Совершенствование организации учета и аудита деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:58, дипломная работа

Описание

Цель исследования – разработать и обосновать комплекс мер, направленных на повышение эффективности организации учета и аудита деятельности торгового предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:

1.Обобщить теоретические основы организации учета и аудита деятельности торгового предприятия.
2.Проанализировать содержание нормативных документов, регламентирующих организацию учета и аудит операций по реализации товаров.
3.Дать технико-экономическую характеристику исследуемого предприятия.
4.Оценить организацию бухгалтерского учета и внутреннего контроля торгового предприятия.
5.Разработать рекомендации по совершенствованию организации учета операций по реализации товаров.
6.Разработать рекомендации по устранению выявленных нарушений и усилению контроля деятельности торгового предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............3


Глава 1. Теоретические основы организации учёта и проведения аудита деятельности торгового предприятия

1.Анализ законодательных актов, регламентирующий учёт операций по реализации товаров………………….....…………………………………......8
2.Организация синтетического, аналитического и налогового учёта деятельности торгового предприятия…………………………………......15
3.Основные этапы аудиторской проверки товарных операций…...............27
Глава 2. Организация учёта и аудит операций по реализации товаров в ЗАО «Дюрал»

2.1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Дюрал».............................36

2.2. Оценка организации бухгалтерского учёта и внутреннего контроля товарных операций ЗАО «Дюрал»................................................................43

2.3. Проведение аудита операций по реализации товаров……………….…...52

Глава 3. Рекомендации по организации учёта и проведению аудита операций по реализации товаров в ЗАО «Дюрал»

3.1. Предложения по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки…………..…………..………...........................................................60

3.2. Повышение эффективности учета реализации товаров в ЗАО «Дюрал»...................................................................................................68


Заключение………………………………………………………………………….77

Библиографический список……………………………………..............................83

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 599.00 Кб (Скачать документ)

Продолжение табл. 3.1

1 2 3 4 5
5 Учтен НДС по оприходованной оргтехнике 19 60 23 797,00
МУП «Исток»
1 Реализована оргтехника ЗАО «Дюрал» 62 90/1 156 000,00
2 Начислен НДС  по реализованным товарам к уплате в бюджет 90/3 68/ндс 23 797,00
3 Списана себестоимость  реализованных товаров 90/2 41 132 210,00
4 Оприходован скотч, поступивший от ЗАО «Дюрал» 10 60 144 070,00
5 Учтен НДС по оприходованным материалам 19 60 25 932,00
 

     Стороны приняли решение о проведении зачета взаимных требований. Отметим, что ГК РФ допускает проведение зачета взаимных требований частично, т.е. у стороны, чья задолженность окажется больше, останется часть обязательства, не погашенная зачетом.

     После оформления акта сверки МУП «Исток» направило заявление о проведении взаимозачета в адрес ЗАО «Дюрал». Операцию по зачету взаимных требований организации оформили следующими бухгалтерскими записями. 

     Таблица 3.2

Бухгалтерские записи по отражению операции взаимозачета

№ п/п Содержание  хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, руб
1 2 3 4 5
МУП «Исток» в день получения уведомления  о вручении заявления ЗАО «Дюрал»
1 Произведен  зачет задолженности 60 62 156 000,00
2 Принят к  зачету НДС по товарам, полученным от ЗАО «Дюрал» 68 19 23 797,00
ЗАО «Дюрал» в день получения заявления  о проведении взаимозачета
1 Произведен  зачет задолженности 60 62 156 000,00
2 Введен в  эксплуатацию компьютер, полученный от МУП «Исток» 01 08/4 144 070,00
 

Продолжение табл. 3.2

1 2 3 4 5
3 Принят к зачету НДС по оборудованию, полученному от МУП «Исток» (частично) 68 19 23 797,00
 

