Кассовая дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание

Цель написания работы исследовать организацию бухгалтерского учета, аудита и анализа денежных средств на примере ЗАО « МС ИНТЕРФОН». Задачи написания работы: изучить теоретические основы бухгалтерского учета и аудита денежных средств, а так же задачи, вытекающие из цели:
1. Изучение законодательно-нормативных документов по учету денежных средств.
2. Рассмотрение теоретических основ учета и аудита денежных средств.
3. Раскрытие поступления, расхода денежных средств в кассе, на расчетном счете в ЗАО «МС ИНТЕРФОН».

Содержание

Введение 2
Глава 1 Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита денежных средств 6
1.1 Законодательно - нормативные документы по учету денежных средств 6
1.2. Учет денежных средств 9
1.3. Учет денежных средств на валютных счетах в банках 16
1.4. Методика аудита денежных средств 22
Глава 2 Организация бухгалтерского учета денежных средств в 37
ЗАО "МС ИНТЕРФОН" 37
2.1 Общая характеристика предприятия 37
2.2. Учет денежных средств в кассе ЗАО «МС Интерфон» 42
2.3. Учет операций на расчетных и прочих счетах в банках 51
2.4. Автоматизация денежных средств 77
Глава 3. Анализ движения денежных средств в ЗАО «МС Интерфон» 80
3.1. Методика анализа движения денежных средств 80
3.2 Анализ эффективности использования оборотных средств 85
Заключение 93
Список литературы...……………………………………………………………….96
Приложения…………………………………………………………………………99

Работа состоит из  1 файл

Кузововой Н.doc

— 1.32 Мб (Скачать документ)

     Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г. Новые правила применяются  начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2010 г.

      При проверке кассы аудитору необходимо также выяснить: заключен ли с кассиром договор о материальной ответственности  или имеется ли в личном деле кассира  обязательство о материальной ответственности, предусмотренное Порядком ведения кассовых операций; соответствует ли помещение кассы требованиям, установленным для работы кассира; обеспечены ли охрана кассы и сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы; имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа) для хранения денег и других ценностей в кассе; соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам; проводятся ли периодические внезапные проверки кассы и имеются ли акты по таким проверкам.

      Затем аудитор переходит к проверке правильности документального оформления операций. Практика проверок показывает, что во многих организациях кассовые документы составляются некачественно, часто в приходных и расходных документах отсутствуют подписи ответственных лиц, вносивших деньги в кассу или получивших их из кассы, и другие обязательные реквизиты. Такие документы считаются недействительными, а проведенные по ним операции необоснованными. Если такое установлено, то аудитор должен сообщить об этом руководителю и главному бухгалтеру организации с целью принятия оперативных мер.

      На  следующем этапе проверки следует  установить: ведут ли в данной организации  по установленной форме журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; все ли кассовые документы зарегистрированы в журнале, нет ли пропущенных номеров кассовых ордеров; наличие и правильность ведения кассовой книги, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера; действительно ли одну кассовую книгу ведут в данной организации (особенно это касается многопрофильных организаций, которые данный порядок часто нарушают).

      После выяснения соблюдения установленных  требований необходимо переходить к  проверке законности совершения кассовых операций, соответствия их Порядку  ведения кассовых операций. Проверке подлежат все приходные и расходные  денежные документы за ревизуемый период.

      При проверке кассовых операций особое внимание аудитор должен уделить выявлению  правильности, своевременности и  полноты оприходования наличных денег. Денежные средства могут поступать  из банков, от работников организации  в оплату каких-либо услуг, могут быть остатками неиспользованных авансов и др. Тщательной проверке аудитора подлежит полнота и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег) и приходных кассовых ордеров.

      Проверяя  расходование наличных денег из кассы  организации, аудитор должен помнить, что эти операции оформляются  расходными кассовыми ордерами или другими надлежаще оформленными документами (платежными ведомостями, счетами, заявлениями и др.). Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером организации или лицами, ими уполномоченными. При проверке необходимо убедиться в юридическом обосновании выдачи из кассы наличных денег (зарплата — есть ли приказы о приеме на работу, перемещениях, увольнениях, отпусках, поощрениях, трудовые договоры, акты приемки выполненных работ и др.; выдача в подотчет — приказы на командировку, о выдаче в подотчет; выдача сторонним лицам — доверенность, если это от организации, фактура или корешок приходного ордера и др.; выдача алиментов — исполнительный лист и др.). Во всех расходных кассовых ордерах должны быть проставлены паспортные данные.

