Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:40, дипломная работа
Целью данной работы является изучение и оценка механизмов исчисления и взимания транспортного налога, определение направлений его совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику транспортного налога;
- рассмотреть основные элементы транспортного налога (налоговую базу, ставки налога, льготы, порядок и сроки уплаты, отчетность по налогу);
- рассмотреть механизмы исчисления и взимания транспортного налога на конкретных примерах;
- проанализировать порядок составления налоговой отчетности по транспортному налогу;
- определить направления совершенствования механизма исчисления и взимания транспортного налога.
Введение…………………………………………………………………….…… 3
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА…………………………………………..…………………………...… 6
Понятие транспортного налога и этапы его развития в РФ ……...…... 6
Характеристика элементов транспортного налога ……………….….. 12
ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ, ВЗИМАНИЯ И ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА…………………… 15
Порядок исчисления и взимания транспортного налога…………….. 15
Составление отчетности по транспортному налогу ……………….… 19
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проблемы, связанные с налогообложением транспортных средств ... 30
Пути совершенствования транспортного налога в РФ ………………. 32
Выбор направлений налогового планирования на предприятиях для оптимизации транспортного налога ……………………...…………… 42
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Ставки транспортного налога в Ростовской области
Посмотрев на приведенную таблицу, каждый сможет заметить не просто увеличение размера госпошлины, а увеличение в разы. Если налогоплательщик не понял, чем вызвано такое увеличение, Минфин ему все доходчиво объясняет в Письме от 20.01.2010 N 03-05-06-03/04. Увеличение размеров государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств обусловлено тем, что кроме государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств на основании Постановления Правительства РФ от 08.04.1992 N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации" взималась плата за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов. В оплату указанной продукции включались свободная отпускная цена изготовителя продукции (с НДС), затраты по ее транспортировке и хранению, а также специальный сбор, связанный с осуществлением этой деятельности органами внутренних дел, величина которого не должна была превышать 1% годового МРОТ.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 01.03.2007 по делу N 326-О-П признал, что по буквальному смыслу закона выдача водительского удостоверения приравнена к юридически значимым действиям, следовательно, рассматривается законодателем как охватывающая не только действие по передаче документа заинтересованному лицу, но и по его изготовлению. Дифференциация размера государственной пошлины за выдачу водительского удостоверения в зависимости от того, из каких расходных материалов оно изготавливается, означает, что затраты на изготовление водительского удостоверения учтены законодателем при определении размера государственной пошлины. Государственные органы не вправе требовать от граждан уплаты каких-либо иных платежей за выдачу водительских удостоверений кроме государственной пошлины, установленной НК РФ.
В связи с указанным документом и отменой платы за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции возникла необходимость в компенсации затрат, касающихся изготовления вышеназванной продукции. Таким образом, эти затраты были учтены при определении установленных Федеральным законом N 374-ФЗ размеров государственной пошлины за совершение действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.
В соответствии со ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к числу региональных налогов и не имеет прямого отношения к автомобильным дорогам, а служит для пополнения регионального бюджета. Свидетельствует об этом то, что в соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, кроме автомобилей, самолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы и другие водные и воздушные транспортные средства16.
Что касается ставок транспортного налога, то они установлены ст. 361 НК РФ. Однако фактически они не ограничены, поскольку они могут быть увеличены законами субъектов РФ в 10 раз.
Рассмотрим отраслевые
особенности транспортного
Некоторые регионы освободили от транспортного налога компании, зарегистрированные в пределах определенных территорий данного субъекта. Как правило, это касается резидентов особых экономических зон. Такие льготы предоставили: Москва, Томская и Липецкая области, Краснодарский край и Татарстан. Однако есть регион, где подобная льгота не связана с особой экономической зоной, - это Ростовская область. На территории нашей области местная администрация определила перечень шахтерских территорий (например, г. г. Новошахтинск и Шахты), которым необходима поддержка. Компании и их подразделения, зарегистрированные на этих территориях, не платят транспортный налог вовсе. Для получения льготы компания должна заключить договор "О поддержке региона" с местной администрацией. Но он, в отличие от инвестиционного соглашения, не влечет для компании-налогоплательщика практически никаких финансовых обязательств.