     Типичной  ошибкой при взаимозачете неравноценных  требований является принятие НДС к  зачету в полной сумме без учета  того, что при таком зачете сумма  НДС по приобретенным товарам оплачена не полностью. В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров. При зачете неравноценной суммы у организации, имеющей большую кредиторскую задолженность, а именно у ЗАО «Дюрал», остается обязанность погашения остатка кредиторской задолженности, т.е. в этой части товары (работы, услуги) считаются неоплаченными. Организация же имеет право поставить к вычету только те суммы НДС, которые были оплачены. Следовательно, неоплаченной является сумма в размере 14 000,00 рублей (170 000,00 – 156 000,00). Таким образом, НДС, предъявленный к возмещению из бюджета следует откорректировать на сумму 3 136 рублей (14 000,00 х 18%).

     Оплата  остатка кредиторской задолженности  может быть осуществлена различными способами, в том числе денежными  средствами, в рамках взаимозачета при оказании услуг в последующем, в рамках товарообменной операции и  т.д. Только после этого ЗАО «Дюрал» получит право на возмещение сумм НДС по остатку.

     Еще одной типичной ошибкой при проведении операций взаимозачета ЗАО «Дюрал»  является проведение зачета взаимных обязательств авансом в счет будущих  взаимозачетов. В результате этого  зачет взаимных требований осуществляется в отношении сумм, которые ничем не обоснованы. Затем образовавшаяся кредиторская задолженность погашается путем постепенных поставок товаров (работ, услуг).

     В ходе аудита операций по реализации продукции  установлено, что ЗАО «Дюрал»  имеет задолженность перед ООО «Вариант» на сумму 12 000 руб., а ООО «Вариант» должно оплатить поставленную ЗАО «Дюрал» продукцию стоимостью 23 000 руб. Стороны оформили погашение задолженности на сумму 23 000 руб. В этом случае у ООО «Вариант» возникает кредиторская задолженность на сумму 11 000 руб., которая числится только на счетах бухгалтерского учета, реального же обязательства нет.

     При таком взаимозачете ЗАО «Дюрал»  имеет риски по НДС, так как  налоговые органы рассматривают  образовавшуюся задолженность как аванс и требуют включения этой кредиторской задолженности в облагаемый НДС оборот. Кроме того, поскольку подобный взаимозачет не предусмотрен действующим гражданским законодательством, по иску заинтересованного лица он будет признан недействительным.

     В качестве основной рекомендации ЗАО  «Дюрал» по оформлению взаимозачетных операций, следует посоветовать придерживаться принципа равенства стоимости обмениваемого  товара. В этом случае, с точки  зрения налогового законодательства, все проблемы связанные с исчислением и уплатой налогов будут решаться обычным способом.

     2. Второй тип нарушений в учете  реализации продукции ЗАО «Дюрал»  связан с оформлением счетов-фактур  при продаже товаров со скидкой.

     По  результатам продаж товара с бонусом (скидкой) ЗАО «Дюрал» выставляют покупателю минусовый счет-фактуру.

     Порядок отражения скидок в первичных  документах и счетах-фактурах законодательно не урегулирован. В такой ситуации многие поставщики действительно выставляют покупателям минусовые счета-фактуры  на сумму сторнированного НДС. При этом следует обратить внимание на то, что скидка - это снижение цен на конкретные товары, поэтому данный счет-фактура должен быть заполнен по каждому виду товаров (как исходный счет-фактура). Если указать в счете-фактуре только итоговую скидку и НДС с нее, то налоговые 

органы  могут расценить данную операцию как прощение долга и признать уменьшение налога неправомерным.

     Кроме того, многие налоговики не признают таких  счетов-фактур, потому что в налоговом  законодательстве прямо не говорится о возможности их составления.

     Предоставив скидку покупателю, для ЗАО «Дюрал»  будет более правильным внесение исправлений в первоначально  выставленный счет-фактуру, что предусмотрено  п. 29 Правил ведения журнала учета  полученных и выставленных счетов-фактур.

