Совершенствование кадровой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:26, дипломная работа

Описание

Цель дипломного проекта – совершенствование кадровой политики торговой компании ООО «Лента».


Задачи дипломного проекта:

- раскрыть сущность, цели, задачи и виды кадровой политики;

- проанализировать принципы формирования кадровой политики;

- описать деятельность торговой компании ООО «Лента»;

- провести анализ кадровой политики торговой компании ООО «Лента»;

- выявить проблемы и предложить направления совершенствования кадровой политики в торговой компании ООО «Лента».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7

1.1. Кадровая политика организации: сущность, цели, задачи, виды 7

1.2. Принципы формирования и совершенствования кадровой политики организации в современных условиях 16

1.3. Найм, развитие и мотивация как элементы кадровой политики 26

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 39

2.1. Общая характеристика организации и ее трудового потенциала 39

2.2. Анализ системы найма персонала 49

2.3. Анализ системы обучения и развития персонала 56

2.4. Анализ системы стимулирования персонала 61

2.5. Выводы по результатам анализа и задание на оргпроектирование 69

3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 72

3.1. Разработка проекта системы оплаты труда торгового персонала 72

3.2. Совершенствование процедуры отбора торгового персонала 80

3.3. Оценка экономической эффективности мероприятий 82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88

ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование кадровой политики в организации.docx

— 919.71 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, учитывая выше изложенное, можно  определить основные подходы к формированию кадровой политики в современных  условиях, учитывающие произошедшие изменения в бизнесе и сфере человеческих ресурсов. Понимание и использование данных подходов при формировании кадровой политики обеспечит повышение устойчивости развития предприятия.

     1. От инструментализма кадровой  функции к стратегической роли  кадровой политики. Если ранее «специалисты-кадровики» часто были даже не информированы о деловой стратегии компании, связь между производством и планированием персонала была очень слабая, то сейчас функция управления персоналом имеет интегрирующий характер и сама является частью стратегии предприятия. Акцент кадровой политики смещается с подбора и расстановки кадров к участию в формировании и реализации стратегии бизнеса. Управление персоналом в рамках выработанной новой кадровой политики становится стратегической задачей организации. Это делает кадровую политику более активной в отличие от пассивной и реактивной политики, характерной для традиционных моделей управления персоналом.

     2. От выполнения фрагментарных  кадровых функций к вовлечению  линейного управления в управление персоналом и помощи ему. Наряду с рядом прежних кадровых функций, у специалиста по персоналу добавляется новая функция – оказание помощи линейному менеджменту в развитии и лучшем использовании его организационного потенциала, т.е. подчиненных ему человеческих ресурсов. Ответственность за реализацию более активной кадровой политики возлагается так же и на линейных менеджеров, а это означает, что кадровая работа руководителей всех звеньев интегрируется в систему кадрового менеджмента, которая только и способна эффективно реализовать такую политику.

     3. Развитие кадрового потенциала  превращается в статью инвестиций, а не затрат (которые как известно  нужно минимизировать), как это  было до недавнего времени.

     Современный подход к персоналу как к человеческому  ресурсу означает, что люди рассматриваются  как достояние компании в конкурентной борьбе, которое требует капиталовложений в их формирование, использование и развитие в зависимости от экономической целесообразности.

     Цель  капиталовложений – привлечение  наиболее качественных в профессиональном плане работников, их обучение и поддержание в стадии высокой трудоспособности, создание условий для их творческого и профессионального развития.

     4. Происходит переориентация на  индивидуальную работу с персоналом, и как следствие – с коллективистских  ценностей на индивидуальные.

     Персонал  работает на достижение определенных целей организации. Но не только организация  имеет свои цели, свои индивидуальные цели имеет и каждый работник. Эффективность его работы в значительной мере определяется тем, насколько цели каждого сотрудника адекватны целям организации. Современная кадровая политика должна придерживаться принципа совмещения целей организации и работника. В случае расхождения интересов приводятся в действие стимулирующие и мотивирующие рычаги воздействия на человека для того, чтобы тот связал свою деятельность с интересами организации.

     5. Акцент в управлении персоналом  переносится на управленческий  штат, поскольку именно компетентность  менеджеров оказывается ключевым  элементом кадрового потенциала современной организации.

     6. Профессионализация функций управления  персоналом. Раньше управление персоналом трактовалось как деятельность, не требующая специальной подготовки, с которой может справиться на основе соображений здравого смысла любой опытный руководитель, и соответственно отсутствие специализированной профессиональной подготовки снижало авторитет кадровых работников. Сегодня растущая интегрирующая роль управления персоналом, повышение его статуса до высшего звена управления, усложнение техники подбора, расстановки, развития, мотивации, продвижения и использования людского потенциала требуют высокого уровня профессиональной подготовки и делают эту профессию одной из важнейших для выживания и успеха компании.

     7. Больший акцент на управление  изменениями. Поскольку гибкость  и способность к изменениям  представляют сегодня ключевые  характеристики бизнеса, а основным  барьером являются люди, одной  из важнейших функций управления  персоналом становится активное  управление изменениями и организационное развитие. Как правило, способность к изменениям связана с более широкой квалификацией, способностью переобучаться, уровнем творчества и инновационности персонала.

     8. Интернационализация функции управления  персоналом. Глобализация бизнеса,  более активные международные  связи, а также международная  специализация и интеграция делают необходимым развитие многонациональных коллективов с различной системой ценностей и культур.

     Несомненным достижением периода реформ стала  открытость нашего общества, вступление России в большинство международных  экономических институтов. Но в то же время, включение нашей страны в мировую финансово- экономическую  систему увеличивает риск воздействия  возможных негативных явлений, сопутствующих  процессам глобализации.

