Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:58, дипломная работа
Цель исследования – разработать и обосновать комплекс мер, направленных на повышение эффективности организации учета и аудита деятельности торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1.Обобщить теоретические основы организации учета и аудита деятельности торгового предприятия.
2.Проанализировать содержание нормативных документов, регламентирующих организацию учета и аудит операций по реализации товаров.
3.Дать технико-экономическую характеристику исследуемого предприятия.
4.Оценить организацию бухгалтерского учета и внутреннего контроля торгового предприятия.
5.Разработать рекомендации по совершенствованию организации учета операций по реализации товаров.
6.Разработать рекомендации по устранению выявленных нарушений и усилению контроля деятельности торгового предприятия.
Введение……………………………………………………………………...............3
Глава 1. Теоретические основы организации учёта и проведения аудита деятельности торгового предприятия
1.Анализ законодательных актов, регламентирующий учёт операций по реализации товаров………………….....…………………………………......8
2.Организация синтетического, аналитического и налогового учёта деятельности торгового предприятия…………………………………......15
3.Основные этапы аудиторской проверки товарных операций…...............27
Глава 2. Организация учёта и аудит операций по реализации товаров в ЗАО «Дюрал»
2.1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Дюрал».............................36
2.2. Оценка организации бухгалтерского учёта и внутреннего контроля товарных операций ЗАО «Дюрал»................................................................43
2.3. Проведение аудита операций по реализации товаров……………….…...52
Глава 3. Рекомендации по организации учёта и проведению аудита операций по реализации товаров в ЗАО «Дюрал»
3.1. Предложения по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки…………..…………..………...........................................................60
3.2. Повышение эффективности учета реализации товаров в ЗАО «Дюрал»...................................................................................................68
Заключение………………………………………………………………………….77
Библиографический список……………………………………..............................83
В разделе «А» материально-ответственное лицо отражает остатки и движение готовой продукции и товаров в количественном выражении с указанием наименований, номеров и дат приходных и расходных документов, а также «Расход» и «Остаток на конец месяца» в продажных ценах (включая НДС).
Раздел «Б» содержит информацию об источниках поступления и выбытия наличных денег: выручка от продажи готовой продукции и товаров, сдача денег в кассу своей организации, инкассаторской службе, недостачи и излишки наличных денег и так далее.
Затем
(в установленные сроки) товарный
отчет вместе с приходными
и расходными товарными и денежными документами
передается
в бухгалтерию организации на проверку.
Принимая отчет, бухгалтер
делает об этом отметки на обоих экземплярах
отчета. Первый экземпляр
отчета с документами остается в бухгалтерии
организации,
Если при проверке отчета обнаружены ошибки, то вносятся соответствующие исправления. Внесение исправлений согласовывается с материально-ответственным лицом. Если материально-ответственное лицо согласно с вносимыми изменениями в отчет, то он должен исправленную сумму остатка готовой продукции, товаров и наличных денег на конец периода, подтвердить своей подписью.
После принятия отчета бухгалтерия заполняет графу «По фактической себестоимости» – по готовой продукции и товарам, после чего данные товарного отчета заносятся в учет.
К товарному отчету прилагается «Ведомость движения готовой продукции и товаров», в которой отражаются приход и расход готовой продукции и товаров, с указанием их наименований, отличительных признаков и номенклатурных номеров (если они имеются), единицы измерения, количества, цены и суммы по продажным ценам (включая НДС). Если приход или расход готовой продукции и товаров оформлен документами с отражением вышеуказанных показателей, они в ведомости могут отражаться с указанием только общих (итоговых) сумм.
В ведомости указываются итоговые суммы отдельно по приходу и расходу. Данные по фактической себестоимости и (или) покупным ценам заполняются отделом торговли или бухгалтерской службой.
Таким
образом, на основе данных товарного
отчета бухгалтерской службой
Неотъемлемой частью расходов организаций, занимающихся продажей товаров (продукции), являются расходы на приобретение упаковочных материалов - бумаги, полиэтиленовых пакетов, шпагата, скотча и прочего.
Статья 481 ГК РФ обязывает продавца передавать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.
Для
отдельных видов товаров
В упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы покупателю должны передаваться развесные продовольственные товары, а также ткани, одежда, меховые товары и обувь, согласно п. п. 35 и 45 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.
В обязательном порядке подлежат упаковке хлеб и хлебобулочные изделия, продаваемые в местах мелкорозничной торговли.
Бухгалтерский учет расходов на упаковку зависит от разных факторов. Для производителей товаров - это организация процесса упаковки. Упаковка товара может производиться на складе готовой продукции или же быть частью процесса изготовления товара и соответственно осуществляться в цехе основного производства.
Для торговой организации бухгалтерский учет упаковки зависит от порядка возмещения стоимости упаковки покупателем: стоимость упаковки может возмещаться покупателем в составе цены товара, сверх его цены или не возмещаться вообще.
Порядок бухгалтерского учета расходов на упаковку готовой продукции (тару однократного использования) описан в разд. 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, согласно Приказа Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания).
