Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 03:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является объективная оценка результатов хозяйственной деятельности и тенденций развития ОАО «Альфа» за 2011 год.
Основными задачами курсовой работы являются:
1) изучение финансового состояния предприятия;
2) выявление резервов производства;
3) установление рейтинга предприятия среди конкурентов;
ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА 6
1.1 Анализ источников формирования хозяйственных средств (капитала) предприятия
6
1.2 Размещение капитала 9
2 РЫНОЧНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
2.1 Состояние оборотных средств 12
2.2 Оценка финансовой устойчивости предприятия 14
2.3 Платёжеспособность предприятия на основе анализа ликвидности баланса 15
3 АНАЛИЗ ИНДИКАТОРОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
18
3.1 Деловая активность 18
3.2 Финансовые результаты 19
3.3 Эффективность деятельности 21
4 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
25
4.1 Комплексная оценка хозяйственной деятельности предприятия на основе рейтингового числа
25
4.2 Определение рейтинга предприятия среди конкурентов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
В отчётном году выручка предприятия ОАО «Альфа» равна 10369 млн руб., что на 1626 млн руб. или на 19% больше, чем в предыдущий год. В свою очередь прибыль от продаж увеличилась на 352 млн руб. или на 27 % и составила 1635 млн руб. в 2011 году. Увеличение размера прибыли в каждом рубле выручки от продаж объясняется снижением уровня управленческих расходов на 1 пункт.
Изменение
выручки может объясняться как
динамикой цен,
так и изменением объема продаж. Расчет
размера влияния факторов целесообразно
выполнить в таблице 13.
Таблица 13 - Расчет влияния факторов на выручку от продажи товаров ОАО «Альфа» за 2011 год
Показатель |
Условное обозначение |
Значение показателя |
1.Выручка за отчетный год в действующих ценах, млн. руб. |
В1 |
10369 |
2.Индекс цен на продукцию |
Иц* |
1,1 |
3.Выручка за отчетный год в ценах предыдущего года, млн. руб. (стр.1/стр.2) |
Вр |
9426 |
4.Выручка за предыдущий год, млн. руб. |
В0 |
8743 |
5.Изменение выручки, млн. руб. |
В1-В0 |
1626 |
в том числе за счет | ||
- изменения объема продаж (стр.3-стр.4) |
Вр-В0 |
683 |
- роста цен (стр.1-стр.3) |
В1-Вр |
943 |
В отчётном году получена выручка 10369 млн руб. Её размер увеличился на 1626 млн руб. по сравнению с предыдущим годом за счет роста цен на 943 млн руб, а также за счет увеличения объема продаж на 683 млн руб.
Расчет размеров влияния факторов на изменение прибыли от продаж оформлен в таблице 14.
Таблица 14 - Влияние факторов на изменение прибыли от продаж ОАО «Альфа» за 2011 год
Фактор |
Расчет |
Размер влияния, млн. руб. | |
методика |
по фактическим данным | ||
Объем продаж |
|
683*1283/8743 |
+100 |
Продажные цены |
|
943*1283/8743 |
+138 |
Себестоимость продаж |
|
-10369*(7652/10369-6512/8743) |
+71 |
Коммерческие расходы |
|
-10369* (328/10369-265/8743) |
-14 |
Управленческие расходы |
|
-10369*(754/10369-683/8743) |
+56 |
Всего |
|
1635-973 |
+352 |
В отчётном году величина прибыли от продаж увеличилась на 352 млн руб. По результатам факторного анализа можно увидеть, что данному росту прибыли главным образом способствовали рост цент на 138 млн руб, а также рост объема продаж на 100 млн руб. Также положительным фактором проста прибыли является снижение себестоимости продаж и управленческих расходов. А в сою очередь увеличение коммерческих расходов отрицательно повлияло на величину прибыли в отчетном году.
На предприятии высокое качество прибыли, так как, не смотря на рост цен, также наблюдается и рост объема продаж.
3.3 Эффективность деятельности
Об интенсивности
Таблица 15 - Расчет показателей рентабельности ОАО «Альфа» за 2011 год
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение |
1.Выручка, млн.руб. |
8743 |
10369 |
1626 |
2.Прибыль от продажи, млн.руб. |
1283 |
1635 |
352 |
3 Чистая прибыль, млн руб. |
973 |
1032 |
59 |
4.*Активы, млн.руб. |
6815 |
8039 |
1223,5 |
5.*Собственный капитал, млн. |
3970 |
5825 |
1854,5 |
6.Рентабельность продаж, % (стр.2/стр.1•100) |
15 |
16 |
+1 |
7 Чистая рентабельность продаж, % (стр.3/стр.1•100) |
11 |
10 |
-1 |
8.Рентабельность активов, % (стр.3/стр.4•100) |
14 |
13 |
-1 |
9.Рентабельность собственного |
25 |
18 |
-7 |
Рентабельность продаж. В отчётном году в каждом рубле выручки от продаж 16 коп. прибыли, что на 1 коп. больше, чем в предыдущем году. Таким образом, увеличение данного коэффициента свидетельствует о повышении эффективности использования активов предприятия. Определенная стабильность рентабельности продаж товаров, свидетельствует о высоком качестве прибыли ОАО «Альфа».
