Транспортный налог. Действующий механизм и совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:40, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение и оценка механизмов исчисления и взимания транспортного налога, определение направлений его совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику транспортного налога;
- рассмотреть основные элементы транспортного налога (налоговую базу, ставки налога, льготы, порядок и сроки уплаты, отчетность по налогу);
- рассмотреть механизмы исчисления и взимания транспортного налога на конкретных примерах;
- проанализировать порядок составления налоговой отчетности по транспортному налогу;
- определить направления совершенствования механизма исчисления и взимания транспортного налога.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…… 3
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА…………………………………………..…………………………...… 6
Понятие транспортного налога и этапы его развития в РФ ……...…... 6
Характеристика элементов транспортного налога ……………….….. 12
ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ, ВЗИМАНИЯ И ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА…………………… 15
Порядок исчисления и взимания транспортного налога…………….. 15
Составление отчетности по транспортному налогу ……………….… 19
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проблемы, связанные с налогообложением транспортных средств ... 30
Пути совершенствования транспортного налога в РФ ………………. 32
Выбор направлений налогового планирования на предприятиях для оптимизации транспортного налога ……………………...…………… 42
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Ставки транспортного налога в Ростовской области

Работа состоит из  1 файл

Транспортный налог Действующий механизм и совершенствование.doc

— 489.50 Кб (Скачать документ)

Как и прежде, в случае неуплаты налогоплательщиком налога, инспекция в установленные сроки направляет требование об уплате, в котором указывается сумма задолженности и пени. При невыполнении данного требования производится взыскание неуплаченной суммы налога в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом. При этом с граждан, в отношении которых проводится исполнительное производство по взысканию задолженности по налогам и сборам, судебными приставами взимаются дополнительные платежи, связанные с рассмотрением дела в мировом суде и исполнительным производством. Кроме того, при несвоевременной уплате на сумму неуплаченных налогов и сборов ежедневно, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начисляется пеня.

Зам руководителя УФНС намеренно остановился на теме доставки уведомлений, заявив, что это сложный и злободневный вопрос. «Нам каждый год снижают финансирование на почтовые отправления. Поэтому инспекция вынуждена обращаться к муниципальным властям и организациям ЖКХ, чтобы они помогали и участвовали в рассылке. Мы привлекаем их на тендерной основе. У нас есть 70 млн рублей в год – нам все равно, почте ли их отдавать, или коммерческой структуре», – заявил он, добавив, что в каждом районе вопросами рассылки занимается своя районная инспекция – заключает договор с коммерческой структурой, и та уже занимается рассылкой. Изменения в будущем коснутся и порядка уведомлений. Как рассказал представитель налоговой, теперь их можно получать через Интернет – специально для этого ФНС работает над расширением функциональной возможности интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».

О своей задолженности  по транспортному налогу, а также  налогу на имущество, земельному налогу и налогу на доходы физических лиц  налогоплательщики могут узнать с помощью Интернет-сервиса "Узнайте вашу задолженность", который размещен на сайте управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области по адресу www.r.61.nalog.ru. Для этого достаточно ввести индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), свои фамилию, имя, отчество, регион, по которому проверяется наличие задолженности, а также предлагаемый код. При наличии задолженности можно сформировать квитанции, по которым можно перечислить в бюджет денежные средства в любом отделении Банка России. В квитанциях все обязательные реквизиты уже заполнены.

Предлагаемый способ погашения задолженности очень удобен для налогоплательщиков, использующих интернет-ресурсы. Однако на данный момент, указанный интернет-сервис включает долги прошлых лет, а не о текущие платежи.

С целью повышения  качества предоставления государственных  услуг внесены дополнения в график приема налогоплательщиков во всех инспекциях Ростовской области. Так по вторникам и четвергам рабочий день продлен до 20-00. Таким образом, за получением уведомления можно обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации транспортного средства.

В Ростовской области  ветераны Великой Отечественной  войны освобождены от транспортного  налога. 22 апреля 2011 г. депутаты Законодательного собрания Ростовской области приняли закон, который с 1 января 2012 года освобождает ветеранов от платы за пользование автомобилем. Это инициатива губернатора Василия Голубева. Не будут платить налог ветераны-фронтовики у которых автомобиль с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил. От бюджета Ростовской области это потребует ежегодного выделения около 8 млн. рублей13.

