Совершенствование организации учета и аудита деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:58, дипломная работа

Описание

Цель исследования – разработать и обосновать комплекс мер, направленных на повышение эффективности организации учета и аудита деятельности торгового предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:

1.Обобщить теоретические основы организации учета и аудита деятельности торгового предприятия.
2.Проанализировать содержание нормативных документов, регламентирующих организацию учета и аудит операций по реализации товаров.
3.Дать технико-экономическую характеристику исследуемого предприятия.
4.Оценить организацию бухгалтерского учета и внутреннего контроля торгового предприятия.
5.Разработать рекомендации по совершенствованию организации учета операций по реализации товаров.
6.Разработать рекомендации по устранению выявленных нарушений и усилению контроля деятельности торгового предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............3


Глава 1. Теоретические основы организации учёта и проведения аудита деятельности торгового предприятия

1.Анализ законодательных актов, регламентирующий учёт операций по реализации товаров………………….....…………………………………......8
2.Организация синтетического, аналитического и налогового учёта деятельности торгового предприятия…………………………………......15
3.Основные этапы аудиторской проверки товарных операций…...............27
Глава 2. Организация учёта и аудит операций по реализации товаров в ЗАО «Дюрал»

2.1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Дюрал».............................36

2.2. Оценка организации бухгалтерского учёта и внутреннего контроля товарных операций ЗАО «Дюрал»................................................................43

2.3. Проведение аудита операций по реализации товаров……………….…...52

Глава 3. Рекомендации по организации учёта и проведению аудита операций по реализации товаров в ЗАО «Дюрал»

3.1. Предложения по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки…………..…………..………...........................................................60

3.2. Повышение эффективности учета реализации товаров в ЗАО «Дюрал»...................................................................................................68


Заключение………………………………………………………………………….77

Библиографический список……………………………………..............................83

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 599.00 Кб (Скачать документ)
 

     Счет-фактура  на скидку регистрируется в книге  продаж в сентябре, ее данные вычитаются из соответствующих данных других зарегистрированных счетов-фактур. Уточненная декларация по НДС за июль не составляется.

     Налоговая база по налогу на прибыль за июль не должна пересчитываться, поскольку в периоде реализации она сформирована исходя из цены реализации без применения скидки.

     Предложенные  рекомендации позволят повысить эффективность  учета при применении такого рыночного инструмента как скидки со стоимости реализуемого товара. Данный метод представления скидок со стоимости реализуемых товаров основан на требованиях действующего налогового и бухгалтерского законодательства, следовательно риск возникновения налоговых штрафов является минимальным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Журнал  «Проверка в компании» опросил  более тысячи бухгалтеров и 57 экспертов (аудиторов и юристов крупнейших фирм) лично, по телефону и на сайте  www.2z.ru. Результатом стал ТОР-10 – рейтинг самых спорных расходов, которые чаще всего подвергаются сомнению у инспекторов налоговых служб. Под номером 3 данного рейтинга стоит «Уменьшение продажной цены товаров» с вероятностью претензий – 7,8 балла по 10-бальной шкале и «Реклама» - 1,3 балла. 8

     Приведенные выше статьи расходов непосредственно  связаны с процессом реализации, следовательно, можно с уверенностью утверждать, что данный раздел учета  вызывает большой интерес у налоговых  органов. И это не удивительно, реализация продукции, товаров, работ, услуг – один из основных показателей характеризующих деятельность предприятия.

     Именно  выручка от реализации – исходный показатель для определения финансового  результата деятельности хозяйствующего субъекта и определения величины налоговых обязательств перед бюджетом. Процесс реализации сопряжен с исчислением налогов, которые составляют основу формирования всех налоговых поступлений – налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц.

     Эффективность организации данного раздела учета – это основа правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налоговых обязательств.

     Вместе  с тем не следует забывать и  о стимулировании продаж при помощи различных маркетинговых новаций. Стремительное развитие маркетинговых и информационных технологий, технических устройств и оборудования позволяют эффективно влиять не только на процесс реализации продукции, работ, услуг, но и на организацию учетно-контрольной работы. 

     Исследуемая организация ЗАО «Дюрал» в своей деятельности ориентируется на новаторство, считая технический и информационный прогресс основным фактором своего развития.