Чистая рентабельность продаж . В 2011 году на каждый рубль выручки от продажи товаров приходится 10 коп. чистой прибыли. По сравнению с 2010 годом, значение данного показателя снизилось на 1 коп., что свидетельствует об о нерациональном использовании ресурсов.
Рентабельность активов. В отчётном году на каждый рубль активов получено 13 коп. прибыли. Значение показателя на 1 коп. меньше, чем в предыдущий год. Следовательно, ОАО «Альфа» менее результативно стало использовать свои активы в производственном процессе.
Рентабельность собственного капитала . В 2011 году 18 коп. чистой прибыли приходится на 1 рубль вложенных собственных средств. Рентабельность собственного капитала по сравнению с прошлым годом стала меньше на 9 пунктов, то есть эффективность использования вложенных средств сократилась. Управление собственным капиталом предприятия требует особого внимания так как наблюдается негативная тенденция его развития.
За отчётный год все показатели рентабельности, кроме рентабельности продаж, снизились по отношению к прошедшему году, что свидетельствует о снижении общей результативности деятельности ОАО «Альфа».
В таблице 16 представлен расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности активов методом цепных подстановок.
Таблица 16 - Факторный анализ рентабельности активов ОАО «Альфа» за 2011 год
Показатель |
Влияющие факторы |
Рентабельность активов, % |
Изменение рентабельности активов, пунктов | |
Чистая рентабельность продаж, % |
Коэффициент оборачиваемости активов | |||
Предыдущий год |
11 |
1,28 |
14 |
-1 |
Отчетный год |
10 |
1,29 |
13 | |
Подстановка | ||||
Чистая рентабельность продаж |
10 |
1,28 |
13 |
-1 |
Коэффициент оборачиваемости активов |
10 |
1,29 |
13 |
-1 |
В отчётном году рентабельность активов снизилась на 1 пункт, таким образом, на каждый рубль вложенных активов организация получила на 1 коп. прибыли меньше, чем в предыдущем году, что подтверждает неэффективность использования ресурсов.
Негативное влияние на результативный показатель оказало снижение на 1 пункт чистой рентабельности продаж, что повлекло за собой уменьшение уровня рентабельности активов также на 1 пункт.
Резервами повышения уровня рентабельности активов являются рост рентабельности продаж за счёт увеличения конкурентоспособности продукции и обоснованной ценовой политики, а также рост оборачиваемости активов посредством более рационального размещения капитала.
В таблице 17 выполнен расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности собственного капитала.
Таблица 17 - Факторный анализ рентабельности собственного капитала ОАО «Альфа» за 2011 год
Показатель |
Влияющие факторы |
Рентабельность собственного капитала, % |
Изменение рентабельности собственного капитала, пунктов | |||
Чистая рентабельность продаж, % |
Коэффициент оборачиваемости активов |
Коэффициент рычага | ||||
Предыдущий год |
11 |
1,28 |
1,72 |
25 |
-7 | |
Отчетный год |
10 |
1,29 |
1,38 |
18 | ||
Подстановка |
||||||
Чистая рентабельность продаж |
10 |
1,28 |
1,72 |
22 |
-3 | |
Коэффициент оборачиваемости активов |
10 |
1,29 |
1,72 |
22 |
0 | |
Коэффициент рычага |
10 |
1,29 |
1,38 |
18 |
-4 |
Рентабельность собственного капитала по сравнению с предыдущим годом сократилась на 7 пунктов, значит за каждый рубль вложенных собственных средств организация получила на 7 коп. чистой прибыли меньше. Что является показателем нецелесообразности инвестиционных вложений в ОАО «Альфа», снижении доходности бизнеса для его владельцев.
Данное изменение произошло
Резервами повышения уровня рентабельности собственного капитала являются рост рентабельности продаж и оборачиваемости активов.
4 КОМПЛЕКСНАЯ
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО
4.1 Методы одноранговых сравнений
4.1.1Комплексная оценка методом бальных оценок
Комплексная оценка финансовой устойчивости предприятия приведена в таблице 18:
Таблица 18 - Комплексная оценка финансовой устойчивости ОАО «Альфа» | ||||
Показатель |
Значение на конец года |
Балл | ||
2009 |
2010 |
2011 | ||
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
0,24 |
0,44 |
0,68 |
4 |
Коэффициент обеспеченности запасов |
0,54 |
1,01 |
1,71 |
2 |
Коэффициент маневренности |
0,27 |
0,40 |
0,50 |
5 |
Коэффициент автономии
Рен пр Пер об |
0,51 |
0,64 |
0,80 |
3 |
Средней балл составил 3,5. Это свидетельствует об удовлетворительной финансовой устойчивости предприятия.
Комплексная оценка платежеспособности предприятия приведена в таблице 19:
Таблица 19 - Комплексная оценка платежеспособности ОАО «Альфа» |
||||
Показатель |
Значение на конец года |
Балл | ||
2009 |
2010 |
2011 | ||
Коэффициент текущей ликвидности |
1,32 |
1,78 |
3,16 |
3 |
Коэффициент срочной ликвидности |
0,73 |
1,01 |
1,90 |
5 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,18 |
0,13 |
0,28 |
4 |