Учет денежных средств и расчетных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации учета денежных средств и расчетных операций на основе изучения их теории и практики.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО БУ!!!!!.docx

— 136.54 Кб (Скачать документ)

Плательщик, получив копию  платежного требования. Дает согласие на его оплату или отказывается от нее.

Платежное поручение представляет собой расчетный документ, содержащий поручение обслуживающему банку  о перечислении определенной суммы  с его счета на счет получателя. Платежными поручениями оформляются  расчеты за полученные товары, расчеты  по нетоварным операциям, авансовые  платежи, оплата товарных векселей.

К главным достоинствам расчетов платежными поручениями  относятся: простота оформления и прохождения  через банк, универсальность, а также  тот факт, что можно сблизить дату отгрузки с датой оплаты.

Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

Только для безналичных  расчетов между юридическими и физическими  лицами применяются чеки. Чеки - это  ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной  в нем суммы чекодержателю.

Чекодатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары или услуги посредством чека.

Чекодержатель - юридическое или физическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку.

Различают расчеты разовыми чеками и с помощью расчетных  чековых книжек. Расчетная чековая  книжка выдается на год, ее можно пополнять  или переносить на другую чековую  книжку.

Сущность расчетов с помощью  чеков заключается в следующем.

Чекодатель передает чек  чекодержателю в момент приобретения товара. После проверки и принятия чека в уплату за товар чекодержатель  заполняет на обороте расчетного чека соответствующие реквизиты, ставит дату об оплате, проставляет оттиск штампа предприятия и подписывает  данные записи. Затем сдает принятые чеки по месту открытия расчетного счета вместе с поручением-реестром. Банк чекодержателя пересылает чеки при поручении-реестре в банк плательщика.

При получении поручения-реестра  банк-плательщик проверяет: относятся  ли приложенные к ним чеки к  этому банку, подлинность бланка чека и соответствие его номера выданной чековой книжке, правильность его  оформления, наличие на чеке подписи  владельца чековой книжки и соответствие ее образцу.

По истечении срока  действия чековая книжка должна быть сдана в банк.

Отличительной чертой данной формы расчетов является гарантия платежа, несмотря на усложнение документооборота, так как так как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после  их списания со счета плательщика (чекодателя).[2]

В настоящее время распространена такая форма безналичного расчета, как расчеты банковскими пластиковыми карточками. Под банковскими карточками понимаются карты национальных (международных) систем расчетов, использующих карты  в качестве платежного средства, и  частные банковские  карты. В соответствии со своими функциональными характеристиками карты подразделяются на кредитные (предназначены для оплаты товаров за счет предоставляемого на эту цель кредита) и дебетовые (предназначены для расчета за товары, получения средств в налично-денежной форме путем списания  с карт-счета владельца в банке).

Использование пластиковых  карточек способствует уменьшению наличного  денежного оборота и затрат по его обслуживанию, ускорению оборачиваемости  средств в сфере потребительских сделок, повышению качества труда работников банка и обслуживания предприятий торговли, населения. Однако у, так называемых пластиковых денег, ест свои недостатки. Во-первых, за удобства, предоставляемые расчетами с помощью карточки, приходится платить. Обычно банк взимает определенный процент за каждую трансакцию, совершаемую по карточке (покупка, обналичивание).

  Расчеты аккредитивами. Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы, предъявленные поставщиком. Банк покупателя называется банком-эмитентом, а поставщика — исполняющим банком. Для открытия аккредитива покупатель представляет обслуживающему его банку заявление. Банк на его основании перечисляет деньги с расчетного или других счетов клиента и бронирует их на специальном счете. Банк покупателя направляет банку поставщика поручение на открытие аккредитива, банк поставщика извещает его об открытии в его пользу аккредитива. Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в полной сумме или частями после представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Сумма реестров счетов зачисляется на расчетный счет поставщика и списывается в расход со счета «Аккредитивы к оплате». Банку покупателя посылается авизо вместе со вторым экземпляром реестра счетов, товарно-транспортными и другими документами, предусмотренными условиями аккредитива. Аккредитив может быть отзывным или безотзывным, подтвержденным, переводным, резервным, покрытым или непокрытым. Под отзывным понимается аккредитив, который может быть отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления бенефициара. Безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив) не может быть отменен без согласия бенефициара. Под переводным понимается аккредитив, по которому по заявлению бенефициара банк-эмитент может дать согласие иному лицу (иному бенефициару) на полное либо частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством. Под резервным аккредитивом понимается аккредитив, по которому банк выдает независимое обязательство выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару по его требованию (заявлению). Покрытым называется аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет исполняющему банку денежные средства плательщика, снятие с его расчетного счета или представленный банком плательщику кредит. При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент не перечисляет исполняющему банком денежные средства, а предоставляет ему право списать сумму аккредитива со счета банка-эмитента, открытого им в исполняющем банке. По истечении срока действия аккредитив закрывается. Неиспользованные суммы аккредитива перечисляются банку плательщика, который зачисляет их на тот счет, с которого они перечислялись. Для покупателя аккредитивная форма расчетов невыгодна, поскольку его денежные средства замораживаются на длительный срок, а для поставщика выгодна с точки зрения надежности и быстроты получения денег.[15]