     В этом случае работники бухгалтерии  ЗАО «Дюрал» исправляет как свой счет-фактуру, так и счет-фактуру  покупателя. Поправки заверяются печатью  и подписью руководителя организации-продавца с указанием даты внесения исправлений.

     На  основании исправленных счетов-фактур ЗАО «Дюрал» необходимо внести изменения в книгу продаж, а покупателю - откорректировать книгу покупок. Все это нужно делать в том периоде, когда предоставлена скидка, а не тогда, когда товар был реализован.

     Таблица 3.3

     Акт выявления нулевых счетов-фактур и их корректировка

№ п/п Наименование  покупателя Данные  первоначально выставленного

счета-фактуры

Данные  нулевого счета-фактуры
№, дата Сумма №, дата Сумма
1 ЗАО «Промстройкомплект» 122 от 02.02.09 154 000,00 128 от 16.02.09 15 400,00
2 ОАО «Уральский центр автопокраски» 207 от 21.03.09 214 000,00 209 от 24.03.09 21 400,00
289 от 26.03.09 187 000,00 302 от 28.03.09 18 700,00
402 от 15.04.09 36 000,00 412 от 16.04.09 3 600,00
 

     Суммы, на которые уменьшается НДС со стоимости реализованных товаров  у продавца, и сумма вычетов, подлежащая восстановлению у покупателя, отражаются в книге продаж и в журнале  выставленных счетов-фактур продавца, в книге покупок и в журнале  полученных счетов-фактур покупателя сторнировочной записью в период предоставления скидки, предусмотренной договором (на дату исправления счета-фактуры).

     Таким образом, в ходе выполнения специальных  аудиторских процедур был составлен  рабочий документ аудитора, позволяющий провести дополнительный расчет и корректировку налогооблагаемой базы по НДС (см. табл. 3.3).

     Предложенные  рекомендации по устранению выявленных нарушений при отражении операций связанных с реализацией товаров  ЗАО «Дюрал» позволят избежать штрафов  и пени со стороны налоговых органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Повышение эффективности учета реализации товаров в ЗАО «Дюрал» 

     В настоящее время в связи с  насыщением рынка разнообразными товарами и услугами для увеличения объема продаж организации предоставляют своим покупателям (заказчикам) скидки. Проблемы возникающие при отражения скидок в бухгалтерском и налоговом учете характерны для любого предприятия, в том числе и для ЗАО «Дюрал».

     Предоставление  скидок может быть обусловлено:

  • сезонными колебаниями спроса на товары (работы, услуги);
  • потерей (частичной потерей) потребительских свойств товаров;
  • приближением даты истечения сроков реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе освоением новых рынков сбыта, а также продвижением на рынки новых товаров, опытных моделей и образцов в целях ознакомления с ними потребителей;
  • стимулированием покупателей в приобретении как можно большего количества товаров (работ, услуг).

     Условия предоставления скидок оговариваются  сторонами в договоре купли-продажи  или ином договоре. Скидки могут предоставляться в момент отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), а также после их отгрузки (передачи) при выполнении соответствующих условий, с возникновением которых в договоре предусмотрено предоставление скидок. На исследуемом предприятия используются оба вида скидок: моментальные скидки – в зависимости от суммы одной сделки, а так же бонусные (накопительные) скидки.

     В практике ЗАО «Дюрал» учет скидок вызывает затруднения в связи со следующим:

    1. Во-первых, нормативно не определен порядок документального оформления скидок.
    2. Во-вторых, гл. 21 НК РФ не содержит указаний по учету НДС по скидкам.
    3. В-третьих, гл. 25 НК РФ устанавливает два варианта признания скидок для целей налогообложения прибыли.

     В бухгалтерском учете предоставляемые покупателям скидки уменьшают выручку от продаж продавца независимо от условий их предоставления. Порядок учета скидок определен в ПБУ 9/99. В частности, согласно п. 6 ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. При этом величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (п. 6.5 ПБУ 9/99).

Информация о работе Совершенствование организации учета и аудита деятельности торгового предприятия