Калькулирование себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:45, курс лекций

Описание

При изучении курса «калькуляция себестоимости строительной продукции» предметом калькулирования является хозрасчетная деятельность генерального подрядчика и субподрядчиков строительных организаций, которые строят промышленные предприятия, сооружают жилые дома, заняты в линейном строительстве (строительство ж\д, шоссейных дорог, трубопроводов), управлений механизацией и др. организации, занятые строительными работами.

Содержание

Раздел 1. Сущность и задачи калькулирования. Источники погашения затрат.
Лекция 1. Сущность и задачи калькулирования.
1.1. Предмет и содержание курса «Калькулирование себестоимости строительной продукции».

5
1.2. Понятие о стоимости и себестоимости строительно-монтажных работ и особенности формирования затрат в строительстве.
5
1.3. Калькулирование как система измерения издержек производства и реализации продукции (работ, услуг), ее связь с учетом и контролем.
6
1.4. Виды калькуляций и их характеристика. 6
1.5. Задачи калькулирования себестоимости строительно-монтажных работ. 7
Лекция 2. Источники погашения затрат
2.1. Классификация источников погашения затрат.
8
2.2. Затраты, включаемые в себестоимость строительно-монтажных работ. 8
2.3. Затраты, погашаемые за счет прибыли строительной организации. 9
2.4. Прочие источники погашения затрат строительной организации. 9
Раздел 2. Классификация затрат на производство строительно-монтажных работ.
Лекция 3. Группировка затрат по экономическим элементам.
3.1. Общие принципы классификации затрат на производство строительно-монтажных работ.

12
3.2. Состав затрат, включаемых в элемент «Материальные затраты». 13
3.3. Состав затрат, включаемых в элемент «Затраты на оплату труда». 13
3.4. Состав затрат, включаемых в элемент «Отчисления на социальные нужды». 13
3.5. Состав затрат, включаемых в элемент «Амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности».
13
3.6. Состав затрат, включаемых в элемент «Прочие затраты». 14
Лекция 4. Состав, содержание и характеристика калькуляционных статей.
4.1. Статья калькуляции «Материалы».
15
4.2. Статья калькуляции «Основная заработная плата рабочих». 16
4.3. Статья калькуляции «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов».
16
4.4. Статья калькуляции «Накладные расходы». 17
Лекция 5. Объекты учета затрат, объекты калькуляции и калькуляционные единицы.
5.1. Понятие объекта учета затрат.
18
5.2. Объекты калькуляции. 18
5.3. Связь между объектами учета затрат и объектами калькуляции. 18
5.4. Калькуляционные единицы. 19
5.5. Основные приемы, применяемые в процессе калькулирования себестоимости продукции (работы, услуг).
19
Лекция 6. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
6.1. Основные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
21
6.2. Простой метод учета затрат (попроцессный). 21
6.3. Попередельный метод учета затрат на производство. 22
6.4. Позаказный метод учёта затрат на производство. 22
6.5. Нормативный метод учета затрат на производство. 22
Раздел 3. Основы сметного калькулирования.
Лекция 7. Основные принципы сметного нормирования и калькулирования затрат в строительстве.
7.1. Организационно-технические особенности строительного процесса и их влияние на ценообразование в строительстве.

24
7.2. Нормы и цены, применяемые в сметном нормировании. Единичные расценки. 24
7.3. Основные принципы исчисления сметной стоимости строительно-монтажных работ.
26
Лекция 8. Сметы и их характеристика, порядок формирования цен на строительные работы
8.1. Локальные и объектные сметы.
27
8.2. Сводная смета. 28
8.3. Прочие затраты и налоги, возмещаемые сверх сметной стоимости. 28
8.4. Резерв на непредвиденные расходы. 29
8.5. Порядок формирования договорной цены на строительную продукцию и порядок расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы.
30
Раздел 4. Основные принципы организации учета затрат и калькулирования себестоимости строительной продукции.
Лекция 9. Материальные затраты и основная заработная плата рабочих, их включение в себестоимость калькуляционных объектов.
9.1. Заготовительно-складские расходы.

