Учет и анализ основных средств на примере предприятия МДРСУ-3 р. п. Кузоватово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:36, дипломная работа

Описание

Цель работы - изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства.
Задачи работы:
- провести анализ состояния основных средств на предприятии МДРСУ-3 рабочего поселка Кузоватова;

- выявить недостатки учетной работы предприятия и отметить положительные моменты;
- внести предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств в основном в части автоматизации и компьютеризации учета, по внедрению Международных стандартов учета и отчетности.

Содержание

Введение
Глава 1 Экономическая сущность основных средств
1.1 Определение, классификация, оценка основных средств
1.2 Международные стандарты учета основных средств
1.3 Документальное оформление наличия и движения основных средств
Глава 2 Особенности учета основных средств на предприятии МДРСУ-3
рабочего поселка Кузоватова
2.1 Учетная политика и характеристика предприятия
2.2 Поступление основных средств на предприятии МДРСУ-3
2.3 Амортизация основных средств
2.4 Выбытие основных средств
2.5 Учет аренды и ремонта основных средств
2.6 Инвентаризация основных средств
Глава 3 Анализ основных средств на предприятии МДРСУ-3
3.1 Анализ финансового состояния предприятия
3.2 Размер и структура основных средств МДРСУ-3
3.3 Анализ движения и технического состояния основных производственных фондов предприятия МДРСУ-3
3.4 Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 116.03 Кб (Скачать документ)

Для учета операций по долгосрочной аренде арендодатель использует счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные  обязательства к поступлению» на котором отражают расчеты с арендаторами за арендованные ими средства.

При передаче основных средств  в долгосрочную аренду, арендодатель составляет рекомендуемые планом счетов проводки по выбытию основных средств (на списание первоначальной стоимости, суммы амортизации на согласованную  стоимость, на разность между согласованной  и остаточной стоимостью). Затем  отражает начисление арендной платы  в виде процентов по долгосрочной аренде и части разницы между  согласованной и остаточной стоимостью объектов, приходящейся на период, за который  начисляется арендная плата.

Арендатор может выкупить долгосрочно арендуемые основные средства до истечения срока аренды. Поступившие  платежи арендодатель отражает так:

Дебет 51 «Расчетный счет». Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Арендные  обязательства к поступлению».

Часть разницы между согласованной  и остаточной стоимостью основных средств  и сумму начисленных процентов, приходящихся на очередной срок платежа, оформляют проводкой:

Дебет 98 «Доходы будущих  периодов». Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Выкупные платежи, поступившие  по окончании долгосрочной аренды, отражают так:

Дебет51 «Расчетный счет»  или 52 «Валютные счета». Кредит 91 «Прочие  доходы и расходы».

Пример:

Восстановительная стоимость  основных средств, переданных в долгосрочную аренду, составила 300 тыс. рублей; сумма  амортизации 120 тыс. рублей; остаточная стоимость 180 тыс. рублей; согласованная стоимость 240 тыс. рублей. Объект передан в аренду на пять лет, арендный процент установлен на уровне 15% годовых.

За год по арендному  проценту должно быть начислено 36 тыс. рублей

(240 тыс. рублей × 15%): 100%, а за месяц 3 тыс. рублей.

Амортизационные отчисления равны 4 тыс. рублей в месяц

(240 тыс. рублей : 5 лет : 12 месяцев). Разность между согласованной  и остаточной стоимостью составляет 60 тыс. рублей

(240 тыс. рублей – 180 тыс. рублей); в расчете на один  год- 12 тыс. рублей; в расчете на 1 год- 1 тыс. рублей. Бухгалтерские  записи по данному примеру  отражены в таблице 7.

Таблица 7- Бухгалтерские  проводки по арендованным основным средствам

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма тыс. руб.

Восстановительная стоимость  основных средств

 

91

 

01

 

30

Сумма амортизации основных средств

 

02

 

91

 

120

Согласованная стоимость  основных средств

 

76

 

91

 

240

Разность между согласованной  и остаточной стоимостью

 

91

 

98

 

60

Сумма начисленных процентов  по долгосрочной аренде за соответствующий  период

 

76

 

91

 

3

Разница за месяц между  согласованной и остаточной стоимостью основных средств

 

98

 

 

91

 

1

Поступление арендных платежей в размере амортизационных отчислений

 

51

 

 

76

 

7


 

Арендатор для учета долгосрочно  арендуемых основных средств использует счет 01 «Основные средства», субсчет  «Арендованное имущество», 76 субсчет  «Задолженность к уплате по долгосрочной аренде» и 02 «Амортизация имущества, полученного в аренду».

Восстановление объектов основных средств осуществляется путем  ремонта, а также модернизации и  реконструкции.

Расходы, связанные с проведением  или оплатой работ по ремонту  основных средств, организации могут  относить непосредственно на активные счета для учета издержек производства или обращения (20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др.) с кредита  соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетный счет»,60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»).

