Калькулирование себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:45, курс лекций

Описание

При изучении курса «калькуляция себестоимости строительной продукции» предметом калькулирования является хозрасчетная деятельность генерального подрядчика и субподрядчиков строительных организаций, которые строят промышленные предприятия, сооружают жилые дома, заняты в линейном строительстве (строительство ж\д, шоссейных дорог, трубопроводов), управлений механизацией и др. организации, занятые строительными работами.

Содержание

Раздел 1. Сущность и задачи калькулирования. Источники погашения затрат.
Лекция 1. Сущность и задачи калькулирования.
1.1. Предмет и содержание курса «Калькулирование себестоимости строительной продукции».

5
1.2. Понятие о стоимости и себестоимости строительно-монтажных работ и особенности формирования затрат в строительстве.
5
1.3. Калькулирование как система измерения издержек производства и реализации продукции (работ, услуг), ее связь с учетом и контролем.
6
1.4. Виды калькуляций и их характеристика. 6
1.5. Задачи калькулирования себестоимости строительно-монтажных работ. 7
Лекция 2. Источники погашения затрат
2.1. Классификация источников погашения затрат.
8
2.2. Затраты, включаемые в себестоимость строительно-монтажных работ. 8
2.3. Затраты, погашаемые за счет прибыли строительной организации. 9
2.4. Прочие источники погашения затрат строительной организации. 9
Раздел 2. Классификация затрат на производство строительно-монтажных работ.
Лекция 3. Группировка затрат по экономическим элементам.
3.1. Общие принципы классификации затрат на производство строительно-монтажных работ.

12
3.2. Состав затрат, включаемых в элемент «Материальные затраты». 13
3.3. Состав затрат, включаемых в элемент «Затраты на оплату труда». 13
3.4. Состав затрат, включаемых в элемент «Отчисления на социальные нужды». 13
3.5. Состав затрат, включаемых в элемент «Амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности».
13
3.6. Состав затрат, включаемых в элемент «Прочие затраты». 14
Лекция 4. Состав, содержание и характеристика калькуляционных статей.
4.1. Статья калькуляции «Материалы».
15
4.2. Статья калькуляции «Основная заработная плата рабочих». 16
4.3. Статья калькуляции «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов».
16
4.4. Статья калькуляции «Накладные расходы». 17
Лекция 5. Объекты учета затрат, объекты калькуляции и калькуляционные единицы.
5.1. Понятие объекта учета затрат.
18
5.2. Объекты калькуляции. 18
5.3. Связь между объектами учета затрат и объектами калькуляции. 18
5.4. Калькуляционные единицы. 19
5.5. Основные приемы, применяемые в процессе калькулирования себестоимости продукции (работы, услуг).
19
Лекция 6. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
6.1. Основные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
21
6.2. Простой метод учета затрат (попроцессный). 21
6.3. Попередельный метод учета затрат на производство. 22
6.4. Позаказный метод учёта затрат на производство. 22
6.5. Нормативный метод учета затрат на производство. 22
Раздел 3. Основы сметного калькулирования.
Лекция 7. Основные принципы сметного нормирования и калькулирования затрат в строительстве.
7.1. Организационно-технические особенности строительного процесса и их влияние на ценообразование в строительстве.

24
7.2. Нормы и цены, применяемые в сметном нормировании. Единичные расценки. 24
7.3. Основные принципы исчисления сметной стоимости строительно-монтажных работ.
26
Лекция 8. Сметы и их характеристика, порядок формирования цен на строительные работы
8.1. Локальные и объектные сметы.
27
8.2. Сводная смета. 28
8.3. Прочие затраты и налоги, возмещаемые сверх сметной стоимости. 28
8.4. Резерв на непредвиденные расходы. 29
8.5. Порядок формирования договорной цены на строительную продукцию и порядок расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы.
30
Раздел 4. Основные принципы организации учета затрат и калькулирования себестоимости строительной продукции.
Лекция 9. Материальные затраты и основная заработная плата рабочих, их включение в себестоимость калькуляционных объектов.
9.1. Заготовительно-складские расходы.