32
9.2. Основные способы включения израсходованных материалов с себестоимость строительно-монтажных работ.
33
9.3. Включение в себестоимость строительно-монтажных работ материалов по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости.
34
9.4. Включение в себестоимость строительно-монтажных работ материалов по средневзвешенным ценам.
38
9.5. Включение в себестоимость строительно-монтажных работ материалов по методам LIFO и FIFO.
38
9.6. Основная зарплата рабочих, ее включение в себестоимость калькуляционных объектов.
39
Лекция 10. Расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов, их включение в себестоимость калькуляционных объектов.
10.1. Организационные формы эксплуатации строительных машин и механизмов.
40
10.2. Расходы будущих периодов и порядок их включения в затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов.
40
10.3. Включение в себестоимость калькуляционных объектов затрат по эксплуатации крупных машин и механизмов.
41
10.4. Включение в себестоимость калькуляционных объектов затрат по эксплуатации мелких машин и механизмов.
42
10.5. Затраты по перевозке материалов в пределах стройки, ввозу и вывозу грунта и их включение а себестоимость строительно-монтажных работ.
44
Лекция 11. Накладные расходы, потери от брака и формирование себестоимости калькуляционных объектов.
11.1. Включение в себестоимость калькуляционных объектов накладных расходов.
45
11.2. Включение в себестоимость калькуляционных объектов потерь от брака. 45
11.3. Сводный учет затрат и калькулирование себестоимости строительно-монтажных работ.
46
Раздел 5. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции .
в отдельных отраслях строительства
Лекция 12. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в отдельных о

Работа состоит из  1 файл

конспект лекций.doc

— 550.00 Кб (Скачать документ)

 

В основных положениях по составу  затрат, включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг), утвержденных от 30.10.2008, предусмотрены 4 способа включения  стоимости израсходованных материалов в себестоимость продукции (работ, услуг):

1. По средневзвешенным ценам.

2. По учетным ценам с учетом отклонений от фактической себестоимости материалов.

3. По цене последнего приобретения (LIFO).

4. По цене первого приобретения (FIFO).

Кроме вышеперечисленных методов  включения затрат материалов в себестоимость  СМР применяют и другие способы отражения расходов материалов в себестоимости СМР:

  • По средним скользящим ценам.
  • По нормам и отклонениям от них и т.д.

В методических рекомендациях по планированию и учету затрат на производство СМР, в редакции приказа Министерства Строительства и Архитектуры от 27.02.2008 №28, рекомендуется 3 способа включения стоимости израсходованных материалов в себестоимость СМР:

  1. По учетным ценам и отклонениям от них.
  2. По средневзвешенным ценам.
  3. Метод LIFO.

Постановлением Министерства Строительства и Архитектуры от 24.01.2008 №4 утверждена Инструкция о порядке бухгалтерского учета строительных материалов. В этой инструкции предусмотрены 3 метода списания стоимости израсходованных материалов на себестоимость СМР:

  1. По себестоимости каждой единицы.
  2. По средней себестоимости каждого наименования материалов.
  3. По учетной цене с учетом отклонений.

При применении способа по себестоимости  каждой единицы оценка строительных материалов производится путем деления  общей стоимости материалов по каждой учетной позиции на их количество. Количественный расход материалов в разрезе этой учетной позиции умножают на количество фактически израсходованных материалов.

Метод списания расходов материалов по средней себестоимости каждого  вида материалов – это, в принципе, тоже списание, что и по средневзвешенным ценам.

Выбор того или иного метода включения  расходов материалов зависит от стратегии  и тактики строительной организации  на очередной планируемый период (год). Как правило, метод списания материалов оговаривается в  учетной политике строительной организации.

С 1.01.1998 г. давальческие материалы  заказчика отражались в себестоимости  СМР и строительная организация  принимала эти материалы на свой баланс. Одновременно сумма израсходованных  материалов увеличивала оборот реализации по счету 90 и таким образом строительные организации уплачивали в бюджет дополнительные отчисления (в фонд производителей с/х продукции). Такая политика организации учета давальческого сырья и материалов является нецелесообразной и юридически незаконной.

29.10.1999 г. Было дано специальное  разъяснение, которое утверждено  Министерством Строительства и  Архитектуры РБ, Министерством Финансов  РБ, Комитетом Статистики и Анализа  РБ, Министерством Экономики РБ  и Государственным Налоговым  Комитетом РБ. В разъяснении четко отмечено, что строительные материалы, передаваемые заказчиком подрядчику для выполнения работ, являются собственностью заказчика и не должны приходоваться подрядчиком на балансовых счетах. Они учитываются у подрядчика на забалансовом счете и не включаются в объем реализации, поэтому налоги и отчисления в целевые бюджетные фонды, порядок исчисления которых установлен в зависимости от объема выполненных работ, по подрядным организациям следует рассчитывать из объема выполненных работ без учета использованных материалов заказчика.