     Данная  организация занимает лидирующие позиции  в таком сегменте рынка, как реализация автомобильной лакокрасочной продукции ведущих производителей мира. ЗАО «Дюрал» – стабильно развивающаяся организация. Закрепив свои позиции на рынке Челябинской области, сделана довольно успешная попытка охватить остальные регионы Российской Федерации и ближнего зарубежья. На данный момент ЗАО «Дюрал» имеет дилерскую сеть в пяти регионах России.

     Отечественных стандартов регламентирующих только учет операций по реализации продукций не существует. Отдельные моменты отражены в различных положениях по бухгалтерскому учету. В то время как в зарубежной практике существует обособленный стандарт МСФО 18 «Выручка». Рассматривая зарубежную практику следует отметить, что моментом признания выручки в соответствии с МСФО признается момент перехода значительных рисков и выгод, связанных с собственностью на товары. В американских стандартах выручка признается в момент получения денежных средств (их эквивалентов) или когда с достаточной долей уверенности можно говорить о вероятности их получения. US GAAP содержит множество регламентов, посвященных как общим правилам признания выручки, так и специфическим вопросам отдельных видов сделок (гл. 1, параграф 1).

     В ходе исследования выделены основные этапы аудита операций по реализации товаров (гл. 1, параграф 3):

  • подтверждение первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • подтверждение объемов реализованных (отгруженных) товаров;
  • подтверждение списания затрат на реализованные (отгруженные) товары.

     Используя нормативную базу, приемы и способы  проведения аудита была проведена проверка исследуемого раздела учета ЗАО «Дюрал». Для подтверждения предварительной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций по реализации были разработаны специальные тестовые процедуры (табл. 2.2., гл.2, параграф 2).

     В ходе оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля операций по реализации продукции, установлено, что на эффективность функционирования данных систем влияют следующие факторы:

  1. колебание отпускных цен на продукцию превышает 20%;
  2. документально не закреплен порядок предоставления скидок покупателям;
  3. нет отдельного документа, регламентирующего маркетинговую политику организации.

     Из  вышеизложенного можно сделать  вывод, что эффективность организации  учетно-контрольной работы ЗАО «Дюрал»  может быть расценена как средняя.

     На  стадии планирования данной аудиторской  проверки определен уровень существенности для счетов учета операций по реализации товаров. За основу для определения  уровня существенности была взята методика, позволяющая рассчитать предельно-допустимый размер ошибки данных бухгалтерского учета и отчетности для конкретного синтетического счета [17]. Использование данной методики определения уровня существенности приобретает особую актуальность при проведении целевого аудита и (или) выполнении специального аудиторского задания (гл. 2, параграф 2)

     В ходе данного исследования разработаны  аудиторские процедуры, включенные в целевую программу аудиторской  проверки операций по реализации товаров, применительно к деятельности ЗАО  «Дюрал».

     В ходе исследования, а также используя опыт других аудиторов, обобщены типичные ошибки, которые выявляются в ходе проверки реализации готовой продукции:

1) неправильное исчисление и распределение затрат на фактическую себестоимость реализованных (отгруженных) товаров; 

2) несоблюдение установленного учетной политикой метода определения выручки для целей налогообложения;

3) некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете реализации товаров по бартеру, при осуществлении многостороннего зачета взаимных требований и другим операциям.

     Результатом исследования стали разработанные  рекомендации, направленные на устранение нарушений, выявленных в ходе проверки и рекомендации по оптимизации учета, заключающиеся в применении определенного  алгоритма отражения в учете  скидок с цены реализуемого товара.

     Одним из выявленных нарушений является неправильное оформление операций взаимозачета. В  практике ЗАО «Дюрал» операции взаимозачета встречаются довольно часто, однако при их отражении в учете бухгалтеры допускают различные ошибки: принятие НДС к зачету при оплате поставщику товаров (работ, услуг) третьим лицом, принятие НДС к зачету в полной сумме при взаимозачете неравноценных требований и др.

     Необходимость проведения взаимозачетных операций у ЗАО «Дюрал» возникает в том случае, если организация с одним и тем же контрагентом заключает два договора, по одному из которых она выступает должником,                 а по другому - кредитором и при этом не может погасить свое обязательство денежными средствами. Привлекательность зачета как одного из                   способов прекращения обязательств обусловлена его эффективностью,                       а также упрощением взаимоотношений сторон и уменьшением расчетных рисков.