Такой порядок учета рекомендуется  при незначительных затратах на текущий  и профилактический ремонт, поскольку  эти затраты не могут существенно  влиять на конечный финансовый результат.

Для накапливания финансовых средств на осуществление крупного планового ремонта целесообразно  создавать ремонтный фонд.

Рассчитывают нормативы  отчислений в этот фонд на 5 лет, на основе оценки возможной стоимости подобного  ремонта. Такой фонд учитывают на пассивном счете 96 «Резервы предстоящих  расходов», субсчёт «Ремонтный фонд». При его формировании указанный  субсчет кредитуют дебетованеем счета 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы». 

При наличии ремонтного фонда  затраты на проведение работ отражают, как правило, на активном счете 23 «Вспомогательное производство». По дебету этого счета  учитывают фактические затраты  на ремонт собственных основных средств. Фактическую себестоимость законченных  ремонтных работ списывают следующим  образом: Дебет 96, субсчет «Ремонтный фонд» Кредит 23 «Вспомогательное производство».

Основанием для такой  бухгалтерской проводки служит акт  приемки- сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных  объектов основных средств. Он является также документом для соответствующей  записи сумм затрат на ремонт в инвентарных  карточках аналитического счета.

Сумму фонда, превышающую  фактические затраты на ремонт, по окончании года, как правило, записывают отрицательными числами - сторнируют. При недостатке ремонтного фонда  разность относят на счета учета  затрат.

Сальдо по счету 23 « Вспомогательное  производство» (в части ремонта) может быть только дебетовым, что  означает затраты по незаконченному капитальному, профилактическому или  текущему ремонту основных средств. В бухгалтерском балансе его  показывают по статье «Незавершенное производство».

При внезапном ремонте  на крупные суммы (при отсутствии ремонтного фонда) затраты следует  относить в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов». Это позволит не увеличивать себестоимость продукции, что неизбежно при единовременном списании расходов на счета учета  затрат. Всю сумму стоимости ремонтных  работ в таких случаях записывают в дебет счета97, с которого их ежемесячно списывают на счета текущих  затрат равными долями и в течении  срока, к которому они относятся.  

Расходы на ремонт учитываются  при налогообложении прибыли  в размере фактических затрат. Эти расходы включают в себестоимость  продукции в том отчетном периоде, в котором они возникли [18, С, 4].

Пример:

Предприятие МДРСУ-3 произвело  текущий ремонт токарного станка. Расходы на ремонт составили:

- заработная плата рабочих- 1000 руб.;

- единый социальный налог, начисленный с заработной платы рабочих-356 руб.;

- стоимость запчастей- 1500 руб.

По данным операциям  составляются следующие проводки отраженные в таблице 8.

Таблица 8- Бухгалтерские  записи по ремонту основных средств

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма руб.

Списана на себестоимость  заработная плата рабочих, проводивших  ремонт

 

20

 

70

 

 

1000

Списан на себестоимость  единый социальный налог

 

20

68 субсчет «Расчеты по  единому социальному налогу»

 

 

356

Списаны на себестоимость  детали, использованные при ремонте  станка

 

20

 

10

 

1500


 

Всего на себестоимость ремонта  было списано 2856 руб. (1000 + 356 + 1500).

 

2.6 Инвентаризация  основных средств

 

Достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности организации  обеспечивается инвентаризацией имущества (основных средств) предприятия, в ходе которой проверяется и документально  подтверждается их наличие, состояние  и оценка. Инвентаризация основных средств –это уточнение фактического наличия имущества предприятия  путем сопоставления их с данными  бухгалтерского учета на определенную дату. На практике различают несколько  видов инвентаризации.

Частичная инвентаризация проводится один раз в год для каждого  объекта. Это надежный способ проверки, не требующий высокого уровня внутренней организации и, как правило, не мешающий процессу производства.

Периодическая инвентаризация осуществляется в конкретные сроки  в зависимости от вида и характера  имущества.

Полная инвентаризация- это  проверка всех видов имущества организации. Она проводится в конце года перед  составлением годового отчета, а также, при полной документальной ревизии, по требованию финансовых и следственных органов. Выборочная инвентаризация имеет  место на отдельных участках производства или при проверке работы материально- ответственных лиц, например проверка наличия основных средств машинно-тракторного  парка предприятия.