В настоящее время при формировании цен на строительные работы заказчик оплачивает стоимость израсходованных  материалов исходя их фактической стоимости  их приобретения и среднего процента заготовительно-складских расходов, который сложился в подрядной организации.  Для этих целей подрядчик рассчитывает специальную калькуляцию и в случае запроса заказчика прилагает к ней первичные документы, фиксирующие приобретение материалов (товарно-транспортные накладные). Такие калькуляции составляются по каждому заказчику ежемесячно.

 

Вопрос 3. Включение в себестоимость строительно-монтажных работ

материалов по учетным  ценам с учетом 

отклонений от их фактической  стоимости

Наиболее    распространенным    методом    включения    материалов    в себестоимость СМР является способ по  учетным  ценам с учетом отклонений от фактической стоимости материалов. Данный метод списания материалов на себестоимость работ состоит в следующем: строительная организация в течение месяца списывает израсходованные материалы по принятым учетным ценам. В конце месяца, используя информацию ЖО №6С, определяются отклонения фактическом стоимости поставленных материалов от стоимости их по учетным ценам. Величина этих отклонений может быть выше за счет списания заготовительно-складских расходов, а в конце месяца определяется общесредний процент отклонений (в целом по строительной организации), который используется для формирования фактической себестоимости израсходованных материалов. Трудоемкость этого способа принято считать оптимальной, однако все зависит от применения тех пли иных учетных цен. Рассмотрим различные варианты применения учетных цен:

1. В качестве учетных цен используют планово-расчетные цены. На начало календарного периода плановый отдел рассчитывает планово-расчетные цены по каждому наименованию материалов, которые будут использоваться в планируемом периоде, и передает эту информацию работникам бухгалтерии. В состав планово-расчетной цены включают следующие затраты:

- отпускная (прейскурантная) цена поставщика;

- наценки посредников;

-  усредненные расходы на  транспортировку материалов до  приобъектного склада;

- усредненные затраты по погрузке (разгрузке) материалов;

- средний процент заготовительно-складских  расходов.

Применение планово-расчетных цен позволяет значительно упростить работу бухгалтера, однако планово-расчетные цены в условиях инфляции должны постоянно осовремениваться, а если в строительной организации нет плановой службы, то применение планово-расчетных цен практически не возможно.

2. При отсутствии планово-расчетных цен, работники бухгалтерии сами определяют учетные цепы и для этих целей, как правило, используются средние цены, которые сформировались до отчетного периода. Эти цены рассчитываются работниками бухгалтерии исходя из цен по различным партиям материалов и применение такой методики требует ежемесячно пересчитывать средние цены с учетом  вновь поступающих материалов, которые ранее не использовались в процессе производства. Применение таких цен приводит к увеличению трудоемкости учета и в обязательном порядке необходимо использовать ПЭВМ с соответствующим программным обеспечением.

Применение средних цен в  качестве учетных имеет достоинства  и недостатки. Так как при формировании средней учетной цены учитываются  практически все партии строительных материалов по соответствующим ценам поставщиков, то эти обновленные цены можно использовать при формировании плановой себестоимости по видам продукции, работ, услуг. Особое значение это имеет в таких организациях, как домостроительные комбинаты (ДСК) и по продукции подсобных и вспомогательных производств. Однако в строительных организациях ежемесячно производятся разнохарактерные работы и при этом используются новые материалы, которые ранее в производстве не использовались. Таким образом возникает проблема формирования средней цены по данным предыдущих периодов и в качестве учетных цен но новым партиям необходимо использовать цены поставщиков, т.е. возникает смешанный вариант формирования учетных цен.

3.  В качестве учетных цен используются также цены поставщиков по каждой партии поступающих материалов. Использование таких учетных цен для работников бухгалтерии создает дополнительные трудности, так как   в  современных   условиях   цены постоянно изменяются. И если в строительной организации применяется большой ассортимент материалов, то значительно увеличивается трудоемкость расчетов,    повышается вероятность ошибок при формировании себестоимости, постоянно необходимо корректировать программное обеспечение.

Несмотря на недостатки этого варианта применения учетных цен, здесь имеются и положительные стороны. Использование цен поставщиков в качестве учетных в разрезе каждой партии материалов позволяет без дополнительных затрат в организации учетного процесса перейти к таким методам списания расхода материалов, как L1FO и FIFO.

Рассмотрим методику включения  в себестоимость СМР расхода  материалов при применении метода по учетным иенам и отклонениям от них. Для расчетов используют  Журнал-Ордер №6С, Ведомость №10С, Журнал-Ордер №10-С.

1) На основании информации Ж/О №6С и №10С, в первом разделе Ведомости №10С формируется средний процент отклонений фактической стоимости материалов от стоимости их по учетным ценам.   Расчет ведется по формуле:

X - средний процент отклонения от учетной стоимости материалов, который сложился  к концу месяца с учетом заготовительно-складских расходов (ЗСР).

