Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:16, дипломная работа
Цель исследования – оценить и дать рекомендации по совершенствованию организации учета и контроля материалов и сырья.
Задачи исследования:
1) Обобщить теоретические основы организации учета сырья и охарактеризовать основные элементы системы внутреннего контроля;
2) Оценить постановку учета сырья и материалов на исследуемом предприятии, выявить ее достоинства и недостатки;
3) Проанализировать эффективность использования сырья и материалов на предприятии;
Введение ……….………………………………………..………………..3
1 Теоретические основы организации учета и системы внутреннего контроля сырья и материалов
1.1 Материалы, их классификация, оценка и задачи учета …...……..8
1.2 Бухгалтерский и налоговый учет сырья и материалов .…….....17
1.3 Основные элементы системы внутреннего контроля
за использованием сырья и материалов………………………………27
2 Организация учета и внутреннего контроля за использованием сырья и материалов
2.1 Организационно–техническая и экономическая характеристика
предприятия .……………………………...……………………..…45
2.2 Оценка организации учета сырья и материалов на ОАО «Связьинформ» ..………………………………........................................51
2.3 Оценка эффективности системы внутреннего контроля за использование сырья и материалов на ОАО «Связьинформ» ..........…69
3 Рекомендации по совершенствованиюучета и системы внутреннего контроля на ОАО «Связьинформ»
3.1 Совершенствование учета сырья и материалов ОАО«Связьинформ»……………………………………………………. 80
3.2 Предложения по повышению эффективности и системы внутреннего контроля на ОАО «Связьинформ» ..……….…….…...….83
Заключение……..………………………….……………….…..………...88
Библиографический список.…………
На основе анализа могут быть сделаны следующие выводы:
1) учет запасов ведется в соответствии с нормативными актами, но это не зафиксировано в учетной политике,
2)
учет операций с запасами не
соответствует учетной
3)
положения учетной политики не
соответствуют нормативным
4)
учет операций с запасами
5) большинство положений учетной политики отсутствует.
Таб.1.2
Аудиторские процедуры,
Вид процедуры | Назначение процедуры | Средства процедуры |
1 | 2 | 3 |
Инвентаризация | Подтверждение реальности остатков запасов на складах, отгруженных запасов, сумм дебиторской и кредиторской задолженностей | Инвентаризационная опись ТМЦ, акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, отчет о движении запасов в подразделениях |
Соблюдение правил учета операций | Подтверждение соблюдения методологии, принципов учета поступления, списания, использования, продаж, отгрузки запасов и образования задолженностей | Журналы–ордера, ведомости, главная книга, нормативные акты, план счётов, учетная политика организации |
Прослеживание от первичных документов до регистров учета | Позволяет обнаружить неучтенные операции па поступлению, выдаче, отгрузке, реализации запасов (подтверждение полноты) | Первичные документы, журналы–ордера, ведомости, главная книга |
Подтверждение от третьих лиц | Проверка реальности сумм дебиторской и кредиторской задолженности | Счета-фактуры, аналитические ведомости, письменный ответ |
Пересчет выборочно | Проверка правильности подсчета оборотов по поступлению, использованию, продаже запасов, определения фактической цены закупай отгрузки запасов | Журналы-ордера, ведомости, главная книга, бухгалтерские справки, расчеты |
Аналитические процедуры | Позволяет выявить, проанализировать и оценить финансово-экономические показатели деятельности организации | Квартальные и месячные отчеты производства, прогнозы прибыли, бухгалтерская отчетность за предыдущие годы |
|
Основными источниками информации являются первичные документы по учету сырья и материалов, и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы.
Доверенность (формы № М-2 и М-2а). Применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.
Приходный ордер (форма № М-4). Используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки.
Акт о приемке материалов (форма № М-7). Необходим для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика.
Лимитно-заборная карта (форма № М-8). К ней прибегают для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца.
Требование-накладная
(форма № М-11). Используется для
учета движения материальных ценностей
внутри организации между структурными
подразделениями или материально ответственными
лицами.
Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Нужна для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям.
Картонка учета материалов (форма № М-17). Применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала.
