Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:13, курсовая работа
Тема курсовой работы предполагает изучение системы бухгалтерского учета в Некоммерческих организациях на примере Некоммерческого Партнерства «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов».
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Основные принципы построения бухгалтерского учета в некоммерческой организации 4
1.1. Отличительные черты некоммерческой организации, правовое регулирование 4
1.2. Особенности бухгалтерского учета в некоммерческой организации 7
1.3. Учетная политика некоммерческой организации 27
1.4. Нормативно – законодательная база бухгалтерского учета в Некоммерческой организации 35
2 Построение бухгалтерского учета в Некоммерческом Партнерстве «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов» 45
2.1. Технико-экономическая характеристика НП «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов» 45
2.2. Бухгалтерский учет на примере НП «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов» 49
2.2.1. Учет кассовых операций 49
2.2.2. Учет операций на расчетном счете 53
2.2.3. Учет расчетов 59
3. Применение МСФО в деятельности некоммерческих организаций. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
4)
организация не предполагает
последующей перепродажи
При этом целесообразно организовать раздельный учет имущества, приобретенного за счет целевых поступлений и за счет доходов от предпринимательской деятельности. Способ ведения раздельного учета необходимо закрепить в учетной политике. Некоммерческая организация может использовать имущество, приобретенное за счет прибыли от предпринимательской деятельности, как на ведение уставной, так и предпринимательской деятельности одновременно. В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 256 Налогового Кодекса РФ, имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности, не подлежит амортизации. [№ 29]
Однако, если имущество используется в деятельности приносящей доход, и приобретено за счет средств от такой деятельности, то необходимо начислять амортизационные отчисления в общеустановленном порядке. Отнести расходы на его приобретение напрямую к какому-то одному направлению коммерческой деятельности в этом случае невозможно.
Также в учетной политике НКО следует указать стоимостный лимит отнесения имущества к объектам основных средств (в интервале до 20 000 руб.). В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации согласно п. 5 ПБУ 6/01 в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. Порядок контроля отражается в учетной политике.
Метод начисления амортизации можно не указывать, так как для объектов основных средств (ОС) некоммерческих организаций ПБУ 6/01 утвержденном Приказом Минфина РФ от 30.03.01 № 26н предусмотрен лишь один метод списания стоимости ОС - линейный. Также с помощью Учетной политики нужно определиться с резервом на ремонт основных средств: создавать или нет.
Услуги НКО может оказывать на бесплатной основе: за счет средств целевого финансирования, а также на платной основе: за счет поступлений от заказчиков. Доходы и расходы от оказания таких услуг в учете следует разграничить в связи с тем, что они относятся к разным источникам финансирования. Для этого необходимо определиться со счетами учета доходов и расходов. Предпочтение следует отдать счетам учета доходов и расходов из коммерческого Плана счетов. НКО не следует забывать о формировании отдельного финансового результата от оказания платных услуг.
С целью формирования рыночной цены платных услуг, НКО следует прописать в учетной политике порядок определения себестоимости оказываемых услуг. Данный порядок, в свою очередь, должен базироваться на методике ведения раздельного бухгалтерского учета операций в части некоммерческого направления и оказания платных услуг НКО. Эти вопросы нормативными актами для НКО не регламентированы, поэтому организации придется самостоятельно решать, как делить расходы и доходы и определять себестоимость оказания услуг. Желательно для НКО воспользоваться общим подходом: стоимость услуги формируется из суммы прямых и косвенных затрат, первые прямо увеличивают стоимость услуги, а вторые - после распределения между всеми объектами калькулирования. Порядок определения себестоимости услуг является одним из самых важных элементов учетной политики НКО, так как от него зависят цена платных услуг и финансирование бесплатных услуг, оказываемых населению. [№ 29]
В
отношении платных услуг и
связанных с ними расходов, НКО
может руководствоваться
По нематериальным активам (НМА) некоммерческие организации амортизацию не начисляют, поэтому в Учетной политике НКО не нужно описывать способ начисления амортизации, но согласно ПБУ 14/2007 необходимо установить срок полезного использования НМА. По окончании этого срока НМА подлежат списанию.