Транспортный налог вызывает резкую критику, особенно со стороны автовладельцев дорогих мощных иномарок17. Их логика сводится к следующему: российские дороги безобразны и не меняются к лучшему, а передвигаются автомобилисты редко (что вряд ли соответствует истине), и приводят иные доводы в печати, по радио и на телевидении. Ряд регионов высказывал мнение о необходимости введения акциза и параллельного транспортного налога для машин с мощностью двигателя более 150 л. с.
Это и понятно, что регионам не хочется расставаться с определенной долей дохода. Особенно это касается крупных регионов, где много автомобилей. Следует заметить, что в целом все регионы поддерживают идею формирования дорожных фондов. В любом случае, чтобы не было никакой противоречивой информации о взимании акцизов, планируется внести поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, а также подготовить к выпуску постановление правительства, в котором была бы прописана схема взимания акциза. Дело в том, что на первом этапе обсуждения предполагалось, что акциз будет взиматься на бензоколонке с отражением в чеке (типа налога с продаж).
Плюсом такого решения было бы то, что каждый автовладелец понимал, сколько он уплачивает в дорожный фонд. Однако на данном этапе обсуждения эта идея была отвергнута, поскольку она влечет за собой достаточно сложную схему администрирования. Акциз предполагается взимать на выходе бензина с нефтеперерабатывающих заводов. Сложнее ситуация со ставкой акциза. В Госдуме находится законопроект, который предполагает увеличить стоимость 1 л бензина на этапе внедрения до 50 коп. (максимум 1 руб.). После постепенного (в течение нескольких лет) повышения довести надбавку до 3 руб. за 1 л.
Идею отмены транспортного налога и замену его акцизом поддержал министр финансов РФ А. Кудрин18. Положительная сторона этой идеи очевидна: чем больше эксплуатирует дороги автовладелец, тем больше он платит в дорожный фонд. Отрицательная сторона: большая группа льготников лишится данной привилегии и будет вынуждена платить более высокую цену за бензин. Понятно, что дать им какие-то преференции на заправке невозможно. По мнению Минздравсоцразвития России, необходимо рассмотреть возможность компенсационных выплат тем категориям граждан, у которых была льгота по транспортному налогу и у которых небольшой доход. Причем эти выплаты необходимо проводить в регионах. Бесспорно, это приведет к повышению цен на проезд городским пассажирским транспортом (автобусами и маршрутными такси).
Научно-практические исследования,
посвященные оптимизации
Необоснованная выгода - это та, которая получена от сделки, стороны которой ставили перед собой одну-единственную цель - минимизировать налоговые платежи. Такие сделки Высший Арбитражный Суд назвал "не обусловленными разумными экономическими или иными причинами", а соответственно, лишенными "целей делового характера"19.
Транспортный налог - это региональный налог. Поэтому региональные власти имеют право устанавливать основные элементы налога, в частности: ставки налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Общие принципы налогообложения установлены в главе 28 Налогового кодекса. Налог платят организации и граждане, на чье имя зарегистрирован транспорт. Уплата налога и авансовых платежей производится по местонахождению транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Транспортный налог, как и все остальные налоги, постоянно корректируется и уточняется. Так, в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 282-ФЗ согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки по регионам разрешено увеличивать (уменьшать) не более чем в 10 раз. Ранее законодательство позволяло пятикратную корректировку. На этом фоне оптимизация транспортного налога стала намного актуальнее. Рассмотрим основные налоговые схемы, направленные на оптимизацию транспортного налога:20.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиком транспортного налога является лицо, на которое зарегистрирована машина. То есть без регистрации обязанности уплаты налога не возникает. Конечно, ездить по дорогам общего пользования без регистрационных знаков незаконно, однако существует такое суррогатное средство, как транзитный номер.
Знак "Транзит" присваивается транспортным средствам в соответствии с Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001. Он предназначен для случаев, когда незарегистрированный автомобиль следует к месту будущей регистрации, например, после его продажи. "Транзитки" обычно выдаются подразделением ГИБДД.
Наличие транзитного номера не свидетельствует, что машина была в установленном порядке зарегистрирована и по ней нужно платить налог. Срок действия регистрационного знака "Транзит" составляет от 5 до 20 суток с возможностью его продления или замены знака в любом из подразделений ГИБДД независимо от региона.
В случае езды с просроченными транзитными номерами водителю грозит штраф в размере 100 руб. за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ).
