Совершенствования учета и системы внутреннего контроля на ОАО «Связьинформ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:16, дипломная работа

Описание

Цель исследования – оценить и дать рекомендации по совершенствованию организации учета и контроля материалов и сырья.
Задачи исследования:
1) Обобщить теоретические основы организации учета сырья и охарактеризовать основные элементы системы внутреннего контроля;
2) Оценить постановку учета сырья и материалов на исследуемом предприятии, выявить ее достоинства и недостатки;
3) Проанализировать эффективность использования сырья и материалов на предприятии;

Содержание

Введение ……….………………………………………..………………..3
1 Теоретические основы организации учета и системы внутреннего контроля сырья и материалов
1.1 Материалы, их классификация, оценка и задачи учета …...……..8
1.2 Бухгалтерский и налоговый учет сырья и материалов .…….....17
1.3 Основные элементы системы внутреннего контроля
за использованием сырья и материалов………………………………27
2 Организация учета и внутреннего контроля за использованием сырья и материалов
2.1 Организационно–техническая и экономическая характеристика
предприятия .……………………………...……………………..…45
2.2 Оценка организации учета сырья и материалов на ОАО «Связьинформ» ..………………………………........................................51
2.3 Оценка эффективности системы внутреннего контроля за использование сырья и материалов на ОАО «Связьинформ» ..........…69
3 Рекомендации по совершенствованиюучета и системы внутреннего контроля на ОАО «Связьинформ»
3.1 Совершенствование учета сырья и материалов ОАО«Связьинформ»……………………………………………………. 80
3.2 Предложения по повышению эффективности и системы внутреннего контроля на ОАО «Связьинформ» ..……….…….…...….83
Заключение……..………………………….……………….…..………...88
Библиографический список.…………

Работа состоит из  1 файл

внутренний контроль учёта МЗП.doc

— 522.00 Кб (Скачать документ)

     В связи с тем, что ОАО «Связьинформ»  производит учёт материалов по учётным ценам, организацией используются счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счёт 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», которые позволяют обобщить информацию о разнице в стоимости. Отклонения в ОАО «Связьинформ» со счёта 16 списываются ежемесячно.

     При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится по средней себестоимости, которая рассчитывается по методу средней скользящей.

     В конце года (по состоянию на 31.12.06) в обязательном порядке определяется средняя взвешенная себестоимость материалов, которая будет служить точкой отсчета для расчета скользящей средней в году, следующем за отчетным.

     В начале года, следующего за отчетным, при  отсутствии поступлений материальных ценностей списание материалов на затраты производится по средней себестоимости, рассчитанной на 31 декабря года, предшествующего отчетному.

     При поступлении партии материалов в  отчетном году для расчета средней  себестоимости используются данные о стоимости и количестве остатков материалов по состоянию на 1 января отчетного года.

     Основанием  для списания материалов на себестоимость  являются:

  • в случае использования материалов при выполнении работ, требующих подтверждения абонентом (заказчиком) – Акт-квитанция на выполнение гарантийных и платных работ по ремонту абонентских установок (форма №МТФ-2/22);
  • в случае использования материалов при выполнении работ по ремонту и обслуживанию линейно-кабельных сооружений - Наряд-задание (форма  №Рсх-21);
  • в случае использования материалов при выполнении текущих работ - Требование-накладная (форма №М-11), Акт на списание материалов (форма №МПЗ-85);
  • при выдаче в длительное пользование инструментов, приспособлений общего пользования, производственного и хозяйственного инвентаря - Требование-накладная (форма №М-11);
  • при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды – лимитно-заборная карта (М-8).

     При выдаче материалов в производство в  первичных документах обязательно указывается:

  • код того производственного процесса, для выполнения работ по которому эти материалы используются;
  • код статьи затрат, которая соответствует характеру работ, на выполнение которых использованы материалы.

      При выдаче работнику в пользование  инструментов, приспособлений, инвентаря, сумма, относимая на затраты, распределяется между производственными процессами пропорционально времени занятости этого работника в производственных процессах.

     В бухгалтерском учете расходы, связанные  с использованием материалов в производстве, включаются в состав расходов по обычным  видам деятельности по элементу материальные затраты по статьям материалы, топливо. Данные расходы относятся на соответствующие субсчета, открытые к счетам 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», в соответствии с тем процессом, на осуществление которого были использованы материалы.

     Реализация материалов ОАО «Связьинформ» оформляться договорами купли-продажи.

     Бухгалтерский учет реализации материалов и определения  финансовых результатов от их реализации ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». 

