Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:40, дипломная работа
Целью данной работы является изучение и оценка механизмов исчисления и взимания транспортного налога, определение направлений его совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику транспортного налога;
- рассмотреть основные элементы транспортного налога (налоговую базу, ставки налога, льготы, порядок и сроки уплаты, отчетность по налогу);
- рассмотреть механизмы исчисления и взимания транспортного налога на конкретных примерах;
- проанализировать порядок составления налоговой отчетности по транспортному налогу;
- определить направления совершенствования механизма исчисления и взимания транспортного налога.
Введение…………………………………………………………………….…… 3
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА…………………………………………..…………………………...… 6
Понятие транспортного налога и этапы его развития в РФ ……...…... 6
Характеристика элементов транспортного налога ……………….….. 12
ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ, ВЗИМАНИЯ И ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА…………………… 15
Порядок исчисления и взимания транспортного налога…………….. 15
Составление отчетности по транспортному налогу ……………….… 19
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проблемы, связанные с налогообложением транспортных средств ... 30
Пути совершенствования транспортного налога в РФ ………………. 32
Выбор направлений налогового планирования на предприятиях для оптимизации транспортного налога ……………………...…………… 42
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Ставки транспортного налога в Ростовской области
Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации могли увеличивать налоговую ставку относительно ставок, указанных в табл. 1, в связи с изменением уровня цен и заработной платы или полностью освобождать отдельные категории граждан и организаций от уплаты налога.
Налог с владельцев транспортных средств полностью зачислялся в территориальные дорожные фонды.
Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являлись:
Объектом налогообложения являлась продажная цена (без НДС, СН и акцизов) автотранспортных средств, приобретаемых плательщиками путем купли-продажи, мены, лизинга (под которыми в целях налогообложения понималась передача автотранспортных средств в долгосрочное пользование с правом и без права выкупа), взносы в уставный фонд. Налог исчислялся плательщиками по следующим ставкам:
Налогооблагаемая стоимость приобретаемых автотранспортных средств определялась:
Автотранспортные средства, приобретенные для дальнейшей реализации, налогом не облагались (при наличии лицензии на торговлю автомобилями).
Не уплачивался налог
при регистрации и
Таким образом, согласно ранее действовавшему законодательству в России был предусмотрен ряд "транспортных" налогов, отличавшихся порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов. В совокупности такая разрозненность вносила путаницу в налогообложение, как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов3. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15.11.1997.
В отличие от прежнего налога, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Он взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств в местный бюджет, так как относится к региональным налогам. Величину налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, однако объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок определяются федеральным законодательством.
Конкретные налоговые ставки устанавливается на основе базовой налоговой ставки и не могут отклоняться от последней более чем в 10 раз4.
Таблица 2
Ставки и объект налога с владельцев транспортных
средств, руб.
Вид транспорта |
Минимальная |
Базовая ставка |
Максимальная | |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л. с.) | ||||
До 100 л. с. (до 73,55 кВт) |
0,5 |
5 |
50 | |
Свыше 100 л. с. до 150 л. с. |
0,7 |
7 |
70 | |
Свыше 150 л. с. до 200 л. с. |
1 |
10 |
100 | |
Свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт включительно |
1,5 |
15 |
150 | |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой л. с.) | ||||
До 200 л. с. (до 147,1 кВт) |
1 |
10 |
100 | |
Свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) |
2 |
20 |
200 | |
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой л. с.) | ||||
До 100 л. с. (до 73,55 кВт) |
0,5 |
5 |
50 | |
Свыше 100 л. с. до 150 л. с. |
0,8 |
8 |
80 | |
Свыше 150 л. с. до 200 л. с. |
1 |
10 |
100 | |
Свыше 200 л. с. до 250 л. с. |
1,3 |
13 |
130 | |
Свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) |
1,7 |
17 |
170 | |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы
на | ||||
0,5 |
5 |
50 |
Таким образом, в России налог на транспортные средства зависит только от мощности двигателя. Чем больше мощность, тем больше платить. Это правило действует даже для самолетов, за исключением реактивных.
Государств, в которых водители платят за количество лошадиных сил без учета их качества, в мире осталось не так много. Последнее время в зарубежных странах при помощи налога власти стараются регулировать транспортную ситуацию. Многие уже ввели налоговые льготы для владельцев экологичных автомобилей и, наоборот, санкции для водителей "вредных машин". Больше всех с транспортным налогом экспериментируют в Германии. С июля 2009 г. в стране введен единый принцип налогообложения автомобилистов. Водители платят одновременно за объем двигателя и за объем выброса. "Кубики" машин с бензиновыми двигателями стоят 2 евро за каждые 100 куб.см. Объемы дизельных автомобилей обходятся дороже - по 9 евро за каждые 100 куб. см. Но дополнительно владельцы транспортных средств в Германии платят и за объем выбросов, причем этот стоит куда дороже: 2 евро за каждый грамм.