32
9.2. Основные способы включения израсходованных материалов с себестоимость строительно-монтажных работ.
33
9.3. Включение в себестоимость строительно-монтажных работ материалов по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости.
34
9.4. Включение в себестоимость строительно-монтажных работ материалов по средневзвешенным ценам.
38
9.5. Включение в себестоимость строительно-монтажных работ материалов по методам LIFO и FIFO.
38
9.6. Основная зарплата рабочих, ее включение в себестоимость калькуляционных объектов.
39
Лекция 10. Расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов, их включение в себестоимость калькуляционных объектов.
10.1. Организационные формы эксплуатации строительных машин и механизмов.
40
10.2. Расходы будущих периодов и порядок их включения в затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов.
40
10.3. Включение в себестоимость калькуляционных объектов затрат по эксплуатации крупных машин и механизмов.
41
10.4. Включение в себестоимость калькуляционных объектов затрат по эксплуатации мелких машин и механизмов.
42
10.5. Затраты по перевозке материалов в пределах стройки, ввозу и вывозу грунта и их включение а себестоимость строительно-монтажных работ.
44
Лекция 11. Накладные расходы, потери от брака и формирование себестоимости калькуляционных объектов.
11.1. Включение в себестоимость калькуляционных объектов накладных расходов.
45
11.2. Включение в себестоимость калькуляционных объектов потерь от брака. 45
11.3. Сводный учет затрат и калькулирование себестоимости строительно-монтажных работ.
46
Раздел 5. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции .
в отдельных отраслях строительства
Лекция 12. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в отдельных о

Работа состоит из  1 файл

конспект лекций.doc

— 550.00 Кб (Скачать документ)

Все извещения об изменении норм фиксируются в специальном Журнале  учета изменения норм (см. Приложение 4). В этом же журнале рассчитывается экономия или перерасход, полученные в результате изменения норм расхода ресурсов или цен и тарифов на потребляемые ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 14. Учет отклонений от норм затрат и сводный учет затрат на производство строительно-монтажных работ

 

Вопрос 1. Номенклатура причин и виновников отклонений от норм расходов

 

Для повышения эффективности организации  контроля над соблюдением норм расходов используемых ресурсов целесообразно  на начало отчетного периода (года, квартала) составлять номенклатуру причин и виновников перерасходов ресурсов. Номенклатура причин и виновников отклонений от нормативных расходов состоит из двух разделов:

1) В первом разделе отражают наименование причин перерасхода по затратам материалов, заработной платы и расходов по эксплуатации машин и механизмов и проставляют коды этих причин.

2) Приводят перечень виновников перерасхода ресурсов и по каждому виновнику проставляют соответствующий код.

Примерный перечень причин и виновников перерасхода ресурсов, который можно  применить в строительных организациях, приведен в приложении 5.

Для составления номенклатуры причин и виновников перерасхода ресурсов все причины целесообразно группировать в разрезе 4 статей калькуляции. Как  правило, для составления номенклатуры причин и виновников перерасхода  ресурсов руководствуются методическими рекомендациями по организации нормативного метода учета затрат. Эти рекомендации разрабатывают вышестоящие организации. Каждое строительное предприятие вносит дополнительные наименования и коды причин перерасхода затрат с учетом специфики своей работы.  В течение отчетного периода номенклатура причин и виновников перерасхода затрат может дополняться новыми наименованиями и кодами причин и виновников перерасхода затрат.

На основании информации номенклатуры причин и виновников перерасхода  затрат в первичных документах, фиксирующих факты перерасхода ресурсов, проставляются соответствующие причины и виновники с указанием кодов. Наличие соответствующих кодов в номенклатуре позволяет унифицировать обработанную информацию, усилить контрольную функцию учета затрат и применять автоматизированную обработку данных.

 

Вопрос 2. Учет отклонений от норм расхода материалов

 

При организации контроля за использованием строительных материалов предварительно рассчитываются в количественном выражении  лимиты расхода материалов по тем работам, которые будут выполняться на конкретном технологическом этапе. Эти лимиты расходов проставляются в лимитно-заборных картах (см. приложение 6), или же в отчетах о фактическом расходе материалов в сопоставлении с нормами расходов материалов (типовая форма отчета С29).

В строительных организациях применяют 2 способа контроля за расходом материалов:

1. предварительный.

