Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:40, дипломная работа
Целью данной работы является изучение и оценка механизмов исчисления и взимания транспортного налога, определение направлений его совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику транспортного налога;
- рассмотреть основные элементы транспортного налога (налоговую базу, ставки налога, льготы, порядок и сроки уплаты, отчетность по налогу);
- рассмотреть механизмы исчисления и взимания транспортного налога на конкретных примерах;
- проанализировать порядок составления налоговой отчетности по транспортному налогу;
- определить направления совершенствования механизма исчисления и взимания транспортного налога.
Введение…………………………………………………………………….…… 3
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА…………………………………………..…………………………...… 6
Понятие транспортного налога и этапы его развития в РФ ……...…... 6
Характеристика элементов транспортного налога ……………….….. 12
ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ, ВЗИМАНИЯ И ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА…………………… 15
Порядок исчисления и взимания транспортного налога…………….. 15
Составление отчетности по транспортному налогу ……………….… 19
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проблемы, связанные с налогообложением транспортных средств ... 30
Пути совершенствования транспортного налога в РФ ………………. 32
Выбор направлений налогового планирования на предприятиях для оптимизации транспортного налога ……………………...…………… 42
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Ставки транспортного налога в Ростовской области
Пример 1. По состоянию на 1 января 2011 г. на балансе организации числился легковой автомобиль с мощностью двигателя 90 л. с. В сентябре автомобиль был продан.
В 2011 г. легковой автомобиль был зарегистрирован на организацию в течение девяти месяцев (с января по сентябрь включительно).
Ставка транспортного налога для легкового автомобиля данного класса составляет 5 руб. Сумма налога составила 338 руб. (5 руб. x 90 л. с. x 9 мес. : 12 мес.).
Пример 2. В январе 2011 г. организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 135 л. с. Ставка транспортного налога для автомобилей данного класса составляет 8 руб.
Автомобиль был
Следовательно, сумма транспортного налога, которую организация должна была уплатить за 2011 г., составит 900 руб. (8 руб. x 135 л. с. x 10 мес. : 12 мес.).
Пример 3. В феврале 2011 г. организация приобрела легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л. с. В июне 2011 г. автомобиль был продан. Ставка транспортного налога составляет 5 руб.
Автомобиль был
Следовательно, сумма транспортного налога, которую организация должна была уплатить за 2011 г., составит 167 руб. (5 руб. x 80 л. с. x 5 мес. : 12 мес.).
Пример 4. В начале мая 2010 г. организация приобрела и зарегистрировала легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л. с. В конце мая 2010 г. автомобиль был снят с учета в связи с продажей.
Ставка транспортного налога составляет 5 руб.
Поскольку в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца вышеуказанный месяц принимается как один полный месяц, при расчете налога используется коэффициент 1/12. Следовательно, сумма транспортного налога составила 33 руб. (5 руб. x 80 л. с. x 1 мес. : 12 мес.).
Когда возникает вопрос о расчете налога в связи с перерегистрацией транспортного средства в другом субъекте РФ, в котором действуют иные налоговые ставки, можно опираться на мнение Минфина, изложенное в Письме от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11. Согласно Письму, если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачиваться начиная со следующего месяца, при этом его исчисление и уплата должны осуществляться в соответствии с действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации законодательным актом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге.
Согласно международной практике взимания налогов Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 г. № 84 было одобрено Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Данное Соглашение было принято в качестве основы для переговоров с уполномоченными органами иностранных государств о заключении соответствующих межгосударственных соглашений с другими государствами. При этом предыдущая редакция Соглашения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 N 352, была признана утратившей силу.
На практике часто возникают ситуации, когда иностранная компания признается налогоплательщиком в России, однако механизм удержания налога не предусмотрен ни российским законодательством, ни соответствующим международным соглашением. Типичным примером является ситуация, когда одна зарубежная организация продает имущество, приобретенное в России, другой зарубежной организации, и при этом ни одна из них не зарегистрирована в России для целей налогообложения. В данном случае согласно его новой редакции Типового соглашения российские налоговые органы могут направить запрос в соответствующие органы государства, резидентом которого является иностранная компания, на взыскание с нее налогов или наложение обеспечительных мер в соответствии с требованиями российского налогового законодательства.
Кроме того, в новом Соглашении детализированы и приведены в соответствие с положениями Модельной конвенции ОЭСР нормы, устанавливающие порядок обмена информацией между российскими и зарубежными налоговыми органами. Например, в соответствии с одной из них государство может запросить информацию у другого государства в рамках Соглашения, при этом другое государство должно принять меры для получения запрошенной информации, даже если для собственных налоговых целей в такой информации не нуждается. Новые нормы направлены на совершенствование механизмов взаимодействия российских налоговых органов с зарубежными. Если эффективность такого взаимодействия удастся повысить, российские налоговые органы смогут получать необходимую информацию, а также обеспечить выполнение требований налогового законодательства в отношении иностранных организаций, используемых для вывода прибыли российских организаций.
2.2. Составление отчетности по транспортному налогу
По истечении налогового периода в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств представляется налоговая декларация по транспортному налогу. В настоящее время применяется форма налоговой декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н.
Налогоплательщики, являющиеся
организациями и уплачивающие в
течение налогового периода авансовые
платежи по налогу, по истечении
каждого отчетного периода
Форма налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу утверждена Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н.