      Особое  внимание необходимо обращать на оформление кассовых документов: имеются ли на каждом документе расписки получателей; наличие на титульном листе платежной ведомости разрешения на выдачу денег (заработной платы, пособий, премий и т.д.) руководителя и главного бухгалтера организации с их подписями и указанием сроков выдачи и сумм прописью; составлен ли реестр депонированных сумм и сделана ли надпись о фактически выплаченной и депонированной сумме; погашаются ли кассовые документы (приходные — штампом «получено», расходные — «оплачено») с указанием даты, нет ли на них следов подчисток или исправлений.

      Раздел  аудиторской программы по проверке кассовых операций должен включать следующие  вопросы и направления аудита: инвентаризация наличия и проверка состояния хранения денежных средств и других ценностей в кассе; проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу; исследование правильности списания денег на расход; проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины, проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета; выводы и предложения по результатам аудита.

      В соответствии с действующим законодательством  организации обязаны хранить  свои денежные средства (сверх наличного  лимита) в обслуживающих учреждениях  банков. Расчеты с учреждениями банка возникают в связи с хранением денежных средств на расчетном, текущем и других счетах, получением краткосрочных и долгосрочных ссуд, их погашением и переоформлением, претензиями к банку по ошибочным записям на счетах. Расчеты через учреждения банков между организациями осуществляются по безналичным формам расчета.

      Целью аудиторской проверки операций на расчетном  счете в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

      Аудиторская проверка операций по счетам в банке  начинается с того, что аудитор  знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

      Затем аудитор определяет юридические  основы взаимоотношений организации  и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

      Операции  по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют  первичными документами, формы и  порядок заполнения которых установлены  инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации.

      Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

      Особое  внимание аудитор должен уделить  операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

      Для подтверждения достоверности бухгалтерской  отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка.

      При выявлении расхождений необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.

      Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры:

    • проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории Российской Федерации;
    • проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;
    • арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке;
    • проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.
    • Такая проверка проводится по каждому счету, открытому в банке. В первую очередь аудитору необходимо ознакомиться с классификатором типовых бухгалтерских записей по банковским операциям, связанным с расчетным счетом. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность корреспонденции счетов. Если в организации нет такого классификатора, соответствующую информацию можно получить, воспользовавшись корреспонденцией счетов, указанной в Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.
    • Если по договору банковского счета предусмотрена выплата банком процентов за пользование денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

    • порядок ведения учетных регистров;
    • ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;
    • своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке баланса тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.

      Проверяя  полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 "Расчетный счет" с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 90 "Продажи" или 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

      Поступление денежных средств от финансово-кредитных  организаций в виде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам учета кредитов.

      Особое  внимание аудитор должен уделить  проверке полноты оприходования  наличных денежных средств, сдаваемых  в кассу банка (кредитной организации). Для этого проводят встречную проверку записей с данными учетного регистра по кредиту счета 50 "Касса".

      Проверка  законности списания денежных средств  с расчетного счета. Перечисление денежных средств с расчетного счета в  погашение задолженности поставщикам  следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.

      Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по счету 51 "Расчетный счет" в сопоставлении со счетами учета затрат (20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 25 "Общепроизводственные расходы", 44 "Издержки обращения"), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, неоказанные услуги.

      Детальная проверка и анализ первичных документов, подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции со счетами  учета затрат позволяют также  выявить ошибки (возможно и умышленные) по списанию расходов на научно-исследовательские  работы, на оплату социально-бытовых услуг и др. на себестоимость продукции, что ведет к искажению финансовых результатов и может иметь существенные налоговые последствия.  Пересекающейся процедурой аудиторской проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты оприходования наличных денег в кассу. Аудитор должен проверить:

    • приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходному кассовому ордеру;
    • тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 "Расчетный счет" и дебету счета 50 "Касса".

Информация о работе Кассовая дисциплина