В
отношении материально-
В целях организации надлежащего контроля за движением и сохранностью материально-производственных запасов (МПЗ), до передачи их в эксплуатацию, НКО отражает материалы на счетах учета МПЗ. В учетной политике некоммерческой организации следует прописать оценку запасов при их выбытии и отпуске в эксплуатацию (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения запасов). Оценка по средней себестоимости, которая является наиболее распространенным способом, предполагает выбор взвешенной или скользящей оценки. Первая определяется по среднемесячной фактической себестоимости запасов, когда в расчет включаются количество и стоимость МПЗ на начало периода и все поступления за отчетный период (месяц). Вторая определяется исходя из количества и стоимости МПЗ на начало отчетного периода и всех поступлений до момента отпуска материалов в эксплуатацию. Метод средневзвешенной оценки является достаточно простым и это одно из преимуществ по сравнению со способом скользящей оценки, что иногда предопределяет выбор в учетной политике в пользу первого метода. [№ 29]
Были
перечислены лишь основные активы,
которыми может располагать НКО,
на самом деле их бывает и больше.
Некоммерческой организации нужно их
правильно классифицировать с тем, чтобы
дать в учете их объективную текущую стоимостную
оценку. В случае наличия нестандартных
активов (обязательств) или при возникновении
не урегулированных законодательством
вопросов организация может воспользоваться
п. 7 ПБУ 1/2008, разработав и закрепив в учетной
политике свой порядок учета, не противоречащий
законодательству.
1.4. Нормативно – законодательная база бухгалтерского учета в Некоммерческой организации
Таблица 2
Уровень | Название документа и дата издания | Редакция | Сфера действия |
Первый уровень – законодательный | Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» | от 23.11.2009 | Обеспечение единообразного
ведения учета имущества, обязательств
и хозяйственных операций, осуществляемых
организациями; составление и представление
сопоставимой и достоверной информации
об имущественном положении организаций
и их доходах и расходах, необходимой пользователям
бухгалтерской отчетности.
Настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. |
Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7 – ФЗ | от 05.04.2010 | Настоящий Федеральный
закон определяет правовое положение,
порядок создания, деятельности, реорганизации
и ликвидации некоммерческих организаций
как юридических лиц, формирования
и использования имущества | |
Федеральный Закон от 19.05.1995 г. № 82 – ФЗ «Об общественных объединениях» | от 23.07.2008 | Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). | |
Статья 13, 30 Конституции РФ касательно общественных объединений | Статья 13
4. Общественные
объединения равны перед 5. Запрещается
создание и деятельность | ||
Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть вторая, Раздел ΙV Отдельные виды обязательств | от 27.12.2009 | Гражданское законодательство
регулирует отношения между лицами,
осуществляющими | |
Федеральный
закон от 26.09.1997 г. № 125 – ФЗ «О свободе
совести и религиозных |
от 23.07.2008 | Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. | |
Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135 – ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» | от 30.12.2008 | Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации. | |
Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 66 – ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» | от 30.12.2008 | Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. | |
Второй уровень – нормативный | Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н | от 26.03.2007 | Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. |
Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 г. № 2-П | от 22.01.2008 | Регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов. | |
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. N 106н | от 11.03.2009 | Настоящее Положение
устанавливает правила | |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/06), утвержденное приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. N 154н | от 25.12.2007 | Настоящее Положение
устанавливает особенности | |
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н | от 18.09.2006 | Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций. | |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н | от 26.03.2007 | Настоящее Положение
устанавливает правила | |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н | от 27.11.2006 | Настоящее Положение
устанавливает правила | |
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н. | от 27.11.2006 | Настоящее Положение
устанавливает правила формирования в
бухгалтерском учете информации о доходах
коммерческих организаций (кроме кредитных
и страховых организаций), являющихся
юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации.
Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений) признают доходы от предпринимательской и иной деятельности. | |
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н. | от 27.11.2006 | Настоящее Положение
устанавливает правила Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности. | |
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г.. N 153н. | Настоящее Положение
устанавливает правила | ||
Третий уровень – методический | План счетов Бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. | от 07.05.2003 | Настоящая Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. |
Методические указания по бухгалтерскому учету Материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н | от 26.03.2007 | Настоящие Методические
указания определяют порядок организации
бухгалтерского учета материально- | |
Четвертый уровень - организационный | Учетная политика
и рабочий план счетов
утверждены Общим собранием членов Протокол № 8 от 24.12.2008 |
Приказ № 3 от 01.12.2008 | Выбранная Партнерством совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов уставной деятельности. |
Устав
НП «Ярославская Региональная Гильдия
Профессиональных Риэлторов» |
от 23.04.2008 | Регулирует деятельность НП «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов» | |
Положение о приеме новых членов НП «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов» утверждено заседанием Президиума протокол № 3 от 22.03.2002 | от 12.10.2009 | п. 1.7. Заявитель обязан в течение трех дней со дня принятия положительного решения Президиумом о приеме в члены Партнерства внести вступительный взнос и периодический членский взнос. Размер вступительного и очередного (ежемесячного) взноса устанавливается 10 000 и 1000 рублей соответственно и может быть пересмотрен по решению Президиума. |
Положения по бухгалтерскому учету 1/2008, 3/06, 4/99, 5/01 и 6/01 действуют в некоммерческих организациях в полном объеме, без изъятий, а ПБУ 9/99 и 10/99 применяются ими только при осуществлении «предпринимательской и иной деятельности».
Таким
образом, при осуществлении основной
уставной непредпринимательской
2 Построение бухгалтерского учета в Некоммерческом Партнерстве «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов»
2.1. Технико-экономическая
характеристика НП «
Некоммерческое Партнерство «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов» (Ярославская Гильдия Риэлторов) было учреждено 6 марта 2002 года при поддержке областной администрации и мэрии города Ярославля.
Учредители Гильдии - это директора, возглавляющие риэлторские агентства и имеющие стаж работы на рынке недвижимости города Ярославля от 10 до 19 лет. В 2002 году в состав Гильдии входило 10 организаций, в настоящее время - 33 риэлторских компании и одна оценочная фирма. Руководствуясь Кодексом этики, и, предъявляя при этом определенные требования, Партнерство открыто для вступления новых членов. Ярославская Гильдия Риэлторов, являясь Региональной ассоциацией, стремится объединить всех риэлторов из крупных населенных пунктов Ярославской области (Рыбинск, Переславль-Залесский, Углич и др.).
На основании Устава НП «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов», целью создания Партнерства является содействие становлению и развитию цивилизованного рынка недвижимости в Ярославском регионе и в России в целом.
Задачами Партнерства являются:
1. Объединение на добровольной основе Российских и зарубежных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на рынке недвижимости, для решения общих вопросов, проведения аналитических исследований, собраний, семинаров, конференций, других мероприятий по обмену опытом, изучению новых видов и форм осуществления операций с недвижимостью, разработка рекомендаций по вопросам рынка недвижимости.
2. Определение основных направлений в области эффективной профессиональной подготовки специалистов на рынке недвижимости в целях квалифицированного обслуживания клиентов. Разработка системы профессиональных стандартов Риэлторской деятельности.
3. Создание единой информационной системы в области рынка недвижимости Ярославской области и предоставление научно-методической и организационной помощи членам Партнерства. Подготовка и публикация информационных, аналитических и экспертных материалов по проблеме недвижимости для своих членов и общественности.
4. Содействие принятию Ярославской и российской законодательной базы, четко регламентирующей все аспекты риэлторской деятельности.
5. Содействие
развитию деловых связей
6. Координация
работы членов Партнерства.
7. Защита общих имущественных и личных неимущественных прав и интересов членов Партнерства, участие в защите прав собственников на рынке недвижимости.
8. Выявление
фактов недобросовестных
Для
решения своих задач
1. Проведение конъюнктурных исследований, подготовка обзоров рынка недвижимости по Ярославскому региону, предоставление этой информации членам Партнерства и другим заинтересованным лицам.
2. Разработка
новых форм организации,
3. Создание
базы и единой информационной
сети коммерческой информации
в области организации
4. Организация финансирования научных исследований и разработок в области торговли недвижимостью, ипотеки и по другим проблемам, в решении которых заинтересованы члены Партнерства.
5. Проведение
консультаций по вопросам