Организация бухгалтерского учета в некоммерческой организации (на примере НП «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлто

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:13, курсовая работа

Описание

Тема курсовой работы предполагает изучение системы бухгалтерского учета в Некоммерческих организациях на примере Некоммерческого Партнерства «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Основные принципы построения бухгалтерского учета в некоммерческой организации 4
1.1. Отличительные черты некоммерческой организации, правовое регулирование 4
1.2. Особенности бухгалтерского учета в некоммерческой организации 7
1.3. Учетная политика некоммерческой организации 27
1.4. Нормативно – законодательная база бухгалтерского учета в Некоммерческой организации 35
2 Построение бухгалтерского учета в Некоммерческом Партнерстве «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов» 45
2.1. Технико-экономическая характеристика НП «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов» 45
2.2. Бухгалтерский учет на примере НП «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлторов» 49
2.2.1. Учет кассовых операций 49
2.2.2. Учет операций на расчетном счете 53
2.2.3. Учет расчетов 59
3. Применение МСФО в деятельности некоммерческих организаций. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

Работа состоит из  1 файл

Организация Бухгалтерского учета в Некоммерческой организации на примере НП ЯРГПР.doc

— 486.00 Кб (Скачать документ)
ustify">     В случае превышения произведенных в отчетном периоде расходов над имеющимися целевыми средствами, с учетом остатка на начало отчетного период, вышеуказанная разность отражается по статье «Остаток на конец отчетного периода» в круглых скобках. При этом в пояснительной записке приводятся необходимые пояснения. В бухгалтерском балансе вышеуказанные данные отражаются как прочие оборотные активы.

 

      1.3. Учетная политика Некоммерческой организации

     Порядок составления учетной политики организации  установлен ПБУ 1/2008. Из п.1 ПБУ 1/2008 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации включает два этапа: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики.

     Первый  этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица, в том числе и некоммерческих организаций. Исключение сделано только для кредитных организаций: в силу особой специфики осуществления ими предпринимательской деятельности, и для филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации.

     Раскрывать  учетную политику обязаны только те организации, которые публикуют  свою бухгалтерскую отчетность полностью  или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным  документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно. Некоммерческие организации, созданные в виде фондов, также обязаны обеспечить публичность своей отчетности.

     В соответствии с п.9 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (Приказами, Распоряжениями и т.п.) организации.

     Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Это значит, что Приказ (или Распоряжение), утверждающий принятие учетной политики, должен быть подписан руководителем организации не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором данная учетная политика будет применяться. [№ 27, с. 26]

     Вновь созданная организация оформляет  избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения организацией прав юридического лица (государственной регистрации). [№ 29]

     Грамотно  составленная учетная политика может  помочь избежать спорных ситуаций по ведению учета в некоммерческой организации.

     Среди главных бухгалтеров некоммерческих организаций встречается мнение, что они могут не составлять приказ об учетной политике. Но ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» требует, чтобы организация, независимо от ее организационно-правовой формы, имела учетную политику, утвержденную ее руководителем. Это требование является необходимым условием деятельности любой организации, в том числе и некоммерческой.

     Для любой некоммерческой организации  учетная политика является распорядительным документом, без которого невозможны построение и ведение системы  бухгалтерского учета.

     Общая норма законодательства требует, чтобы  учетная политика составлялась в  соответствии с положениями ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.08 №106н. В первую очередь этот документ определяет бухгалтерский учет коммерческой деятельности, а вот нормативного документа, более или менее четко регламентирующего порядок формирования учетной политики для целей организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, при отсутствии коммерческой деятельности, в настоящее время, к сожалению, не существует. В связи с этим, различные неурегулированные вопросы НКО предстоит решать самостоятельно, для этого принятые решения фиксируются в учетной политике. Арбитражные суды при решении спорных вопросов принимают во внимание выбор, сделанный НКО в Приказе об учетной политике. [№ 29]

     В соответствии с п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Именно он определяет систему организации бухгалтерского учета. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации.

