Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:45, курс лекций
При изучении курса «калькуляция себестоимости строительной продукции» предметом калькулирования является хозрасчетная деятельность генерального подрядчика и субподрядчиков строительных организаций, которые строят промышленные предприятия, сооружают жилые дома, заняты в линейном строительстве (строительство ж\д, шоссейных дорог, трубопроводов), управлений механизацией и др. организации, занятые строительными работами.
Раздел 1. Сущность и задачи калькулирования. Источники погашения затрат.
Лекция 1. Сущность и задачи калькулирования.
1.1. Предмет и содержание курса «Калькулирование себестоимости строительной продукции».
5
1.2. Понятие о стоимости и себестоимости строительно-монтажных работ и особенности формирования затрат в строительстве.
5
1.3. Калькулирование как система измерения издержек производства и реализации продукции (работ, услуг), ее связь с учетом и контролем.
6
1.4. Виды калькуляций и их характеристика. 6
1.5. Задачи калькулирования себестоимости строительно-монтажных работ. 7
Лекция 2. Источники погашения затрат
2.1. Классификация источников погашения затрат.
8
2.2. Затраты, включаемые в себестоимость строительно-монтажных работ. 8
2.3. Затраты, погашаемые за счет прибыли строительной организации. 9
2.4. Прочие источники погашения затрат строительной организации. 9
Раздел 2. Классификация затрат на производство строительно-монтажных работ.
Лекция 3. Группировка затрат по экономическим элементам.
3.1. Общие принципы классификации затрат на производство строительно-монтажных работ.
12
3.2. Состав затрат, включаемых в элемент «Материальные затраты». 13
3.3. Состав затрат, включаемых в элемент «Затраты на оплату труда». 13
3.4. Состав затрат, включаемых в элемент «Отчисления на социальные нужды». 13
3.5. Состав затрат, включаемых в элемент «Амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности».
13
3.6. Состав затрат, включаемых в элемент «Прочие затраты». 14
Лекция 4. Состав, содержание и характеристика калькуляционных статей.
4.1. Статья калькуляции «Материалы».
15
4.2. Статья калькуляции «Основная заработная плата рабочих». 16
4.3. Статья калькуляции «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов».
16
4.4. Статья калькуляции «Накладные расходы». 17
Лекция 5. Объекты учета затрат, объекты калькуляции и калькуляционные единицы.
5.1. Понятие объекта учета затрат.
18
5.2. Объекты калькуляции. 18
5.3. Связь между объектами учета затрат и объектами калькуляции. 18
5.4. Калькуляционные единицы. 19
5.5. Основные приемы, применяемые в процессе калькулирования себестоимости продукции (работы, услуг).
19
Лекция 6. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
6.1. Основные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
21
6.2. Простой метод учета затрат (попроцессный). 21
6.3. Попередельный метод учета затрат на производство. 22
6.4. Позаказный метод учёта затрат на производство. 22
6.5. Нормативный метод учета затрат на производство. 22
Раздел 3. Основы сметного калькулирования.
Лекция 7. Основные принципы сметного нормирования и калькулирования затрат в строительстве.
7.1. Организационно-технические особенности строительного процесса и их влияние на ценообразование в строительстве.
24
7.2. Нормы и цены, применяемые в сметном нормировании. Единичные расценки. 24
7.3. Основные принципы исчисления сметной стоимости строительно-монтажных работ.
26
Лекция 8. Сметы и их характеристика, порядок формирования цен на строительные работы
8.1. Локальные и объектные сметы.
27
8.2. Сводная смета. 28
8.3. Прочие затраты и налоги, возмещаемые сверх сметной стоимости. 28
8.4. Резерв на непредвиденные расходы. 29
8.5. Порядок формирования договорной цены на строительную продукцию и порядок расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы.
30
Раздел 4. Основные принципы организации учета затрат и калькулирования себестоимости строительной продукции.
Лекция 9. Материальные затраты и основная заработная плата рабочих, их включение в себестоимость калькуляционных объектов.
9.1. Заготовительно-складские расходы.
32
9.2. Основные способы включения израсходованных материалов с себестоимость строительно-монтажных работ.