О1 - отклонения по остатку материалов на начало отчетного месяца с учетом ЗСР.

О2 - отклонения от учетных цен по материалам, которые поступили на строительные объекты в течении отчетного месяца с учетом ЗСР.

ОМ - остаток материалов на начало отчетного месяца по учетным ценам.

ПМ - поступление материалов на строительные объекты в течении отчетного месяца по учетным ценам.

В строительных организациях средний  процент отклонений принято рассчитывать не по отдельным видам материалов, пли по их однородным группам, а в целом по всей совокупности применяемых материалов.

2) Сумма отклонений (O1+O2) в конце месяца должна быть списана по соответствующим балансовым счетам. Такой расчет производится во втором разделе Ведомости №10С. В этом разделе отражаются в первую очередь остатки материалов на начало месяца, приход и расход материалов, остаток материалов на конец отчетного месяца. Все эти данные отражаются по учетным ценам. Для упрощения затрат на производство и калькулирования себестоимости СМР отклонения списываются не на все затратные счета, а только на счет 20 и счет 23. Кроме этого часть отклонений отражается по счету 91 и попадает в затраты, которые формируются по остатку материалов на конец отчетного месяца.

В первую очередь формируют отклонения по остатку материалов на конец отчетного  месяца, для чего сумма остатков материалов на конец по учетным ценам  умножается на средний процент отклонении, который сформировался в отчетном месяце.

Во вторых определяют сумму отклонений по счету 91, то есть стоимость реализованных на сторону материалов по учетным ценам умножают на средний процент отклонений, который сформировался в отчетном месяце.

В третьих формируются отклонения по счету 23, для чего стоимость материалов по учетным ценам, израсходованных на нужды подсобных и вспомогательных производств умножают на средний процент отклонений, который сформировался в предыдущем месяце.

Существующая практика закрытия счетов в строительных организациях не позволяет методом прямого счета определять отклонения по счету 23. Пока не закрыт счет 23, нельзя сформировать Ведомость № 10С, а пока не закрыта Ведомость № 10С нельзя сформировать счет 23. Поэтому  используют средний процент отклонений за предыдущий месяц. Вся оставшаяся сумма отклонений относится на счет 20 (О1 + О2 – отклонения по остатку материалов на конец месяца – отклонения по счету 91 – отклонения по счету 23 = сумма отклонений по счету 20). Отклонения, которые попадают на счет 20, должны быть включены в себестоимость каждого калькуляционного объекта. Для этих целей в Ж/О № 10С производится распределение отклонений по отдельным строительным объектам пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам. Рассмотрим пример расчета и распределения отклонений, который иллюстрирует вышеприведенную методику:

Выписка из ведомости  №10С

     

 

ПОКАЗАТЕЛИ

ИНФОРМАЦИЯ ПО СЧЕТУ 10

Фактич. с/с

Учетные цены

Отклонения (+/-)

1

остаток материалов на начало отчетного месяца (Ведомость №10С за предыдущий месяц)

50500

50000

+ 500

2

сводные данные о с/с  поступивших материалов:

     
 

- согласно Ж/О №6С

65000

62000

+ 3000

 

- заготовительно-складские  расходы согласно Ж/О №10С

2500

-

+ 2500

 

ИТОГО ПОСТУПИЛО ЗА МЕСЯЦ

67500

62000

+ 5500

3

всего с остатком на начало месяца

118000

112000

+ 6000

4

средний процент отклонений:

     
 

за предыдущий месяц (из Ведомости №10С за предыдущий месяц)

-

-

+ 1,0 %

 

за отчетный месяц ( + 6000:112000 ) * 100%

-

-

+ 5.36%

 

расход материалов, включая реализацию на сторону

     
 

(Ведомость №10С, 2 раздел)

     

5

заготовительно-складские  расходы (счет 16)

 

300

-

6

основное производство (счет 20)

 

36000

+ 2202

7

вспомогательное производство (счет 23)

 

4000

+ 40

8

эксплуатация СМиМ (счет 25)

 

900

-

9

накладные расходы (счет 26)

 

700

-

10

реализация материалов на сторону (счет 91)

 

3000

+ 161

 

ИТОГО ИЗРАСХОДОВАНО  И РЕАЛИЗОВАНО МАТЕРИАЛОВ ЗА МЕСЯЦ

 

44900

 
           

11

остаток материалов на конец  отчетного месяца

 

67100

+ 3597

Информация о работе Калькулирование себестоимости