В соответствии с п. 3 ст. 363.1 НК РФ налоговые декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
До 2011 года налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представлялись налогоплательщиками, за исключением тех, кто применял специальные налоговые режимы, установленные гл. 26.1 и 26.2 НК РФ, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
С 2011 г. в гл. 28 Налогового кодекса РФ были внесены изменения, отменяющие обязанность организаций представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу.
Законодатель субъекта РФ в своем нормативно-правовом акте может обязать организацию выплачивать авансовые платежи по транспортному налогу. В ранее действующей редакции НК РФ было предусмотрено, что в таком случае налогоплательщики должны по истечении каждого отчетного периода (I квартал, II квартал, III квартал) представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Не представляли налоговые расчеты только те организации, которые, соответственно, не уплачивали платежи в течение налогового периода, а также предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения и уплачивающие ЕСХН. Причем последние не сдавали промежуточные расчеты в налоговый орган вне зависимости от обязанности уплачивать ежеквартальные авансовые платежи. Данная преференция была предусмотрена п. 3 ст. 363.1 НК РФ в ее действующей до 2011 г. редакции.
С текущего же года представлять расчеты по транспортному налогу уже никто не должен вне зависимости от режима налогообложения и порядка уплаты налога.
Поэтому если организация перешла
либо планирует перейти с
Как мы уже было рассмотрено выше, ст. 363.1 НК РФ указывает на то, что отчетность должна быть сдана по месту нахождения транспортных средств. В соответствии с нормами п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств признается место их государственной регистрации (а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества). Регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России8.
Согласно п. 24 указанных Правил регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений.
Выходит, транспортное средство может бы зарегистрировано как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения обособленного подразделения, причем вне зависимости от выделения такого обособленного подразделения на отдельный баланс, наличия у него расчетного счета.
Получается, что по транспортным средствам, зарегистрированным по месту нахождения головной организации, декларация должна быть представлена в налоговые органы по месту нахождения этой организации. В случае же, если автомобиль зарегистрирован по месту нахождения обособленного подразделения, соответственно, налоговая отчетность должна быть сдана в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения.
Достаточно часто возникают ситуации, когда автомобиль передается для эксплуатации в обособленное подразделение, где ставится на временный учет.
В данном случае отчетность все-таки следует представлять по месту нахождения головной организации. Ведь НК РФ четко определяет, что она должна быть сдана в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, которым признается именно место их постоянной регистрации. О возможности сдачи отчетности по месту временного учета в Налоговом кодексе РФ ничего не говорится.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств. Однако постановка организаций на учет в качестве плательщика транспортного налога осуществляется без его участия. Налоговый орган самостоятельно осуществляет ее на основании данных, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Указанные данные должны быть представлены в налоговую инспекцию в течение 10 дней после регистрации автомобиля (п. 4 ст. 85 НК РФ).
И еще один момент: организации, подпадающие под критерий крупнейших налогоплательщиков, должны представлять налоговые декларации по транспортному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Об этом говорится в п. 4 ст. 363.1 НК РФ.
Рассмотрим порядок заполнения декларации по транспортному налогу на примере.
По состоянию на 1 января 2011 г. на балансе организации находятся следующие транспортные средства:
1) грузовой автомобиль "ИЖ-27715" с мощностью двигателя 85 л. с. Находится в эксплуатации с 2007 г.;
2) грузовой автомобиль "ГАЗ-3302" с мощностью двигателя 102 л. с. Находится в эксплуатации с 2008 г.;
3) легковой автомобиль "ВАЗ-21099" с мощностью двигателя 78 л. с. Машина приобретена в 2009 г., а 31 января 2010 г. было возбуждено уголовное дело по факту ее угона;
4) легковой автомобиль "ВАЗ-2115"
с мощностью двигателя 72 л.
с. Машина приобретена в
Все транспортные средства предприятия зарегистрированы в органах ГИБДД Ростовской области.
Закон Ростовской области о транспортном налоге от 18 сентября 2002 года N 265-ЗС, на основании которого предприятие уплачивает налог, предусматривает для грузовых автомобилей дифференциацию налоговых ставок в зависимости от срока полезного использования транспортных средств. Этим Законом установлены следующие налоговые ставки:
- для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно – 7 руб/л. с.;
- для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно и сроком полезного использования до пяти лет включительно - 17 руб/л. с.;
- для грузовых автомобилей с
мощностью двигателя свыше 100
л. с. до 150 л. с. и сроком
полезного использования до
Согласно Закону у предприятия нет льгот по транспортному налогу.
Код ОКАТО муниципального образования по месту нахождения транспортных средств - 60401000000, код вида экономической деятельности (ОКВЭД) - 51.16.1.
Авансовые платежи по транспортному налогу, исчисленные предприятием в течение 2010 г., составляют:
за I квартал - 1051 руб.;
за II квартал - 1048 руб.;
за III квартал - 1048 руб.
Заполним декларация по транспортному налогу, которую налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию. Декларация за 2010 г. должна быть подана не позднее 1 февраля 2011 г.
Организация должна заполнить в составе декларации титульный лист, разд. 1 и 2. Декларацию следует заполнять начиная с разд. 2.
Информация о работе Транспортный налог. Действующий механизм и совершенствование