     Безусловно, при формировании учетной политики надо исходить из того, что:

     - организация будет продолжать  свою деятельность в ближайшем  будущем и у нее отсутствуют  намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

     - принятая организацией учетная  политика применяется последовательно  от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

     - факты хозяйственной деятельности  организации относятся к тому  отчетному периоду, в котором  они имели место, независимо  от фактического времени поступления  или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). [№ 29]

     При составлении учетной политики допускаются  четыре предположения, от которых отталкиваются  при описании системы учета. Согласно п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика» в организации:

     - полнота отражения в бухгалтерском  учете всех фактов хозяйственной  деятельности (требование полноты);

     - своевременное отражение фактов  хозяйственной деятельности в  бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности (требование своевременности);

     - тождество данных аналитического  учета оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета  на последний календарный день  каждого месяца (требование непротиворечивости);

     - рациональное ведение бухгалтерского  учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Учетная политика для бухгалтерского учета 

     Для некоммерческих организаций, создающих  учетную политику впервые, следует  учитывать следующее. Учетная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, таких как первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [№ 10, п. 2]. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», учетная политика включает в себя:

     - рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями  своевременности и полноты учета и отчетности;

     - формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных  операций, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов, а также формы документов  для внутренней бухгалтерской  отчетности;

     - порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

     - правила документооборота и технология  обработки учетной информации;

     - порядок контроля над хозяйственными  операциями;

     - другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета.

     НКО, работающие не первый год, уже ранее  разрабатывали учетную политику, поэтому перед началом каждого  года им нужно лишь, в случае необходимости, внести в нее изменения и дополнения. Но это при условии, что данный распорядительный документ описывает в полной мере всю систему учета организации и отвечает требованиям действующего законодательства.

     Основания для изменения учетной политики установлены в п. 10 ПБУ 1/2008. К ним  относятся:

     - изменение законодательства РФ;

     - разработка организацией новых способов бухгалтерского учета;

     - существенное изменение условий  хозяйствования, к которым относятся  реорганизация, изменение вида  деятельности организации и т.  п. 

     При этом согласно п. 12 ПБУ 1/2008 изменение  учетной политики производится с  начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

     Нужно учитывать то, что НКО в своей  деятельности руководствуются нормами  Закона «О некоммерческих организациях» (Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ).

     Основным  источником покрытия расходов является целевое финансирование НКО, состоящее из:

     - финансового обеспечения, в виде  субсидии на возмещение нормативных  затрат организации, при оказании  им социальных услуг в соответствии  с заданием учредителя;

     - добровольных имущественных взносов и пожертвований, получаемых от различных фондов, юридических и физических лиц;

     - грантов; 

     - других, не запрещенных законом  источников целевых поступлений. 

     Средства  от оказания платных услуг, направляемые на ведение уставной деятельности и  развитие организации, также являются одним из источников финансирования расходов учреждения, но такие доходы от предпринимательской деятельности не могут быть признаны целевым финансированием деятельности НКО. Эти средства признаются собственными доходами, полученными от коммерческой деятельности НКО, их порядок учета является отдельным вопросом учетной политики.

     Если  при выполнении целевой программы, расходы на содержание аппарата управления предусмотрены Сметой доходов и расходов, то их списание следует осуществлять за счет конкретной целевой программы. Если ни одной целевой программой, расходы на содержание аппарата управления не предусмотрены, то можно порекомендовать отразить в учетной политике организации порядок распределения расходов на содержание аппарата управления НКО.

     Некоммерческие  организации могут ориентироваться  на нормы других документов, например действующего Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его  применению, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н. На основе их рекомендаций НКО организует раздельный синтетический и аналитический учет средств целевого финансирования, что прописывается в методологическом разделе учетной политики. Здесь можно указать свой порядок учета для каждого источника средств целевого финансирования (по назначению и в разрезе самих источников), учитывая то, что средства целевого финансирования занимают существенное место в деятельности организации. Специального порядка отражения в бухгалтерском учете перерасхода целевых средств для некоммерческой организации, нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, не установлено. Следовательно, организация, руководствуясь общеустановленными правилами бухгалтерского учета, должна установить такой порядок самостоятельно и закрепить его в своей учетной политике. [№ 29]

     В систему бухгалтерского учета доходов  и расходов заложен метод начисления, который следует применять по отношению ко всем операциям, в том  числе и к средствам целевого финансирования.

     Следующий вопрос, который должен быть отражен в учетной политике, имеет отношение к учету основных средств (ОС).

     Согласно  п. 4 ПБУ 6/01, НКО признает в бухгалтерском учете, в качестве основных средств, имущество, одновременно удовлетворяющее следующим условиям:

     1) НКО имеет право собственности  на данный объект;

     2) объект предназначен для использования  в уставной деятельности, направленной  на достижение целей создания  данной НКО или для ее управленческих  нужд;

     3) объект предназначен для использования  в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

Информация о работе Организация бухгалтерского учета в некоммерческой организации (на примере НП «Ярославская Региональная Гильдия Профессиональных Риэлто