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35). Сфера его использования следует из его названия.
Общие данные по учету материальных ценностей и производственных запасов проверяются по статьям раздела 2 «Оборотные активы» актива баланса (форма № 1) по строкам 210, 211, 212, 213, 217 и по таким бухгалтерским регистрам, как главная книга, журналы-ордера № 6, 10, 10/1, вспомогательная ведомость № 10 или соответствующие машинограммы, полученные на персональных компьютерах.
Аудитору следует обратить внимание на то, как учитываются материальные ценности — по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам; какой метод используется для списания материальных ценностей на затраты производства; каковы способы учета движения материальных ценностей на складах.
Основным элементам учетной политики, относящимся к организации учета ТМЦ, соответствуют следующие варианты выбора:
1)
форма бухгалтерского учета:
2)
способ оценки материалов, списываемых
в расход: по себестоимости единицы
запасов, средней
3)
оценка материалов в текущем учете:
по фактической себе стоимости.
После проверки выполнения положений учетной политики можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету материальных ценностей. К таким комплексам относятся:
- аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия;
-
учет использования
- свободный учет материальных ценностей;
-
анализ использования
Для подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей можно провести инвентаризацию. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за ходом ее проведения.
Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, обычно прибегают к пересчету данных.
Отражение
в бухгалтерском учете
Проконтролировать учетные работы, выполняемые бухгалтерией, и корреспонденцию счетов по движению ТМЦ можно путем проверки соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций.
Устный
опрос используется в ходе получения
ответов на вопросник аудитора по
предварительной оценке состояния
учета ТМЦ, а также в процессе
их проверки при уточнении у специалистов
отдельных положений
Подтвердить правильность отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования ТМЦ, полноту и своевременность их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованность их оценки можно проверкой документов.
В процессе проверки операций, отраженных в первичном учете, журналах-ордерах, ведомостях, главной книге и бухгалтерской отчетности, используется прослеживание. Особое внимание необходимо обратить на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического и синтетического учета.
При
сопоставлении наличия товарно-
Проверяя
организацию учета движения материальных
ценностей на складах, прежде всего
надо проконтролировать организацию
складского хозяйства и контрольно-
Если применяется оперативно (сальдовый) метод, то аудитор проверяет ведомости, но приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями.
Карточно-документационный метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-сумовых оборотных ведомостей по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и сверяет остатки с карточками складского учета. Обычно осуществляется выборочная сверка, так как сплошной контроль-трудоемкая операция.
Наиболее эффективен бескарточный метод. Он применяется, как правило, при использовании персональных компьютеров (ПК). В этом случае карточки складского учета в обычном виде не ведутся. Сам процесс складского учета организуется на ПК, а за определенные периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомости. Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как сверяются данные складского учета с бухгалтерскими данными.
Налог
на добавленную стоимость
Особое внимание следует уделить проверке расчетов по списанию материальных ценностей на затраты производства. Для этой цели на предприятии можно применить один из следующих методов: по себестоимости единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых по времени приобретения закупок (метод ФИФО), себестоимости последних по времени приобретения закупок (метод ЛИФО).
Метод
оценки по себестоимости единицы
запасов предусматривает
Метод ФИФО оценки запасов основан на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения. На складе на конец отчетного периода остаются остатки материальных ценностей по фактической себестоимости последних по времени закупок, а на себестоимость продукции списывают материальные ценности ранних по времени закупок.
Метод
ЛИФО основан на допущении, противоположном
методу ФИФО. При этом методе ресурсы,
которые поступают в
По каждому методу применяются свои алгоритмы расчета проверки, которые и использует аудитор. Неоценимую помощь ему может оказать применение персональных компьютеров для выполнения трудоемких расчетов.
Проверка правильности отнесения и списания материальных ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, проводится аудитором в том случае, если такие данные обнаружены. Они возможны в результате форс-мажорных обстоятельств (землетрясение, наводнение, пожар) или в результате проведения инвентаризации.
Информация о работе Совершенствования учета и системы внутреннего контроля на ОАО «Связьинформ»