33
9.3. Включение в себестоимость строительно-монтажных работ материалов по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости.
34
9.4. Включение в себестоимость строительно-монтажных работ материалов по средневзвешенным ценам.
38
9.5. Включение в себестоимость строительно-монтажных работ материалов по методам LIFO и FIFO.
38
9.6. Основная зарплата рабочих, ее включение в себестоимость калькуляционных объектов.
39
Лекция 10. Расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов, их включение в себестоимость калькуляционных объектов.
10.1. Организационные формы эксплуатации строительных машин и механизмов.
40
10.2. Расходы будущих периодов и порядок их включения в затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов.
40
10.3. Включение в себестоимость калькуляционных объектов затрат по эксплуатации крупных машин и механизмов.
41
10.4. Включение в себестоимость калькуляционных объектов затрат по эксплуатации мелких машин и механизмов.
42
10.5. Затраты по перевозке материалов в пределах стройки, ввозу и вывозу грунта и их включение а себестоимость строительно-монтажных работ.
44
Лекция 11. Накладные расходы, потери от брака и формирование себестоимости калькуляционных объектов.
11.1. Включение в себестоимость калькуляционных объектов накладных расходов.
45
11.2. Включение в себестоимость калькуляционных объектов потерь от брака. 45
11.3. Сводный учет затрат и калькулирование себестоимости строительно-монтажных работ.
46
Раздел 5. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции .
в отдельных отраслях строительства
Лекция 12. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в отдельных о
1. возмещение этих расходов
2. перечень этих расходов должен быть приведен в сводной смете (глава 9);
3. фактически произведенные дополнительные расходы должны подтверждаться первичными оправдательными документами, а дополнительно возмещаемые налоги и другие платежи подтверждаться специальными расчетами.
К прочим расходам, которые заказчик возмещает подрядчику сверх сметной стоимости строительно-монтажных работ, относят:
1) Командировочные расходы рабочих-строителей: они возмещаются заказчиком подрядчику на основании специальных расчетов, к которым в обязательном порядке прилагают оправдательные документы (копии);
2) Расходы на оплату проезда рабочих к месту работы и обратно, если в данном направлении отсутствуют маршруты транспорта общего пользования: возмещается заказчиком подрядчику по специальным расчетам, к которым прилагают оправдательные документы (путевые листы, отрывные талоны);
3) Премии за производственные результаты (как правило, за сокращение срока строительства): определяется на основании специального расчету по коэффициенту, установленному к заработной плате работников строительной организации;
4) Дополнительные расходы, связанные с вахтовым методом ведения работ;
5) Оплата за выслугу лет, кроме той, которая дополнительно возмещается работнику строительной организации за счет чистой прибыли (фонда потребления);
6) Другие прочие затраты, которые предусмотрены договором подряда.
Налоги и отчисления, возмещаемые заказчиком подрядчику сверх сметной стоимости строительно-монтажных работ в бухгалтерском учете включаются в состав накладных расходов подрядчика.
1. Земельный налог: для его расчета общая сумма земельного налога в базисных ценах делится на общий объем выполненных строительной организацией в отчетном месяце работ по всем строительным объектам и полученный результат умножают на объем строительно-монтажных работ, который выполнен на конкретном строительном объекте;
2. Экологический налог: общая сумма экологического налога за отчетный месяц делится на общую сумму расходов по эксплуатации машин и механизмов по сметной стоимости и умножается на сумму затрат по эксплуатации машин и механизмов по конкретному объекту. К этому налогу добавляют плату за размещение отходов;
3. Отчисления в инновационный фонд: для расчета сметная стоимость по объекту уменьшается на сумму плановых накоплений и материалов заказчика, увеличивается на сумму экологического и земельного налогов, и полученный результат умножается на ставку отчислений в инновационный фонд;
4. Отчисления на содержание РУП - это служба ведомственного контроля при Министерстве строительства и архитектуры. Для расчета корректируют сметную стоимость на сумму плановых накоплений, материалов заказчика, добавляют экологический и земельный налоги и умножают на установленный норматив.
