», «активизировать», «обратить внимание» и т.д. Сформулированные таким образом поручения расплывчаты, проверка их выполнения затруднительна.
Текст приказа может делиться на пункты, если поручений несколько. Каждый пункт начинается с красной строки. Пункты нумеруются арабскими цифрами. В последнем пункте указывается лицо или структурное подразделение, которое осуществляет контроль исполнения приказа в целом, а в каждом пункте указываются исполнитель (структурное подразделение, конкретное должностное лицо), предписываемое действие и срок исполнения. Исполнитель указывается в дательном падеже. Предписываемое действие выражается глаголом в неопределенной форме - «подготовить», «зачислить», «организовать», «обеспечить», «возложить», «разработать» и т.д.
Следует учитывать время доведения информации до конкретных исполнителей. Срок исполнения должен быть реальным, соответствовать объему предполагаемых работ. Обычно приказ имеет общий для всех пунктов исполнительный срок. Однако чаще срок исполнения устанавливается для каждого зада-
ния в отдельности. В последнем пункте приказа указывается лицо, на которое возложен контроль за исполнением документа. Приказ может иметь приложения, указания на которые даются в соответствующих пунктах текста. Если приказ вводит в действие какие-либо документы (инструкции, правила, положения), то они оформляются в виде приложения к приказу. В правом верхнем углу таких документов | ставится: «Приложение к приказу директора АО «Эра» от 01.03.95 № 7».
:
В случае необходимости в приказе могут быть перечислены ранее изданные документы (приказы, решения), которые данным приказом отменяются.
На четвертом этапе проекты приказов могут согласовываться с главным бухгалтером, юрисконсультом или другими должностными лицами предприятия. Согласование оформляется в виде визы.
На пятом этапе приказы подписываются руководителем или его заместителями, которым предоставлено такое право. Приказ вступает в силу с момента подписания, если в тексте не указан другой срок введения его в действие.
Секретарь-референт после издания приказа организует ознакомление сотрудников предприятия с его содержанием. Один экземпляр приказа вывешивается на доске объявлений, на другом экземпляре, который идет в дело фиксируется ознакомление с приказом сотрудников, ответственных за его исполнение. На нижнем поле документа или на обороте листа сотрудник ставит ознакомительную визу, которая включает подпись и дату ознакомления. При необходимости подписанный приказ может копироваться секретарем и раздаваться исполнителям для работы.
Аналогично происходит работа с такими управленческими документами, как решения и распоряжения.
2.2.2. Распоряжения
Распоряжение - документ, издаваемый директором или заместителем преимущественно по оперативным вопросам повседневной производственно-хозяйственной и административной деятельности предприятия.
Распоряжения оформляются на бланке предприятия для внутренних документов и подписываются директором или его заместителями.
Текст распоряжения должен содержать:
- конкретное задание (работу);
- ответственность исполнителя;
- срок исполнения.
Распорядительная часть, как правило, начинается словами «Обязываю», «Устанавливаю» и т.п.
2.2.3. Указания
Указание - распорядительный документ по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций, поручений и т.п. Указание подписывает руководитель предприятия или его заместители в пределах компетенции.
Распорядительная часть указания начинается словами «ПРЕДЛАГАЮ» или «ОБЯЗЫВАЮ».
Указаниям присваиваются порядковые номера в пределах календарного года.
•2.2.4. Решение (постановление)
Решение и постановление представляют собой документы коллегиального органа (Совета директоров, общего собрания акционеров и т.п.), составляемые по производственным вопросам. Оформляются решения аналогично другим распорядительным документам с использованием слов «РЕШИЛ» или «РЕШИЛИ», «ПОСТАНОВИЛ» или «ПОСТАНОВИЛИ». Подписываются решения (постановления) председателем и всеми членами коллегиального органа или председателем и секретарем.
Решение и постановление являются не только самостоятельными документами, а как правило, - составной частью протоколов, которые составляются по следующим правилам:
протокол - это документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях. В коммерческом предприятии составляются протоколы заседаний Совета директоров (учредителей), протоколы общих собраний акционеров, протоколы заседаний инвентаризационной комиссии и т.п.
Работникам бухгалтерии, входящим в. состав различных комиссий, нередко приходится оформлять протоколы заседаний. Проведению совещания (заседания) любого уровня должна предшествовать подготовительная работа. Чтобы обсуждение не прошло впустую для участников заседания, рекомендуют заранее подготовить и раздать информационный материал по вопросам, включенным в повестку дня.
Протокол ведется, как правило, во время заседания секретарем, который конспектирует (стенографирует) или записывает на диктофон выступления участников заседания.
Оформляется протокол по форме общего бланка предприятия на чистом листе бумаги с соблюдением основных реквизитов:
- наименование учреждения;
- наименование структурного подразделе- , ния;
название вида документа (протокол);
- дата заседания;
- регистрационный номер документа;
- место заседания;
- заголовок к тексту;
- текст документа;
- подписи. В ряде случаев протокол подлежит утверждению и содержит гриф утверждения. Дата протокола является дата проведения заседания, совещания, собрания, а номером протокола - порядковый номер заседания коллегиального органа (с начала года).
Заголовок протокола содержит указание вида коллегиальной деятельности (заседания, собрания, совещания), а также название коллегиального органа в родительном падеже Например: «...заседания инвентаризационной комиссии», «...собрания работников бухгалтерии». Заголовочную часть протокола можно оформить до начала заседания. Основным является текст протокола. Он содержит две части: первую - вводную, где указываются фамилии и инициалы председательствующего, секретаря, присутствующих и повестка дня, вторую - основную, фиксирующую ход заседания.