2.3 Оценка эффективности  системы внутреннего контроля за использованием сырья и материалов на ОАО «Связьинформ» 

     Процесс внутреннего контроля, который исторически  служил в качестве механизма для  минимизации случаев мошенничества, хищений или ошибок, приобрел более  широкий характер, охватив все  разнообразные риски, связанные с деятельностью коммерческих организаций. В настоящее время признано, что эффективный процесс внутреннего контроля играет важнейшую роль в способности организации выполнять поставленные цели и сохранять финансовую жизнеспособность.

     В ОАО «Связьинформ» система внутреннего  контроля выходит за рамки тех  вопросов, которые относятся непосредственно к функциям системы бухгалтерского учета.

     1. Контрольная среда, ОАО «Связьинформ»  состоит из акционеров и руководства  компании, которые оценивают систему финансового контроля один раз в полгода. К факторам контрольной среды относятся:

- политика и методы управления – в ОАО «Связьинформ» либеральный стиль управления руководством используется методы материальной и социальной мотивации персонала к работе;

- организационная структура ОАО «Связьинформ» - это линейно-штабная структура, которая отличается большой разветвлённостью;

-  деятельность Совета Директоров – регулярна и правомерна;

- деятельность внутреннего аудита ОАО «Связьинформ» осуществляется раз в полгода, и выявляет незначительные погрешности ведения бухгалтерского учёта на предприятии;

- методы распределения функций управления, ответственности и контроля закреплены в должностных инструкциях ОАО «Связьинформ». Ответственный за проведения внутреннего аудита финансовый директор ОАО «Связьинформ», в случае его болезни, отсутствия или большой загруженности на рабочем месте его обязанности по контролю выполняет его заместитель;

- кадровая политика и практика, разделение обязанностей осуществляется отделом кадров ОАО «Связьинформ». На каждого сотрудника есть должностная инструкция, где подробно прописаны обязанности сотрудника;

- внешние воздействия (проверка со стороны гос. органов) – раз в три года предприятие сдаёт финансовую отчётность для проверки государственными органами, последняя проверка проводилась в 2005 году, нарушений не было выявлено.

     2. Система учета - учетная политика и процедуры предприятия, касающиеся адекватности записей хозяйственных операций в соответствующих регистрах ведут сотрудники бухгалтерской службы ОАО «Связьинформ». Учётная политика предприятия утвержается ежегодно в соответствии с изменениями в законодательстве РФ.

     3. Процедуры контроля - специальные проверки, выполняемые должностными лицами и работниками предприятия.

     Еженедельно начальники отделов сдают отчёты заместителям директора, заместители  сдают ежемесячные и срочные  отчёты в соответствии со своей компетенцией.

     Внутренний  контроль состоит из пяти взаимосвязанных  элементов:

     1) управленческий контроль и культура контроля;

     2) выявление и оценка риска;

     3) осуществление контроля и разделение  полномочий;

     4) информация и взаимодействие;

     5) мониторинг и исправление недостатков.

     Проблемы, характерные для организации, которые  понесли крупные убытки в последнее время, могут быть соотнесены с этими пятью элементами. Надлежащее функционирование этих компонентов является важным условием эффективной деятельности фирмы, работы информационных систем и соблюдения нормативных требований.

     Управленческий  контроль и культура контроля

     Управленческий  контроль осуществляется на уровне финансового  директора предприятия один раз  в квартал, проверка проводиться  перед формированием квартальных  отчётов с целью устранения неточностей  и правильном формировании бухгалтерской  и налоговой отчётности. Выявленные нарушения в ходе внутреннего контроля оформляются в виде справки, которая рассматривается директором предприятия. Директор оформляет распоряжение об устранение выявленных нарушений и отклонений в срок от 2 до 5 дней и предоставлении отчёта об исполнении. Контролю подлежит работа всех сотрудников бухгалтерии несмотря на родственные или дружеские отношения. К сожалению, данное требование выполняется не всегда. В частности в связи с болезнью финансового директора последнюю проверку проводил его заместитель. Были выявлены нарушения, которые повлекли финансовые потери ОАО «Связьинформ».

     Проведём  выявление оценку риска системы  внутреннего контроля. Для этого  используем рабочий документ внутреннего  аудитора представлен в таблице 2.3. 
 

     Таблица 2.3

     Вопросник оценки внутреннего контроля: учет издержек обращения ОАО «Связьинформ»

№ п\п Направления и  вопросы тестирования Нет ответа Да Нет Примечание
 

УСЛОВИЯ

       
1 Имеет ли доступ к бланкам накладных, требованиям  кто-либо, кроме ответственных лиц?     +  
 

РЕАЛЬНОСТЬ

       
2 Проверяются ли требования

на материалы  и накладные на его отпуск после  их подготовки зав. складом?