По данным Управления налоговой службы на 2011 год собираемость транспортного налога не превышает 50%. При этом у властей больше не осталось возможностей для его повышения — любая такая инициатива провоцирует народное раздражение. Единственный вариант — «замаскировать» налог подо что-то другое. Проводились попытки за счет повышения транспортного налога на местах решить проблемы региональных бюджетов. Однако эти меры оказались крайне непопулярными и вызвали активные протесты автомобилистов по стране14.

На данный момент транспортный налог оплачивают все автомобилисты, вне зависимости от того, сколько они ездят. Новые правила, предлагаемые властями, должны соответствовать принципу — «чем больше ездишь, тем больше платишь». Предполагается, что отсутствие налога будет скомпенсировано акцизом на бензин, который планируется поднять в 2 раза — на 3,32 рубля. В итоге, цены на бензин существенно вырастут, что неизбежно повлечет за собой рост цен на товары в российских магазинах. Бензин неизбежно подорожает за счет акцизной добавки, поскольку продавцы переложат расходы по нему на потребителей. Повышение акциза может несколько увеличить расходы организаций, активно использующих транспорт, например, в сельском хозяйстве. Государство от такого нововведения только выигрывает. Акцизы собираются всегда в полном объеме, так как они включены в стоимость топлива и взимаются автоматически. Возможная отмена транспортного налога обрадует тех водителей, которые мало ездят. К ним могут относиться пенсионеры, которые пользуются автомобилями в основном при поездках на дачу, а также другие категории граждан с невысоким уровнем дохода», Те же, кто активно пользуются автомобилем, потеряют от отмены налога. Если владелец автомобиля мощностью 102 л.с., накатывающий 20 тыс. км в год, сейчас платит транспортный налог в размере 3,5 тыс. рублей, то по новым правилам при расходе топлива в 10 литров на 100 км он израсходует эту сумму за 3 тыс. км.15

 

3.2. Пути совершенствования транспортного налога в РФ

 

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления налоговой политики), одобренных Правительством РФ 25.05.2009, были рассмотрены приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики в перспективе 2010 - 2012 гг. Как и ранее, главный приоритет - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося налогового бремени.

Относительно транспортного  налога были обрисованы следующие перспективы. В целях повышения налоговой  автономии органов власти субъектов  РФ, а также создания возможностей для повышения доходов региональных бюджетов предполагалось с 2010 г. внести в гл. 28 НК РФ следующие изменения:

- предоставить органам  власти субъектов РФ право устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также от его экологического класса;

- увеличить средние  ставки транспортного налога, установленные ст. 361 НК РФ, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов РФ уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз. Такой порядок позволит региональным властям при желании не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств либо увеличить ставки транспортного налога на отдельные категории с целью пополнения бюджетных доходов.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования, основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ. Несмотря на то что этот документ не является нормативно-правовым актом, он представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Исходя из определенных Правительством РФ ориентиров в области  налоговой политики и непосредственно  дальнейшего развития транспортного налога были приняты законодательные акты, реализующие данные положения:

- Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ);

- Федеральный закон от 28.11.2009 N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ);

- Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 368-ФЗ).

Изменения, внесенные  данным Федеральным законом № 282-ФЗ

, затронули ст. 361 "Налоговые ставки" НК РФ. Если раньше законами субъектов РФ налоговые ставки, установленные на федеральном уровне в гл. 28 НК РФ, могли быть увеличены (уменьшены) не более чем в пять раз, после внесенных изменений увеличение (уменьшение) может достигать десяти раз.

По-новому сформулирован  и п. 3 ст. 361 НК РФ: слова "срока полезного использования транспортных средств" заменены словами "количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса". Кроме этого, данный пункт дополнен новым абзацем: количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Эти изменения вступили в силу с 1 января 2010 г.

