Транспортный налог. Действующий механизм и совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:40, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение и оценка механизмов исчисления и взимания транспортного налога, определение направлений его совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику транспортного налога;
- рассмотреть основные элементы транспортного налога (налоговую базу, ставки налога, льготы, порядок и сроки уплаты, отчетность по налогу);
- рассмотреть механизмы исчисления и взимания транспортного налога на конкретных примерах;
- проанализировать порядок составления налоговой отчетности по транспортному налогу;
- определить направления совершенствования механизма исчисления и взимания транспортного налога.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…… 3
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА…………………………………………..…………………………...… 6
Понятие транспортного налога и этапы его развития в РФ ……...…... 6
Характеристика элементов транспортного налога ……………….….. 12
ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ, ВЗИМАНИЯ И ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА…………………… 15
Порядок исчисления и взимания транспортного налога…………….. 15
Составление отчетности по транспортному налогу ……………….… 19
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проблемы, связанные с налогообложением транспортных средств ... 30
Пути совершенствования транспортного налога в РФ ………………. 32
Выбор направлений налогового планирования на предприятиях для оптимизации транспортного налога ……………………...…………… 42
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Ставки транспортного налога в Ростовской области

Работа состоит из  1 файл

Транспортный налог Действующий механизм и совершенствование.doc

— 489.50 Кб (Скачать документ)


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….…… 3

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА…………………………………………..…………………………...… 6
    1. Понятие транспортного налога и этапы его развития в РФ ……...…... 6
    2. Характеристика элементов транспортного налога ……………….….. 12
  2. ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ, ВЗИМАНИЯ И ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА…………………… 15
    1. Порядок исчисления и взимания транспортного налога…………….. 15
    2. Составление отчетности по транспортному налогу ……………….… 19
  3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    1. Проблемы, связанные с налогообложением транспортных средств ... 30
    2. Пути совершенствования транспортного налога в РФ ………………. 32
    3. Выбор направлений налогового планирования на предприятиях для оптимизации транспортного налога ……………………...…………… 42

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1. Ставки транспортного налога в Ростовской области

Приложение 2. Пример заполнения декларации по транспортному налогу (в формате Excel)

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги являются одним  из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Налоги определяют главным методом мобилизации доходов в государственную казну. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития.

 Уплата налогов является выгодным для всех граждан вложением денег в свою страну, поскольку собранные средства вернутся к налогоплательщикам в виде конкретных социальных благ и гарантий, создавая основу стабильности и процветания общества. Добросовестное отношение к выполнению своих налоговых обязательств должно восприниматься как признак цивилизованности, культуры и высокой нравственности.

 С 1 января 2003 года  главой 28 Налогового кодекса РФ  был введен новый налог - транспортный, его плательщиками являются как  юридические, так и физические  лица. Транспортный налог является  основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ. Транспортный налог - один из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России.

 Все граждане, владеющие автомобилями, мотоциклами, мотосанями, катерами и т.д., должны платить транспортный налог, а также очень мало организаций обходится без транспортных средств, поэтому транспортный налог касается почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог приходится платить и тем фирмам, у которых собственного транспорта нет и они пользуются им по доверенности. При этом транспортный налог относится к региональным налогам и сборам, что подразумевает ряд особенностей его уплаты и предоставления налоговых льгот на территории Ростовской области как отдельного субъекта РФ.

Согласно приоритетам Правительства РФ в области налоговой политики в перспективе 2010 - 2012 гг. были определены перспективы дальнейшего развития транспортного налога. В целях повышения налоговой автономии органов власти субъектов РФ, а также создания возможностей для повышения доходов региональных бюджетов с 2010 г. в главу 28 НК РФ внесены существенные изменения. Внесенные поправки дали возможность региональным законодателям увеличивать базовые ставки транспортного налога в 10 раз. В складывающихся условиях решение задач оптимизации транспортного налога на предприятиях стали особо актуальными.

Учитывая все вышесказанное, в настоящее время особенно актуальны проблемы, связанные с расчетами организаций и физических лиц с бюджетом по транспортному налогу.

Целью данной работы является изучение и оценка механизмов исчисления и взимания транспортного налога, определение направлений его  совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику  транспортного налога;

- рассмотреть основные элементы  транспортного налога (налоговую  базу, ставки налога, льготы, порядок  и сроки уплаты, отчетность по  налогу);

- рассмотреть механизмы исчисления и взимания транспортного налога на конкретных примерах;

- проанализировать порядок составления  налоговой отчетности по транспортному  налогу;

- определить направления совершенствования  механизма исчисления и взимания  транспортного налога.