При расчете вышеназванных налогов и отчислений, сумма этих налогов и отчислений, возмещаемых заказчиком подрядчику, рассчитывается только в пределах установленных норм.
Вопрос 4. Резерв на непредвиденные расходы
В сводных сметах предусмотрена общая сумма резерва на непредвиденные расходы. Как правило сумма резерва предусмотрена по нормативу 2% от стоимости строительства. Необходимость создания резерва на непредвиденные расходы возникают по следующим причинам:
1. арифметические ошибки, которые могут возникнуть при расчете проектно-сметной документации.
2. логические ошибки при составе проектно-сметной документации: неправильное применение единичных расценок по похожим видам работ, что приводит к уменьшению сметной стоимости работ; пропуск отдельных видов работ в проектах и сметах.
3. форс-мажорные обстоятельства (погодные условия.
4. друние дополнительные расходы, которые нельзя предусмотреть при составлении первоначальных проектов и смет (частичное изменение проектов по решению заказчика после начала строительства, удорожание стоимости материалов и оборудования, которые приобретает заказчик).
Общий резерв на непредвиденные расходы, предусмотренный в сводной смете, делится между заказчиком и подрядчиком организации. Подрядчик свою долю резерва может разделить с субподрядными организациями. Доля распределения общей суммы резерва между заказчиками, генподрядчиками, субподрядчиками предусматривается при составлении договоров подряда и субподряда. Сумма резерва, которая причитается подрядчику или субподрядчику предусматривается при составлении объектных смет. Заказчик использует свою часть резерва на следующие цели:
- на покрытие дополнительных затрат по устранению ошибок, выявленных проектно-сметной документацией
- на погашение затрат, которое дополнительно возникают при удорожании стоимости материалов и оборудования, приобретаемых заказчиком
- на возмещение дополнительных расходов, связанных с консервацией или расконсервацией строительства по решению государственных органов
- на другие цели.
Подрядчик используют свою долю резерва на непредвиденные расходы на следующие цели:
- на покрытие расходов на проведение дополнительных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией
- на покрытие затрат по проведению работ, которые возникают при изменении проектов по решению заказчика после начала строительных работ
- на погашение дополнительных затрат, которые связаны с форс-мажорными обстоятельствами
- на другие цели.
Если в процессе строительства дополнительных работ и затрат не было, то при окончательном расчете подрядчика с заказчиком необходимо скорректировать стоимость выполненных работ на сумму резерва на непредвиденные расходы, которые ранее включались в стоимость выполненных работ, если иное не предусмотрено договором подряда.
Вопрос 5. Порядок формирования договорной цены на строительную продукцию и порядок расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы
Договорные (контрактные) цены формируются в результате проведения тендера. Перед его проведением заказчик формирует свою цену по работам, которые будут поручены подрядчику. Эта цена формируется на основании проекта выполненных работ, единичных расценок; в состав цены включаются накладные расходы, плановые накопления, затраты сопутствующие строительству, резерв на непредвиденные затраты. Эта цена увеличивается на сумму налогов и отчислений, не входящих в сметную себестоимость работ в базисных ценах. При расчете цены на строительные работы сметная стоимость индексируется, для чего используется прогнозные индексы увеличения цен на материалы, тарифов на услуги машин и механизмов, расходов на оплату труда и т.д. Подрядчик в свою очередь рассчитывает свою цену, включает в нее все сметные затраты, которые корректируются на коэффициенты, учитывающие удорожание цен и тарифов, и налоги, возмещающие заказчиком подрядчику сверх сметной стоимости строительно-монтажных работ. В результате тендера и основываясь на ценах заказчика и подрядчика, формируется договорная цена, которая может не равняться ни цене заказчика, ни цене подрядчика.