По мнению финансистов, представленному в Письме от 20.01.2010 N 03-05-06-03/04, Федеральный закон N 282-ФЗ не влечет автоматического увеличения ставок транспортного налога, установленных законами субъектов РФ, а расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по установлению налоговых ставок.

В соответствии с гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ транспортный налог является региональным налогом, который вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в ст. 361 НК РФ. Следовательно, согласно мнению Минфина и действующему законодательству по вопросу установления конкретных ставок транспортного налога нужно обращаться в законодательные (представительные) органы власти соответствующих субъектов РФ.

Новшества внесены в ст. 363 "Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу" НК РФ. В новой формулировке абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ звучит так: при этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 363.1 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, за исключением тех, кто применяет специальные налоговые режимы, установленные гл. 26.1 и 26.2 НК РФ, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются I квартал, II квартал, III квартал.

Таким образом, налогоплательщики-организации  уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу равными долями по месту нахождения транспортных средств по истечении каждого отчетного периода в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.

С 1 января 2010 г. срок для  уплаты авансовых платежей по транспортному  налогу не может быть установлен законом  субъектов РФ ранее последнего числа  месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а именно ранее 30 апреля, 31 июля и 31 октября соответствующего года. До 1 января 2010 г. такого ограничения в п. 1 ст. 363 НК РФ не содержалось.

Также внесены изменения  в п. 3 ст. 363 НК РФ - они затрагивают интересы налогоплательщиков - физических лиц. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2010 г.

Изменения, внесенные Федеральным законом N 368-ФЗ в гл. 28 НКРФ, также применяются с 1 января 2010 г. Они касаются интересов индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют пассажирские и грузовые перевозки. Теперь в пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ четко прописано, что не являются объектом обложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Внесенные изменения уравняли организации и индивидуальных предпринимателей в данном вопросе.

С 29 января 2010 г. вступил  в силу Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 374-ФЗ). Этот Закон не связан с порядком исчисления и уплаты транспортного налога. Но при разговоре о транспортном налоге обойти его вниманием нельзя: он устанавливает новые - повышенные - размеры госпошлины за действия, связанные с регистрацией транспортных средств, и непосредственно затрагивает интересы их владельцев. Итак, изменения внесены в ст. 333.33 "Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий" НК РФ. Сравним наиболее распространенные из них с действующими ранее положениями.

Таблица 2

Изменение размеров государственной  пошлины

 

Юридически значимое действие        

Госпошлина  
до 29.01.2010

Госпошлина 
с 29.01.2010

Выдача государственных  регистрационных знаков на автомобили, в том числе взамен утраченных  или пришедших в негодность                   

400 руб. 

1500 руб.

Выдача государственных  регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность        

200 руб. 

1000 руб.

Выдача паспорта транспортного  средства, в том числе взамен утраченного  или пришедшего в негодность                                   

100 руб. 

500 руб.

Выдача свидетельства  о регистрации             
транспортного средства, в том числе взамен     
утраченного или пришедшего в негодность      

100 руб. 

300 руб.

Внесение изменений  в выданный ранее паспорт    
транспортного средства                       

20 руб. 

200 руб.

Выдача государственных  регистрационных знаков  
транспортных средств "Транзит", в том числе    
взамен утраченных или пришедших в негодность   
изготавливаемых из расходных материалов на     
металлической основе, на автомобили          

400 руб. 

1000 руб.

Выдача государственных  регистрационных знаков  
транспортных средств "Транзит", в том числе    
взамен утраченных или пришедших в негодность   
изготавливаемых из расходных материалов на     
металлической основе, на мототранспортные      
средства, прицепы, тракторы, самоходные        
дорожно-строительные и иные самоходные машины

200 руб. 

500 руб.

 

Выдача государственных  регистрационных знаков  
транспортных средств "Транзит", в том числе    
взамен утраченных или пришедших в негодность   
изготавливаемых из расходных материалов на     
бумажной основе                              

 

50 руб. 

 

100 руб.

Выдача талона о прохождении  государственного   
технического осмотра, в том числе взамен       
утраченного или пришедшего в негодность      

30 руб. 

300 руб.

Информация о работе Транспортный налог. Действующий механизм и совершенствование