    +  
3 Проверяются ли еженедельные отчеты об использованных отпущенных материалах после их подготовки зав. складом?   +    
 

ПОЛНОТА

       
4. Проводится  ли предварительная нумерация накладных  и требований и используется ли она  для выявления отсутствующих  или фиктивных документов?   +    
 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

       
5. Готовят ли накладные  на товары и требования на материалы  специально ответственные лица?   +    
 

ТОЧНОСТЬ

       
6. Проверяется ли расхождение между данными первичных  документов на отпуск материалов и  товаров  и  производственных отчетов   +    
  КЛАССИФИКАЦИЯ        
7. Правильно ли квалифицируются  материалы по видам   +    
 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

       
8. Отвечает ли учет материалов принципу “Временной определенности факторов”   +    
 
9.

УЧЕТ

Проверяют ли лица, ответственные за учет материалов, данные учета по сегментам и сводного учета?

  +    

           

     На  исследуемом предприятии ОАО  «Связьинформ» был проведён внутренний контроль. Была проверена обоснованность формирования и правильность учета материалов, а так же правильность списания запасов и отражение их в учете в соответствие  с принятой организацией учетной политике и правильность распределения материалов между отчетными периодами в соответствии с учетной политикой организации.

     Осуществление контроля и разделение полномочий

     Обязанности по проведению контроля зафиксированы  в учётной политике предприятия  и должностных инструкциях финансового  директора на которого возложен непосредственный контроль и его заместителя, который выполняет контроль в случае болезни или высокой занятости финансового директора. В должностных инструкциях сотрудников бухгалтерии зафиксирована обязанность предоставления своевременной и достоверной  информации для проведения внутреннего контроля.

     Разработаны общий план и программа внутренней аудиторской проверки. План представлен  в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Общий план проверки учёта материалов ОАО «Связьинформ»

Производимые  виды работ Период проведения
1. Проверка оформления первичных  документов июнь 2006г.
2. Проверка учёта материалов   июнь 2006г.
3. Проверка списания материалов  по учётным ценам июнь 2006г.
4. Проверка тождественности показателей  бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета   июнь 2006г.
 

     Программа внутреннего аудита учёта материалов приведена в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Программа проверки учёта материалов ОАО «Связьинформ»

№ п/п Перечень процедур Источники информации
1 2 3
Материалы
I Проверить наличие: Учетная политика, приказы о назначении, карточки учета  материалов, счета, счета-фактуры, накладные.
1 Приказов о  назначении материально ответственных  лиц (кладовщики, зав. складами), заключены  ли с ними договоры о материальной ответственности;  
2 установления  в приказе лиц, которым дано право  затребовать материалы, разрешать  их отпуск;  
3 указаний о  методе оценки материальных ценностей  в приказе по учетной политике и правильность оценки материалов в  учете (производственные запасы отражаются по фактической себестоимости, одним из способов:

- по  средней себестоимости;

- методом  ЛИФО;

- методом  ФИФО).

 
II Проверить правильность:  
1 организации работы склада (при личном осмотре); Карточки учета  материалов, ведомости, накладные.
2 применения  первичных документов по учету материалов (поступление, внутреннее перемещение и отпуск материалов со склада); Договоры, счета, счета-фактуры, накладные, авансовые  отчеты.
3 данных регистров  учета материалов и сверка их со счетами Главной книги; Карточки учета, ведомости, журналы-ордера, Главная книга.
4 отражения в  учете неотфактурованных поставок и материальных ценностей, находящихся  в пути;  
5 отражения операций по реализации материалов;  
6 выделения НДС  по поступившим материалам, начисления НДС по реализации и выбытию материалов; Расчетно-платежные  документы, расчеты по налогам, счета-фактуры, Книга покупок, Книга продаж.
7 списания материалов в случае их порчи и недостачи  и принятия мер ко взысканию недостачи  с виновных лиц; Инвентаризационные  описи, карточки учета материалов, накладные, Главная книга.
8 инвентаризационной  работы по материальным ценностям (проверка данных инвентаризации материалов и  сравнение ее результатов с данными  аналитического учета);  
9 отклонений  учетных данных, полученных в ходе инвентаризации, их возможности повлиять на финансовый результат.  

Информация о работе Совершенствования учета и системы внутреннего контроля на ОАО «Связьинформ»