Почти идентичная система действует и во Франции. При регистрации нового автомобиля его хозяин уплачивает в бюджет пошлину, величина которой зависит от мощности двигателя автомобиля, а не от его объема, как в Германии). Вдобавок владельцы большинства машин должны платить за каждый грамм выбросов. Но от уплаты этого разового налога освобождены хозяева автомобилей, которые выделяют менее 200 г. газа на 1 км. Деньги, собранные с "выхлопа", направляются на финансирование экологических программ Франции.
В США сбор налогов с автомобилистов построен по принципиально иной, но также "экологичной" схеме: больше платит тот, кто больше ездит. Реализовано это очень просто: транспортный налог включен в цену на топливо. В Дании и в Израиле автомобилисты должны платить в государственную казну куда больше российских водителей. В Дании власти пытаются поддерживать экологичные виды транспорта вроде велосипедов и мопедов, поэтому при регистрации автомобиля берут с водителя 105% стоимости машины. Если же машина стоит больше 34 тыс. крон (это чуть меньше 18 000 долл. США), то хозяину придется отдать государству уже 180% ее цены. При этом в Дании большим акцизом облагается и бензин, т.е. водители платят налог дважды: при регистрации и при использовании машины. В Израиле с лета 2010 г. все автомобили условно поделили на 15 экологических групп по уровню загрязнения окружающей среды. Покупатели самых "вредных" машин платят в казну 92% стоимости машины5.
Минимальный же налог, составляющий 10% цены, должны отдать государству хозяева электромобилей. За гибриды израильские власти налог определили в размере 30%. В среднем же водители платят государству около 70% стоимости автомобиля.
В Китае до недавних пор действовала система, подобная российской, - со всех автомобилистов брали транспортный налог по единой ставке. Правда, деньги, в отличие от России, шли на содержание дорог. Однако китайцы посчитали, что логичнее включить этот сбор в цену топлива, а налогами развивать свой автопром. В настоящее время в Китае покупатели автомобилей платят налоги в соответствии с ценой автомобиля. Если владельцу машины местного производства нужно будет отдать в казну около 10% его стоимости, то желающему купить иномарку придется уже уплатить 40%.
Многие наблюдатели утверждают, что транспортный налог в странах СНГ и других близлежащих странах Европы значительно ниже, чем в Российской Федерации, причем в этих странах нет такой дифференциации по уровню ставок. Основные дорожно-транспортные сборы, например, в той же Европе "закладывают" в цену топлива, которое во многих странах стандартно стоит в среднем 1 евро за литр.
Таким образом, в России далеко не самый высокий транспортный налог. Однако в развитых зарубежных странах, доходы у людей несоизмеримо выше, чем в России. Многим жителям нашей страны трудно платить налог больше 1000 руб. в год. При этом в России немало мест, куда не добраться общественным транспортом.
В Госдуму РФ уже не раз было внесено предложение взимания транспортного налога посредством включения его в стоимость топлива на бензоколонках. На первый взгляд все просто. Больший налог платит тот, кто больше потребляет топлива и чаще ездит. С мощностью машины тоже есть прямая связь: сотни лошадиных сил - это, как правило, отличный "топливный аппетит", как следствие - высокий налог. Вроде бы все логично. И во многих развитых странах принята именно такая система налогообложения.
Плюс для регионов - транзитники покупают топливо в этом регионе, разбивают дороги, а платят налог по месту регистрации своего транспортного средства, деньги будут идти в регион.
Включение транспортного налога в цену автомобильного топлива особенно выгодно людям небогатым. Например, пенсионерам, многие из которых ездят на своей машине чуть ли не два раза в год. Сейчас они платят столько же, сколько и те, кто круглосуточно ездит на автомобилях. Также новая система выгодна тем, кто вообще не ездит. У нас в стране сотни тысяч машин не используются, но не сняты с учета. Их владельцы вынуждены регулярно платить налог. И главное - в развитых странах поступления от транспортного налога в основном тратятся на содержание дорог. В России же, как показала практика, качество дорог не зависит от того, много мы платим или нет.
В целом законодательные власти сходятся во мнении, что российские ставки транспортного налога повышать все же необходимо, поскольку ремонт дорог и устранение последствий вреда, наносимого автомобилями окружающей среде, стоит больших вложений. Кроме того, необходимо вести активную работу по снижению задолженности по транспортному налогу. В частности, нужно развивать систему информирования налогоплательщиков, а также проект по представлению возможности оплаты транспортного налога с использованием банкоматов, платежных терминалов и касс без заполнения квитанции.
Транспортный налог является одним из обязательств, которым обременены владельцы транспортных средств. Данный налог, как и любой другой, определяется следующими элементами налогообложения: объектом налогообложения, налоговой базой, ставкой налога, порядком исчисления и сроками уплаты налога.
Согласно ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).
В соответствии с данным определением к транспортным средствам относятся:
В соответствии со ст. 38 НК РФ применительно к транспортному налогу объектом налогообложения являются транспортные средства, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Главным признаком возникновения
объекта налогообложения
Информация о работе Транспортный налог. Действующий механизм и совершенствование