По полноте освещения хода заседания протоколы могут быть полными и краткими.
Полный протокол составляется на бланке для внутренних документов или на чистом листе бумаге, содержит следующие реквизиты:
- наименование учреждения,
- название вида документа (протокол),
- дату заседания,
- регистрационный номер документа,
- заголовок к тексту,
- текст документа,
- подписи. Заголовок протокола содержит название
коллегиального органа. Например: ПРОТОКОЛ заседания инвентаризационной комиссии.
Вводная часть полного протокола оформляется в такой последовательности:
председатель - инициалы и фамилия;
секретарь - инициалы и фамилия;"
присутствовали - инициалы и фамилии присутствующих сотрудников предприятия в алфавитном порядке, затем должности и фамилии приглашенных. Если присутствующих более 10, то указывается их общее количество. На собраниях с большим числом присутствующих их состав указывается количественно, а пофамильный список прилагается к протоколу, о чем делается пометка. Например: присутствовали 45 человек (список прилагается).
Повестка дня включает вопросы, вынесенные на обсуждение. Каждый пункт повестки дня нумеруется, записывается с новой строки и отвечает на вопрос «о чем?». Например: 1. Об итогах работы предприятия за 2001 г. Основная часть протокола состоит ,из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме: СЛУШАЛИ: ВЫСТУПИЛИ:
ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ): Эти слова пишутся прописными буквами, каждая с новой строчки, после них ставится двоеточие. Они зрительно разбивают текст, облегчая его восприятие.
После двоеточия на следующей строке с абзаца пишутся фамилии и инициалы выступавших и через тире - краткое изложение текста выступления от третьего лица единственного числа. Если имеются тексты или тезисы выступлений, они не записываются в протокол, а через тире после фамилии делается указание: «Текст выступления (сообщения) прилагается». Вопросы, задаваемые в процессе обсуждения или после выступления, фиксируются в протоколе вместе с ответами в краткой, лаконичной форме.
Постановление (решение) указывается в протоколе полностью. Решение, которое содержит несколько вопросов, подразделяется на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Постановляющая часть решений должна быть конкретной и содержать составные части: кому, что сделать и к какому числу. В. кратком протоколе указываются только рассмотренные вопросы, фамилии тех, кто участвовал в обсуждении, и принятые коллективные решения. По усмотрению председателя могут быть включены особые мнения или важные выступления должностных лиц, указываться результаты голосования по каждой кандидатуре отдельно. Краткий протокол не позволяет получить представление о характере замечаний и мнений, высказанных при обсуждении. Этот вид протокола используется при проведении оперативных совещаний либо в случаях, когда тексты выступлений прилагаются к протоколу или имеется стенограмма.
В ходе заседания составляется черновик протокола. Протокол уточняется, выверяется, редактируется и оформляется в пятидневный срок. Полностью подготовленный протокол подписывается председателем и секретарем.
К протоколу подшиваются представленные материалы: справки, доклады, проекты, инструкции, нормативные акты и т.д.
Принятые решения доводятся до сотрудников предприятия в виде копии протокола или выписки постановляющей части из него, либо в виде других распорядительных документов: приказов, решений, распоряжений, составленных на основании протокола.
Протоколы относятся к числу важных документов предприятия, поэтому хранятся не менее 10 лет и могут передаваться на архивной хранение.
2.3.1. Письма
2.3 ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Служебные письма - это обобщенное на звание большой группы управленческих документов различного содержания, которые служат средством общения с учреждениями организациями и частными лицами, сообщения чего-нибудь, уведомления о чем-нибудь.
Служебные письма применяются для решения многочисленных оперативных вопросов, возникающих в управленческой деятельности По содержанию и назначению письма могуі быть: гарантийные, информационные, рекламные, коммерческие, рекламационные, письма-запросы, письма-извещения, письма-приглашения, письма-ответы, письма-просьбы, письма-уведомления, письма-напоминания и др.
Служебные письма выступают связующим звеном между предприятиями, учреждениями и организациями и занимают до 80% входящей и исходящей документации учреждения в] целом. Они достаточно часто используются в] деятельности бухгалтерии.
Текст служебного письма должен быть простым, т.е. освещать один вопрос. Это позволяет упростить технические операции по обработке письма в учреждении-получателе (прежде всего регистрацию, контроль, формирование в дела) и ускорит исполнение документа. Текст письма должен быть лаконичным, последовательным, убедительным и корректным. Факты и события должны представляться объективно, а все стороны излагаемого вопроса должны освещаться с достаточной полнотой, кратко и ясно.
Письмо составляется на специальном бланке и должно содержать заголовок, указание адресата, должность, фамилию и инициалы подписывающего, фамилию и номер телефона составителя. Второй экземпляр (копия) исходящего письма печатается не на бланке.
Текст письма, как правило, состоит из двух частей, вводной и основной. В вводной части указываются причины, вызвавшие составление письма, споровождаемые ссылками на факты, даты, документы.
Во второй части письма формулируется его основная цель (предложение, отказ, просьба, гарантия и т.пп). Для активизации восприятия информации письма рекомендуют изменить традиционный порядок изложения текста письма и начинать его с существа вопроса, помещая (доказательства и доводы во вторую часть.