Распространенным способом расчетов являются расчеты посредством  векселей. Вексель представляет собой  ценную бумагу, которая удостоверяет безусловное обязательство векселедателя  уплатить по наступлению срока указанную  в нем сумму векселедержателю. Вексель-это не только одна из форм расчетов, но и один из видов коммерческого  кредита, поскольку оплата производится не сразу, а через определенное время, в течение которого сумма находится  в распоряжении векселедателя.[2]

Расчеты в порядке плановых платежей применяются при равномерных постоянных поставках товаров и оказании услуг. Причем оплачивается не каждая отдельная поставка или физически оказанная услуга, а периодически средства перечисляются в сроки и в размерах, заранее согласованных сторонами. Периодически, но не реже одного раза в месяц, расчеты уточняются на основе фактического отпуска товаров или оказания услуг за истекший период в перерасчете и в порядке, обусловленном в соглашении. Плановые платежи производятся платежными поручениями, требованиями, а также сводными требованиями за услуги транспорта. В них делается пометка «Без акцепта», а в поручениях «Плановый платеж по соглашению от 200_ г.» плательщик может передавать банку заблаговременно все платежные поручения на платежи за предстоящий календарный месяц.

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной  жизни. Поэтому все сделки, связанные  с поставками материальных ценностей  и оказанием услуг, завершаются  денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии.

1.3 Нормативно-правовое регулирование денежных средств и расчетных операций в Республике Беларусь.

Согласно  законодательству Республики Беларусь регулирование учета денежных средств  и расчетных операций осуществляется через следующие нормативно-правовые акты:

1 Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г. № 3321-XII (с изм. и доп. от 26.12 2007 г. № 302 – 3). Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.[13]

2 Инструкцию по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную Постановлением Министерства финансов 30.05.2003 г. №89 (с изм. и доп. от 11.01.2010 г. № 2). Настоящая Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета (далее - Инструкция) устанавливает для коммерческих и некоммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. Согласно данной Инструкции для учета денежных средств и расчетных операций применяются счета разделов V и VI Типового плана счетов соответственно. Счета V раздела для обобщения информации о наличии и движении оборотных средств в сфере обращения, обслуживающих процесс реализации: денежных средств в официальной денежной единице Республики Беларусь и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории Республики Беларусь и за ее пределами, а также ценных бумаг, платежных и денежных документов. Счета VI раздела предназначены для обобщения информации обо всех видах расчетов организации - с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов.

Расчеты в иностранных валютах учитываются  на счетах этого раздела в белорусских  рублях в суммах, определяемых путем  пересчета иностранной валюты в  установленном порядке.[10]

3 Инструкцию о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденную Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 29.03.2011 г. №107. Инструкция разработана на основании статей 26, 30 Банковского кодекса Республики Беларусь  и устанавливает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях, а также устанавливает порядок приема наличных денежных средств в кассу и их выдачу, правила ведения журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, порядок сдачи выручки и т. д. [4]

4 Инструкцию о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденную Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 28.06.2004 г. № 98 (с изм. и доп. от 13.02.2008 г. №24). Инструкция о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь  разработана на основании  статей 26 и 30 Банковского кодекса Республики Беларусь и устанавливает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций в наличной иностранной валюте, а также организацию контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте.[5]

5 Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», утвержденный Палатой представителей 21.04. 2003 г. № 194-З (с изм. и доп. от 28.12.2009 г. № 98-3). Согласно статье 11.7 за нарушение ведения кассовых операций юридическим или физическим лицом, которое выражается в накоплении в кассе наличных денежных средств в белорусских рублях, иностранной валюте сверх установленных обслуживающими банками лимитов остатков касс либо в несоблюдении срока возврата неиспользованных наличных денежных средств в белорусских рублях, выданных под отчет на командировочные или другие предстоящие расходы, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.[1]

6 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций», утвержденным 29.04.2010 г. №38. Постановлением № 38 утверждены типовые формы первичных учетных документов по оформлению кассовых операций:

  • КО-1 «Приходный кассовый ордер» (для оформления кассовых операций по оприходованию денежных средств в национальной валюте);
  • КО-1в «Приходный кассовый ордер» (для оформления кассовых операций по оприходованию денежных средств в иностранной валюте);
  • КО-2 «Расходный кассовый ордер» (для оформления кассовых операций по выдаче денежных средств в национальной валюте);
  • КО-2в «Расходный кассовый ордер» (для оформления кассовых операций по выдаче денежных средств в иностранной валюте).[11]

7 Инструкцию о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденную Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 14.02.2008 г. №19. В состав годовой консолидированной бухгалтерской отчетности головной организации включаются консолидированные бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о прибылях и убытках (форма 2), отчет об изменении капитала (форма 3), отчет о движении денежных средств (форма 4). Согласно главе 8 данной Инструкции отчет о движении денежных средств (форма 4) формируется на основе информации о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с учетом остатков на начало и конец отчетного года в разрезе текущей, инвестиционной, финансовой деятельности.[12]

8 Инструкцию по инвентаризации активов и обязательств, утвержденную Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.11.2007 г. №180 (с изм. и доп. от 10.07.2009 г.) установлен единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, в том числе и денежных средств, которые относятся непосредственно к активам. Инвентаризацию денежных средств перед составлением годовой отчетности проводят не ранее 1 декабря. В ходе инвентаризации проверяется наличие денег путем их полного пересчета. По итогам инвентаризации наличных денежных средств комиссия составляет акт инвентаризации наличных денежных средств.[6]

Информация о работе Учет денежных средств и расчетных операций