Очевидным минусом данного способа является необходимость постоянно продлевать или заменять транзитные номера. Поэтому обычно его применяют, только если налоговая экономия очень существенна. Кроме того, такому авто обеспечено пристальное внимание инспекторов ГИБДД.
2. Момент регистрации
Использовать описанный выше метод с "транзитками" можно и для того, чтобы просто отложить момент регистрации транспорта. Дело в том, что компания уплачивает налог за все месяцы, когда машина была зарегистрирована на компанию. Причем месяц регистрации, а также месяц снятия ее с учета принимаются за полные месяцы (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Таким образом, если автомобиль приобретен в конце месяца, выгоднее первое время эксплуатировать его с транзитным номером или вообще без регистрационных знаков. Снимать же транспортное средство с учета целесообразно в конце месяца. То есть если компания намеревается продать автомобиль, но покупатель еще не найден, можно сэкономить транспортный налог за целый месяц, если снять автомобиль с учета в последних числах месяца. Например, 20 февраля компания из Московской области приобрела грузовик с двигателем мощностью 400 л. с., а продала его 5 октября. Если регистрировать автомобиль в ГИБДД и снимать его с учета в день совершения сделок, компания заплатит налог в сумме 19 500 руб. ((400 л. с. x 65 руб/л. с.) : 12 мес. x 9 мес.). Если же компания отложит момент постановки на учет до 1 марта, а снимет автомобиль с учета заблаговременно - 31 сентября, то сумма транспортного налога снизится до 15 167 руб. ((400 л. с. x 65 руб/л. с.) : 12 мес. x 7 мес.). Экономия на налоге составит 4333 руб. (19 500 руб. - 15 167 руб.).
3.Использование транспорта только на территории хозяйствующего субъекта
Организации могут сэкономить на транспортном налоге по той технике, которая не выезжает за территорию предприятия и не подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. Речь идет об автобусах, перевозящих людей от одной проходной к другой, грузовой технике, перемещающей грузы только от одного цеха к другому, автокранах и т.д.
В Гостехнадзоре регистрируются автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, или техника, изначально не предназначенная для движения по дорогам общего пользования. Чтобы не платить налог по таким машинам, достаточно снять их с учета или изначально после приобретения не регистрировать. Поскольку перечисленный транспорт не принимает участия в движении по дорогам общего пользования, его эксплуатация без госрегистрации на территории компании не вызовет никаких нареканий со стороны автоинспекции.
5. Пониженные налоговые ставки на спецтехнику
Существуют транспортные средства, которые не предназначены для эксплуатации на дорогах общественного пользования. К ним, например, относят экскаваторы, скреперы, самосвалы и другую карьерную технику. Эти транспортные средства принято считать самоходными. И по ним применяют более низкие ставки налога, чем по грузовому транспорту. Если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования и зарегистрировано в Гостехнадзоре, то применяют налоговую ставку для категории "другие самоходные транспортные средства"21 Например организация из Московской области приобрела автокран, установленный на базе автомобиля с мощностью двигателя 400 л. с. Если регистрировать такой автомобиль в органах ГИБДД, размер транспортного налога составит 26 000 руб. (400 л. с. x 65 руб/л. с.). Если же тот же автокран поставить на учет в Гостехнадзоре, то размер транспортного налога окажется всего 7200 руб. (400 л. с. x 18 руб/л. с.). Налоговая экономия составит 18 800 руб. (26 000 руб. - 7200 руб.). Следовательно, чтобы платить транспортный налог по более низким ставкам, организациям имеет смысл регистрировать спецтехнику в органах Гостехнадзора, а не в ГИБДД.
6. Уменьшение мощности двигателя
В целях снижения транспортного налога хозяйствующие субъекты могут скорректировать налоговую базу за счет дефорсирования двигателя, т.е. уменьшения его мощности с внесением изменений в ПТС. Автомобиль может потерять мощность по объективным причинам: вследствие износа двигателя или после аварии. Особенно эффективна эта корректировка в случае пограничных значений налоговой базы. Например, согласно ПТС мощность двигателя составляет 110 л. с. При снижении ее до 100 л. с. сумма транспортного налога снизится, поскольку будут использованы иные ставки.
Информация о работе Транспортный налог. Действующий механизм и совершенствование