     9. Расширение и углубление социального  партнерства становится все более важной функцией.

     10. В условиях дефицита квалифицированной  рабочей силы, способной работать в новых условиях, возникла необходимость более широкого учета мотивационных процессов. Существенно изменяются принципы и система мотивации как важнейшие факторы рационального использования и развития человеческих ресурсов. Система мотивации эволюционирует от принципов оплаты за должность, за явку на работу, к принципу оплаты за результат, за конкретный вклад в достижение целей организации.

     11. От повышения квалификации к  развитию персонала. Сущность  новой концепции компетентности  человека, которая приходит на  смену понятию человеческих ресурсов, сводится к необходимости расширения границ знаний, навыков и умений, необходимых для труда и жизнедеятельности в целом; к ориентации на становление и развитие творческой личности.

     12. Новая система управления персоналом  предполагает сильную и адаптивную корпоративную культуру, стимулирующую атмосферу взаимной ответственности работодателя и наемного работника, поддержку инициативы на всех уровнях организации, постоянные технические и организационные изменения, открытое обсуждение проблем.

     Итак, ключевыми характеристиками современной  кадровой политики, обеспечивающими  устойчивость развитию предприятия, являются ее гибкость, тесная связь с целями и стратегией организации, ориентация на долговременное планирование, эволюция системы мотивации, значимость роли кадров и кадрового потенциала как одного из факторов стратегического успеха предприятия.

1.3. Найм, развитие и  мотивация как  элементы кадровой  политики

    1.3.1. Найм персонала  как первоначальный  этап формирования  кадровой политики

     Найм  на работу – это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С привлечения и  приема на работу начинается управление персоналом27.

     Отбор – это выделение кого-либо из общего числа. Отсюда и выражения: «отбор кандидатов на вакантную должность», «отбор сотрудников для продвижения по службе» и т.п. При отборе же сравниваются деловые и другие качества работника с требованиями рабочего места.

     По  А.Я. Кибанову, отбор персонала – часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих ни данную должность28.

     Отбор кадров в кадровой работе – часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих на эту должность. Для отбора кадров используются отборочное собеседование, тестирование, услуги центров оценки и другие методы29.

     Наем  и отбор персонала в организацию  решают задачу, стоящую перед любым  предприятием - удовлетворить спрос  на необходимую рабочую силу в  количественном и качественном выражении.

     Этот  процесс состоит в сопоставлении  требований, предъявляемых работодателем и квалификации кандидата. Поскольку работодатель предлагает место, гарантирующее определённое вознаграждение, то необходимо, чтобы кандидат отвечал определённым требованиям. Если требования, предъявляемые организацией, и требования кандидата хотя бы частично совпадают, то проводится их отбор для дальнейшего выбора кандидатов одного или нескольких людей, наиболее подходящих по имеющимся критериям на вакантное место.

     Обычно  в подавляющем большинстве существующих учебников и книг источники набора персонала делят по месту поиска, а именно: на внешние и внутренние источники набора персонала30. Под внешними понимают такие источники, посредством которых ведется поиск персонала вне организации, а под внутренними - когда используются резервы самой организации.

     По  сути, при такой классификации  источников набора персонала можно  получить ответ на вопрос: привлекаются ли в организацию новые люди, люди «со стороны», т.е. имеет ли место приток «свежей крови» в организацию или открывшиеся вакансии заполняются «своими» сотрудниками, т.е. членами собственной организации31.

     Конечное  решение при отборе обычно формируется на нескольких этапах, которые следует пройти претендентам. На каждом этапе отсеивается часть претендентов или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения. Типичный процесс принятия решения по отбору персонала представлен на рис. 1.232.

Рис. 1.2. Процедура процесса отбора персонала 

     Профессиональный  отбор кадров на предприятии является одним из наиболее важных этапов найма персонала и включает следующие этапы33:

  • создание кадровой комиссии;
  • формирование требований к рабочим местам;
  • объявление о конкурсе в средствах массовой информации;
  • медицинское обследование здоровья и работоспособности кандидатов;
  • оценка кандидатов на психологическую устойчивость;
  • анализ увлечений и вредных привычек кандидатов;
  • комплексная оценка кандидатов по рейтингу и формирование окончательного списка;
  • заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность;
  • утверждение в должности, заключение контракта;
  • оформление и сдача в отдел кадров кадровых документов кандидата.
 

    1.3.2. Развитие персонала

     Профессиональное  развитие представляет собой процесс  подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. Мероприятиями по профессиональному развитию персонала могут являться семинары по маркетингу для сотрудников отдела человеческих ресурсов, посещение школы бизнеса сотрудником отдела продаж, изучение английского языка инженером-механиком, работа только что принятого в организацию начальника планового отдела сборщиком на заводском конвейере и т.д. Организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием – управление профессиональным обучением, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры.

     Профессиональное  развитие оказывает положительное  влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Профессиональное обучение так же способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе.

     Управление  профессиональным развитием персонала  представляет собой систему, основными  подсистемами которой являются: деловая  карьера; обучение персонала; мотивация  и стимулирование; работа с резервом; мониторинг развития и аттестация; ресурсное обеспечение профессионального  развития; управление саморазвитием  работника34. С процессуальной точки зрения функционирования этой системы, на наш взгляд, можно выделить этапы прогнозирования, планирования, управления, организации, ресурсного обеспечения и экспертизу качества развития профессиональной карьеры сотрудников, заключающуюся в оценке самих работников.

Информация о работе Совершенствование кадровой политики предприятия