Для расчета договорной цены
необходимо учитывать также
Заказчик обязан рассчитаться с подрядчиком за каждый выполненный технологический этап или технологический комплекс работ. Как правило, технологический этап работ устанавливается на каждый конкретный месяц строительства объекта, для чего используются графики выполнения работ, а также локальные сметы, в которых исчисляется стоимость отдельных видов работ. В первую очередь по выполненному этапу работ за месяц составляется акт приемки работ, который подписывают подрядчик и заказчик. В этом акте производится расчет сметной стоимости выполненных за месяц работ в базисных ценах. Далее сметная стоимость, исчисленная в базисных ценах, пересчитывается в текущую стоимость, т.е. осовременивается. Для этих целей базисная стоимость по всем видам затрат умножается на индексы изменения стоимости. Индексы изменения стоимости исчисляются ежемесячно Министерством статистики и анализа Республики Беларусь на основании ранее собранных статистических данных об изменении стоимости материалов, тарифов на работы и услуги. Далее к стоимости выполненных работ добавляют сумму прочих затрат, налогов и отчислений, возмещенных заказчиком подрядчику сверх сметной стоимости строительно-монтажных работ.
Стоимость строительно-монтажных работ уменьшается на сумму материалов заказчика и на сумму возврата материалов, которые получаются в результате разборки временных сооружений и устройств. Если генеральный подрядчик оказал услуги субподрядчикам (предоставление бытовых помещений, освещение строительной площадки, благоустройство строительной площадки), то эта сумма оговаривается в договоре субподряда и при исчислении стоимости работ у генподрядчика включается в общую стоимость работ со знаком « +», а у субподрядчика со знаком «-».
После исчисления стоимости работ включают:
1) отчисления от выручки в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки по установленному нормативу. При этом делается следующий расчет:
Стоимость выполненных работ * норматив отчислений
100% - норматив (в %) отчислений в этот фонд
2) Включают НДС ((стоимость выполненных работ + отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки) * норматив НДС)) / (100 - норматив по НДС)
При строительстве жилых домов, их ремонте, строительстве объектов социально-бытового и культурного назначения НДС в стоимость выполненных работ не включается.
Раздел 4. Основные принципы организации учета затрат и калькулирования себестоимости строительной продукции
Лекция 9. Материальные затраты и основная зарплата рабочих,
их включение в себестоимость калькуляционных объектов
Вопрос 1. Заготовительно-складские расходы
Заготовительно-складские расходы в основном включаются в статью калькуляции материалы. Эти расходы в различных строительных организациях учитываются по-разному. Так, например ряд строительных организаций для учета этих расходов использует счет 16 «Заготовительно-складские расходы», что позволяет использовать варианты применения либо счета 10, на котором одновременно формируются отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости по учетным ценам, либо счета 15 и 16.
Строительные организации учитывают заготовительно-складские расходы на счете 16. В ряде строительных организаций здания складов находятся в помещениях контор. В таких организациях заготовительно-складские расходы учитываются в составе накладных расходов (по подобию с промышленным производством).
Как правило, плановый отдел составляет смету заготовительно-складских расходов и передает эту смету в бухгалтерию. В смете предусмотрены все виды заготовительно-складских расходов, которые целесообразно включать в их состав.
Основные виды заготовительно-складских расходов следующие:
1. Основная и дополнительная зарплата работников склада, а также агентов-заготовителей материальных ценностей. Примечание: если заготовлением материалов занимаются непосредственно работники производственного отдела или работник отдела материально-технического снабжения, то их зарплата в заготовительно-складских расходах не отражается, а включается в состав накладных расходов.
2. Премии работникам материального склада в установленных пределах.
9. Расходы, связанные с открытием в банках лимитированных чековых книжек, а также затраты, связанные с уплатой извещения о прибытии вагонов и связанные с оплатой хранения грузов на перевалочных станциях.
10. Прочие заготовительно-складские расходы (таможенные пошлины, расходы связанные с сопровождением и охраной грузов, услуги автотранспортных организаций по доставке груза до материального склада и т.д.).
Заготовительно-складские расходы ежемесячно списываются на фактическую себестоимость материалов и тем самым увеличивают отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам. При любом методе списания материалов на себестоимость СМР необходимо дополнительно рассчитывать сумму заготовительно-складских расходов и включать их в фактическую себестоимость материалов.
Вопрос 2. Основные способы включения израсходованных материалов с себестоимость строительно-монтажных работ.