Предметом исследования в данной работе является транспортный налог, как важный элемент налоговой системы РФ, а также конкретные практические примеры, раскрывающие систему количественных и качественных, обобщающих и частных показателей расчетов предприятий с бюджетом по транспортному налогу.

Для написания данной работы в качестве нормативно – правовой базы использовались законы РФ, постановления Правительства  РФ, нормативные акты Министерства Финансов РФ и Министерства по налогам  и сборам РФ. Также использовалась учебная экономическая и периодическая литература, раскрывающая вопросы исчисления, уплаты и путей совершенствования транспортного налога как в целом в России, так и на региональном уровне.

Научно-практические исследования, посвященные оптимизации налогообложения, являются особо важными для развития налоговых правоотношений. Исследовав актуальные вопросы оптимизации транспортного налога, были сделаны выводы, которые могут быть использованы конкретным предприятием для применения на практике одного из способов его планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие транспортного налога и этапы его развития в РФ

 

Транспортный налог  — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Введение транспортного налога являлось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Транспортный налог заменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств.

Впервые транспортный налог  был введен Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 22701. Налог взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В пп. "б" п. 25 Указа N 2270 было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1% от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).

Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты  субъектов Российской Федерации  для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.

Помимо транспортного  налога владельцы транспортных средств  дополнительно уплачивали следующие  платежи:

  1. налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ);
  2. налог на пользователей автодорог;
  3. налог с владельцев транспортных средств;
  4. налог на приобретение автотранспортных средств.

Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов являлись юридические лица (предприятия, учреждения, организации и объединения), граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, реализующие указанные материалы2.

Объектом налогообложения  являлись:

  1. для организаций-изготовителей - обороты по реализации ГСМ исходя из фактических цен (включая акциз) без НДС;
  2. для организаций-перепродавцов - разница между выручкой от реализации ГСМ без НДС и стоимостью их приобретения без НДС.

В таком же порядке  определялся объект обложения для  предпринимателей. Ставка налога была установлена в размере 25%.

Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог  считались юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность:

  1. предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее - организации), включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями;
  2. филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
  3. международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России через постоянные представительства;
  4. иностранные юридические лица;
  5. предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Бюджетные и иные некоммерческие организации уплачивали налог только в том случае, если они имели  доходы от предпринимательской деятельности, исходя из выручки от реализации (работ, услуг) и товарооборота от этой деятельности. Налог не уплачивался с сумм, полученных от родителей на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, а также с сумм, перечисленных организациями на эти цели.

Налог на пользователей  автомобильных дорог уплачивался  вне зависимости от того, пользуются они в своей деятельности автомобильными дорогами или нет, поскольку объектом обложения налогом являлась выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) и заготовительный, снабженческо-сбытовой и торговый оборот (п. 16 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления налогов, поступающих в дорожные фонды").

Объектом налогообложения  по налогу на пользователей автомобильных  дорог являлись:

  1. выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг);
  2. товарооборот.

В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" были установлены следующие ставки налога:

  1. 0,4% от выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг);
  2. 0,3% от товарооборота.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации  с учетом местных условий могли  повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога.

Налог с владельцев транспортных средств был установлен Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ". Он регулировался ст. 6 данного Закона. Плательщиками налога являлись:

  1. юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) (далее - организации);
  2. граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - предприниматели);
  3. граждане Российской Федерации;
  4. иностранные граждане и юридические лица;
  5. лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.

Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств  представлены в табл. 1.

Таблица 1

Ставки и объект налога с владельцев транспортных

средств

Объект налогообложения

Ставка

налога

1. Легковые автомобили  с мощностью двигателя:          

 

до 100 л. с. (лошадиных сил)                           

0,5

свыше 100 л. с.                                        

1,3

2. Мотоциклы и мотороллеры                             

0,3

3. Автобусы                                            

2,0

4. Грузовые автомобили  и тракторы с мощностью двигателя:

 

- до 100 л. с. включительно                            

2,0

- от 100 до 150 л. с.                                  

4,0

- от 150 до 200 л. с.                                  

4,8

- от 200 до 250 л. с.                                  

5,2

- свыше 250 л. с.                                      

7,15

5. Другие самоходные  машины и механизмы на пневмоходу   
(кроме зерноуборочных и других специальных               
сельскохозяйственных комбайнов)                        

2,0

Информация о работе Транспортный налог. Действующий механизм и совершенствование