2. последующий.

Предварительный контроль, как правило, производится по материалам закрытого (складского) хранения (краски, гвозди, метизы и т.д.). По этим материалам с помощью лимитно-заборных карт устанавливается месячный лимит. Если до истечения отчетного месяца весь лимит материалов израсходован, то дополнительная потребность в материалах оформляется с помощью специальных сигнальных документов: требование-сигнальная (см. приложение 7), сигнальная накладная на внутренний отпуск дополнительных материалов, дополнительная сигнальная лимитно-заборная карта. Сигнальные документы, фиксирующие перерасход материалов составляются еще до начала работ, для выполнения которых необходим дополнительный расход материалов. Как правило, сигнальные документы отличаются по цвету или имеют специальную цветную полосу. В сигнальных документах отражают наименования и коды причин перерасхода материалов. Эти коды проставляют работники производственного отдела. В обязательном порядке сигнальные документы визируются соответствующими подразделениями строительной организации и в них должна быть подпись руководителя либо главного инженера. В сигнальных документах указывают количество затребованного материала.

Последующий контроль осуществляется, как правило, по материалам открытого  хранения (кирпич, песок, круглый лес  и т.д.) в конце каждого месяца. Перерасход каждого вида материала  открытого хранения определяется в количественном выражении с помощью следующей методики:

1) По данным инвентаризации остатков неиспользованных материалов в конце месяца составляется акт инвентаризации остатков материалов. В этом акте фиксируются остатки на конец месяца в количественном выражении.

2) Фактический расход материалов определяется в количественном выражении расчетным путем:

Остаток материала (количество) на начало отчетного месяца (на основе данных акта инвентаризации за предыдущий месяц) + количество поступившего материала на строительный объект за отчетный месяц (по данным накладных) - остаток материала на конец отчетного месяца (акт инвентаризации отчетного месяца) = Фактический расход материалов открытого хранения.

Эти данные заносятся в отчет  формы С29 по каждому виду материалов.

Основными причинами перерасхода  материалов могут быть:

- ошибки в проектной документации (к примеру, пропуск отдельных видов работ);

- нарушение технологии строительного производства (несоблюдение технических норм);

- брак в производстве;

- исправление брака и т.д.

Основными виновниками перерасхода  могут быть:

- производитель работ или мастер;

- рабочие производственной бригады;

- проектная организация;

- поставщики материалов;

- УПТК и т.д.

 

Вопрос 3. Учёт отклонений от норматива расхода

основной заработной платы рабочих

 

В нормативных картах приводится нормы  трудозатрат отдельных видов  работ и расценки за эти виды работ. Если в результате каких-либо причин требуется дополнительное выполнение работ на строительном объекте, то этот перерасход заработной платы фиксируется дополнительным нарядом (см. Приложение 8). Кроме дополнительного наряда может также составляться дополнительный рапорт на производство работ, не предусмотренных технологией производства. К дополнительному наряду или рапорту в бухгалтерии составляется специальный листок на доплату работ, указанных в дополнительном наряде или рапорте. В этих сигнальных документах проставляются наименования, коды причин и виновников перерасхода. Эту информацию в документах проставляет либо работник производственного отдела, либо экономисты по труду. Листки на доплату приведены в Приложении 9.

Если на предприятии рабочие  по каким-либо причинам не выполняли  работ, то есть простаивали, то информация о простое оформляется специальным сигнальным документом - листком о простое (см. Приложение 10). В этом документе указываются причины и виновники простоя и производится расчёт оплаты простоя.

Основными причинами перерасхода  являются:

- отсутствие фронта работ (не завезены материалы, нет электроэнергии т.д.)

- ошибки в проектной документации

- брак в производстве, исправление брака.

- сверхурочная работа, работа в праздничные и выходные дни и т.д.

Основными виновниками могут быть:

- производственные работники или мастера.

- рабочие бригады.

- управление механизации.

- механик предприятия.

- поставщик материалов и т.д.