     Типичной  ошибкой при взаимозачете неравноценных  требований является принятие НДС к зачету в полной сумме без учета того, что при таком зачете сумма НДС по приобретенным товарам оплачена не полностью. В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров. Таким образом, НДС, предъявленный к возмещению из бюджета следует откорректировать на сумму 3 136 рублей.

     В качестве основной рекомендации ЗАО  «Дюрал» по оформлению взаимозачетных операций, следует посоветовать придерживаться принципа равенства стоимости обмениваемого товара. В этом случае, с точки зрения налогового законодательства, все проблемы связанные с исчислением и уплатой налогов будут решаться обычным способом.

     Второй  тип нарушений в учете реализации продукции ЗАО «Дюрал» связан с оформлением счетов-фактур при продаже товаров со скидкой. Предоставив скидку покупателю, для ЗАО «Дюрал» будет более правильным внесение исправлений в первоначально выставленный счет-фактуру, что предусмотрено п. 29 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. В этом случае работники бухгалтерии ЗАО «Дюрал» исправляет как свой счет-фактуру, так и счет-фактуру покупателя. Поправки заверяются печатью и подписью руководителя организации-продавца с указанием даты внесения исправлений.

     На  основании исправленных счетов-фактур ЗАО «Дюрал» необходимо внести изменения в книгу продаж, а покупателю - откорректировать книгу покупок. Все это нужно делать в том периоде, когда предоставлена скидка, а не тогда, когда товар был реализован. Таким образом, в ходе выполнения специальных аудиторских процедур был составлен рабочий документ аудитора, позволяющий провести дополнительный расчет и корректировку налогооблагаемой базы по НДС (табл. 3.3, гл. 3, параграф 1).

     Также в ходе данного исследования установлено, что в практике ЗАО «Дюрал» учет скидок вызывает затруднения в связи со следующим:

    1. Во-первых, нормативно не определен порядок документального оформления скидок.
    2. Во-вторых, гл. 21 НК РФ не содержит указаний по учету НДС по скидкам.
    3. В-третьих, гл. 25 НК РФ устанавливает два варианта признания скидок для целей налогообложения прибыли.

     Исследование  данного раздела учета позволило  предложить для ЗАО «Дюрал» алгоритм отражения в учете операций по реализации продукции в случае предоставления скидок с цены реализуемого товара (табл. 3.5, 3.6, гл. 3, параграф 2).

     Таким образом, в рамках дипломного исследования была проведена аудиторская проверка, которая позволила определить критические  области в учете операций по реализации продукции ЗАО «Дюрал», дать рекомендации по их устранению, а также предложены рекомендации, которые позволят повысить эффективность учета при применении такого рыночного инструмента как скидки со стоимости реализуемого товара. Данный метод представления скидок со стоимости реализуемых товаров основан на требованиях действующего налогового и бухгалтерского законодательства, следовательно риск возникновения налоговых штрафов является минимальным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. Литература, 1993. – 48 с. – (Кодексы и законы России).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: [по сост. на 08.01.2007 г.] [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-Плюс: версия от 29.08.2010.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [по сост. на 15.01.2007 г.] [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-Плюс: версия от 29.08.2010.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации: [по сост. на 27.07.2006 г.] [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-Плюс: версия от 29.08.2010.
  5. О бухгалтерском учете: федер. закон, 21 нояб. 1996 г., № 129-ФЗ [по сост. на 03.11.2006 г.] [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-Плюс: версия от 29.08.2010.
  6. Об аудиторской деятельности: федер. закон, 07 авг. 2001 г., № 307-ФЗ [по сост. на 08.07.2010 г.] [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-Плюс: версия от 29.08.2010.
  7. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: постанов. Прав. РФ, 23 сент. 2002 г., № 696 [по сост. на 08.07.2010 г.] [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-Плюс: версия от 29.08.2010.
  8. Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина РФ, 13 июн. 1995 г., № 49. [по сост. на 13.06.1995 г.] [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-Плюс: версия от 29.08.2010.
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/08: приказ Минфина РФ, 09 дек. 1998 г., № 6н [по сост. на 27.11.2006 г.]   [Электронный ресурс]   //   Справочно  -  правовая    система

Информация о работе Совершенствование организации учета и аудита деятельности торгового предприятия