В
п. 162 этого документа отмечается, что
тара однократного использования (бумажная,
картонная, полиэтиленовая и др.), а также
мешки бумажные и из полимерных материалов,
использованные для упаковки продукции
(товаров), как правило, включаются в себестоимость
затаренной продукции и покупателем отдельно
не оплачиваются.
Производственные организации, приобретенные упаковочные материалы, учитывают на счете 10 «Материалы», субсчет 4 «Тара и тарные материалы». Принятие упаковки к учету отражается записями:
Д 10 – К 60 – отражена стоимость упаковочного материала, указанная в документах поставщика;
Д. 19 – К 60 – отражен НДС согласно счету-фактуре поставщика.
После оплаты упаковки поставщику сумма НДС подлежит вычету:
Д 60 – К 51 – перечислены денежные средства поставщику в счет оплаты упаковочных материалов;
Д 68 – К 19 – предъявлен к вычету оплаченный НДС.
Если
упаковка продукции осуществляется
в производственных подразделениях
организации, стоимость упаковочных
материалов относится в дебет счета
20 «Основное производство», т.е. включается
в производственную себестоимость продукции,
согласно п. 172 Методических
Если же упаковка продукции осуществляется после сдачи продукции на склад, стоимость упаковки включается в состав расходов на продажу: Д 44 – К 10.4
Порядок
списания расходов на упаковку в составе
расходов на продажу на себестоимость
реализованной продукции (дебет
счета 90) определяется учетной политикой
организации. Такие расходы могут относиться
на себестоимость ежемесячно в полной
сумме или же распределяться
между реализованной продукцией и остатками
продукции
Организация может не приобретать упаковочный материал, а изготавливать самостоятельно. В этом случае затраты по его изготовлению предварительно списываются с кредита счетов затрат (как правило, это счет 23 «Вспомогательные производства») в дебет счета 10 «Материалы» по фактической себестоимости или учетным ценам, согласно п. 172 Методических указаний.
Торговые
организации для учета
Упаковка товаров может осуществляться торговой организацией непосредственно при их приобретении или после оприходования товаров (например, в момент продажи).
Если расфасовка и упаковка товаров осуществляются при их приобретении, стоимость упаковочных материалов относится на увеличение стоимости товаров: Д 41 субсчет 1 «Товары на складах» - К 41 субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя».
Основанием для оформления такой записи служит п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно этому пункту к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, а именно затраты по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
Учет расходов на упаковку товаров при их продаже зависит от того, возмещается или нет стоимость упаковки покупателем. Если стоимость упаковки покупателем отдельно не возмещается, она относится на издержки обращения торговой организации: Д 44 – К 41 субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя». Увеличение стоимости реализуемых товаров на сумму стоимости упаковки в данном случае невозможно, поскольку в соответствии с п. 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, изменению не подлежит, кроме случаев, установленных законодательством РФ.
В случае если приобретенный организацией упаковочный материал в дальнейшем будет оплачиваться покупателем сверх цены товара (полиэтиленовые пакеты, подарочные коробки), он должен быть учтен как самостоятельный товар на счете 41 субсчет 1 «Товары на складах». Передача упаковочного материала отражается в этом случае в порядке реализации.5
В
налоговом учете затраты
На основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на упаковку учитываются и при определении налоговой базы по единому налогу организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Следует помнить, что согласно пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ организации, применяющие «упрощенку», учитывают при определении объекта налогообложения материальные расходы применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
учет реализации продукции, работ, услуг
– сложный и многогранный раздел
учета, имеющий свои особенности.
1.3. Основные
этапы аудиторской проверки
товарных операций
Целью аудита товарных операций является установление полноты и правильности исчисления выручки от реализации и отнесения расходов, связанных с реализацией товаров на себестоимость продаж.
Источниками информации для проверки товарных операций являются: карточки складского учета товаров, прейскурант цен, договоры на поставку товаров, счета-фактуры, книга продаж, накладные на передачу товаров в места хранения (ф. № МХ-18), товарные накладные (ф. № ТОРГ-12), доверенности покупателей, ведомости учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения (ф. № МХ-19), выписки с расчетных счетов в банках с приложенными первичными документами (платежные поручения, платежные требования и др.), кассовые документы о поступлении выручки (приходные кассовые ордера, квитанции строгой отчетности и др.), учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 41, 45, 50, 51, 62, 90 и др., Главная книга, Положение об учетной политике предприятия и др.6
В ходе проверки реализации товаров аудиторы решают следующие задачи:
От состояния операций по реализации во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей отчетности о состоянии этой операции необходима всем пользователям отчетности. Поэтому аудитор особенно тщательно проверяет данный раздел учета.
Для достижения задач, поставленных в ходе проверки необходимо получить доказательства, используя различные приемы и источники получения информации. При проверке расчетных операций по реализации товаров, аудитор использует:
Информация о работе Совершенствование организации учета и аудита деятельности торгового предприятия