 

Вопрос 4. Учет отклонений от норм расходов

по эксплуатации строительных машин и механизмов

 

При организации контроля за использованием строительных машин и механизмов в первую очередь осуществляют контроль по времени использования машин. Если возникает дополнительная потребность в конкретных видах машин и механизмов, то составляется специальный сигнальный рапорт на сверхплановые работы (см. приложение 11). В случае просто машин или механизмов составляется сигнальный листок о простое (см. приложение 12). В этих документах указываются наименования и коды причин и виновников перерасхода затрат по эксплуатации строительной техники.

Основные причины перерасхода:

- ошибки в проектах или изменения  в проектах

- работы по исправлению брака

- внеплановый ремонт и профилактика  строительной техники

- отсутствие фронта работ

- аварийная остановка машин  и механизмов

- отсутствие электроэнергии и  т.д.

Основные виновники перерасхода:

- проектные организации

- механик строительной организации

- рабочие, управляющие строительными  машинами и механизмами

- управление механизации строительно-монтажных  работ и т.д.

 

Вопрос 5. Учет отклонений по накладным расходам и

сводный учет затрат при нормативном методе учета

 

Для контроля за формированием накладных расходов применяется следующая методика. В начале месяца в целом по строительной организации составляется смета накладных расходов (плановые данные). В конце месяца фактический расход по всем видам накладных расходов, которые зафиксированы на счёте 26 в Ж-О №10-С, сравнивают с аналогичными сметными накладными расходами. Особое внимание уделяется тем видам накладных расходов, по которым допущен перерасход. При этом целесообразно все накладные расходы подразделить на две группы:

  1. Условно-переменные, зависящие от изменения объема СМР;
  2. Условно-постоянные, которые не изменяются с изменением объема СМР.

К условно-переменным относятся:

- дополнительная заработная плата рабочих-сдельщиков основного производства;

- начисления на заработную плату этих рабочих (в ФСЗН и БГС);

- расходы по охране труда и технике безопасности;

- расходы по подготовке объектов строительства к сдаче;

- расходы на рекламу;

- представительские расходы;

- информационные расходы и прочие.

При проведении контроля за условно-переменными расходами сметные расходы корректируются на процент выполнения плана по объему СМР в отчетном месяце. Тогда фактические накладные расходы сравниваются со скорректированными сметными расходами и таким образом выявляются факты необоснованного завышения накладных расходов. Причины и виновники перерасхода затрат на управление строительной организацией устанавливают отдельно по каждому виду накладных расходов на основании либо первичных документов, либо с помощью аналитических расчетов.

К условно-постоянным расходам относятся все прочие виды накладных расходов, которые нельзя отнести к условно-переменным (например: административно-хозяйственные расходы, амортизация временных нетитульных сооружений и т.д.). 
При организации контроля за отдельными видами условно-постоянных накладных расходов фактические расходы сравниваются со сметными и особое внимание уделяется тем расходам, по которым имеется перерасход по отношению к смете. 
На основании первичных документов в бухгалтерии составляется специальная сводная ведомость, в которой приводят перерасход затрат по прямым статьям калькуляции с указанием кодов, причин и виновников перерасхода (см. приложение 13). По итогам месяца в бухгалтерии по каждому строительному объекту составляется отчетно-нормативная калькуляция (см. приложение 14). Для составления этой калькуляции используют нормативные карты, сигнальные первичные документы, извещения об изменении норм расходов, а также специальные расчеты по распределению накладных расходов. На основании данных сводного нормативного метода учета затрат разрабатывают рекомендации по совершенствованию контроля за формированием затрат и установлению причин и виновников перерасхода используемых ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 7. Калькулирование инвентарной стоимости вводимых в действие основных фондов

 

Лекция 15. Калькулирование инвентарной стоимости вводимых в действие основных фондов

 

Вопрос 1. Объекты калькулирования инвентарной стоимости основных средств

Объектами калькулирония инвентарной  стоимости являются вводимые в действие или реконструированные здания, сооружения, передаточные устройства, а также технологическое оборудование, требующее и не требующее монтажа.

При калькулировании инвентарной  стоимости необходимо учитывать  выполнения работ (хозяйственный, подрядный).

При хозяйственном способе основные затраты, включаемые в себестоимость объектов отражаются по фактической стоимости, а при подрядном – по договорной стоимости или по стоимости выполненных работ.

Информация о работе Калькулирование себестоимости