Количество инвентаризаций в отчетным году, даты их проведения, перечень имущества проверяемых  при каждой из них, устанавливается  организацией, кроме случаев, когда  проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации основных средств обязательно:

- при передачи имущества  в аренду, выкупе, продаже, приватизации, а также при образовании государственной  или муниципальной унитарной  организации;

- перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности, кроме  имущества, инвентаризация которого  проводилась не ранее 1 октября  отчетного года;

- при смене материально-  ответственных лиц (на день  приема- передачи дел);

- при установлении фактов  хищений и злоупотреблений основных  средств, а также при порче  ценностей;

- в случае пожара, стихийных  бедствий или других чрезвычайных  ситуаций, вызванных экстремальными  условиями;

- при реорганизации, ликвидации  организации предусмотренных Законодательством  РФ;

- инвентаризации подлежит  все основные средства. Инвентаризация  проводится поэтапно и в следующие  сроки - один раз в три года.

Работу по проведению инвентаризации основных средств разделяют на три  этапа.

Первый - предварительная  работа председателя инвентаризационной комиссии: изучаются объекты, подлежащие инвентаризации; организуется пломбирование  мест хранения основных средств. 

Второй – члены инвентаризационной комиссии разбиваются на группы и  закрепляются за объектами подлежащими  инвентаризации. Они должны быть ознакомлены  с инструкцией «О порядке поведения  инвентаризации а также получить необходимые бланки для поведения  инвентаризации», а также получить необходимые бланки для проведения инвентаризации.

Материально- ответственные  лица сдают в бухгалтерию к  началу инвентаризации последний отчет  о движении основных средств с  приложением всех документов, дают подписку о том, что все документы  на поступившие и выбывшие основные средства сданы в бухгалтерию  и что не оприходованных или списанных  основных средств нет. Инвентаризацию проводят в присутствии материально- ответственного лица.

Инвентаризацию проводят в порядке расположения основных средств по месту хранения и по каждому материально- ответственному лицу в отдельности. 

Результаты проверки основных средств записывают в инвентаризационные описи, где подробно указывают полное наименование основного средства, порядковые номера по прейскуранту, количество цену и общую сумму. Инвентаризационные описи заполняются чернилами  или химическим карандашом четко  и ясно, не допускаются незаполненные  строки, а также подчистки. Исправления  можно вносить только корректурным способом. Инвентаризационные описи  подписываются всеми членами  инвентаризационной комиссии, а также  материально-ответственным лицом. Перед  подписью материально- ответственное  лицо должно дать письменную справку  следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентарной  описи, комиссией проверены в  натуре в моем присутствии и внесены  в опись, в связи с чем претензий  к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном  хранении. 

Материально- ответственное  лицо имеет право при необходимости  оспаривать результаты инвентаризации основных средств. С этой целью пишется  заявление с приложением соответствующих  документов на имя председателя инвентаризационной комиссии не позднее следующего дня  после завершения инвентаризации.  

По окончании инвентаризации основных средств могут осуществляться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты этих проверок оформляются актом и регистрируются в книге контрольных проверок –правильности проведения инвентаризации.

Третий – выявление  результатов инвентаризации и отражения  их в учете. В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют  с остатками, показанными в учете, и составляют ведомость учета  результатов, выявленных инвентаризацией. Она подписывается руководителем  организации, главным бухгалтером  и председателем инвентаризационной комиссии.

По окончании проверки инвентаризационная комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения  и предложения, который утверждается руководителем организации. Затем  определяется порядок регулирования  выявленных разниц между данными  инвентаризации и учета [26, С. 3].

Основные средства, оказавшиеся  в излишке подлежат оприходованию  и зачислению на финансовые результаты организации с последующим установлением  причин возникновения излишка и  виновных лиц. При этом делаются проводки:

Дебет 01 «Основные средства»  Кредит 91 «Прочие доходы» [27, С. 243].

Глава 3 Анализ основных средств на предприятии  МДРСУ-3

3.1 Анализ финансового  состояния предприятия 

 

На любом предприятии  существует практическая потребность  в комплексном и системном  анализе в связи с развитием  производственных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением  масштабов производства. Интуитивный  анализ, примерные расчеты и прикидки недостаточны на предприятии с достаточно большой материальной базой, каким  является Муниципальное дорожно-строительное управление № 3 рабочего поселка Кузоватово. Без комплексного всестороннего  анализа невозможно управлять сложными экономическими процессами, принимать  оптимальные решения. Содержание анализа  экономической деятельности предприятия  вытекает из его роли и функций  который он выполняет в системе  управления предприятием. Анализ деятельности предприятия связывает учет и  принятие управленческих решений . В  процессе проведения анализа в МДРСУ-3, учетная политика проходит аналитическую  обработку: проводится сравнение достигнутых  результатов с данными за прошлые  периоды времени, в данном случае проводится сравнительный анализ двух прошлых лет 2003/2004 годов. Определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности, выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности и перспективы. С  помощью данного анализа достигается  осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются  и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывая  и способствует повышению эффективности  деятельности предприятия МДРСУ-3.

Информация о работе Учет и анализ основных средств на примере предприятия МДРСУ-3 р. п. Кузоватово